Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:44, реферат
В современной начальной школе перед учителем стоят задачи: открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей младших школьников.
Выдающийся ученый Р.У. Сперри, обосновал положение о том, что "мир, в котором мы живем, движим не только бессознательными силами, но также, - и в более решающей степени, - человеческими ценностями... и что борьба за спасение планеты становится, в конечном итоге, борьбой за ценности более высокого порядка".
учебниках по чтению (авторы Г.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф.
Климанова), по русскому языку (автор Т.Г. Рамзаева) -традиционного
курса обучения. В учебниках чтения данной программы предусмотрены
специальные уроки по данной теме с последующей отработкой материала в
ходе выполнения различных заданий к текстам.
5. В учебниках по чтению вариативной программы «Начальная школа сегодня и
завтра» (автор Л.А. Ефросинина), по русскому языку (авторы А.О.
Евдокимова, С.В. Иванова и другие) пословицы и поговорки представлены
в достаточном объёме. И хотя структура учебников по этой программе
значительно отличается от традиционной, вопросу изучения пословиц и
поговорок, употреблению их в разговорной речи, нравственному
воспитанию учащихся уделено большое внимание.
6. Ведущим направлением в работе над пословицами и поговорками на уроках
чтения и по традиционной, и по вариативной программам является работа
над смыслом, т.е. восприятием обобщённо - метафорического образа, в
них заключённого, и конкретизация его на основе имеющегося у
школьников жизненного и читательского опыта.
7. Эта работа должна строиться с учётом возрастных особенностей детей, с
постепенным наращиванием трудности заданий и доли самостоятель-ности в
их решении.
8. Использование разнообразных приёмов в работе над пословицами и
поговорками, позволяет сделать эту работу интересной и наиболее
эффективной для формирования нравственных качеств каждого ребёнка.
Изучив состояние данной проблемы в теории и практике, выявив
воспитательную ценность пословиц и поговорок, ознакомившись с наиболее
эффективными приёмами и методами работы с ними на уроках чтения и русского
языка в начальных классах, можно сделать следующие выводы:
1. Ребёнок оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует
ценностное отношение к миру. Ценностью является для ребёнка всё,
что имеет для него определённую значимость, личностный или
общественный смысл.
2. Глубокие исторические корни, то, что пословицы впитали в себя
многовековой нравственный опыт народа, делает особенно актуальным
их использование на уроках сегодня, когда ведущим направлением
работы школы стала гуманизация процесса обучения, введение ученика
в мир общечеловеческих ценностей, приобщение его к истокам родной
культуры.
3. Выдвинутая нами гипотеза о том, что при использовании пословиц и
поговорок на уроках чтения и русского языка, благодаря работе,
проводимой над ними, возможно повышение уровня воспитанности,
сознательности, нравственности, патриотизма, взаимопонимания,
добросовестности и трудолюбия учащихся подтвердилась.
4. Содержание различных учебных программ по чтению и русскому языку
позволяет в разной степени организовать работу с пословицами и
поговорками. Наиболее соответствуют этой задаче традиционные
учебники по чтению (авторы М.Ф.Голованова, В.Г.Горецкий,
Л.Ф.Климанова) и русскому языку (автор Т.Г.Рамзаева); учебники по
чтению (автор Л.А.Ефросинина) и русскому языку (авторы С.В.Иванов,
А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и другие) курса развивающего обучения
«Начальная школа сегодня и завтра».
5. Несмотря на давние традиции, методически вопрос работы
с пословицами и поговорками на уроках чтения и русского языка
разработан недостаточно и в традиционной программе, и в программах
развивающего обучения. В школах преобладает работа над смысловым
содержанием пословиц и поговорок, в большей степени на уроках
чтения и в меньшей степени на уроках русского языка и других,
недостаточно отрабатывается навык использования этого жанра в речи
учащихся.
6. Устранить отмеченные недостатки в работе с пословицами и
поговорками поможет введение в практику работы учителей
разнообразных приёмов и методов работы, учёт возрастных
особенностей детей, постепенное увеличение доли самостоятельности,
использование сборников пословиц и поговорок русского народа. Это
позволит сделать работу более увлекательной для детей и повысит
уровень усвоения материала по данной теме, повысить воспитательные
возможности пословиц и поговорок.
7. Мы думаем, что возможности этого учебного материала ещё не
исчерпаны, так как воспитательное воздействие пословиц и поговорок
на детей очень велико, ведь пословица «вездесуща, всё знает и обо
всём имеет своё собственное народное конечное суждение». (12, с.8).
Список использованной литературы:
1. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.-
С.175.
2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М.,
1988. – С.200.
3. Барли Н. Структурный подход к пословице. // Паремиологические
исследования. М.: «Наука», 1984.- С.214.
4. Бегак Б. Пословица не мимо молвится. // Дошкольное воспитание.- 1985.-
№9.-С.54-56.
5. Беседы с учителем. Первый класс начальной школы. Под ред. Н.Ф.
Виноградовой и Л.Е. Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 1998. –
С.240.
6. Беседы с учителем. Второй класс начальной школы. Под ред. Л.Е.
Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 1999. – С.320.
7. Беседы с учителем. Третий класс начальной школы. Под ред. Л.Е.
Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2000. – С.384.
8. Беседы с учителем. Четвёртый класс начальной школы. Под ред. Л.Е.
Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2001. – С.480.
9. Борисенко И.В. Методические уроки К.Д.Ушинского. // Начальная школа.-
1994.-№3.- С.12.
10. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. «Наука», 1983.- С.283.
11. Вавилова Н. С. Ещё раз о пословицах. // Начальная школа .-1994 г., №
3, С.68 - 69.
12. Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. - М.:
Просвещение, 1963 г. – С.120 .
13. Вежбицкая А.Н. Понимание культур через посредство ключевых слов. Пер.
с анг. А.Д. Шмелёва.-М.: языки славянской культуры, 2001,С.287.
14. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996, С.320.
15. Гвоздарёв Ю. А. Язык есть исповедь народа... - М.: Просвещение,
1993. – С.142
16. Голованова Г. В. О новом цикле учебников по чтению «Родная речь»
для начальной школы. // Начальная школа, 1993, № 7, С. 7 - 15.
17. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3
кн. Кн.1.Ч.1.- М.: Просвещение, 2001.-С.224.
18. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3
кн. Кн.1.Ч.2.- М.: Просвещение, 2001.-С.254.
19. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3
кн. Кн.2.Ч.1.- М.: Просвещение, 1995.-С.240.
20. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3
кн. Кн.2.Ч.2.- М.: Просвещение, 1995.-С.240.
21. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3
кн. Кн.3.Ч.1.- М.: Просвещение, 2001.-С.255.
22. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3
кн. Кн.3.Ч.2.- М.: Просвещение, 2001.-С.208.
23. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Русский язык: учеб.–тетр. для 1 кл.
четырёхлет. нач. шк. – М.: Просвещение, 2000.-С.127.
24. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН,
2003, - С.616 .
25. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М.,
1955.
26. Евдокимова А.О., Ефросинина Л.А., Журова Л.Е. Чтение и письмо. Учебник
для 1 кл. четырёхлетней нач. шк. (2 полугодие).- М.: Вентана – Граф,
1998.- С.224.
27. Евдокимова А.О., Журова Л.Е. и др. Грамота. Учебник для 1 кл.
четырёхлетней нач. шк. - М.: Вентана – Граф, 1998.- С.192.
28. Евдокимова А.О., Иванова С.В. и др. Русский язык. Учебн. для 2 кл.
четырёхлет. нач. шк.: в 2 ч.- М.: Вентана- Граф, 1999. Ч.1.- С.136.
29. Евдокимова А.О., Иванова С.В. и др. Русский язык. Учебн. для 2 кл.
четырёхлет. нач. шк.: в 2 ч.- М.: Вентана- Граф, 1999. Ч.2.- С.136.
30. Евдокимова А.О., Иванова С.В. и др. Русский язык. Учебн. для 3 кл.
четырёхлет. нач. шк.: в 2 ч.- М.: Вентана- Граф, 1999. Ч.1.- С.160.
31. Евдокимова А.О., Иванова С.В. и др. Русский язык. Учебн. для 3 кл.
четырёхлет. нач. шк.: в 2 ч.- М.: Вентана- Граф, 1999. Ч.2.- С.160.
32. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебн. для 2 кл. четырёхлетн.
нач. шк.: В 2 ч. Ч.1-М.: Вентана – Граф, 1999.-С.168.
33. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебн. для 2 кл. четырёхлетн.
нач. шк.: В 2 ч. Ч.2.-М.: Вентана – Граф, 1999.-С.192.
34. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 кл. четырёхлетн. нач. шк.:
Рабочая тетрадь №1. – М.: Вентана – Граф, 2003.- С.56.
35. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 кл. четырёхлетн. нач. шк.:
Рабочая тетрадь №2. – М.: Вентана – Граф, 2003.- С.56.
36. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Учебн. для 3 кл.
четырёхлетн. нач. шк.: В 2 ч. Ч.1.-М.: Вентана – Граф, 2000.-С.160
37. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Учебн. для 3 кл.
четырёхлетн. нач. шк.: В 2 ч. Ч.2.-М.: Вентана – Граф, 2000.-С.160.
38. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 3 кл. четырёхлетн. нач. шк.:
Рабочая тетрадь №1. – М.: Вентана – Граф, 2000.- С.96.
39. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 3 кл. четырёхлетн. нач. шк.:
Рабочая тетрадь №2. – М.: Вентана – Граф, 2000.- С.96.
40. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Учебн. для 4 кл.
четырёхлетн. нач. шк.: В 2 ч. Ч.1.-М.: Вентана – Граф, 2001.-С.160
41. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Учебн. для 4 кл.
четырёхлетн. нач. шк.: В 2 ч. Ч.2.-М.: Вентана – Граф, 2001.-С.160
42. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 4 кл. четырёхлетн. нач. шк.:
Рабочая тетрадь №1. – М.: Вентана – Граф, 2001.- С.96.
43. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 4 кл. четырёхлетн. нач. шк.:
Рабочая тетрадь №2. – М.: Вентана – Граф, 2001.- С.96.
44. Иванова С.В., Кузнецова М.И. и др. Русский язык: учебник для 4 кл.
четырёхлетней нач. школы: В 2 ч. Ч.1.- М.: Вентана – Граф, 2001.-
С.144.
45. Иванова С.В., Кузнецова М.И. и др. Русский язык: учебник для 4 кл.
четырёхлетней нач. школы: В 2 ч. Ч.2.- М.: Вентана – Граф, 2001.-
С.144.
46. Изотова В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника
устного народного творчества русского народа. // Начальная школа.-
2000.-№5.-С.20-22.
47. Кабинетская Т. Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе:
Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ. 1994,С.З-51.
48. Караулов Ю.Н. О состоянии русского языка современности. Доклад на
конференции «Русский язык и современность. Проблемы и перспективы
развития русистики». М., 1991.- С.246.
49. Кислиденко Л. А. Использование пословиц на уроках. // Начальная
школа, 1997 г., №7,С.39-40.
Информация о работе Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа