Урбанестическая тематика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 19:45, дипломная работа

Описание работы

Тема города, как в мировой, так и в русской классической литературе – одна из самых глубинных и интересных. В русском литературоведении существует давняя традиция исследования «московских» и «петербургских» текстов. Москва провозглашается третьим Римом, вечным городом, во многом противопоставляясь Петербургу. Известны работы, в которых подчеркивается женское-мужское начало этих двух городов, часто дополняющее друг друга. Чужой новой столице приписывались мужские черты (мотив вторжения, разлучения).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТЕМА ГОРОДА В РУССКОЙ КЛАССИКЕ И ЕЁ ОЦЕНКА ЛИТЕРАТУРОВЕДАМИ И КРИТИКАМИ..........................................................7

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕМЫ ПЕТЕРБУРГА В ТВОРЧЕСТВЕ КЛАССИКОВ XIXв..............................................................................................18
2.1. Образ Петербурга в творчестве Пушкина....................................................18
2.2. Урбанистическая картина в произведениях Гоголя....................................22
2.3. Образ русой столицы в лирике Некрасова...................................................30
2.4. Страшный лик города в романе «Преступление и наказание» Достоевского..........................................................................................................36

ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ УРБАНИСТИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КЛАССИКОВ XIXВ. В СРЕДНИХ ШКОЛАХ....40
3.1. Урок «Лик города» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»..............................................................................................................41
3.2. Педагогическая мастерская «Петербург Пушкина» (по поэме «Медный всадник»)................................................................................................................49
3.3. Петербургские мотивы в творчестве Н.А. Некрасова.................................53
3.4. Урок литературы в 8-м классе по повести Н.В. Гоголя «Портрет»...........57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................68

Работа содержит 1 файл

Урбанистическая тема в русской класске 19в. наматериалах Пушкина, Гоголя, некрасова, Достоевского.doc

— 322.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

 

ГЛАВА 1. ТЕМА ГОРОДА В РУССКОЙ КЛАССИКЕ И ЕЁ ОЦЕНКА ЛИТЕРАТУРОВЕДАМИ И КРИТИКАМИ..........................................................7

 

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕМЫ ПЕТЕРБУРГА В ТВОРЧЕСТВЕ КЛАССИКОВ XIXв..............................................................................................18

2.1. Образ Петербурга в творчестве Пушкина....................................................18

2.2. Урбанистическая картина в произведениях Гоголя....................................22

2.3. Образ русой столицы в лирике Некрасова...................................................30

2.4. Страшный лик города в романе «Преступление и наказание» Достоевского..........................................................................................................36

 

ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ УРБАНИСТИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КЛАССИКОВ XIXВ. В СРЕДНИХ ШКОЛАХ....40

3.1. Урок «Лик города» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»..............................................................................................................41

3.2. Педагогическая мастерская «Петербург Пушкина» (по поэме «Медный всадник»)................................................................................................................49

3.3. Петербургские мотивы в творчестве Н.А. Некрасова.................................53

3.4. Урок литературы в 8-м классе по повести Н.В. Гоголя «Портрет»...........57

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................64

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................68

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема города, как в мировой, так и в русской классической литературе – одна из самых глубинных и интересных. В русском литературоведении существует давняя традиция исследования «московских» и «петербургских» текстов. Москва провозглашается третьим Римом, вечным городом, во многом противопоставляясь Петербургу. Известны работы, в которых подчеркивается женское-мужское начало этих двух городов, часто дополняющее друг друга. Чужой новой столице приписывались мужские черты (мотив вторжения, разлучения).

«Петербургские» тексты Н. Гоголя, Ф. Достоевского на разных уровнях символико-метафорического восприятия передают амбивалентное отношение к Европе, обнажая давние споры западников и славянофилов о том, каким путем должна развиваться Россия. Достаточно много написано об истоках мотивов страха и ужаса, Эдиповой травме в петербургских текстах писателей 19 века, - о том, что Петербург построен на нетвердой почве, о латентном страхе перед наводнением и пр.

У В. Брюсова, который мог себя именовать «дитя города», было достаточно сложное восприятие города в его воздействии на человека. Поэтом  было создано несколько циклов урбанистической поэзии, где он и восхищается и ужасается городом, многим известно его знаменитое произведение «Конь-блед». Лишь часть эволюции мотивов социально-мировоззренческого восприятия города А. Блоком можно выделить в знаменитой «Фабрике».

В советской литературе иногда тема города упрощалась, подчас связываясь со строительством ГЭС, мостов, заводов, промышленным бумом и внешними преобразованиями. Более того, в 1970-е годы появился термин «городская» проза, которую, воспринимая несколько уничижительно, противопоставляли  более «идейным и содержательным» «военной» и «деревенской» литературам.  «Городскими» повестями называли трилогию Ю. Трифонова «Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание». С самого начала эти повести не были по достоинству оценены критикой, даже такой проницательный исследователь, как Лев Аннинский определил основной темой трилогии городской быт и приземленность мелких чувств и переживаний горожан. Справедлива была обида Ю. Трифонова, который в полемике с критиком подчеркнул, что эти повести не о городском быте, а о бытии современников – о жизни, смерти, бессмертии. Тем самым, и в советскую эпоху, по традиции бытовало мнение, что город – носитель разрушительного начала.

Урбанистическая тематика русских писателей переросла в мифологию большого города. Одни писатели создавали случайные образы, откликаясь на выразительность Петербурга, другие, ощущая свою связь с ним, создавали сложный и цельный портрет северной столицы, третьи вносили свои идеи и стремились осмыслить Петербург в связи с общей системой своего миросозерцания; наконец, четвёртые, совмещая всё это, творили из Петербурга целый мир, живущий своей жизнью.

Каждая эпоха в истории русского общества знает свой Петербург. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему.

Тема Петербурга имеет свою особую традицию художественного изображения. Так, в поэзии А.С. Пушкина Петербург – воплощение петербургского духа, «Петра творенье», символ созидательных сил России, талантливости её народа. Поэт любуется набережной Невы, «одетой в гранит», прекрасными архитектурными ансамблями.

Н.В. Гоголь показывает нам Петербург уже не как символ государственности, а как город, в котором живёт множество разных людей, между которыми складываются особые отношения, комические, а иногда трагические. Великолепие северной столицы отходит на второй план, отступая перед проблемами обезличивания человека.

Ф.М. Достоевский углубил эту мысль и придал ей новое звучание: вина лежит не только на условиях жизни, но и на самом человеке, который тоже виноват в своём тяжёлом положении («Преступление и наказание» и другие). Мармеладов - жертва не только обстоятельств, но и своей собственной слабости.

Попадая в Петербург Достоевского, читатель оказывается в очень необычном духовом пространстве, напоминающем гоголевский и некрасовский город, но ещё более жестокий, фантастический и реальный одновременно. Распивочные, трактиры, дома терпимости, закоулки, дворы -колодцы, Сенная и Канава, убогие, тёмные комнаты - вот фон, на котором завязываются конфликты и трагедии «самого петербургского» романа Ф.М. Достоевского - «Преступление и наказание».

Близок к Гоголю и Достоевскому Петербург некрасовский. Мы становимся свидетелями картин страданий «униженных» и «оскорбленных» на фоне чванливых и помпезных «парадных подъездов». Как и у Достоевского, в стихотворениях поэта возникает картина Сенной площади, на которой бьют кнутом молодую крестьянку; Некрасов даже сближает свою Музу с этой бедной женщиной.

В русской литературе XX века, этот дивный и призрачный город воспевали поэты Серебряного века: А. Блок, А. Ахматова, А. Белый.

Таким образом, мы видим, что у писателей-реалистов XIX века наблюдается определённая близость в способах изображения образа города.

Тема данной дипломной работы – Урбанистическая тематика в русской классике XIXвека, на материалах А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова и Ф.М. Достоевского.

Объект исследования – лирика А.С.Пушкина, «Петербургские повести» Н.В. Гоголя, цикл стихотворений Н.А. Некрасова, роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.

Предмет исследования – образ города, в частности Петербурга, в творчестве русских классиков XIX века. 

Поставленная тема позволяет нам сформулировать цель работы в следующем виде: показать многообразие образа города в произведениях русских классиков XIX (А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского), на примере произведений о Петербурге.

Достижение поставленной цели возможно решение следующих задач:

1. Изучить эволюцию темы образа города и городской жизни в творчестве писателей-реалистов XIX века.

2. Рассмотреть и описать связь между образом города и героями произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Ф.М. Достоевского.

3. Разработать методические рекомендации по изучению темы «Петербург в русской классике XIX века» на уроках литературы в общеобразовательной школе.

В основу работы были положены следующие методы:

1. Метод изучения трудов ведущих специалистов в области культурологии, литературоведения и методики преподавания литературы;

2. Метод анализа и обобщения литературы;

3. Сравнительный анализ художественных текстов в аспекте жанра и стиля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕМА ГОРОДА В РУССКОЙ КЛАССИКЕ И ЕЁ ОЦЕНКА ЛИТЕРАТУРОВЕДАМИ И КРИТИКАМИ

 

  Город, местопребывание человека, всегда интересовали литературу. С одной стороны, город формировал свой тип человека, с другой – являлся самостоятельным телом, живущим и имеющим равные права со своими обитателями. В русской литературе, в кино, музыкальном и изобразительном искусстве город давно занимает важное место как способ особой интерпретации различных антропологических переживаний, представлений и мифо-поэтических ассоциаций.

Наиболее любимым городом, вдохновлявшим классиков на великие произведения, является Петербург. Интерес к теме Петербурга начал развиваться с самого основания города. Он являлся центром живого взаимодействия России с Европой и всем миром, своего рода лабораторией, где русская национальная культура разрабатывала связи и взаимодействия с иноязычными культурами. Даже в самом имени города соединились три языка: санкт – в переводе с латинского «святой», петер – с греческого «камень, скала», бург - в переводе с немецкое означает «замок, крепость». Почти со времени основания Петербурга сосуществовали две противоречивые тенденции в его оценке и роли в судьбе России. С одной стороны, «Северная Пальмира», «чудотворный град», победитель стихии, с другой - проклятый город с нерусским именем, народное пророчество «Петербургу быть пусту».

Как тема и как образ, Петербург оставил глубокий след в русской культуре. Грозная стихия, закованная в гранит вдохновила многих писателей. С Петербургом связаны судьбы многих литературных персонажей. Именно в петербургской среде был воспитан пушкинский Евгений Онегин, по питерским садам прогуливался с Ольгой Ильинской Обломов, и именно в этом городе совершил своё преступление Родион Раскольников. Вместе с тем, каждый писатель, поэт видит в Петербурге свой образ, своего героя, и, поселяя «на брега Невы» литературного персонажа, каждый автор вершит над ним свою судьбу.

Петербург, Петроград, Ленинград и снова Петербург. Это город -колыбель и одновременно рабочая мастерская всей русской поэзии. Не случайно московский поэт Павел Антакольский так и назвал стихотворение, посвященное Петербургу: «Колыбель русской поэзии». Именно в Петербурге передавали друг другу лиру Ломоносов и Державин, Пушкин и Вяземский, Тютчев и Некрасов, Ахматова и Блок, Мандельштам и Бродский.

Чувство традиции, питающее так называемую петербургскую школу в русской поэзии, несомненно, имеет под собой единую опору – город, духовная магия которого влияет на поэта помимо его воли. В художественной поэзии и прозе к теме Петербурга обращались многие классики: Пушкин, Некрасов, Гоголь, Достоевский.

Чтобы понять, каков источник напряжённого внимания авторов художественных произведений к пространству северной столицы России, необходимо вникнуть в сущность петербургской темы.

Мы знаем, что каждая эпоха в истории русского общества определяет свой образ Петербурга. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему. Для поэтов XVIII века: Ломоносова, Сумарокова, Державина - Петербург предстает как «преславный град», «Северный Рим», «Северная Пальмира». Им чуждо видеть в городе будущего какое-то трагическое предзнаменование. И только писатели XIX века придали образу города трагические черты. Откуда они возникли и почему так укоренились в сознании Пушкина, Некрасова, Гоголя, Достоевского? Несомненно, одну из главных ролей в этом сыграла петербургская легенда, появившаяся в эпоху петровских реформ: «Петербургу быть пусту!» Город, построенный на костях сотен тысяч людей, - греховный, и природа обязательно отомстит за мученические смерти подневольных строителей города.

Появление и дальнейшее развитие петербургской легенды представлено в работе Р.Г. Назирова «Петербургская легенда и литературная традиция »[40,9] В ней автор отмечает, что «русская литература XVIII века чужда духу легенды. Пушкин же не просто следует легенде, он «вмешивается в нее, обнажая нерв - протест, выразившийся в знаменитой кульминации «Медного всадника», где личность маленького человека противостоит великому герою, воплощенному в величественном памятнике, который оживает в момент сюжетного взрыва, что делает фигуру героя ужасающей» [40,131]. Итак, Пушкин создал новый образ Петербурга – города трагической красоты и безумия.

В. Маркович в работе ««Петербургские повести» Н.В. Гоголя» подчёркивает, рядом с рациональным суждениями русских мыслителей и историков о Петербурге «существовали представления, которые нашли своё выражение в мифах о Петербурге и его основателе» [35, 103]. Эпоха Петра и начатых им преобразований создала в жизни русского народа именно такую ситуацию. Причём основание Петербурга явилось своеобразным ее эпицентром.

Петербург, как отмечает В. Маркович, стал олицетворением дерзкого вызова, брошенного сразу в нескольких направлениях. Город, основанный на только что отвоеванной окраине страны и потому крайне уязвимый, воплощал открытый вызов врагам России [35,103].

Основание Петербурга было и своеобразным вызовом прошлому: новая столица создавалась в противовес Москве, оплоту старины. Кроме того, Петербург создавался как вызов стихиям природы. Он строился в месте, малопригодном для жизни огромной массы людей, ценою небывалых усилий и жертв.

Информация о работе Урбанестическая тематика