Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:44, реферат
В современной начальной школе перед учителем стоят задачи: открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей младших школьников.
Выдающийся ученый Р.У. Сперри, обосновал положение о том, что "мир, в котором мы живем, движим не только бессознательными силами, но также, - и в более решающей степени, - человеческими ценностями... и что борьба за спасение планеты становится, в конечном итоге, борьбой за ценности более высокого порядка".
будешь». Однако, пословицы неизменно отмечают высокую себестоимость добрых
поступков, например: «Доброму бог помогает. Доброму бог на помочь», «Делать
добро спеши (или: поспешай)», «Доброе дело и в воде не тает (или: не
тонет)», «Доброе дело крепко (или: споро)», «Доброе дело на век (или: на
два века, на этот и на тот)», «Лихо помнится, а добро век не забудется»,
«Болезному (или: Несчастному, т.е. наказанному преступнику) милость творить
– с господом богом говорить».
Третья группа пословиц констатирует грешную природу человека, говорит
о том, что в разных ситуациях человек поступает по-разному, например: «Не
всяк злодей, кто часом лих», «Туча е без грому, хозяин (или: господин) не
без гневу», «Где гнев, там и милость», «Горьким быть – расплюют, сладким –
проглотнут», «Горького проклянут, а сладкого проглотят», «Не всё таской,
ино и лаской», «Не всё по затылку, ино и по головке». Большая группа
пословиц говорит о том, как тяжела жизнь, оправдывая недостатки людей,
снисходительно говоря об их слабостях, например: «Это слабость его. Это его
слабая струна (или: сторона)», «Он на эту ногу немножко храмлет (или:
прихрамывает)», «Видно не той ногой ( или: невпопад) порог переступил»,
«Левой ногой с постели ступил», «Бог ему (или: тебе) судья. Господь с
тобой», «Бог простит, только вперёд не каверзи», «Сердитого невзлюбили, а
милостивого с кругу сбили»; говорит о том, что о человеке нужно судить по
его делам, поступкам, например: «Доброму делу не кайся. Сделав добро, не
кайся (не попрекай)», «Кому надо собаку ударить, тот и палку сыщет», «Гнева
не пугайся, на ласку не кидайся», «Не давай воли языку во пиру, во беседе,
а сердцу в гневе», «С живого кожу дерёт. Дерёт с живого и с мёртвого».
В пословицах отразились представления о моральных качествах человека,
утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное
человеческое качество – Добродетель, и его надо прививать, необходимо
учить, так как причиной многих человеческих пороков является незнание,
невежество. Добродетель есть умение хорошо поступать, а хорошо поступать
умеет тот кто знает, как именно надо поступать. Пословицы учат ценить
добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться самому быть добрым,
понимающим, милосердным. Встречи с пословицами и поговорками заставляют
каждого человека задуматься над его мировоззрением, пересмотреть многие
постулаты в своей жизни, оценить свою жизнь, свои поступки, совершаемые с
какой-то целью или бесцельно. Пословицы помогают понять, что есть добро и
зло, освоить правила жизни в обществе передающиеся из поколения в
поколения.
В сборнике Даля дружба рассматривается в разделе «Друг – недруг»,
включающем в себя 215 пословиц, что составляет около одного процента всех
паремий. «Дружба – взаимная привязанность двух или более людей, тесная
связь их; бескорыстная стойкая приязнь, основанная на любви и уважении;
тесная связь, основанная на временных выгодах» (25, Т.1,с.452) - таково
значение этого слова в словаре Даля. В нём же он указывает несколько
значений слова «друг – такой же, равный, другой я, другой ты; ближний,
всякий человек другому; общее названье или привет, в беседе; близкий
человек, приятель, хороший знакомый».(25,Т.1,с.453).
Очень важным (если не основным) компонентом пословицы является оценка
описываемого явления в рамках некоторой абстрактной нормативной модели.
Пословицы включают обычно оценочный предикат, который дает явлению
аксиологическую оценку (в парадигме «хороший – плохой») или деонтическую
оценку (в парадигме «должный – недолжный»). В некоторых случаях
аксиологическая оценка может вступать в противоречие с деонтической,
последняя при этом оказывается более значимой. Явление, которое оценивается
будто бы как положительное, с точки зрения идеальных представлений народа
оказывается недолжным, несоответствующим идеалу: «Много друзей, коли
денежки есть». Отметим, что понятие «друг» обладает в национальном сознании
абсолютной ценностью, в пословицах «друг» соотнесён с положительно
маркированным оценочным предикатом: «Без друга сирота; с другом –
семьянин», «Доброе братство милее богатства», «Друг денег дороже. Друга на
деньги не купишь» и др. В онтологическом плане отсутствует релятивизм в
противопоставлении «дружбы» и «недружбы», «вражды»: «С другом дружись, а
как недруга берегись», «На обеде все соседи; а пришла беда, они прочь, как
вода». В жизни «вражда, недружба» неизбежна, но она ассоциируется с грехом:
«Овце с волками худо жить. Не житьё с волком и собаке», «Дружба от недружбы
близко живёт».
Пословицы, связанные с понятием «дружба», в сборнике Даля можно
разделить на три группы: пословицы, характеризующие «дружбу» в бытийном,
онтологическом плане; пословицы, говорящие о реальности существования
дружбы в жизни людей; пословицы, ориентирующие человека в его
взаимоотношениях с другом.
Пословицы первой группы прямо говорят о значимости понятий «дружба»,
«друг» для народного сознания, например: «Что есть вместе, чего нет,
пополам», «Одному и пьяно, да не мило; с другом и хмельно, да умно», «Нет
друга, так ищи: а нашёл, так береги», «Доброе братство милее богатства», «В
недруге стрела, что во пне, а в друге, что во мне», «Не дорог подарок,
дорога любовь», «Не дорога гостьба, дорога дружба», «Шуту в дружбе не
верят. В дружбе правда», «Свой своего знает (видит) издалека», «Для милого
дружка и серёжку из ушка», «Был я у друга, пил я воду слаще мёду»;
декламируют неуничтожимость и конечное торжество дружбы, например: «Больше
той любви не бывает, как друг за друга умирает», «У друга пить воду лучше
неприятельского мёду», «Старый друг лучше новых двух», «Своих друзей
наживай, а отцовских не теряй! Не изведан – друг; а изведан – два», «Новых
друзей наживай, а старых не утрачивай», «Собака собаку знает (или: не
ест)», «Такие друзья, что схватятся, так колом не разворотишь»; определяет
дружбу как жизненно важную потребность человека, например: «Пота дружба,
пока нужна. Нужда сдружает», «Кто кому надобен, тот тому и памятен», «Есть
брага да пирожки, так есть и други (и дружки)», «Поп попа, дурак дурака и
знают», «Барану пара – овца. Флор Флорихе набитый брат», «В дороге и отец
сыну товарищ», «Свои люди сочтёмся. Что за счёты между друзьями?», «У нас с
тобой и лён не делён (всё вместе)», «Мы с тобой, как рыба с водой», «Вяжись
лычок с лычком, ремешок с ремешком», «Клин плотнику товарищ (брат)», «Либо
друг, либо недруг. Скажись другом либо недругом», «С другом дружись, а как
недруга берегись».
Вторая группа пословиц констатирует прежде всего отсутствие настоящей
дружбы в жизни, например: «Не видишь – душа мрёт; увидишь – с души прёт»,
«С другом дружись, а сам не плошись (а за саблю держись)», «Скотина чешется
бок о бок, а люди врозь», «на частую дружбу часом (часто, чаще) раздружье»,
«Две кошки в мешке дружбы не заведут», «Как кошка с собакой (дружны)»,
«Полюбил его, как собака палку. Люблю, что собака редьку», «Друзей-то
(приятелей) много, да друга нет», «Мы с тобою, что рыба с водою: ты ко дну,
а я на берег», «Мы с тобой, что рыба с водой: я на лёд, а ты под лёд»,
«Скатерть со стола – и дружба сплыла», «Пили, ели – кудрявчиком звали;
попили, поели – прощай, шелудяк!», «Называется другом, а обирает кругом».
Большая группа пословиц говорит о том, как тяжело жить дружно, например:
«За что того любить, кто хочет сгубить?», «Подле чертёнка не выкормишь
телёнка», «Не житьё и собаке с волком, а телёнку так и продуху нет»,
«Стоячему с сидячим трудно говорить (младшему перед старшим)», «Овце с
волками худо жить. Не житьё с волком и собаке», «Не сошлись обычаем, не
бывать дружбе», «Дружба от недружбы близко живёт», «И от доброй собаки блох
наберёшься», «Больше друзей – больше и врагов. Бойся друга, как врага»,
однако пословицы неизменно отмечают высокую себестоимость дружбы, друга,
например: «Дружбу водить – так себя не щадить (себя надсадить)», «Не
узнавай друга в три дня, узнай в три года», «С собакой ляжешь – с блохами
встанешь», «Водиться с палачами – не торговать калачами (палач поган), «Для
друга всё не туго (не тяжело и не скудно)», «За компанию (для дружбы) и жид
удавился (и монах женился)», «На бога уповай, а от добрых людей не
отставай», «Друг и брат великое дело: не скоро добудешь».
Третья группа пословиц констатирует прежде всего грешную природу
человека, не позволяющую ему всегда и со всеми жить в дружбе, например:
«Много друзей, коли денежки есть», «Всяк добр, да не до всякого. Все добры
добры до своих добрят», «Лучше найдёшь – забудешь; хуже найдёшь –
вспомянешь», «Пеший конному не товарищ. Иноходец в пути не товарищ»,
«Чешися конь с конём, вол с волом, а свинья с углом», «Сапог лаптю не брат
(не дружка, не чета, не ровня)», «Глупый умного, а пьяница трезвого не
любят», «Был бы сам хорош, так бы люди не испортили». Человеческая дружба
выражается прежде всего в делах, например: «Не спожив (не поживши), друга
не узнаешь», «Изведан друг, коль соли вместе съевши», «Друга узнать –
вместе пуд (куль) соли съесть», «Коня в рати узнаешь, а друга в беде», «
Друг познаётся на рати да при беде», «Без беды друга не узнаешь. Друг
познаётся в несчастии», «Друг до поры – тот же недруг», «Добрый друг не по
конец рук», «не в службу, а в дружбу. Для друга выпрягать из плуга», «Друг
неиспытанный, что орех нерасколотый», «Недруг поддакивает, а друг спорит».
Пословицы призывают человека жить в дружбе, например: «Другу не дружи (не
потворствуй), недругу не груби», «Другу дружи, а другому (а недругу) не
груби», «Два горя вместе, третье пополам», «Жить заодно, делиться пополам»,
«С чужим не бранись, а со своими не вались», «не держи сто рублей, держи
сто друзей», «Жив друг – не убыток. Друга держать не убыточно», «С пьяным
не бранись (не дерись), с богатым не тянись».
Слова «дружба», «друг» и их антонимы – «вражда», «недруг», «враг»,
очень активно функционируют как в детской, так и во взрослой речи.
Некоторые люди говорят, что счастье – это богатство, деньги, но ведь
настоящее счастье за деньги не купишь, как и настоящую дружбу. Ошибаются и
те, кто считает, что всё счастье в славе. Добрая слава действительно радует
человека, а от худой славы он не знает как отделаться. Счастлив тот, кто
ладит счастье не только для себя, но и для друзей, для всех своих близких и
родных. Радуется каждому приятному событию, который происходит в жизни
людей окружающих его.
Рассматривая раздел «Родина – чужбина» обратимся к значению слова
«Родина», в толковом словаре оно определено как – «место возникновения,
происхождения чего-либо; страна, в которой родился человек и гражданином
которой он считается». У Даля сюда же входят понятия «город», «деревня».
Синоним слова «Родина» - отечество. Тот, кто любит своё отечество, предан
своему народу, родине – патриот.
Пословицы о Родине включают оценочный предикат, который дает
аксиологическую оценку или деонтическую оценку. В некоторых случаях
аксиологическая оценка вступает в противоречие с деонтической. Явление,
которое оценивается будто бы как положительное, с точки зрения идеальных
представлений оказывается несоответствующим идеалу: «Где ни жить, только бы
сыту быть», «Одинку – где хлеб, там и угол. Одинокому – везде дом.».
Отметим, что понятие «Родина» обладает в национальном сознании абсолютной
Информация о работе Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа