Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:44, реферат
В современной начальной школе перед учителем стоят задачи: открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей младших школьников.
Выдающийся ученый Р.У. Сперри, обосновал положение о том, что "мир, в котором мы живем, движим не только бессознательными силами, но также, - и в более решающей степени, - человеческими ценностями... и что борьба за спасение планеты становится, в конечном итоге, борьбой за ценности более высокого порядка".
Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа
Введение.
В современной начальной школе перед учителем стоят задачи: открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей младших школьников.
Выдающийся ученый Р.У. Сперри, обосновал положение о том, что "мир, в котором мы живем, движим не только бессознательными силами, но также, - и в более решающей степени, - человеческими ценностями... и что борьба за спасение планеты становится, в конечном итоге, борьбой за ценности более высокого порядка".(14,с.74). Сперри обосновал необходимость создания аксиологической науки, исследующей предмет универсальных ценностей, обеспечивающих целостное благополучное существование человека и мира. Более того, он доказал в ученом мире положение, что только ценностный подход - только создание новых этико-моральных ценностей - способен свести все научные знания к единственной "теории всего".
Ценности, родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. Они соотносятся с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни.
Термин «аксиология» - вошёл в оборот в начале века. Авторство
принадлежит П. Лапи и Э. Гартману, они обозначили им новый и ставший самостоятельным раздел философии, занимающийся ценностной проблематикой. В России вплоть до начала 60-х годов аксиология находилась под официальным запретом как буржуазная “лженаука”. В 1960 г. была опубликована монография В.П. Тугаринова “О ценностях жизни и культуры”, положившая начало разработке основных аксиологических понятий. Затем появились десятки статей на эту тему и работы: Василенко В.А. «Ценность и оценка», Дробницкий О.Г. «Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия», Столович Л.Н. «Природа эстетической ценности» и другие. "Ценность - это реальный ориентир человеческого поведения, формирующий жизненные и
практические установки людей", - писал российский философ И.Т. Фролов. А
потому, представляет важность и интерес изучать " аксиологию - науку о
ценностях жизни и человека, содержание внутреннего мира личности и ее
ценностные ориентации".
Материальные и духовный ценности, созданные человеческим обществом
характеризуют определённый уровень развития общества. Повышенный интерес к
моральной проблематике в последнее время вызван осознанием довольно низкой
культуры в сфере общения. Подлинно человеческое общение строится на
уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанных
человечеством норм нравственности. Нравственные ценности, поступки
окружающих, отношения между людьми – всё впитывает в себя ребёнок,
наблюдая, слушая, читая. В пословицах и поговорках запечатлен весь
познавательный опыт народа, его морально-этические, социально-эстетические,
художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю движения
народа по пути цивилизации, отражают характер народа, его симпатии и
антипатии, связи с соседними народами. Пословицы впитали в себя все
тонкости оценочного отношения к действительности, ее восприятия и
отражения. Именно этот аспект языкового сознания фиксируется в широко
известном высказывании К.Д. Ушинского о том, «что природа страны, ее
история, отражаясь в душе человека, выражаются в слове». (65, с.296).
Люди исчезали, но слова, создаваемые ими, вошедшие в сокровищницу - родной
язык, остались бессмертными».
«Русский народ создал огромную изустную литературу - мудрые
пословицы и поговорки…Напрасно думать, что эта литература была лишь
плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она
становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической
памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким
содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам,
связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов» (66,
с. 17). Слова А. Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть
фольклора. Фольклор – это народное творчество, очень нужное и важное
для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в
себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа
о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге,
родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас. Знание
фольклора может дать человеку знание о русском народе, и в
конечном итоге о самом себе.
Мы в своей работе попробуем рассмотреть систему ценностей через
пословицы и поговорки с точки зрения влияния этого раздела устного
народного творчества на уровень воспитанности младших школьников в процессе
обучения их на уроках литературного чтения и русского языка. Поэтому
актуальность выбранной нами темы обусловлена следующими моментами:
- недостаточной изученностью влияния пословиц и
поговорок как литературного жанра на воспитание ребёнка;
- значением изучения пословиц и поговорок для
интеллектуального и нравственного уровня младших школьников;
- низким уровнем патриотизма, человеколюбия, трудолюбия в
современном обществе.
Использование пословиц и поговорок в обучении имеет давнюю историю, и
обращение к ним современного учителя было бы делом далеко небесполезным. В
этой истории значительное место занимает Ф. И. Буслаев, который в своей
работе «О преподавании отечественного языка» (1844 г.) изучение пословиц и
поговорок выделял в качестве самостоятельного вопроса. Актуальным и ценным
является методический подход выдающегося учёного.
Что же представляют собой пословицы и поговорки как учебный материал?
Непревзойдённый автор словаря пословиц и поговорок В. И. Даль так определял
этот жанр: «Пословица - краткое изречение, поученье, более в виде притчи,
иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть собь».(1,
с.18). Поговорку же он видел как «окольное выражение, простое иносказание,
но без притчи, без суждения, заключения, применения» (1, с. 20).
Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его
деятельностью, окружающей его природой. Она вездесуща, всё знает и обо всём
имеет своё собственное, народное конечное суждение. Народная позиция в
пословицах и поговорках всегда чёткая, иногда даже категоричная, часто с
иронией: «Думай двояко, а делай одинако», «думал, думал – жить нельзя,
пораздумал – можно», «Мешай дело с бездельем, проживёшь век с весельем».
Объект исследования - процесс обучения в начальной школе.
Предмет исследования - работа над пословицами и поговорками,
формирующими систему ценностей в жизни каждого ребёнка на уроках
литературного чтения и русского языка в начальной школе.
Гипотеза исследования – мы, считаем возможным, предположить, что
благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками в начальной школе,
возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, а так
же добросовестности и трудолюбия учащихся младших классов.
Целью данного исследования является обобщение сведений, накопленных
наукой в изучении системы ценностей на основе пословиц и поговорок;
необходимость рассмотреть пословицы и поговорки как воспитательное явление,
показать их отношение к исторической и социальной действительности, их
воспитательную значимость.
В соответствии с гипотезой и целью исследования были определены
основные задачи:
- изучить состояние проблемы в теории и практике обучения;
- выявить воспитательные возможности пословиц и поговорок;
- выявить наиболее эффективные методы и приёмы в работе над данным
материалом;
- показать дидактический аспект работы над пословицами и
поговорками на уроках чтения и русского языка в начальной школе.
Важнейшие источники исследования:
1. литература по вопросам теории и методике проблемы;
2. работы учащихся;
3. опыт учителей, методистов, описанный в литературе, периодической
печати.
Для проверки выдвинутой гипотезы, решения поставленных задач была
разработана программа исследования, которая включала следующие методы
исследования:
- наблюдение за учебным процессом;
- изучение состояния проблемы в опыте учителей;
- сравнение, сопоставление, анализ учебно-методической
литературы и экспериментально полученные данные по проблеме
исследования,
- изучение результатов деятельности,
- протоколирование фрагментов уроков,
- интерпретация полученных данных в методические рекомендации.
Практическая значимость исследования: разработанные методические советы
формирующие систему ценностей ребёнка в работе с пословицами и поговорками
на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе.
Теоретические выводы могут быть использованы в практике работы начальной
школы.
Объём и структура работы: работа состоит из «введения», двух глав,
заключения, списка изученной литературы, приложения. Объём 71 стр.
печатного текста.
Глава 1. Теоретические основы формирования системы ценностей в жизни
ребёнка на основе пословиц и поговорок русского народа.
1. Понятие об аксиологии.
Этнографы, этнопсихологи говорят об устойчивых особенностях
национального поведения, не подверженных господствующим в тот или иной
исторический период идеологии, политическому устройству, о неизменности
определяющих духовную жизнь нации археотипов – способах связи образов,
лежащих в основе творческого понимания мира и передающихся из поколения в
поколение. Своеобразие и стабильность менталитета той или иной нации,
этническая доминанта, по выражению Л.Н. Гумилёва, базируется на некоей
совокупности национальных ценностей, ориентация на которые определяет
вектор поведения людей в ситуации исторического выбора. Ценность – это
понятие, используемое в гуманитарных науках для обозначения явлений,
объектов, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе
общественные идеалы и выступающие как эталон должного.
Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее
смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и
каждого события, и каждого поступка.
Н.О. Лосский.
Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект
таким, каким он является сам по себе, а знание объекта для человека, для
удовлетворения его потребностей. В этой связи человек оценивает факты своей
жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Специфика
человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью
Информация о работе Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа