Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:44, реферат
В современной начальной школе перед учителем стоят задачи: открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей младших школьников.
Выдающийся ученый Р.У. Сперри, обосновал положение о том, что "мир, в котором мы живем, движим не только бессознательными силами, но также, - и в более решающей степени, - человеческими ценностями... и что борьба за спасение планеты становится, в конечном итоге, борьбой за ценности более высокого порядка".
является для человека всё, что имеет для него определённую значимость,
личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь
идёт о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы
хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаём и отрицаем. Такие
ценности могут иметь как общечеловеческий характер, так и конкретно-
исторический, т.е. быть значимым для отдельной человеческой общности в
определённый период её исторического развития.
Основные свойства ценностей и ценностных отношений по концепции
профессора Г.П. Выжлецова:
"1) Исходная особенность ценностных отношений в том, что они включают
в себя... желаемое, связанное с добровольным, свободным выбором, душевным
стремлением;
2) ценности не разъединяют, не отчуждают человека от других людей, от
природы и от самого себя, а напротив, объединяют, собирают людей в общности
любого уровня: семью, коллектив, народность, нацию, государство, общество в
целом, включая, как говорил П.А. Флоренский, в это единство человечности
весь мир;
3) ценностные отношения являются для людей не внешними и
принудительными, а внутренними и ненасильственными;
4) подлинными ценностями, например, совестью, любовью или мужеством,
нельзя завладеть с помощью силы, обмана или денег, отобрать их у кого-либо
так же, как власть или богатство".(13, с.17)
Г.П. Выжлецов считает, что ценности выражают определенные типы
отношений между людьми, и именно таких отношений, которые не разъединяют,
не отчуждают человека от других людей, от природы и от самого себя, а
напротив, объединяют людей в общности, такие, как семья, народность, нация,
общество в целом, включая, как говорил Флоренский, в это единство
человечности весь мир.
Характер базовых ценностей, присущих той или иной нации, складывается
в течение длительного времени и зависит от многих факторов. Во-первых, это
природные характеристики той территории, на которой нация сформировалась,
для России – это фактор огромного пространства суровой северной страны. В
начале 19 века П.Я. Чаадаев писал: «Есть один факт, который властно
господствует над нашим историческим движением, который красной нитью
проходит через всю нашу историю, который содержит в себе, так сказать всю
её философию, который проявляется во все эпохи нашей общественной жизни и
определяет их характер, который является в одно и то же время и
существенным элементом нашего политического величия и истиной нашего
умственного бессилия: это факт географический».(67, с.48). Во-вторых, сама
история существования русского государства, многонациональный состав его
населения и постоянная необходимость обороны от внешних врагов. В-третьих,
преимущественный характер хозяйственной деятельности русских (исконно
Россия – аграрная цивилизация) и сложившийся на основе этой деятельности
тип жизнеустройства. В-четвёртых, историческая роль государства, его
патерналистский характер, обусловленный необходимостью обеспечить выживание
каждого человека в суровых природных условиях. В-пятых, это философские,
этические, эстетические постулаты православия – религиозного мировоззрения
русского человека. Это далеко не полный список факторов, обусловивших
особенности представлений русского человека о том, «что такое хорошо и что
такое плохо».
Ценностные ориентации являются важным компонентом передающегося по
наследству традиционного знания каждого представителя этноса (в отличие от
знания рационального, обусловленного личным жизненным опытом). Основная
масса этнокультурной информации (традиционного знания) усваивается (как
осознанно, так и бессознательно) в раннем возрасте вместе с языком. (10,
с.110).
Важность ценностных ориентаций в жизни того или иного этноса
обусловило их «кодирование» в системе национального языка (лексики по
преимуществу). Такое «кодирование» осуществляется прежде всего включением
оценочного компонента в денотативное или коннотативное содержание слов. Как
указывала В.Н. Телия, «… эмотивно-оценочное отношение детерминировано
мировоззрением народа – носителя языка, его культурно – историческим
опытом, системой существующих в данном социуме критериев оценки…» (62,
с.39).
Исследования природы оценки активно ведутся в разных областях
гуманитарного знания: в философии, логике, лингвистике (работы Н.Д.
Арутюновой, Ю.Д. Апресяна, Е.М. Вольф, В.Н. Телии и др.). Однако
недостаточно пока работ, анализирующих языковое отражение ценностной
ориентации этноса в мире, которое мы назовём аксиологической языковой
картиной мира. Как справедливо отмечала В.Н. Телия, «О роли языковой
картины мира в познании имеется огромная литература, и всё же, как
представляется, в ней недостаточно чётко определена роль символов,
получающих языковое воплощение, в организации культурно-национальной
системы критериев оценки, задающих антропометрическую точку зрения на
объект и точку его «размещения на шкале оценок и создающих предпосёлки для
адекватного или, по крайней мере, понятного всем членам лингво-культурной
общности вынесения «приговора» вещам и событиям». (62, с.39-40).
Языковая картина мира является отражением общего национального
представления о мире, в том числе и о конфигурации ценностей – понятий, в
наибольшей мере связанных с идеалами общества, явлений внешнего или
ментального мира, получивших наиболее позитивную оценку членов общества.
Ценность можно определить как предельное представление о норме. Поскольку
ценности должны быть обязательно признаны человеком в качестве таковых, они
являются продуктом культурных, а не стихийных природных процессов. Поэтому
всякая аксиологическая система является антропоцентричной, так как вне
человеческого отношения любые ценности не имеют смысла.
Ценности являются базовой категорией при построении картины мира,
причём набор ценностей, их иерархия во многом определяет культурный тип
того или иного социума. С точки зрения содержания понятий можно выделить
моральные (дружба, любовь, правда, справедливость) и утилитарные (здоровье,
комфорт, чистота) ценности, среди утилитарных выделяются ценности
абстрактные (сон, отдых) и материальные.
С точки зрения субъекта, признающего некое понятие за ценность, можно
разграничить индивидуальные, групповые, этнические (национальные) и
общечеловеческие ценности. Те или иные социальные группы или коллективы
(семья, дружеская компания, партия, сословие, интеллигенция в широком
смысле слова, крестьянство, духовенство, люди городской или сельской
культуры), субэтносы (по терминологии Л.Н. Гумилева, субэтнос - это
достаточно представительная часть нации, связанная общими хозяйственными,
культурными традициями - казаки, старообрядцы, поморы и т.д.)) могут
обладать особенностями в конфигурации ценностей, однако существует
определенная базовая система ценностей, характеризующая нацию и
определяемая общностью исторической судьбы, географическим пространством
обитания, преимущественным характером хозяйственной деятельности и многими
другими факторами. Этническая система ценностей как таковая не
вербализируется обществом, не представляется в виде набора постулатов, она
как бы «разлита» в языке, в авторитетных текстах и может быть
реконструирована на основании оценок, которые дают тому или иному понятию
члены социума.
Установление соответствия реалий действительности с предельным
представлением о норме - ценностью - происходит в результате оценочной
деятельности социума. Оценка - это акт человеческого сознания, который
заключается в сравнении предметов, явлений и соотнесении их свойств и
качеств с нормой. Результаты этого сравнения закрепляются в сознании и
вязыке в виде позитивного (одобрение), негативного (осуждение) или
нейтрального отношения (безразличие): добро - зло - природа. Первые
двелексемы включают в свою семантику оценочный элемент, третья
лексеманейтральна с точки зрения оценки. Таким образом, выражение оценки в
языке трехзначно: хорошо-нейтрально - плохо.
Важность ценностных ориентаций в жизни того или иного этноса
обусловила их «кодирование» в системе национального языка (лексики по
преимуществу). Такое «кодирование» осуществляется прежде всего включением
оценочного компонента в значение слов. Как указывала В.Н. Телия,
«...эмотивно-оценочное отношение детерминировано мировоззрением народа -
носителя языка, его культурно-историческим опытом, системой существующих в
данном социуме критериев оценки...».(62, с.39).
Аксиологическая картина мира, представленная в языке, ориентирует
человека в системе ценностей, дает общее направление его стремлениям и
жизненным целям. Так, понятия «правда», «красота», «справедливость» в
соответствии с общенациональными установками маркируются в сознании
представителя русского этноса положительной оценкой; понятия «ложь»,
«уродство», «несправедливость» - отрицательной. Эта аксиологическая
проекция «наивной» картины мира дополняется программированием той
информацией (наставления родителей и знакомых, литература, произведения
искусства, воздействие СМИ и т.д.), которая проходит сквозь жизнь человека,
особенно в период формирования его мировоззренческих установок - в детстве
и юности.
Основываясь на своем «аксиологическим видении мира», человек
формулирует оценочные суждения по отношению к тем реалиям, которые
появляются в его жизни.
Кризисное состояние современного русского национального самосознания
стимулирует поиск духовно-нравственных опор, морально-этических постулатов,
свойственных русским на протяжении всего нелёгкого и драматического пути
развития нации. Несомненно, что специфика национального представления о том
или ином базовом понятии, некие нравственные, ценностные компоненты тем или
иным образом отражают в языке.
Среди основных функций языка многие лингвисты выделяют так называемую
национально-культурную функцию. А.А. Леонтьев пишет об этом: «Язык отражает
и закрепляет реалии, абстрактные понятия и т.д., отработанные историческим
прошлым данного народа, обязанные своим существованием специфическим
условиям трудовой, общественной, культурной жизни этого народа». ( 57,
с.35).
Ю.Н. Караулов называет следующие три способа репрезентации русского
языка: «текстовой, воплощённый и локализованный в значительной по объёму
совокупности текстов; системный, представленный в лингвистических описаниях
его лексического состава и грамматического строя; наконец, сетевой,
воплощённый в ассоциативно-вербальной сети, которая в одном из своих
Информация о работе Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа