Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:42, дипломная работа
Целью данной работы является выявление особенностей лексического структурирования поэтических текстов в идиостиле В.Высоцкого.
Поставленная цель определила постановку следующих задач:
На основе изученной научной литературы определить особенности лексического структурирования поэтического текста.
Проанализировать лексические макроструктуры поэтических текстов в идиостиле В.Высоцкого.
Определить позиции, которые занимают доминантные лексические микроструктуры в макроструктуре поэтических текстов В.Высоцкого.
Выявить ведущий тип лексической макроструктуры поэтического текста в идиостиле В.Высоцкого.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
1.1. Истоки коммуникативно-прагматического
изучения поэтического текста………………………………………………….7
1.2. Специфика художественного текста…………………………………….17
1.3. Роль ключевых слов в смысловом
развёртывании поэтического текста…………………………………………..30
1.4. Понятие лексической структуры
поэтического текста…………………………………………………………….39
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………43
Глава 2
КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ
СТРУКТУР ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
В.ВЫСОЦКОГО………………………………………………………………...44
2.1. Методика коммуникативно-прагматического
исследования лексической структуры
поэтического текста………………………………………………………………….44
2.2. Типология лексических макроструктур
в идиостиле Владимира Высоцкого.
2.2.1. Дедуктивные лексические макроструктуры…………………………………50
2.2.2 Индуктивные лексические макроструктуры……………………………55
2.2.3. Индуктивно-дедуктивные
лексические макроструктуры…………………………………………………...60
2.2.4.Кольцевые лексические макроструктуры………………………………..63
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………..69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….74
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….80
Я, конечно, спою, – не пройдет и полгода.
Именно слово «корабли», данное уже в самом названии, является доминантным, то есть фокусирующим в себе все основные текстовые смыслы стихотворения и образующее смысловых параллелей.
1.Ассоциативная параллель «корабли-люди» организована словными и сверхсловными ассоциатами. Словный ассоциат – «возвращаются», который связывает номинат концепта «корабли» с его ассоциатом «люди». Корабли уходят в плавание, возвращаются из него. Это действие присуще скорее людям, нежели таким неодушевленным предметам, как корабли. Отсюда следует, что в основу данной параллели положен приём олицетворения, так же, как и стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус» построен на олицетворении: «Белеет парус одинокой/ В тумане моря голубом!/Что ищет он в стране далекой?/Что кинул он в краю родном?..» [М.Ю.Лермонтов, Стихотворения и поэмы: 1969].
Словные ассоциаты «друзья», «я»( лирический герой произведения) и «женщины» имеют в своей семантике сему «человек», а это единственное число от существительного «люди»; и синонимичными словами: «лицо» , «индивидуум»Обратимся к словарю за определением данных ассоциатов: друг – «1.Человек, который связан с кем-н. дружбой; женщина – «1.Лицо, противоположное мужчине по полу, та, которая рожает детей и кормит их грудью» ; я – «1.Индивидуум как личность, осознающая самоё себя» [Ожегов С.И., 1993:].
2. Ассоциативная параллель «корабли – возвращение» организована главным образом словными ассоциатами «возвращаются» и «появлюсь». Кораблям присущ процесс плавания, то есть они движутся по водному пространству. Глаголы «возвращаться» и «появляться» относятся к тематической группе «движение». Таким образом мы доказали связь номината концепта «корабли» с его ассоциатом «возвращение».
3. Ассоциативная параллель «корабли-время» организована словными и сверхсловными ассоциатами. Словный ассоциат «полгода» означает «временной отрезок, равный половине года», и в этом определении содержится сема «время». Именно половина года является для лирического героя единицей измерения времени. Ещё один словный ассоциат «курс» связан с ассоциатом «время», так как корабли, берут какой-либо курс, который занимает определенный промежуток времени.
4. Ассоциативная параллель «корабли – судьба» организована словными и сверхсловными ассоциатами. Словный ассоциат «судьба» имеет следующее значение: судьба – «2.Доля,участь» [Ожегов С.И., 1993:]. Участь кораблей заключается в том, чтобы уходить в плавание, беря определенный курс, и возвращаться. Другой словный ассоциат, связанный с номинатом концепта, «вера»( в тексте «верю»), означает: вера – «1.Убежденность, глубокая уверенность в в ком-чем-н. В. в победу. В. в судьбу» [Ожегов С.И., 1993:].
Таким образом, мы доказали, что данное стихотворение имеет индуктивно-дедуктивную лексическую микроструктуру, и большинство ассоциативных параллелей сосредоточено во второй строфе текста, то есть в его середине.
2.2.4.Кольцевые лексические макроструктуры.
Под кольцевой макроструктурой поэтического текста понимается такое его развертывание, при котором ассоциативная домината находится как в препозиции, так и в постпозиции, определяя основные направления текстового ассоциирования и смыслового развития, так и в постпозиции, логично завершая ассоциативное развёртывание, фокусируя предыдущие ассоциативные связи. Этот тип лексического структурирования является преобладающим в поэзии В.Высоцкого.
Ассоциативная доминанта текста в постпозиции является ассоциативно-обогащенной, с «приращением» смысла по сравнению с ассоциативной доминантой в препозиции, даже если их формальное выражение полностью совпадает [Болотнова Н.С.: 2006] .
Данное ниже стихотворение В.Высоцкого «Высота» относится к первой из перечисленных групп.
Вцепились они
в высоту, как в свое.
Огонь минометный, шквальный...
А мы все лезли толпой на нее,
Как на буфет вокзальный.
И крики "ура" застывали во рту,
Когда мы пули глотали.
Семь раз занимали мы ту высоту –
Семь раз мы ее оставляли.
И снова в атаку не хочется всем,
Земля - как горелая каша...
В восьмой раз возьмем мы ее насовсем –
Свое возьмем, кровное, наше!
А может ее стороной обойти, –
И что мы к ней прицепились?!
Но, видно, уж точно – все судьбы-пути
На этой высотке скрестились.
Все наши деревни, леса, города
в одну высоту эту слились –
в одну высоту, на которой тогда
пути наши, судьбы скрестились.
Вцепились они в высоту, как в свое,
огнем высоту поливая,
а мы упрямо ползли на нее,
товарищей оставляя.
Ассоциативной доминантой в препозиции и постпозиции являются первое и последнее четверостишия с повтором ключевого слова «высота», связь которого с микросмыслами «место боя», «нечто судьбоносное» и «целеустремленность» получает дальнейшее развитие в тексте.
Так, микросмысл «место боя» уточняется на основе ассоциатов текстового элементов «пули», «атака», «земля», «крики «ура», объединенных тематической общностью «война».
Микросмысл «нечто судьбоносное» ассоциативной доминанты, находящейся в препозиции, ещё только угадывается на основе элементов («судьбы-пути», «скрестились») и получает в ассоциативном развертывании текста смысловое развитие ( уточнение и конкретизацию): «Но, видно, уж точно – все судьбы-пути/ на этой высотке скрестились».
Микросмысл «целеустремленность» создается на основе текстовых элементов: « возьмем», « вцепились», и « упрямо».
Именно слово «высота», данное уже в самом названии, является доминантным, то есть фокусирующим в себе все основные текстовые смыслы стихотворения и образующее 3 смысловых параллелей.
Другое стихотворение В.Высоцкого «Песня о Земле» также является поэтическим текстом с кольцевой ассоциативно замкнутой лексической макроструктурой:
Кто сказал: "Все сгорело
дотла,
Больше в Землю не бросите семя"?!
Кто сказал, что Земля умерла?
–
Нет, она затаилась на время.
Материнства не взять у Земли,
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что Землю сожгли? –
Нет, она почернела от горя.
Как разрезы, траншеи легли,
И воронки, как раны, зияют.
Обнаженные нервы Земли
Неземное страдание знают.
Она вынесет все, переждет.
Не записывай Землю в калеки!
Кто сказал, что Земля не поет,
Что она замолчала навеки?
Нет! Звенит она, стоны глуша,
Изо всех своих ран, из отдушин.
Ведь Земля - это наша душа,
Сапогами не вытоптать душу!
Кто сказал, что Земля умерла?
–
Нет, она затаилась на время.
Лексическая структура данного текста организована тезисно-аргументирующим способом, так как, во-первых, лирический герой стихотворения доказывает факт жизни Земли и опровергает факт её смерти, во-вторых, текст имеет форму вопросно-ответной репрезентации смысла.
Исходя из этого данное стихотворение имеет 2 основных микросмысла, а именно «жизнь» и «смерть». Эти микросмыслы главным образом сосредоточены в доминантной лексической микроструктуре, которая представлена двумя строчками, которые находятся как в препозиции, так и в постпозиции: « Кто сказал, что Земля умерла?/ Нет, она затаилась на время…»
К первому микросмыслу ( «смерть») относятся следующие элементы: «умерла», «сожгли», «не поёт», «замолчала навеки», а со вторым микросмыслом связаны такие элементы, как «затаилась на время», «звенит, стоны глуша», «не записывай Землю в калеки».
Ключевое слово «Земля» содержится в доминантной лексической микроструктуре и неоднократно повторяется в последующих строках в каждой строфе стихотворения.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
1.Типология
лексических структур
2. Под лексической
макроструктурой поэтического
3. Под лексической
микроструктурой поэтического
4. Для выявления
позиционных типов лексических
макроструктур мы разработали
комплексную методику анализа
лексической структуры
1) Выявление
ключевых слов поэтического
2) Выявление
ассоциативно-смысловых
3) Моделирование ассоциативно-смысловых полей.
4) Определение
точек пересечения
5) Определение доминантной лексической микроструктуры поэтического текста.
6) Определение позиционного типа лексической макроструктуры.
5. Если центральный
узел (доминантная лексическая
6. Специфика
дедуктивной лексической
7. При индуктивно-дедуктивной
лексической макроструктуре
8. Под кольцевой макроструктурой
поэтического текста
Информация о работе Типы лексических макрострукткр поэтического текста