Урбанестическая тематика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:45, дипломная работа

Описание работы

Тема города, как в мировой, так и в русской классической литературе – одна из самых глубинных и интересных. В русском литературоведении существует давняя традиция исследования «московских» и «петербургских» текстов. Москва провозглашается третьим Римом, вечным городом, во многом противопоставляясь Петербургу. Известны работы, в которых подчеркивается женское-мужское начало этих двух городов, часто дополняющее друг друга. Чужой новой столице приписывались мужские черты (мотив вторжения, разлучения).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕМА ГОРОДА В РУССКОЙ КЛАССИКЕ И ЕЁ ОЦЕНКА ЛИТЕРАТУРОВЕДАМИ И КРИТИКАМИ..........................................................7

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕМЫ ПЕТЕРБУРГА В ТВОРЧЕСТВЕ КЛАССИКОВ XIXв..............................................................................................18
2.1. Образ Петербурга в творчестве Пушкина....................................................18
2.2. Урбанистическая картина в произведениях Гоголя....................................22
2.3. Образ русой столицы в лирике Некрасова...................................................30
2.4. Страшный лик города в романе «Преступление и наказание» Достоевского..........................................................................................................36

ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ УРБАНИСТИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КЛАССИКОВ XIXВ. В СРЕДНИХ ШКОЛАХ....40
3.1. Урок «Лик города» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»..............................................................................................................41
3.2. Педагогическая мастерская «Петербург Пушкина» (по поэме «Медный всадник»)................................................................................................................49
3.3. Петербургские мотивы в творчестве Н.А. Некрасова.................................53
3.4. Урок литературы в 8-м классе по повести Н.В. Гоголя «Портрет»...........57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................68

Работа содержит 1 файл

Урбанистическая тема в русской класске 19в. наматериалах Пушкина, Гоголя, некрасова, Достоевского.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

 

Интерес к теме Петербурга начал развиваться с самого основания города. На протяжении столетий Петербург являлся центром живого взаимодействия России с Европой и всем миром, своего рода лабораторией, где русская национальная культура разрабатывала связи и взаимодействия с иноязычными культурами. Даже в самом имени города соединились три языка: санкт - латинское слово, что в переводе означает «святой», Петер - греческое слово и в переводе означает (камень, скала), бург - слово немецкое и имеет значение «замок, крепость». Почти со времени основания Петербурга сосуществовали две противоречивые тенденции в его оценке и роли в судьбе России.

С одной стороны, «Северная Пальмира», «чудотворный град», победитель стихии, с другой - проклятый город с нерусским именем, народное пророчество «Петербургу быть пусту».

Каким же увидел город Достоевский? Сегодня мы с вами совершим экскурсию по Петербургу Достоевского и постараемся понять, в чем же особенности этого города, какими средствами и приемами изображает этот город Достоевский, как Петербург влияет на жизнь героев романа

«Преступление и наказание», найдем сходство и отличие Петербурга Достоевского от Петербурга, изображенного писателями в 1-й половине XIX века. Запись темы урока и эпиграфов к нему.

3. Объяснение нового материала.

Обратите внимание на эпиграф. Каким видит Петербург Пушкин? Жуковский?

Какие ассоциации вызывает у вас слово Петербург, когда вы слышите его? (Учащиеся высказывают противоположные точки зрения. Для одних этот город ассоциируется с серостью, грязью, для других - с праздником, ажурностью).

Начнем свою экскурсию по этому городу. Достоевский, описывая Петербург в своем романе, делает это при помощи городского пейзажа, сцен уличной жизни и интерьеров.

Что такое пейзаж? А городской пейзаж? Что такое интерьер?

(Пейзаж - от французского paysage - местность- вид изображения какой-либо местности; в живописи и графике - основной предмет изображения -природа. Часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов. Интерьер - от французского interieur - внутренний - в архитектуре внутреннее пространство здания или помещения в здании)

Каковы ваши первые впечатления от Петербурга, изображённого Достоевским? Соотносятся ли ваши впечатления с вашими ассоциациями со словом Петербург?

Итак, Раскольников выходит из своей каморки на улицы города. Какая атмосфера царит на них? Подтвердите свои ответы цитатами из текста. («на улице жара стояла страшная... грустный колорит картины) ч.1. гл.1; «На улице опять жара стояла страшная... грустный колорит картины) ч.2 гл. 1; «Был уже поздний вечер... пылью, стоячей водой» ч.З гл.6)

Выявите закономерность в этих описаниях. (Все описания построены на одних и тех же деталях - страшная жара, пыль, дурные запахи, пестрая толпа)

Как эта атмосфера влияет на Раскольникова?

(Герою неуютно на петербургских улицах, они оказывают на него раздражающее действие. Зной, духота и зловоние используются Достоевским для того, чтобы показать психологическое состояние человека, который чувствует себя запертым в этом (каменном мешке)). Именно жара и атмосфера, в которой находится Раскольников, мутят его сознание до обморока, именно в этой атмосфере у Раскольникова рождается бредовая теория и готовится убийство старухи - процентщицы).

Расскажите о внешнем облике людей, которые встречаются Раскольникову на этих улицах.

(Это пьяные, «всякого рода промышленники и лохмотники», Мармеладов с желтым отекшим, зеленоватым лицом, красноватымии глазками) и «руками грязными, жирными, красными с черными ногтями», старуха - процентщица с «вострыми и злыми глазками»)

Каков сам Раскольников?

(Сам Раскольников был «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен, но он был так худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу»)

Какие впечатления произвели на вас эти люди и почему?

(От этих встреч остаётся ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного)

Итак, одним из средств изображения Петербурга Достоевский выбирает городской пейзаж.

Какие сцены уличной жизни вас наиболее потрясли?

(Пересказ учащимися сцен: пьяный в телеге, сцена на Николаевском мосту, сцена с пьяной девушкой, сцена смерти Мармеладова, сцена с шарманщиком и толпой женщин, сцена на мосту с утопленницей, сцена смерти Катерины Ивановны)

Что отражают эти сцены?

(Эти сцены показывают, что Петербург - город униженных, оскорбленных, это город, которому не чуждо насилие над слабыми. Вся уличная жизнь отражает состояние людей, живущих в нем.)

Для чего Достоевский показывает эти сцены? Зачем он так часто выносит действие романа на улицу, площадь, в распивочные?

(Автор хочет показать одиночество Раскольникова. Но одинок не только Раскольников, одиноки и другие обитатели этого города. Мир, который показывает Достоевский, - это мир непонимания равнодушия людей друг к другу.)

К какому выводу приводят нас сцены уличной жизни?

(От такой жизни люди отупели, они смотрят друг на друга враждебно, недоверчиво. Между всеми людьми только безразличие, звериное любопытство, злорадная насмешка)

Подведем небольшой итог. Еще одним средством изображения Петербурга являются уличные сцены.

Можем ли мы назвать город соучастником скрытых преступлений?

(Да, он подталкивает Родиона на преступление, давит на него)

В начале урока мы сказали, что Петербург в своих произведениях изображали многие писатели. Что же общего имеет Петербург Достоевского с изображаемым Петербургом его предшественников?

(Петербург. Достоевского такой же противоречивй, как и Пушкина, Гоголя, с физиологическими очерками Петербург Достоевского роднит детальность описания быта, а с некрасовским - природные явления, беднота на улицах)

Вернем к эпиграфу урока. У Пушкина образ Петербурга строится на примере антитезы. А есть ли у Достоевского «другой» Петербург?

(Есть. Раскольников идет к Разумихину и видит совсем другой пейзаж, отличный оттого, что он видит обычно на улицах Петербурга. «Таким образом пошел он... прежде, чем они скрывались из глаз» ч.1 гл.5; «он зажал двугривенный в руку...для него эта пышная картина» ч.2гл.2)

Как влияет этот Петербург на Раскольникова?

(И этот простор давит на него, мучит, гнетет, как и духота, теснота)

Какие еще черты говорят о противоречивости Петербурга Достоевского? (Голодный студент и разряженные женщины, богатые особняки, широкие проспекты и распивочные, трущобные гостиницы, закоулки и глухие дворы, прекрасный, но холодный фасад города улицы, прилегающие к Сенной площади, на которых творится зло)

Какой вывод мы можем сделать? Каким предстает Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание»?

(Мотив духоты, тесноты, толкучки, вони, грязи, который рождается пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей, их жизни и каморок, в которых они живут.

Человек задыхается в Петербурге. Все несёт на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования. Атмосфера Петербурга Достоевского – атмосфера тупика и безысходности. Сплошные картины жизни униженных и оскорблённых, страшная нищета, надругательство над человеком, невыносимые страдания обездоленных. Так, как живут эти люди, человек жить не может.)

Нужно отметить, что Достоевский считал, что «большой город - дьявольское создание цивилизации - имеет на душу пагубное влияние.

Запишите вывод в тетрадь, продолжив фразу «Петербург Достоевского –это...»

4. Закрепление изученного материала

Обратите внимание на ваши иллюстрации на тему «Каким я увидел (а) Петербург Достоевского?».

Кратко дайте характеристику своим работам, что вы изобразили на своих иллюстрациях и почему.

5. Домашнее задание.

Напишите сочинение - миниатюру по одной из предложенных тем:

1 .Трущобы Достоевского

2. Прогулка по Петербургу Достоевского

3. Почему Петербург Достоевского желтый?

 

 

3.2. Педагогическая мастерская «Петербург Пушкина» (по поэме «Медный всадник»)

 

Цели урока:

 показать интерес А.С.Пушкина к историческому прошлому России; выявить позиции автора по отношению к Петербургу.

 развивать навыки аналитической работы с художественным текстом, ассоциативное мышление учащихся, умение анализировать мысли и чувства не только автора произведения, но и свои.

 показать учащимся непреходящую ценность произведений А.С.Пушкина (на примере анализа поэмы «Медный всадник»); создать благоприятные условия для эстетического восприятия произведения.

Оборудование: Урок проводится в кабинете информатики (компьютеры, проектор для слайдовой презентации, принтеры для распечатки ответов учащихся; в ходе урока звучат музыкальные фрагменты).

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя. А.С.Пушкин открыл для русской литературы тему Петербурга, разработал и развил её и Н.В. Гоголь, и Ф.М.Достоевский. Город Петра стал темой и многих стихотворений поэтов Серебряного века.

2. Индукция. Создание эмоционального настроя (включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения).

Учитель:

Настройтесь эмоционально на урок, прослушайте отрывок из произведения. Обратите внимание на вопрос.

На фоне музыки звучит отрывок «Люблю тебя, Петра творенье» в исполнении А.Шварца

Какое слово или словосочетание в авторской оценке Петербурга можно считать ключевым? (Ключевое словосочетание – “Петра творенье…”)

Кто продолжит чтение отрывка наизусть до конца?

3. Самоконструкция. Задание:

Откройте страницу в Word и запишите ассоциативные ряды к словосочетанию “Петра творенье…”, в которых содержалась бы разная по оценке информация (позитивная и негативная). Сохраните работу.

Обсуждение работы. Помощь учителя (Приложение 4 - презентация).

Позитивная информация: (1 слайд) Приложение

Негативная информация: (2 слайд) Приложение

3. Социоконструкция. (Работа учащихся в группах).

Составить схемы – тезисы своих ответов на странице в Word.

Задания для групп:

1 группа: (слайд 3) Приложение 4

2 группа: (слайд 4) Приложение 4

3 группа: (слайд 5) Приложение 4

4 группа: (слайд 6) Приложение 4

4. Социализация. Работа учеников распечатывается на принтере.

(Выступление ученика от каждой группы – сопоставление, сверка, оценка, коррекция).

5. Афиширование. Вывешивание работ учеников (схем, проектов). Обсуждение полученных в групповой работе результатов. Учащиеся задают вопросы друг другу по поводу выполненных заданий. Учитель дает пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

6. Разрыв. Ликвидация разрыва. (Внутренне осознание учеником неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому).

Учитель организует работу учащихся в группах с источником информации, позволяющим разрешить возникшие противоречия.

Прослушивание сообщений учащихся.

(Сообщение ученика: знакомство с историей создания поэмы «Медный всадник». (Приложение 1. Приложение 2.)

Учитель:

Что же представлял из себя ландшафт в эпоху, предшествующую основанию Петербурга?

(По мшистым топким берегам// Чернели избы тут и там,// Приют убогого чухонца).

Петр Великий, конечно, был прекрасно осведомлен о значении устья Невы и мысль об основании здесь города-крепости должна была созреть в его уме задолго до начала Северной войны.(Отсель грозить мы будем шведу.//Здесь будет город заложен//На зло надменному соседу,//Природой здесь нам суждено//В Европу прорубить окно,//Ногою твердой стать при море).

Слово ученикам-историкам.

При глухом ропоте масс, сменившем отчаянные и бессильные попытки борьбы, при сочувствии немногих совершалось двести слишком лет тому назад обновление России. Его символом явился Петр. В его личности было много черт, в его жизни много моментов, глубоко поразивших и русских и иностранцев. Исторический образ грозного императора чрезвычайно благоприятствовал творимой легенде. Создавался образ одинокого титана, творящего новый мир, преодолевающего сопротивление косных, темных, хаотических сил.

Символом дела Петра явилась новая столица. Ее возникновение в результате многолетней борьбы со шведами было куплено дорогой ценой. Ее создание на «чухонской земле», на «болоте», стоившее жизни многочисленных рабочих, забутивших топь своими костями, увеличило народное нерасположение к «Питеру», но в сочувствующих реформе новый город порождал осознание могучей, чудодейственной силы «основателя». Сказочно быстрый рост Петербурга – города титанической борьбы – свидетельствовал о торжестве дела Петра. Образ царя-реформатора, усваиваясь религиозным сознанием, сочетался с древними, как культурный мир, образами космической борьбы творческого начала света с безликими, безобразными стихиями, образами, присущими всем векам и народам. Из этого соприкосновения исторических событий с мифотворческим сознанием родился миф (Приложение 3) о строителе чудотворном, получивший гениальное оформление в поэме Пушкина – Медный Всадник.

Информация о работе Урбанестическая тематика