Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:42, дипломная работа
Целью данной работы является выявление особенностей лексического структурирования поэтических текстов в идиостиле В.Высоцкого.
Поставленная цель определила постановку следующих задач:
На основе изученной научной литературы определить особенности лексического структурирования поэтического текста.
Проанализировать лексические макроструктуры поэтических текстов в идиостиле В.Высоцкого.
Определить позиции, которые занимают доминантные лексические микроструктуры в макроструктуре поэтических текстов В.Высоцкого.
Выявить ведущий тип лексической макроструктуры поэтического текста в идиостиле В.Высоцкого.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
1.1. Истоки коммуникативно-прагматического
изучения поэтического текста………………………………………………….7
1.2. Специфика художественного текста…………………………………….17
1.3. Роль ключевых слов в смысловом
развёртывании поэтического текста…………………………………………..30
1.4. Понятие лексической структуры
поэтического текста…………………………………………………………….39
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………43
Глава 2
КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ
СТРУКТУР ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
В.ВЫСОЦКОГО………………………………………………………………...44
2.1. Методика коммуникативно-прагматического
исследования лексической структуры
поэтического текста………………………………………………………………….44
2.2. Типология лексических макроструктур
в идиостиле Владимира Высоцкого.
2.2.1. Дедуктивные лексические макроструктуры…………………………………50
2.2.2 Индуктивные лексические макроструктуры……………………………55
2.2.3. Индуктивно-дедуктивные
лексические макроструктуры…………………………………………………...60
2.2.4.Кольцевые лексические макроструктуры………………………………..63
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………..69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….74
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….80
Ассоциативные параллели звезда – желание жизни и звезда – смерть организуются в произведении по принципу контраста микроструктуры поэтического текста, так как слова «жизнь» и «смерть» являются языковыми антонимами.
Погоны – наплечные знаки различия в военной и другой форменной одежде ( в данном случае в военной одежде). Офицерские п.
На третьем
шаге мы определяем способ и средства
организации ассоциативно-
На четвертом шаге мы определяем точки пересечения ассоциативно-смысловых параллелей.
В последних строках стихотворения слово «звезда» является ядром, объединяющим в себе все вышеперечисленные смыслы и ассоциации, связанные с выделенными ассоциативно-смысловыми параллелями: «В небе висит, пропадает звезда -/некуда падать». «Пропадает звезда» - как небесное тело, которой «некуда падать»: ни под сердце, ни на погоны, так как нет того самого «Героя», - он умер, его настигла смерть, несмотря на его огромное желание жить.
Именно последние строки являются зоной пересечения ассоциативно-смысловых параллелей, то есть «узлом» ассоциативно-смысловой сети, тем более, что в них находится ключевое слово стихотворения.
На пятом шаге мы определили доминантную лексическую микроструктуру – это шестая строфа, так как именно этот участок текста является центральным звеном в ассоциативно-смысловой сети целого текста. Здесь фокусируются пучки связей и отношений других микроструктур, а именно пересекаются все ассоциативно-смысловые поля.
На шестом шаге мы определили позиционный тип лексической макроструктуры данного стихотворения. Поскольку доминантная лексическая микроструктура расположена в постпозиции, то есть в конце стихотворения, постольку лексическая макроструктура этого произведения определяется как дедуктивная.
2.2.2 Индуктивные лексические макроструктуры.
Если центральный
узел ассоциативно-семантической
Примером поэтического текста с индуктивной лексической макроструктурой может служить стихотворение Владимира Высоцкого ««О переселении душ».
Кто верит в
Магомета, кто в Аллаха, кто в
Иисуса
Кто ни во что не верит, даже в черта назло
всем
Хорошую религию придумали индусы
–
Что мы, отдав концы не умираем насовсем.
Стремится ввысь душа твоя –
Родишься вновь с мечтою,
Но если жил ты как свинья –
Останешся свиньею.
Пусть косо смотрят на тебя – привыкни
к укоризне, –
Досадно – что ж, родишься вновь на колкости
горазд.
И если видел смерть врага еще при этой
жизни,
В другой тебе дарован будет верный зоркий
глаз.
Живи себе нормальненько –
Есть повод веселиться:
Ведь, может быть, в начальника
Душа твоя вселится.
Пускай живешь ты дворником – родишься
вновь прорабом,
А после из прораба до министра дорастешь,
–
Но, если туп, как дерево – родишься баобабом
И будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь.
Досадно попугаем жить,
Гадюкой с длинным веком, –
Не лучше ли при жизни быть
Приличным человеком?
Так кто есть кто, так кто был кем? – мы
никогда не знаем.
С ума сошли генетики от ген и хромосом.
Быть может, тот облезлый кот – был раньше
негодяем,
А этот милый человек – был раньше добрым
псом.
Я от восторга прыгаю,
Я обхожу искусы, –
Удобную религию
Придумали индусы!
Именно слово «душа», данное уже в самом названии, является доминантным, то есть фокусирующим в себе все основные текстовые смыслы стихотворения и образующее ( число)смысловых параллелей.
Вера – убежденность в существовании Бога, божественных сил (Толковый словарь Ожегова).
Ассоциат «вера» связана с номинатом концепта парадигматически, так как в предложении «Кто верит в Магомета, кто - в Аллаха, кто –в Исуса…» слова «душа» нет, оно вынесено в названии.
Религия – одна из форм общественного сознания – совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа.
Как видите, здесь происходит взаимодействие и перекличка двух компонентов из разных ассоциативных параллелей: «душа – вера» и «душа-религия». И, так же, как и в предыдущем случае, слово религия связано с ключевым «душа» парадигматически.
Тот факт, что ассоциат «бессмертие» по смыслу связан с ключевым словом служит наличие в его семантической структуре семы «душа»:
Бессмертие – вечное существование души, обитающей в теле и покидающей его после смерти, загробная жизнь.
Ассоциат «смерть» также связан с ключевым словом «душа» по принципу включения. Это доказывает определение слова «бессмертие», данное выше и некоторые слова, которые указывают на связь семы»смерть» и номината концепта «душа»,такие как: «помрешь» ( в 5-м четверостишии) и «смерть» ( в 3-м четверостишии).
Смерть – прекращение жизнедеятельности организма ( Ожегов). Опять же: тело умирает, но не душа, которая представляет собой материю вечную.
Приличный – соответствующий приличиям, пристойный (Ожегов). Известно, что пристойность и приличие является неотъемлемым душевным качеством хорошего человека, что ещё раз подчёркивает связь ассоциата «качество хорошего человека» с ключевым словом «душа».
Ещё один интересный ассоциат – «добрый пёс» – ( предпоследнее четверостишие)связанный с ключевым словом парадигматически: если ты в прошлой жизни, согласно буддизму, был «добрым псом», то в следующей жизни твоя душа переселится в тело милого человека. Опять же, милый, добрый – всё это качества хорошего человека.
Перечисленным ассоциатам противостоят антонимичные им : дурак, скот, гнида, глупость( туп),мелочность ( мелочен), негодяй, которые не имеют никакого отношения к области душевного и совершенно противоположны по смыслу ключевому слову «душа».
Мечта – предмет желаний, стремлений (Ожегов). Сема стремление, присутствующая в определении слова «мечта» по словарю Ожегова, ещё ярче демонстрирует связь ассоциата «мечта» и номината концепта.
Третий смысловой ассоциат « начальник» ( в 4-м четверостишии) тоже в некотором роде «стремление» как душевное , так и материальное. Каждый человек с высокими нравственными и духовными ценностями стремится занять более высокое положение в обществе, он «стремиться ввысь». Отсюда – связь ассоциата «начальник» и «душа».
Важным элементом, организующим связь ассоциативной параллели, служит четвёртый словный ассоциат «дорастёшь», который обозначает рост и близок по смыслу ассоциату «стремление»: «…а после из прораба до министра дорастёшь». И в этом случае перед нами парадигматика: ассоциат и ключевое слово находятся не в пределах одного предложения.
Таким образом, стихотворение «О переселении душ» построено индуктивным способом. Ассоциативные параллели организованы большей частью посредством парадигматической связи.
2.2.3. Индуктивно-дедуктивные лексические макроструктуры
При индуктивно-дедуктивной лексической макроструктуре центральный «узел» ассоциативно-семантичекой сети, то есть доминантная лексическая микроструктура, занимает срединное, промежуточное положение в тексте, фокусируя как предшествующие лексические микроструктуры, так и последующие. Для индуктивно-дедуктивной лексической макроструктуры характерна динамика смыслового развития: центральный «узел» ассоциативно-семантической сети, располагаясь в интерпозиции, фокусирует не только предшествующие связи и отношения лексических элементов текста, но и дает новый импульс последующему смысловому развертыванию, последующим лексическим микроструктурам в тематическом, эмоциональном и смысловом плане. Приведем пример поэтического текста Владимира Высоцкого с индуктивно-дедуктивной лексической структурой:
Корабли
Корабли постоят
и ложатся на курс,
Но они возвращаются сквозь непогоды.
Не пройдет и полгода — и я появлюсь,
Чтобы снова уйти, чтобы снова уйти на
полгода.
Не пройдет и полгода — и я появлюсь,
Чтобы снова уйти, чтобы снова уйти на
полгода.
Возвращаются все, кроме лучших друзей,
Кроме самых любимых и преданных женщин.
Возвращаются все, кроме тех, кто нужней.
Я не верю судьбе, а себе — еще меньше.
Но мне хочется думать, что это не так,
Что сжигать корабли скоро выйдет из моды.
Я, конечно, вернусь, весь в друзьях и мечтах,
Я, конечно, спою,
Информация о работе Типы лексических макрострукткр поэтического текста