Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:44, реферат

Описание работы

В современной начальной школе перед учителем стоят задачи: открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей младших школьников.

Выдающийся ученый Р.У. Сперри, обосновал положение о том, что "мир, в котором мы живем, движим не только бессознательными силами, но также, - и в более решающей степени, - человеческими ценностями... и что борьба за спасение планеты становится, в конечном итоге, борьбой за ценности более высокого порядка".

Работа содержит 1 файл

Система ценностей в послов и поговорках курсовая.doc

— 308.50 Кб (Скачать)

будешь». Однако, пословицы неизменно отмечают высокую себестоимость добрых

поступков, например: «Доброму бог помогает. Доброму бог на помочь», «Делать

добро спеши (или: поспешай)», «Доброе дело и в воде не тает (или: не

тонет)», «Доброе дело крепко (или: споро)», «Доброе дело на век (или: на

два века, на этот и на тот)», «Лихо помнится, а добро век не забудется»,

«Болезному (или: Несчастному, т.е. наказанному преступнику) милость творить

– с господом богом говорить».

      Третья группа пословиц констатирует грешную природу человека, говорит

о том, что в разных ситуациях человек поступает по-разному, например: «Не

всяк злодей, кто часом лих», «Туча е без грому, хозяин (или: господин) не

без гневу», «Где гнев, там и милость», «Горьким быть – расплюют, сладким –

проглотнут», «Горького проклянут, а сладкого проглотят», «Не всё таской,

ино и лаской», «Не всё по затылку, ино и по головке». Большая группа

пословиц говорит о том, как тяжела жизнь, оправдывая недостатки людей,

снисходительно говоря об их слабостях, например: «Это слабость его. Это его

слабая струна (или: сторона)», «Он на эту ногу немножко храмлет (или:

прихрамывает)», «Видно не той ногой ( или: невпопад) порог переступил»,

«Левой ногой с постели ступил», «Бог ему (или: тебе) судья. Господь с

тобой», «Бог простит, только вперёд не каверзи», «Сердитого невзлюбили, а

милостивого с кругу сбили»; говорит о том, что о человеке нужно судить по

его делам, поступкам, например: «Доброму делу не кайся. Сделав добро, не

кайся (не попрекай)», «Кому надо собаку ударить, тот и палку сыщет», «Гнева

не пугайся, на ласку не кидайся», «Не давай воли языку во пиру, во беседе,

а сердцу в гневе», «С живого кожу дерёт. Дерёт с живого и с мёртвого».

      В пословицах отразились представления о моральных качествах человека,

утверждается мысль о том, что человек воспитуем и обучаем, что самое ценное

человеческое качество – Добродетель, и его надо прививать, необходимо

учить, так как причиной многих человеческих пороков является незнание,

невежество. Добродетель есть умение хорошо поступать, а хорошо поступать

умеет тот кто знает, как именно надо поступать. Пословицы учат ценить

добрые дела, людей, которые их совершают, стремиться самому быть добрым,

понимающим, милосердным. Встречи с пословицами и поговорками заставляют

каждого человека задуматься над его мировоззрением, пересмотреть многие

постулаты в своей жизни, оценить свою жизнь, свои поступки, совершаемые с

какой-то целью или бесцельно. Пословицы помогают понять, что есть добро и

зло, освоить правила жизни в обществе передающиеся из поколения в

поколения.

      В сборнике Даля дружба рассматривается в разделе «Друг – недруг»,

включающем в себя 215 пословиц, что составляет около одного процента всех

паремий. «Дружба – взаимная привязанность двух или более людей, тесная

связь их; бескорыстная стойкая приязнь, основанная на любви и уважении;

тесная связь, основанная на временных выгодах» (25, Т.1,с.452) - таково

значение этого слова в словаре Даля. В нём же он указывает несколько

значений слова «друг – такой же, равный, другой я, другой ты; ближний,

всякий человек другому; общее названье или привет, в беседе; близкий

человек, приятель, хороший знакомый».(25,Т.1,с.453).

      Очень важным (если не основным) компонентом пословицы является оценка

описываемого явления в рамках некоторой абстрактной нормативной модели.

Пословицы включают обычно оценочный предикат, который дает явлению

аксиологическую оценку (в парадигме «хороший – плохой») или деонтическую

оценку (в парадигме «должный – недолжный»). В некоторых случаях

аксиологическая оценка может вступать в противоречие с деонтической,

последняя при этом оказывается более значимой. Явление, которое оценивается

будто бы как положительное, с точки зрения идеальных представлений народа

оказывается недолжным, несоответствующим идеалу: «Много друзей, коли

денежки есть». Отметим, что понятие «друг» обладает в национальном сознании

абсолютной ценностью, в пословицах «друг» соотнесён с положительно

маркированным оценочным предикатом: «Без друга сирота; с другом –

семьянин», «Доброе братство милее богатства», «Друг денег дороже. Друга на

деньги не купишь» и др. В онтологическом плане отсутствует релятивизм в

противопоставлении «дружбы» и «недружбы», «вражды»: «С другом дружись, а

как недруга берегись», «На обеде все соседи; а пришла беда, они прочь, как

вода». В жизни «вражда, недружба» неизбежна, но она ассоциируется с грехом:

«Овце с волками худо жить. Не житьё с волком и собаке», «Дружба от недружбы

близко живёт».

      Пословицы, связанные с понятием «дружба», в сборнике Даля можно

разделить на три группы: пословицы, характеризующие «дружбу» в бытийном,

онтологическом плане; пословицы, говорящие о реальности существования

дружбы в жизни людей; пословицы, ориентирующие человека в его

взаимоотношениях с другом.

      Пословицы первой группы прямо говорят о значимости понятий «дружба»,

«друг» для народного сознания, например: «Что есть вместе, чего нет,

пополам», «Одному и пьяно, да не мило; с другом и хмельно, да умно», «Нет

друга, так ищи: а нашёл, так береги», «Доброе братство милее богатства», «В

недруге стрела, что во пне, а в друге, что во мне», «Не дорог подарок,

дорога любовь», «Не дорога гостьба, дорога дружба», «Шуту в дружбе не

верят. В дружбе правда», «Свой своего знает (видит) издалека», «Для милого

дружка и серёжку из ушка», «Был я у друга, пил я воду слаще мёду»;

декламируют неуничтожимость и конечное торжество дружбы, например: «Больше

той любви не бывает, как друг за друга умирает», «У друга пить воду лучше

неприятельского мёду», «Старый друг лучше новых двух», «Своих друзей

наживай, а отцовских не теряй! Не изведан – друг; а изведан – два», «Новых

друзей наживай, а старых не утрачивай», «Собака собаку знает (или: не

ест)», «Такие друзья, что схватятся, так колом не разворотишь»; определяет

дружбу как жизненно важную потребность человека, например: «Пота дружба,

пока нужна. Нужда сдружает», «Кто кому надобен, тот тому и памятен», «Есть

брага да пирожки, так есть и други (и дружки)», «Поп попа, дурак дурака и

знают», «Барану пара – овца. Флор Флорихе набитый брат», «В дороге и отец

сыну товарищ», «Свои люди сочтёмся. Что за счёты между друзьями?», «У нас с

тобой и лён не делён (всё вместе)», «Мы с тобой, как рыба с водой», «Вяжись

лычок с лычком, ремешок с ремешком», «Клин плотнику товарищ (брат)», «Либо

друг, либо недруг. Скажись другом либо недругом», «С другом дружись, а как

недруга берегись».

      Вторая группа пословиц констатирует прежде всего отсутствие настоящей

дружбы в жизни, например: «Не видишь – душа мрёт; увидишь – с души прёт»,

«С другом дружись, а сам не плошись (а за саблю держись)», «Скотина чешется

бок о бок, а люди врозь», «на частую дружбу часом (часто, чаще) раздружье»,

«Две кошки в мешке дружбы не заведут», «Как кошка с собакой (дружны)»,

«Полюбил его, как собака палку. Люблю, что собака редьку», «Друзей-то

(приятелей) много, да друга нет», «Мы с тобою, что рыба с водою: ты ко дну,

а я на берег», «Мы с тобой, что рыба с водой: я на лёд, а ты под лёд»,

«Скатерть со стола – и дружба сплыла», «Пили, ели – кудрявчиком звали;

попили, поели – прощай, шелудяк!», «Называется другом, а обирает кругом».

Большая группа пословиц говорит о том, как тяжело жить дружно, например:

«За что того любить, кто хочет сгубить?», «Подле чертёнка не выкормишь

телёнка», «Не житьё и собаке с волком, а телёнку так и продуху нет»,

«Стоячему с сидячим трудно говорить (младшему перед старшим)», «Овце с

волками худо жить. Не житьё с волком и собаке», «Не сошлись обычаем, не

бывать дружбе», «Дружба от недружбы близко живёт», «И от доброй собаки блох

наберёшься», «Больше друзей – больше и врагов. Бойся друга, как врага»,

однако пословицы неизменно отмечают высокую себестоимость дружбы, друга,

например: «Дружбу водить – так себя не щадить (себя надсадить)», «Не

узнавай друга в три дня, узнай в три года», «С собакой ляжешь – с блохами

встанешь», «Водиться с палачами – не торговать калачами (палач поган), «Для

друга всё не туго (не тяжело и не скудно)», «За компанию (для дружбы) и жид

удавился (и монах женился)», «На бога уповай, а от добрых людей не

отставай», «Друг и брат великое дело: не скоро добудешь».

      Третья группа пословиц констатирует прежде всего грешную природу

человека, не позволяющую ему всегда и со всеми жить в дружбе, например:

«Много друзей, коли денежки есть», «Всяк добр, да не до всякого. Все добры

добры до своих добрят», «Лучше найдёшь – забудешь; хуже найдёшь –

вспомянешь», «Пеший конному не товарищ. Иноходец в пути не товарищ»,

«Чешися конь с конём, вол с волом, а свинья с углом», «Сапог лаптю не брат

(не дружка, не чета, не ровня)», «Глупый умного, а пьяница трезвого не

любят», «Был бы сам хорош, так бы люди не испортили». Человеческая дружба

выражается прежде всего в делах, например: «Не спожив (не поживши), друга

не узнаешь», «Изведан друг, коль соли вместе съевши», «Друга узнать –

вместе пуд (куль) соли съесть», «Коня в рати узнаешь, а друга в беде», «

Друг познаётся на рати да при беде», «Без беды друга не узнаешь. Друг

познаётся в несчастии», «Друг до поры – тот же недруг», «Добрый друг не по

конец рук», «не в службу, а в дружбу. Для друга  выпрягать из плуга», «Друг

неиспытанный, что орех нерасколотый», «Недруг поддакивает, а друг спорит».

Пословицы призывают человека жить в дружбе, например: «Другу  не дружи (не

потворствуй), недругу не груби», «Другу дружи, а другому (а недругу) не

груби», «Два горя вместе, третье пополам», «Жить заодно, делиться пополам»,

«С чужим не бранись, а со своими не вались», «не держи сто рублей, держи

сто друзей», «Жив друг – не убыток. Друга держать не убыточно», «С пьяным

не бранись (не дерись), с богатым не тянись».

      Слова «дружба», «друг» и их антонимы – «вражда», «недруг», «враг»,

очень активно функционируют как в детской, так и во взрослой речи.

Некоторые люди говорят, что счастье – это богатство, деньги, но ведь

настоящее счастье за деньги не купишь, как и настоящую дружбу. Ошибаются и

те, кто считает, что всё счастье в славе. Добрая слава действительно радует

человека, а от худой славы он не знает как отделаться. Счастлив тот, кто

ладит счастье не только для себя, но и для друзей, для всех своих близких и

родных.  Радуется каждому приятному событию, который происходит в жизни

людей окружающих его.

      Рассматривая раздел «Родина – чужбина» обратимся к значению слова

«Родина», в толковом словаре оно определено как – «место возникновения,

происхождения чего-либо; страна, в которой родился человек и гражданином

которой он считается». У Даля сюда же входят понятия «город», «деревня».

Синоним слова «Родина» - отечество. Тот, кто любит своё отечество, предан

своему народу, родине – патриот.

      Пословицы о Родине включают оценочный предикат, который дает

аксиологическую оценку или деонтическую оценку. В некоторых случаях

аксиологическая оценка вступает в противоречие с деонтической. Явление,

которое оценивается будто бы как положительное, с точки зрения идеальных

представлений оказывается несоответствующим идеалу: «Где ни жить, только бы

сыту быть», «Одинку – где хлеб, там и угол. Одинокому – везде дом.».

Отметим, что понятие «Родина» обладает в национальном сознании абсолютной

Информация о работе Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа