Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:44, реферат

Описание работы

В современной начальной школе перед учителем стоят задачи: открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей младших школьников.

Выдающийся ученый Р.У. Сперри, обосновал положение о том, что "мир, в котором мы живем, движим не только бессознательными силами, но также, - и в более решающей степени, - человеческими ценностями... и что борьба за спасение планеты становится, в конечном итоге, борьбой за ценности более высокого порядка".

Работа содержит 1 файл

Система ценностей в послов и поговорках курсовая.doc

— 308.50 Кб (Скачать)

      учебниках по чтению (авторы Г.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф.

      Климанова), по русскому языку (автор Т.Г. Рамзаева) -традиционного

      курса обучения. В учебниках чтения данной программы предусмотрены

      специальные уроки по данной теме с последующей отработкой материала в

      ходе выполнения различных заданий к текстам.

   5. В учебниках по чтению вариативной программы «Начальная школа сегодня и

      завтра» (автор Л.А. Ефросинина), по русскому языку (авторы А.О.

      Евдокимова, С.В. Иванова и другие) пословицы и поговорки представлены

      в достаточном объёме. И хотя структура учебников по этой программе

      значительно отличается от традиционной, вопросу изучения пословиц и

      поговорок, употреблению их в разговорной речи, нравственному

      воспитанию учащихся уделено большое внимание.

   6. Ведущим направлением в работе над пословицами и поговорками на уроках

      чтения и по традиционной, и по вариативной программам является работа

      над смыслом, т.е. восприятием обобщённо - метафорического образа, в

      них заключённого, и конкретизация его на основе имеющегося у

      школьников жизненного и читательского опыта.

   7. Эта работа должна строиться с учётом возрастных особенностей детей, с

      постепенным наращиванием трудности заданий и доли самостоятель-ности в

      их решении.

   8. Использование разнообразных приёмов в работе над пословицами и

      поговорками, позволяет сделать эту работу интересной и наиболее

      эффективной для формирования нравственных качеств каждого ребёнка.

 

 

 

                                 Заключение.

 

    Изучив  состояние  данной  проблемы  в  теории   и   практике,   выявив

воспитательную ценность  пословиц  и  поговорок,  ознакомившись  с  наиболее

эффективными приёмами и методами работы с ними на уроках чтения  и  русского

языка в начальных классах, можно сделать следующие выводы:

     1. Ребёнок оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует

        ценностное отношение к миру. Ценностью является для ребёнка всё,

        что имеет для него определённую значимость, личностный или

        общественный смысл.

     2. Глубокие исторические корни, то, что пословицы впитали в себя

        многовековой нравственный опыт народа, делает особенно актуальным

        их использование на уроках сегодня, когда ведущим направлением

        работы школы стала гуманизация процесса обучения, введение ученика

        в мир общечеловеческих ценностей, приобщение его к истокам родной

        культуры.

     3. Выдвинутая нами гипотеза о том, что при использовании пословиц и

        поговорок на уроках чтения и русского языка, благодаря работе,

        проводимой над ними, возможно повышение уровня воспитанности,

        сознательности, нравственности, патриотизма, взаимопонимания,

        добросовестности и трудолюбия учащихся подтвердилась.

     4.  Содержание различных учебных программ по чтению и русскому языку

        позволяет в разной степени организовать работу с пословицами и

        поговорками. Наиболее соответствуют этой задаче традиционные

        учебники по чтению (авторы М.Ф.Голованова, В.Г.Горецкий,

        Л.Ф.Климанова) и русскому языку (автор Т.Г.Рамзаева); учебники по

        чтению (автор Л.А.Ефросинина) и русскому языку (авторы С.В.Иванов,

        А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и другие) курса развивающего обучения

        «Начальная школа сегодня и завтра».

     5. Несмотря   на   давние   традиции,   методически   вопрос   работы

         с     пословицами и поговорками на уроках чтения и русского языка

        разработан недостаточно и в традиционной программе, и в программах

        развивающего обучения. В школах преобладает работа над смысловым

        содержанием пословиц и поговорок, в большей  степени на уроках

        чтения и в меньшей степени на уроках русского языка и других,

        недостаточно отрабатывается навык использования этого жанра в речи

        учащихся.

     6.    Устранить отмеченные недостатки в работе с пословицами и

        поговорками поможет введение в практику работы учителей

        разнообразных приёмов и методов работы, учёт возрастных

        особенностей детей, постепенное увеличение доли самостоятельности,

        использование сборников пословиц и поговорок русского народа. Это

        позволит сделать работу более увлекательной для детей и повысит

        уровень усвоения материала по данной теме, повысить воспитательные

        возможности пословиц и поговорок.

     7. Мы думаем, что возможности этого учебного материала ещё не

        исчерпаны, так как воспитательное воздействие пословиц и поговорок

        на детей очень велико, ведь пословица «вездесуща, всё знает и обо

        всём имеет своё собственное народное конечное суждение». (12, с.8).

 

 

 

                      Список использованной литературы:

 

   1. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.-

      С.175.

   2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М.,

      1988. – С.200.

   3. Барли Н. Структурный подход к пословице. // Паремиологические

      исследования. М.: «Наука», 1984.- С.214.

   4. Бегак Б. Пословица не мимо молвится. // Дошкольное воспитание.- 1985.-

      №9.-С.54-56.

   5. Беседы с учителем. Первый класс начальной школы. Под ред. Н.Ф.

      Виноградовой и Л.Е. Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 1998. –

      С.240.

   6. Беседы с учителем. Второй класс начальной школы. Под ред. Л.Е.

      Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 1999. – С.320.

   7. Беседы с учителем. Третий класс начальной школы. Под ред. Л.Е.

      Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2000. – С.384.

   8. Беседы с учителем. Четвёртый класс начальной школы. Под ред. Л.Е.

      Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2001. – С.480.

   9. Борисенко И.В. Методические уроки К.Д.Ушинского. // Начальная школа.-

      1994.-№3.- С.12.

  10. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. «Наука», 1983.- С.283.

  11. Вавилова Н. С. Ещё раз о пословицах. // Начальная школа .-1994 г., №

      3, С.68 - 69.

  12.   Введенская Л. А. Пословицы и поговорки в начальной школе. - М.:

      Просвещение, 1963 г. – С.120 .

  13. Вежбицкая А.Н. Понимание культур через посредство ключевых слов. Пер.

      с анг. А.Д. Шмелёва.-М.: языки славянской культуры, 2001,С.287.

  14. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996, С.320.

  15.    Гвоздарёв Ю. А. Язык есть исповедь народа... - М.: Просвещение,

      1993. – С.142

    16. Голованова Г. В. О новом цикле учебников по чтению «Родная речь»

        для начальной школы. // Начальная школа, 1993, № 7, С. 7 - 15.

    17. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3

        кн. Кн.1.Ч.1.- М.: Просвещение, 2001.-С.224.

    18. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3

        кн. Кн.1.Ч.2.- М.: Просвещение, 2001.-С.254.

    19. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3

        кн. Кн.2.Ч.1.- М.: Просвещение, 1995.-С.240.

    20. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3

        кн. Кн.2.Ч.2.- М.: Просвещение, 1995.-С.240.

    21. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3

        кн. Кн.3.Ч.1.- М.: Просвещение, 2001.-С.255.

    22. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3

        кн. Кн.3.Ч.2.- М.: Просвещение, 2001.-С.208.

    23. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Русский язык: учеб.–тетр. для 1 кл.

        четырёхлет. нач. шк. – М.: Просвещение, 2000.-С.127.

  24. Даль В. И. Пословицы русского народа. - М.: Изд-во Эксмо, Изд-во ННН,

      2003, - С.616 .

  25. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М.,

      1955.

  26. Евдокимова А.О., Ефросинина Л.А., Журова Л.Е. Чтение и письмо. Учебник

      для 1 кл. четырёхлетней нач. шк. (2 полугодие).- М.: Вентана – Граф,

      1998.- С.224.

  27. Евдокимова А.О., Журова Л.Е. и др. Грамота. Учебник для 1 кл.

      четырёхлетней нач. шк. - М.: Вентана – Граф, 1998.- С.192.

  28. Евдокимова А.О., Иванова С.В. и др. Русский язык. Учебн. для 2 кл.

      четырёхлет. нач. шк.: в 2 ч.- М.: Вентана- Граф, 1999. Ч.1.- С.136.

  29. Евдокимова А.О., Иванова С.В. и др. Русский язык. Учебн. для 2 кл.

      четырёхлет. нач. шк.: в 2 ч.- М.: Вентана- Граф, 1999. Ч.2.- С.136.

  30. Евдокимова А.О., Иванова С.В. и др. Русский язык. Учебн. для 3 кл.

      четырёхлет. нач. шк.: в 2 ч.- М.: Вентана- Граф, 1999. Ч.1.- С.160.

  31. Евдокимова А.О., Иванова С.В. и др. Русский язык. Учебн. для 3 кл.

      четырёхлет. нач. шк.: в 2 ч.- М.: Вентана- Граф, 1999. Ч.2.- С.160.

  32. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебн. для 2 кл. четырёхлетн.

      нач. шк.: В 2 ч. Ч.1-М.: Вентана – Граф, 1999.-С.168.

  33. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Учебн. для 2 кл. четырёхлетн.

      нач. шк.: В 2 ч. Ч.2.-М.: Вентана – Граф, 1999.-С.192.

  34. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 кл. четырёхлетн. нач. шк.:

      Рабочая тетрадь №1. – М.: Вентана – Граф, 2003.- С.56.

  35. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 кл. четырёхлетн. нач. шк.:

      Рабочая тетрадь №2. – М.: Вентана – Граф, 2003.- С.56.

  36. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Учебн. для 3 кл.

      четырёхлетн. нач. шк.: В 2 ч. Ч.1.-М.: Вентана – Граф, 2000.-С.160

  37. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Учебн. для 3 кл.

      четырёхлетн. нач. шк.: В 2 ч. Ч.2.-М.: Вентана – Граф, 2000.-С.160.

  38. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 3 кл. четырёхлетн. нач. шк.:

      Рабочая тетрадь №1. – М.: Вентана – Граф, 2000.- С.96.

  39. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 3 кл. четырёхлетн. нач. шк.:

      Рабочая тетрадь №2. – М.: Вентана – Граф, 2000.- С.96.

  40. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Учебн. для 4 кл.

      четырёхлетн. нач. шк.: В 2 ч. Ч.1.-М.: Вентана – Граф, 2001.-С.160

  41. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. Литературное чтение. Учебн. для 4 кл.

      четырёхлетн. нач. шк.: В 2 ч. Ч.2.-М.: Вентана – Граф, 2001.-С.160

  42. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 4 кл. четырёхлетн. нач. шк.:

      Рабочая тетрадь №1. – М.: Вентана – Граф, 2001.- С.96.

  43. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 4 кл. четырёхлетн. нач. шк.:

      Рабочая тетрадь №2. – М.: Вентана – Граф, 2001.- С.96.

  44. Иванова С.В., Кузнецова М.И. и др. Русский язык: учебник для 4 кл.

      четырёхлетней нач. школы: В 2 ч. Ч.1.- М.: Вентана – Граф, 2001.-

      С.144.

  45. Иванова С.В., Кузнецова М.И. и др. Русский язык: учебник для 4 кл.

      четырёхлетней нач. школы: В 2 ч. Ч.2.- М.: Вентана – Граф, 2001.-

      С.144.

  46. Изотова В.А. Сила воспитательного воздействия на младшего школьника

      устного народного творчества русского народа. // Начальная школа.-

      2000.-№5.-С.20-22.

  47.  Кабинетская Т. Н. Изучение пословиц и поговорок в начальной школе:

      Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ. 1994,С.З-51.

  48. Караулов Ю.Н. О состоянии русского языка современности. Доклад на

      конференции «Русский язык и современность. Проблемы и перспективы

      развития русистики». М., 1991.- С.246.

  49.  Кислиденко Л. А. Использование пословиц на уроках. //  Начальная

      школа, 1997 г., №7,С.39-40.

Информация о работе Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа