Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:44, реферат
В современной начальной школе перед учителем стоят задачи: открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей младших школьников.
Выдающийся ученый Р.У. Сперри, обосновал положение о том, что "мир, в котором мы живем, движим не только бессознательными силами, но также, - и в более решающей степени, - человеческими ценностями... и что борьба за спасение планеты становится, в конечном итоге, борьбой за ценности более высокого порядка".
села прясть, да и заснула», «Швея Софья – на печи засохла (соня,
сонливая)», «Чай ты устал, на мне сидя?», «Шила и мыла, гладила и катала,
пряла и лощила (а всё языком)»; но в то же время и не осуждает отсутствие
рвения к работе, например: «Кто долго спит, тому бог простит», «Больше
спишь – меньше грешишь. Кто спит – не грешит», «Кто пьёт, тот и спит; а кто
спит, не грешит», «Рано вставать – некогда пировать», «Нам бы так пахать,
чтоб мозолей не набивать», «От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь»,
«Худая стоянка лучше доброго походу (солдат.)», «Что дело, дело не сокол –
не улетит», «От трудов праведных не нажить палат каменных», «Поел казак да
и на бок, оттого казак и гладок».
Третья группа пословиц констатирует грешную природу человека, не
позволяющую ему всегда быть трудолюбивым, жить праведным трудом, всегда
поступать по совести, например: «Пойду погулять, на белый свет позевать»,
«Пилось бы да елось, да работа на ум не шла», «Всех работ не
переработаешь», «У бога дней впереди много: наработаемся», «Я ещё в
пелёнках, а лень моя была уж с телёнка», «В красный день прясть ленно»,
«Легко добыто, легко и прожито. Легко пришло, легко и ушло», «Как ни мечи,
а лучше на печи. От безделья и то рукоделье», «На работу позадь последних,
на еду наперёд первых», «Лень лени и за ложку взяться, а не лень лени
обедать»; говорят о том, что о человеке судят по его делам, например:
«После хлеба, после соли отдохнуть часок, так завернётся сала кусок да лени
мешок», «Пролениться – и хлеба лишиться. Ел бы да пил – вот моё дело»,
«Такой работящий, что помер с кочедыком в руках», «Ленивый к обеду, ретивый
к работе», «О добре трудиться, есть чем похвалиться», «Не пугай молодца
работой, а сыпь ему молу (т.е. молоть)», «Так работаем, что недосуг носу
утереть», «Что Машка напряла, то мышка скрала», «По работе и работника (и
мастера) знать», «Как скроишь, так и тачать станешь», «Как шьётся, так и
порется (и носится)», «Дома не лежу, а в людях не стою». Пословицы
призывают человека отдыхать не думая о деле только после того, как оно
закончено, например: «Мешай дело с бездельем, проживёшь век с весельем
(или: с ума не сойдёшь)», «Шевелись, работай – ночь будет короче (т.е.
хорошо уснёшь)», «Работать – день коротать; отдыхать – ночь избывать»,
«Работе время, а досугу час. После дела и гулять хорошо», «Гуляй, да дела
не забывай (а дело знай)! Молодец, гуляй, да сам себя знай!», «Девушка,
гуляй, а своего дела не забывай (а дело помни)!», «Гулять, девушка, гуляй,
а дельца не забывай (а дельце помни)!», «Полно балы точить, пора голенища
строчить», «Гулять гуляй, да не загуливайся!».
Слово «работа», его синонимы, а так же антоним «лень» активно
функционируют в речи, а вот антоним «праздность», который употребляет Даль
в своём сборнике, сейчас уже не употребляется в речи. Нам необходимо
воспитать в ребёнке определённые нравственные качества: любовь и уважение к
трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам
увильнуть от труда. Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение
овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки».
История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения
разнообразными трудовыми умениями и навыками. Народ ясно представлял себе,
что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку есть
такие вещи, которые не сделаешь пока не выучишься, но есть и такие вещи,
которые надо сделать чтобы выучиться.
Выводы по 1 главе.
1. Ценности – это продукт культурных процессов, так как вне человеческих
отношений они не имеют смысла.
2. Понятия «добро», «Родина», «дружба», «труд» маркируются в сознании
представителя русского этноса положительной оценкой; понятия «зло»,
«чужбина», «недружба», «вражда», «лень», «тунеядство» - отрицательной.
3. Пословицы и поговорки являются «авторитетными» текстами, определяют
духовные и мировоззренческие ценности общества и личности. Они являются
устоявшимся элементом устной народной речи, обладают определёнными
признаками, позволяющими дифференцировать их среди других разговорных форм,
а также выявить существенные сходства и различия между ними.
4. В.И. Даль, являющимся первым исследователем и собирателем пословиц и
поговорок, создал непревзойнённое произведение – сборник русских народных
пословиц, который является богатейшим и полнейшим кладезом народной
мудрости, работа с которым обогащает человека не только знаниями, но и
духовно приобщает, единит с национальными корнями, с мыслями наших предков,
с народной жизнью. Сборник должен являться неотъемлемой частью уроков
чтения в начальных классах как при изучении раздела «Устное народное
творчество», так и при изучении других разделов.
Глава 2. Экспериментальное исследование дидактических условий эффективного
формирования системы ценностей на материале пословиц и поговорок
русского народа.
1. Состояние проблемы исследования в школьной практике.
«Ценность» - одно из ключевых понятий современной общественной
педагогической мысли. Ценности, действующие в любом обществе: это доброта,
милосердие, готовность помочь попавшему в беду, скромность, мужество,
справедливость, а отсюда и более глобальные ценности: Жизнь, Красота,
Человек, Труд, Познание, Добро.
Вхождение в учебную социальнозначимую и оцениваемую деятельность
ставит первоклассника перед необходимостью считаться с другими людьми,
усваивать нормы и правила общественной морали и руководствоваться ими в
своём поведении. Существуют различные пути формирования нравственных
ценностей в учебном процессе: через учебное содержание, методы, формы
организации учебной работы (парная, групповая, индивидуальная; урок –
экскурсия, урок – игра, урок – опыты и т.д.), через характер общения
учителя и учащихся, через общение детей между собой. Формируя личность
маленького ребёнка мы должны чаще обращаться к тысячелетиями накопленному
опыту русского народа, к пословицам и поговоркам «…ничем нельзя так ввести
дитя в понимание жизни, как объясняя ему значение народных пословиц…».
(9,с.12). Этого взгляда придерживались выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский,
Л.Н. Толстой и многие другие. Всё самое лучшее собрано в народном
фольклоре, но осознают ли это педагоги сегодняшнего дня?
Задавшись этим вопросом мы провели анкетирование среди учителей и
учеников ряда школ Дорогобужского района Смоленской области. Среди
вопросов, предложенных учителям, были следующие:
1. На каких уроках вы выделяете специальное время для работы над
нравственными вопросами, опираясь на тексты пословиц и
поговорок?
2. С трудностями какого характера – методического или
психологического – вы при этом сталкиваетесь?
3. Как вы оцениваете значение пословиц и поговорок, их влияние на
формирование и развитие нравственных ценностей у учащихся?
4. Должен ли современный человек использовать в своей речи
пословицы и поговорки?
5. Как вы считаете, нужно ли разнообразить тематику пословиц и
поговорок, изучающихся на уроках чтения? Если да, то какие бы
темы вы добавили?
6. Как вы считаете, какой УМК отводит существенное место работе над
формированием нравственных качеств личности на основе материала
пословиц и поговорок?
От учеников требовалось ответить на вопросы:
1. Определить значимость каждого понятия для себя и поставить цифры
от 1 до 6.
Доброта
Родина
красота справедливость
дружба
2. Какие качества личности ты хотел бы сформировать в себе?
3. Когда так говорят: «Что посеешь, то и пожнёшь»?
4. Объясни пословицу «Сам с воробья, а сердце с кошку».
5. Как ты понимаешь «Нет друга так ищи: а нашёл, так береги»?
6. Объясни пословицу «Родимая сторона – мать, чужая мачеха».
7. Объясни пословицу «Труд человека кормит, а лень портит».
Обработка анкетных данных показала следующее: учителя осознают
важность влияния пословиц и поговорок на развитие и воспитание ученика. В
то же время используют их преимущественно в качестве материала для уроков
чтения, что свидетельствует об одностороннем понимании роли пословиц и
поговорок. Вызывают тревогу ответы некоторых учителей, отрицающих
необходимость использования в речи пословиц современным человеком: «Это
совершенно ненужное занятие». Не в этом ли одна из причин появления и
распространения нецензурных выражений, «заменивших» краткую и точную
пословицу? Радует, что такие ответы единичны. Многие педагоги считают, что
тематику пословиц нужно разнообразить, добавив такие темы, как «добро»,
«справедливость», «здоровье». Существенное место в работе над формированием
нравственных ценностей на материале пословиц и поговорок отвели учителя УМК
по традиционной системе и УМК «Начальная школа сегодня и завтра». Ответы
учащихся обнадёживают, для них значимы понятия: доброта, Родина, дружба.
Многие учащиеся хотели бы сформировать у себя такие качества личности, как
– правдивость, доброта, справедливость, честность и т.д. Дети понимают,
какие требования предъявляются к дружбе, к другу, что поступать нужно так,
как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. Высока себестоимость понятия
«Родина», все понимают, что в будущем наша задача не только любить её, но и
защищать. Трудолюбие, отмечают как положительное качество личности, которое
помогает человеку жить в обществе. Ребята понимают назначение пословиц,
хотят знать и употреблять их в речи, что подтверждает слова К.Д. Ушинского:
«Пословицы и поговорки, сами дыша жизнью, пробуждают к жизни и семена
родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребёнка».
(65, с.297-298).
Отсюда напрашиваются выводы: необходимо возродить былое значение
пословиц и поговорок. Обратить особое внимание на их воспитательную
значимость, их нравственную ценность при формировании и развитии личности
ребёнка. В связи с этим мы решили проанализировать УМК по традиционной
системе и УМК «Начальная школа сегодня и завтра» – учебники по чтению и
русскому языку.
2. Методика работы с пословицами и поговорками на уроках литературного
чтения и русского языка по традиционной системе.
В объяснительной записке к программе «Литературное чтение в начальных
классах» говорится, что «...новый курс призван ввести ребёнка в мир
художественной литературы и помочь ему осмыслить специфику словесного
искусства, его образность». Под эту программу был разработан цикл новых
учебников по чтению, в котором достаточно широко представлены пословицы и
поговорки. Среди этих учебников, их три, книга первая - это окно в мир для
первоклассников. Первым разделом является раздел «Устное народное
Информация о работе Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа