Типы лексических макрострукткр поэтического текста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:42, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление особенностей лексического структурирования поэтических текстов в идиостиле В.Высоцкого.
Поставленная цель определила постановку следующих задач:
На основе изученной научной литературы определить особенности лексического структурирования поэтического текста.
Проанализировать лексические макроструктуры поэтических текстов в идиостиле В.Высоцкого.
Определить позиции, которые занимают доминантные лексические микроструктуры в макроструктуре поэтических текстов В.Высоцкого.
Выявить ведущий тип лексической макроструктуры поэтического текста в идиостиле В.Высоцкого.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
1.1. Истоки коммуникативно-прагматического
изучения поэтического текста………………………………………………….7
1.2. Специфика художественного текста…………………………………….17
1.3. Роль ключевых слов в смысловом
развёртывании поэтического текста…………………………………………..30
1.4. Понятие лексической структуры
поэтического текста…………………………………………………………….39
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………43
Глава 2
КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ
СТРУКТУР ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
В.ВЫСОЦКОГО………………………………………………………………...44
2.1. Методика коммуникативно-прагматического
исследования лексической структуры
поэтического текста………………………………………………………………….44
2.2. Типология лексических макроструктур
в идиостиле Владимира Высоцкого.
2.2.1. Дедуктивные лексические макроструктуры…………………………………50
2.2.2 Индуктивные лексические макроструктуры……………………………55
2.2.3. Индуктивно-дедуктивные
лексические макроструктуры…………………………………………………...60
2.2.4.Кольцевые лексические макроструктуры………………………………..63
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………..69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….74
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….80

Работа содержит 1 файл

дипломМышалова.doc

— 381.00 Кб (Скачать)

В отличие от данных, наша трактовка доминанты  основана на определении её как коммуникативно-ориентированной  и концептуально обусловленной микроструктуры, обладающей наибольшей художественной значимостью, фокусирующей в тематическом, эмоциональном, смысловом плане остальные микроструктуры. Доминанта трактуется, таким образом, как сеть связей и отношений. В роли доминантной лексической микроструктуры могут выступать ключевые слова и высказывания.

Если центральный  узел ассоциативно-семантической макроструктуры, фокусирующей пучки связей и отношений лексических элементов, находится в препозиции, определяющей проспекцию последующего развёртывания, то лексическую макроструктуру текста условно будем называть индуктивной.

Центральной микроструктурой, находящейся в препозиции, может быть высказывание и ключевое слово. В первом случае высказывание, как правило, автосемантично. Обычно это тезис – обобщение, сентенция, как правило, афористического характера. Его лексическая структура репрезентирует тему и идею (концепт) последующего лексического развертывания. Тема обычно выражается грамматическим субъектом, носителем предикативного признака, концепт-предикативным признаком. Узловые звенья лексической микроструктуры высказывания служат опорными смысловыми вехами, стимулами для последующего ассоциативно-смыслового развертывания в тексте.

Специфика дедуктивной лексической микроструктуры заключается в фокусировании концептуально обусловленных фрагментов ассоциативных полей слов и разноуровневых текстовых парадигм (смысловых) на доминирующую лексическую микроструктуру ключевого высказывания, находящегося в конце текста. Для дедуктивной лексической макроструктуры характерна постпозиция центрального «узлового звена» ассоциативно-семантической макросети. При этом происходит процесс постепенного накопления речевых сигналов, отражающих один микросмысл, репрезентированный в доминирующей лексической микроструктуре; не исключается эффект неожиданности.

 При индуктивно-дедуктивной лексической макроструктуре центральный «узел» ассоциативно-семантической сети находится в интерпозиции, фокусируя как предшествующие лексические микроструктуры, так и последующие. Таким образом, для индуктивно-дедуктивной лексической макроструктуры характерна динамика смыслового развития: центральный узел ассоциативно-семантической сети, располагаясь в интерпозиции, фокусирует не только предшествующие связи и отношения, но и дает новый импульс последующему смысловому развертыванию, последующим лексическим микроструктурам в тематическом, эмоциональном, смысловом плане.

В целом наличие  лексических микроструктур индуктивного, дедуктивного, индуктивно-дедуктивного типа свидетельствует о многообразии способов лексической организации  текста, разной манифестации связей и  отношений его лексических элементов. Отмеченные лексические макроструктуры текста отличаются разным выразительным потенциалом и интерпретационными возможностями. Так, лексическая макроструктура индуктивного типа благодаря препозиции доминирующей лексической микроструктуры создает установку на последующее лексическое, а значит, и ассоциативно-смысловое развертывание текста, исключая эффект неожиданности. Лексическая макроструктура дедуктивного типа, напротив, не исключает эффект неожиданности, возможно, и обманутого ожидания за счет постпозиции ее концептуально обусловленного узлового звена.

В интерпретационном  отношении наибольшими возможностями скорее характеризуются произведения с лексической макроструктурой индуктивного типа благодаря экспликации темы и концепта произведения в начале текста. В остальных случаях (когда имеет место лексическая макроструктура дедуктивного и индуктивно-дедуктивного типа) интерпретация обычно предполагает неоднократное прочтение текста и ретроспекцию, требуя больших усилий со стороны читателя.

           Наряду с названными видами лексической структуры существует кольцевая, ассоциативно замкнутая лексическая макроструктура поэтического текста, выделенная Карпенко С.М. (2000). Под кольцевой макроструктурой поэтического текста понимается такое его развертывание, при котором ассоциативная домината находится как в препозиции, так и в постпозиции, определяя основные направления текстового ассоциирования и смыслового развития, так и в постпозиции, логично завершая ассоциативное развёртывание, фокусируя предыдущие ассоциативные связи. Этот тип лексического структурирования является преобладающим в поэзии В.Высоцкого.

           Ассоциативная доминанта текста в постпозиции является  ассоциативно-обогащенной, с «приращением» смысла по сравнению с ассоциативной доминантой в препозиции, даже если их формальное выражение полностью совпадает [Болотнова Н.С.: 2006] .

           В поэзии В.Высоцкого нами выявлены характерные для поэта способы репрезентации ассоциативной  доминанты кольцевой структуры. К ним относятся: 1) повтор в начале и конце стихотворения ключевых слов или высказываний, содержащих ключевые слова; 2) повтор четверостиший; 3) повтор актуализированного текстового смысла во вступительной и заключительной частях текста.

         Выявление типов лексических макроструктур в зависимости от позиции доминантной микроструктуры заняло центральное место в нашем исследовании. Определение этих типов позволило нам сделать выводы о некоторых особенностях идиостиля В. Сосноры. В ходе исследования мы использовали различные методы и приемы анализа языкового материала, существующие в лингвистике, а также разработали собственную комплексную методику анализа лексической макроструктуры поэтического текста.

Первый  шаг. Выявление ключевых слов поэтического текста.

Как уже было сказано выше, ключевые слова стихотворения  играют большую роль и в первичной, и во вторичной текстовой деятельности. В своих записных книжках 1906 года А.А. Блок так образно определил  роль ключевых слов в стихотворении: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Из-за них существует стихотворение. Эти слова светятся, как звезды. Из-за них существует стихотворение» [Блок 1971: 147].

 При выявлении  ключевых слов поэтического текста  мы учитывали различные способы их актуализации в тексте, то есть способы их  контекстуального выдвижения. Как показало проведенное исследование,  для В.высоцкого характерно помещение ключевого слова в заглавие.

Второй  шаг. Выявление ассоциативно-смысловых параллелей.

Под ассоциативно-смысловыми параллелями, как уже было сказано выше, мы понимаем связь ключевого слова с одним текстовым смыслом. Выявление ассоциативно-смысловых параллелей позволяет определить ассоциативно-смысловое развертывание поэтического текста. Как правило, в стихотворении выявляется несколько ассоциативно-смыслоых параллелей.

Третий  шаг. Моделирование ассоциативно-смысловых полей.

Каждая ассоциативно-смысловая  параллель организована определенным способом и определенными лексическими средствами поэтического текста. Ключевые слова стихотворения связаны с другими лексическими элементами текста синтагматическим способом, то есть «по горизонтали» (в рамках одного словосочетания или предложения), или  парадигматическим способом, то есть «по вертикали» (в этом случае имеется в виду ассоциативная связь ключевого с лова с дистантно расположенными лексическими элементами текста). Выявляя способы и средства организации ассоциативно-смысловых параллелей, мы строим ассоциативно-смысловое поле. Ядром ассоциативно-смыслового поля является ключевое слово, ассоциаты, то есть лексические элементы, связанные с ключевыми словами синтагматическим и парадигматическим способом, определяют ближнюю и дальнюю периферию ассоциативно-смыслового поля. В поэтическом тексте может быть несколько ключевых слов и несколько ассоциативно-смысловых параллелей, исходящих от него, соответственно, можно смоделировать несколько ассоциативно-смысловых полей в одном стихотворении. В поэтическом тексте моделируется столько ассоциативно-смысловых полей, сколько выделяется ассоциативно-смысловых параллелей.

Четвертый шаг. Определение точек пересечения ассоциативно-смысловых параллелей.

Одни и те же лексические элементы поэтического текста могут участвовать в организации  нескольких ассоциативно-смысловых параллелей.  Так определяются точки их пересечения, или «узлы» связей и отношений лексических элементов поэтического текста. Таким образом можно представить лексическую макроструктуру поэтического текста, понимаемую нами как ассоциативно-смысловую сеть. Как правило, в зонах пересечения ассоциативно-смысловых параллелей, то есть в «узлах» ассоциативно-смысловой сети,  находятся ключевые слова стихотворения.

Пятый шаг. Определение доминантной лексической микроструктуры поэтического текста.

Как мы уже писали выше, доминантная лексическая микроструктура – это центральное звено  в ассоциативно-семантической цепи целого текста, «узел», фокусирующий пучки связей и отношений других микроструктур. Как показало проведенное исследование, в роли доминантной лексической структуры в идиостиле В.Высоцкого иногда выступают ключевые слова стихотворения, если они вынесены в заглавие и представляют собой целое высказывание, как, например, в известном стихотворении В.Высоцкого «Мерцал закат, как блеск клинка» [Высоцкий 1988:24-26]. В большинстве же случаев в роли доминантных лексических микроструктур выступают целые стихотворные строфы, в которых пересекаются ассоциативно-смысловые параллели.

Шестой  шаг. Определение типа лексической макроструктуры.

По месту  расположения доминантной лексической микроструктуры (в начале, в конце или в середине стихотворения) можно определить тип лексической макроструктуры. Если доминантная микроструктура в препозиции, то макроструктура определяется как индуктивная. Соответственно, если доминантная микроструктура в постпозиции, то макроструктура определяется как дедуктивная, если в интерпозиции – макроструктура индуктивно-дедуктивного типа.

 

2.2. Типология лексических макроструктур в идиостиле Владимира Высоцкого.

 

2.2.1.  Дедуктивные лексические макроструктуры.

Специфика дедуктивной  лексической макроструктуры заключается  в фокусировании концептуально  обусловленных  фрагментов текста (ассоциативно-смысловых  полей слов или других текстовых  парадигм) в конце текста. Доминантная  лексическая микроструктура в этом случае находится в постпозиции. При этом происходит процесс постепенного накопления речевых сигналов, отражающих один микросмысл, который выражен в доминантной лексической микроструктуре. В поэтических текстах этого типа не исключается эффект неожиданности.

Примером для данной лексической структуры послужит стихотворение Владимира Высоцкого  «Звёзды»:

Мне этот бой не забыть нипочем, – 
Смертью пропитан воздух. 
А с небосклона бесшумным дождем падали звезды. 
А с небосклона бесшумным дождем падали звезды. 
 
Вон снова упала, и я загадал – 
Выйти живым из боя! 
Вот так свою жизнь я поспешно связал с глупой звездою. 
Вот так свою жизнь я поспешно связал с глупой звездою. 
 
Я уж решил – миновала беда, 
И удалось отвертеться... 
С неба скатилась шальная звезда прямо под сердце. 
С неба скатилась шальная звезда прямо под сердце. 
 
Нам говорили: "Нужна высота!" 
И "Не жалеть патроны!" 
Вон покатилась вторая звезда – Вам на погоны. 
Вон покатилась вторая звезда – Вам на погоны. 
 
Звезд этих в небе – как рыбы в прудах, 
Хватит на всех с лихвою. 
Если б не насмерть, – ходил бы тогда с желтой звездою. 
Если б не насмерть, – ходил бы тогда с желтой звездою. 
 
Я бы звезду эту сыну отдал, 
Просто на память... 
В небе висит, пропадает звезда – некуда падать. 
В небе висит, пропадает звезда – некуда падать.

Согласно разработанной  нами методике, на первом шаге мы выделяем ключевые слова. Здесь ключевое слово  одно, оно выступает в роли заглавия –звезда. То, что данная лексема выносится в заглавие, указывает на её особую значимость в данном тексте. Нужно сказать, что в тексте лексема «звезда» повторяется двенадцать раз, а повтор – это способ подчеркнуть и актуализировать ключевое слово.

На втором шаге мы определяем ассоциативно-смысловые параллели - соотнесенность ключевого слова с одним текстовым смыслом.

На третьем  шаге мы определяем способ и средства организации ассоциативно-смысловой  параллели и моделируем таким  образом ассоциативно-смысловое  поле ключевого слова. Ассоциативно-смысловые  параллели организуются парадигматическим  и синтагматическим способами.

Слово «звезда» является доминантой лексической микроструктуры ( или ключевым словом), и образует 5 ассоциативно-смысловых параллелей.

  1. Ассоциативная параллель звезда – небесное тело организованна словными ассоциатами, связанными с ключевым словом  звезда синтагматически,  с помощью ассоциата «небосклон». Доказательством этого явления является наличие в семантической структуре ключевого слова семы «небесное тело»: звезда – «1.Небесное тело, ночью видимое как светящаяся точка.» [Ожегов С.И.,1999: 226]. Слова небесное и небосклон являются однокоренными и, соответственно, близкими по значению.
  2. Ассоциативная параллель звезда-желание жить организована при помощи ассоциатов живой ( «…выйти живым из боя…») и жизнь ( «Так свою жизнь я поспешно связал/с  глупой звездою».). Данные ассоциаты связаны с ключевым словом посредством синтагматической связи.
  3. Ассоциативная  параллель звезда – смерть организована словными и сверхсловными ассоциатами, связанными с ключевым  словом парадигматически. Один из них – ассоциат «насмерть» - связан ключевым словом прямо, но посредством парадигматической связи , так как находится с ним не в одной строфу. Другой ассоциат – шальная – вызывает ассоциацию со словом «пуля». Обратимся к словарю С.И.Ожегова:

          Шальной – то же, что и шалый. Ш. пуля ( выпущенная наугад или случайно попавшая в кого-н.).

           Словосочетание шальная пуля является устойчивым. Поэтому в строках « Но с неба упала шальная звезда - / прямо под сердце» со словом «шальная» возникает ассоциация пуля, которая ранила лирического героя в сердце. Таким образом, ключевое слово «звезда» соотносится и уподобляется шальной пуле. Слово пуля, в свою очередь, ассоциируется со словом « смерть».

Информация о работе Типы лексических макрострукткр поэтического текста