Типы лексических макрострукткр поэтического текста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:42, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление особенностей лексического структурирования поэтических текстов в идиостиле В.Высоцкого.
Поставленная цель определила постановку следующих задач:
На основе изученной научной литературы определить особенности лексического структурирования поэтического текста.
Проанализировать лексические макроструктуры поэтических текстов в идиостиле В.Высоцкого.
Определить позиции, которые занимают доминантные лексические микроструктуры в макроструктуре поэтических текстов В.Высоцкого.
Выявить ведущий тип лексической макроструктуры поэтического текста в идиостиле В.Высоцкого.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
1.1. Истоки коммуникативно-прагматического
изучения поэтического текста………………………………………………….7
1.2. Специфика художественного текста…………………………………….17
1.3. Роль ключевых слов в смысловом
развёртывании поэтического текста…………………………………………..30
1.4. Понятие лексической структуры
поэтического текста…………………………………………………………….39
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………43
Глава 2
КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ
СТРУКТУР ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
В.ВЫСОЦКОГО………………………………………………………………...44
2.1. Методика коммуникативно-прагматического
исследования лексической структуры
поэтического текста………………………………………………………………….44
2.2. Типология лексических макроструктур
в идиостиле Владимира Высоцкого.
2.2.1. Дедуктивные лексические макроструктуры…………………………………50
2.2.2 Индуктивные лексические макроструктуры……………………………55
2.2.3. Индуктивно-дедуктивные
лексические макроструктуры…………………………………………………...60
2.2.4.Кольцевые лексические макроструктуры………………………………..63
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………..69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….74
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….80

Работа содержит 1 файл

дипломМышалова.doc

— 381.00 Кб (Скачать)

           Ассоциативные параллели звезда – желание жизни и звезда – смерть организуются в произведении по принципу контраста микроструктуры поэтического текста, так как слова «жизнь» и «смерть» являются  языковыми антонимами.

  1. Следующая ассоциативная параллель звезда – офицерское звание образуется при помощи ассоциата погоны ( «Вон покатилась вторая звезда – / вам на погоны») посредством синтагматической связи. И снова обратимся к словарной статье С.И.Ожегова :

     Погоны – наплечные знаки различия в военной и другой форменной одежде ( в данном случае в военной одежде). Офицерские п.

  1. Ассоциативная параллель звезда – орден Героя организован с помощью ассоциата «Герой» также синтагматически : «Если б не насмерть, ходил бы тогда / тоже Героем». Особое внимание следует обратить на тот факт, что слово «Герой» употреблено в тексте с заглавной буквы, и это говорит о том, что перед нами не просто герой (например лирический герой стихотворения), а именно звание «Героя Советского Союза».

На третьем  шаге мы определяем способ и средства организации ассоциативно-смысловой  параллели и моделируем таким образом ассоциативно-смысловое поле ключевого слова. Ассоциативно-смысловые  параллели организуются парадигматическим и синтагматическим способами.

   На четвертом шаге мы определяем точки пересечения ассоциативно-смысловых параллелей.

             В последних строках стихотворения слово «звезда» является ядром, объединяющим в себе все вышеперечисленные смыслы и ассоциации, связанные с выделенными ассоциативно-смысловыми параллелями: «В небе висит, пропадает звезда  -/некуда падать». «Пропадает звезда» - как небесное тело, которой «некуда падать»: ни под сердце, ни на погоны, так как нет того самого «Героя», - он умер, его настигла смерть, несмотря на его огромное желание жить.

Именно последние  строки  являются зоной пересечения ассоциативно-смысловых параллелей, то есть  «узлом» ассоциативно-смысловой сети,  тем более, что в них находится ключевое слово стихотворения.

На пятом  шаге мы определили доминантную лексическую  микроструктуру – это шестая  строфа, так как именно этот участок текста является центральным звеном в ассоциативно-смысловой сети целого текста. Здесь фокусируются пучки связей и отношений других микроструктур, а именно пересекаются все ассоциативно-смысловые поля.

На шестом шаге мы определили  позиционный тип  лексической макроструктуры данного стихотворения. Поскольку доминантная лексическая микроструктура расположена в постпозиции, то есть в конце стихотворения, постольку лексическая макроструктура этого произведения определяется как дедуктивная.

 

 

 

2.2.2 Индуктивные лексические макроструктуры.

Если центральный  узел ассоциативно-семантической макроструктуры находится в препозиции, то есть в начале стихотворения, то лексическую  макроструктуру определяют как индуктивную. Доминантная лексическая микроструктура, находясь в препозиции, определяет направление ассоциативно-смыслового развертывания текста. Доминантной микроструктурой в этом случае может быть и высказывание, и одно ключевое слово. Если доминантой является высказывание, то оно автосемантично. Обычно это тезис – обобщение, сентенция, как правило, афористического характера. Его лексическая структура выражает тему последующего лексического развертывания. Тема обычно выражается грамматическим субъектом, носителем предикативного признака, концепт, соотносящийся с идеей произведения, – предикативным признаком. Узловые звенья лексической микроструктуры высказывания служат опорными смысловыми вехами, стимулами для последующего ассоциативно-смыслового развертывания в тексте.

Примером поэтического текста с индуктивной лексической макроструктурой может служить стихотворение Владимира Высоцкого ««О переселении душ».

Кто верит в  Магомета, кто в Аллаха, кто в  Иисуса 
Кто ни во что не верит, даже в черта назло всем 
Хорошую религию придумали индусы – 
Что мы, отдав концы не умираем насовсем. 
 
Стремится ввысь душа твоя – 
Родишься вновь с мечтою, 
Но если жил ты как свинья – 
Останешся свиньею. 
 
Пусть косо смотрят на тебя – привыкни к укоризне, – 
Досадно – что ж, родишься вновь на колкости горазд.  
И если видел смерть врага еще при этой жизни,  
В другой тебе дарован будет верный зоркий глаз.  
         
Живи себе нормальненько –  
Есть повод веселиться:  
Ведь, может быть, в начальника  
Душа твоя вселится.  
         
Пускай живешь ты дворником – родишься вновь прорабом,  
А после из прораба до министра дорастешь, –  
Но, если туп, как дерево – родишься баобабом  
И будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь.  
         
Досадно попугаем жить,  
Гадюкой с длинным веком, –  
Не лучше ли при жизни быть  
Приличным человеком?  
         
Так кто есть кто, так кто был кем? – мы никогда не знаем.  
С ума сошли генетики от ген и хромосом.  
Быть может, тот облезлый кот – был раньше негодяем,  
А этот милый человек – был раньше добрым псом.  
         
Я от восторга прыгаю,  
Я обхожу искусы, – 
Удобную религию  
Придумали индусы!

          Именно слово «душа», данное уже в самом названии, является доминантным, то есть фокусирующим в себе все основные текстовые смыслы стихотворения и образующее ( число)смысловых параллелей.

  1. Ассоциативная параллель «душа – вера» организована словными и сверхсловными ассоциатами. Словный ассоциат: глагол «верит», а вот сверхсловный – смысл: вера в Бога относится к области духовного. Верить в божественные силы способна только душа, тело этого сделать не в состоянии. 

Вера – убежденность в существовании Бога, божественных сил (Толковый словарь Ожегова).

Ассоциат «вера» связана с номинатом концепта парадигматически, так как  в предложении  «Кто верит в Магомета, кто  - в  Аллаха, кто –в Исуса…» слова  «душа» нет, оно вынесено  в названии.

  1. Ассоциативная параллель « душа – религия» ОРГАНИЗОВАНА СЛОВНЫМи и сверхсловными   ассоциатим, связанными с главным словом парадигматически. Один из них – ассоциат духовный  – связан с номинатом концепта по принципу включения. Доказательством этого является наличие  в семантической структуре слова религия семы «душа». Обратимся вновь к толковому словарю Ожегова:

            Религия  – одна из форм общественного сознания  – совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа.

           Как видите, здесь происходит взаимодействие и перекличка двух компонентов из разных ассоциативных параллелей: «душа – вера» и «душа-религия». И, так же, как и в предыдущем случае, слово религия связано с ключевым «душа» парадигматически.

  1. Ассоциативная параллель «душа – бессмертие» организована словными и сверхсловными ассоциатами. Перечислим их:  словосочетание не умираем насовсем( в первом четверостишии) связано с ключевым словом парадигматически ; второй ассоциат  – родишься вновь( во втором четверостишии)связан с номинатом концепта «душа» синтагматически, так как ключевое слово и его ассоциат находятся в пределах одного предложения; словосочетание «родишься» вновь повторяется в пятом четверостишии, но здесь связан с ключевым словом уже парадигматически. И вообще стоит отметить, что ассоциаты, связанные с семой «рождение» довольно часто фигурируют в стихотворении и  ярко подчеркивают идею бессмертия человеческой души, согласно религии индусов, основанную на вере в реинкарнацию.

        Тот факт, что ассоциат «бессмертие» по смыслу связан с ключевым словом служит наличие в его семантической структуре семы «душа»:

        Бессмертие – вечное существование души, обитающей в теле и покидающей его после смерти, загробная жизнь.

         Ассоциат «смерть» также связан с ключевым словом «душа»  по принципу включения. Это доказывает определение слова «бессмертие», данное выше и некоторые слова, которые указывают на связь семы»смерть» и номината концепта «душа»,такие как: «помрешь» ( в 5-м четверостишии) и «смерть» ( в 3-м четверостишии).

        Смерть – прекращение жизнедеятельности организма ( Ожегов). Опять же: тело умирает, но не душа, которая представляет собой материю вечную.

  1. Ассоциативная параллель «душа – качество хорошего человека» имеет сложную структуру. Её образуют несколько сложных по структуре ассоциатов и проходит тонкой нитью через всё стихотворение. Итак, первый сложный ассоциат: «стремилась ввысь» во втором четверостишии связан с ключевым словом «душа « синтагматически. Далее, ассоциат в виде некого выражения « живи себе нормальненько» в 4-м четверостишии связан с ключевым словом синтагматически и имеет смысловую нагрузку порядочности. Отсюда связь с ассоциатом «качество хорошего человека». Также в организации данной ассоциативной цепи существенную роль играет ассоциат « приличный»  в 6-м четверостишии : «Не лучше ли при жизни быть приличным человеком?!». Приличный человек = хороший человек:

          Приличный – соответствующий приличиям, пристойный (Ожегов).       Известно, что пристойность и приличие является неотъемлемым душевным качеством хорошего человека, что ещё раз подчёркивает связь ассоциата «качество хорошего человека» с ключевым словом «душа».

Ещё один интересный ассоциат  – «добрый пёс»  – ( предпоследнее четверостишие)связанный с ключевым словом парадигматически: если ты в прошлой жизни, согласно буддизму, был «добрым псом», то в следующей жизни твоя душа переселится в тело милого человека. Опять же, милый, добрый  – всё это качества хорошего человека.

          Перечисленным ассоциатам противостоят антонимичные им : дурак, скот, гнида, глупость( туп),мелочность ( мелочен), негодяй, которые не имеют никакого отношения к области душевного и совершенно противоположны по смыслу ключевому слову «душа».

  1. Ассоциативная параллель «душа – стремление» тесно связана с предыдущей ассоциативной параллелью «душа – качество хорошего человека» и имеет сходные ассоциаты, первый из которых – «стремление ввысь» во втором четверостишии связан с ключевым словом «душа» синтагматически : «Стремилась ввысь душа твоя…» Второй словный ассоциат «мечта» связан синтагматически с ключевым словом «душа»: Стремилась ввысь душа твоя – родишься вновь с мечтою…» То есть, если у человека есть мечта, она заставляет его двигаться вперёд, стремиться ввысь.

           Мечта – предмет желаний, стремлений (Ожегов). Сема стремление, присутствующая в определении слова «мечта» по словарю Ожегова,  ещё ярче демонстрирует связь ассоциата «мечта» и номината концепта.

Третий смысловой  ассоциат « начальник» ( в 4-м четверостишии) тоже в некотором роде «стремление» как душевное , так и материальное. Каждый человек с высокими нравственными и духовными ценностями стремится занять более высокое положение в обществе, он «стремиться ввысь». Отсюда – связь ассоциата «начальник» и «душа».

Важным элементом, организующим связь ассоциативной параллели, служит  четвёртый словный ассоциат «дорастёшь», который обозначает рост и близок по смыслу ассоциату «стремление»: «…а после из прораба до министра дорастёшь». И в этом случае перед нами парадигматика: ассоциат и ключевое слово находятся не в пределах одного предложения.

           Таким образом, стихотворение «О переселении душ» построено индуктивным способом. Ассоциативные  параллели организованы большей частью посредством  парадигматической связи.

 

2.2.3. Индуктивно-дедуктивные лексические макроструктуры

При индуктивно-дедуктивной  лексической макроструктуре центральный  «узел» ассоциативно-семантичекой сети, то есть доминантная лексическая микроструктура, занимает срединное, промежуточное положение в тексте, фокусируя как предшествующие лексические микроструктуры, так и последующие. Для индуктивно-дедуктивной лексической макроструктуры характерна динамика смыслового развития: центральный «узел» ассоциативно-семантической сети, располагаясь в интерпозиции, фокусирует не только предшествующие связи и отношения лексических элементов текста, но и дает новый импульс последующему смысловому развертыванию, последующим лексическим микроструктурам в тематическом, эмоциональном и смысловом плане. Приведем пример поэтического текста Владимира Высоцкого с индуктивно-дедуктивной лексической структурой:

Корабли

Корабли постоят  и ложатся на курс, 
Но они возвращаются сквозь непогоды. 
Не пройдет и полгода — и я появлюсь, 
Чтобы снова уйти, чтобы снова уйти на полгода. 
Не пройдет и полгода — и я появлюсь, 
Чтобы снова уйти, чтобы снова уйти на полгода. 
 
Возвращаются все, кроме лучших друзей, 
Кроме самых любимых и преданных женщин. 
Возвращаются все, кроме тех, кто нужней. 
Я не верю судьбе, а себе — еще меньше. 
 
Но мне хочется думать, что это не так, 
Что сжигать корабли скоро выйдет из моды. 
Я, конечно, вернусь, весь в друзьях и мечтах, 
Я, конечно, спою,

Информация о работе Типы лексических макрострукткр поэтического текста