Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 12:42, дипломная работа
Целью данной работы является выявление особенностей лексического структурирования поэтических текстов в идиостиле В.Высоцкого.
Поставленная цель определила постановку следующих задач:
На основе изученной научной литературы определить особенности лексического структурирования поэтического текста.
Проанализировать лексические макроструктуры поэтических текстов в идиостиле В.Высоцкого.
Определить позиции, которые занимают доминантные лексические микроструктуры в макроструктуре поэтических текстов В.Высоцкого.
Выявить ведущий тип лексической макроструктуры поэтического текста в идиостиле В.Высоцкого.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….......3
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
1.1. Истоки коммуникативно-прагматического
изучения поэтического текста………………………………………………….7
1.2. Специфика художественного текста…………………………………….17
1.3. Роль ключевых слов в смысловом
развёртывании поэтического текста…………………………………………..30
1.4. Понятие лексической структуры
поэтического текста…………………………………………………………….39
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………43
Глава 2
КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ
СТРУКТУР ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ
В.ВЫСОЦКОГО………………………………………………………………...44
2.1. Методика коммуникативно-прагматического
исследования лексической структуры
поэтического текста………………………………………………………………….44
2.2. Типология лексических макроструктур
в идиостиле Владимира Высоцкого.
2.2.1. Дедуктивные лексические макроструктуры…………………………………50
2.2.2 Индуктивные лексические макроструктуры……………………………55
2.2.3. Индуктивно-дедуктивные
лексические макроструктуры…………………………………………………...60
2.2.4.Кольцевые лексические макроструктуры………………………………..63
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ……………………………………………..69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….74
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….80
В отличие от
данных, наша трактовка доминанты
основана на определении её как коммуникативно-
Если центральный узел ассоциативно-семантической макроструктуры, фокусирующей пучки связей и отношений лексических элементов, находится в препозиции, определяющей проспекцию последующего развёртывания, то лексическую макроструктуру текста условно будем называть индуктивной.
Центральной микроструктурой, находящейся в препозиции, может быть высказывание и ключевое слово. В первом случае высказывание, как правило, автосемантично. Обычно это тезис – обобщение, сентенция, как правило, афористического характера. Его лексическая структура репрезентирует тему и идею (концепт) последующего лексического развертывания. Тема обычно выражается грамматическим субъектом, носителем предикативного признака, концепт-предикативным признаком. Узловые звенья лексической микроструктуры высказывания служат опорными смысловыми вехами, стимулами для последующего ассоциативно-смыслового развертывания в тексте.
Специфика дедуктивной лексической микроструктуры заключается в фокусировании концептуально обусловленных фрагментов ассоциативных полей слов и разноуровневых текстовых парадигм (смысловых) на доминирующую лексическую микроструктуру ключевого высказывания, находящегося в конце текста. Для дедуктивной лексической макроструктуры характерна постпозиция центрального «узлового звена» ассоциативно-семантической макросети. При этом происходит процесс постепенного накопления речевых сигналов, отражающих один микросмысл, репрезентированный в доминирующей лексической микроструктуре; не исключается эффект неожиданности.
При индуктивно-дедуктивной
В целом наличие
лексических микроструктур
В интерпретационном
отношении наибольшими
Наряду с названными видами лексической структуры существует кольцевая, ассоциативно замкнутая лексическая макроструктура поэтического текста, выделенная Карпенко С.М. (2000). Под кольцевой макроструктурой поэтического текста понимается такое его развертывание, при котором ассоциативная домината находится как в препозиции, так и в постпозиции, определяя основные направления текстового ассоциирования и смыслового развития, так и в постпозиции, логично завершая ассоциативное развёртывание, фокусируя предыдущие ассоциативные связи. Этот тип лексического структурирования является преобладающим в поэзии В.Высоцкого.
Ассоциативная доминанта текста в постпозиции является ассоциативно-обогащенной, с «приращением» смысла по сравнению с ассоциативной доминантой в препозиции, даже если их формальное выражение полностью совпадает [Болотнова Н.С.: 2006] .
В поэзии В.Высоцкого нами выявлены характерные для поэта способы репрезентации ассоциативной доминанты кольцевой структуры. К ним относятся: 1) повтор в начале и конце стихотворения ключевых слов или высказываний, содержащих ключевые слова; 2) повтор четверостиший; 3) повтор актуализированного текстового смысла во вступительной и заключительной частях текста.
Выявление типов лексических макроструктур в зависимости от позиции доминантной микроструктуры заняло центральное место в нашем исследовании. Определение этих типов позволило нам сделать выводы о некоторых особенностях идиостиля В. Сосноры. В ходе исследования мы использовали различные методы и приемы анализа языкового материала, существующие в лингвистике, а также разработали собственную комплексную методику анализа лексической макроструктуры поэтического текста.
Первый шаг. Выявление ключевых слов поэтического текста.
Как уже было
сказано выше, ключевые слова стихотворения
играют большую роль и в первичной,
и во вторичной текстовой
При выявлении
ключевых слов поэтического
Второй шаг. Выявление ассоциативно-смысловых параллелей.
Под ассоциативно-смысловыми параллелями, как уже было сказано выше, мы понимаем связь ключевого слова с одним текстовым смыслом. Выявление ассоциативно-смысловых параллелей позволяет определить ассоциативно-смысловое развертывание поэтического текста. Как правило, в стихотворении выявляется несколько ассоциативно-смыслоых параллелей.
Третий шаг. Моделирование ассоциативно-смысловых полей.
Каждая ассоциативно-смысловая параллель организована определенным способом и определенными лексическими средствами поэтического текста. Ключевые слова стихотворения связаны с другими лексическими элементами текста синтагматическим способом, то есть «по горизонтали» (в рамках одного словосочетания или предложения), или парадигматическим способом, то есть «по вертикали» (в этом случае имеется в виду ассоциативная связь ключевого с лова с дистантно расположенными лексическими элементами текста). Выявляя способы и средства организации ассоциативно-смысловых параллелей, мы строим ассоциативно-смысловое поле. Ядром ассоциативно-смыслового поля является ключевое слово, ассоциаты, то есть лексические элементы, связанные с ключевыми словами синтагматическим и парадигматическим способом, определяют ближнюю и дальнюю периферию ассоциативно-смыслового поля. В поэтическом тексте может быть несколько ключевых слов и несколько ассоциативно-смысловых параллелей, исходящих от него, соответственно, можно смоделировать несколько ассоциативно-смысловых полей в одном стихотворении. В поэтическом тексте моделируется столько ассоциативно-смысловых полей, сколько выделяется ассоциативно-смысловых параллелей.
Четвертый шаг. Определение точек пересечения ассоциативно-смысловых параллелей.
Одни и те
же лексические элементы поэтического
текста могут участвовать в
Пятый шаг. Определение доминантной лексической микроструктуры поэтического текста.
Как мы уже писали выше, доминантная лексическая микроструктура – это центральное звено в ассоциативно-семантической цепи целого текста, «узел», фокусирующий пучки связей и отношений других микроструктур. Как показало проведенное исследование, в роли доминантной лексической структуры в идиостиле В.Высоцкого иногда выступают ключевые слова стихотворения, если они вынесены в заглавие и представляют собой целое высказывание, как, например, в известном стихотворении В.Высоцкого «Мерцал закат, как блеск клинка» [Высоцкий 1988:24-26]. В большинстве же случаев в роли доминантных лексических микроструктур выступают целые стихотворные строфы, в которых пересекаются ассоциативно-смысловые параллели.
Шестой шаг. Определение типа лексической макроструктуры.
По месту расположения доминантной лексической микроструктуры (в начале, в конце или в середине стихотворения) можно определить тип лексической макроструктуры. Если доминантная микроструктура в препозиции, то макроструктура определяется как индуктивная. Соответственно, если доминантная микроструктура в постпозиции, то макроструктура определяется как дедуктивная, если в интерпозиции – макроструктура индуктивно-дедуктивного типа.
2.2. Типология лексических макроструктур в идиостиле Владимира Высоцкого.
2.2.1. Дедуктивные лексические макроструктуры.
Специфика дедуктивной лексической макроструктуры заключается в фокусировании концептуально обусловленных фрагментов текста (ассоциативно-смысловых полей слов или других текстовых парадигм) в конце текста. Доминантная лексическая микроструктура в этом случае находится в постпозиции. При этом происходит процесс постепенного накопления речевых сигналов, отражающих один микросмысл, который выражен в доминантной лексической микроструктуре. В поэтических текстах этого типа не исключается эффект неожиданности.
Примером для данной
лексической структуры послужит
стихотворение Владимира
Мне этот бой не забыть
нипочем, –
Смертью пропитан воздух.
А с небосклона бесшумным дождем падали
звезды.
А с небосклона бесшумным дождем падали
звезды.
Вон снова упала, и я загадал –
Выйти живым из боя!
Вот так свою жизнь я поспешно связал с
глупой звездою.
Вот так свою жизнь я поспешно связал с
глупой звездою.
Я уж решил – миновала беда,
И удалось отвертеться...
С неба скатилась шальная звезда прямо
под сердце.
С неба скатилась шальная звезда прямо
под сердце.
Нам говорили: "Нужна высота!"
И "Не жалеть патроны!"
Вон покатилась вторая звезда – Вам на
погоны.
Вон покатилась вторая звезда – Вам на
погоны.
Звезд этих в небе – как рыбы в прудах,
Хватит на всех с лихвою.
Если б не насмерть, – ходил бы тогда с
желтой звездою.
Если б не насмерть, – ходил бы тогда с
желтой звездою.
Я бы звезду эту сыну отдал,
Просто на память...
В небе висит, пропадает звезда – некуда
падать.
В небе висит, пропадает звезда – некуда
падать.
Согласно разработанной нами методике, на первом шаге мы выделяем ключевые слова. Здесь ключевое слово одно, оно выступает в роли заглавия –звезда. То, что данная лексема выносится в заглавие, указывает на её особую значимость в данном тексте. Нужно сказать, что в тексте лексема «звезда» повторяется двенадцать раз, а повтор – это способ подчеркнуть и актуализировать ключевое слово.
На втором шаге мы определяем ассоциативно-смысловые параллели - соотнесенность ключевого слова с одним текстовым смыслом.
На третьем
шаге мы определяем способ и средства
организации ассоциативно-
Слово «звезда» является доминантой лексической микроструктуры ( или ключевым словом), и образует 5 ассоциативно-смысловых параллелей.
Шальной – то же, что и шалый. Ш. пуля ( выпущенная наугад или случайно попавшая в кого-н.).
Словосочетание шальная пуля является устойчивым. Поэтому в строках « Но с неба упала шальная звезда - / прямо под сердце» со словом «шальная» возникает ассоциация пуля, которая ранила лирического героя в сердце. Таким образом, ключевое слово «звезда» соотносится и уподобляется шальной пуле. Слово пуля, в свою очередь, ассоциируется со словом « смерть».
Информация о работе Типы лексических макрострукткр поэтического текста