Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:44, реферат
В современной начальной школе перед учителем стоят задачи: открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей младших школьников.
Выдающийся ученый Р.У. Сперри, обосновал положение о том, что "мир, в котором мы живем, движим не только бессознательными силами, но также, - и в более решающей степени, - человеческими ценностями... и что борьба за спасение планеты становится, в конечном итоге, борьбой за ценности более высокого порядка".
50. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: Орфографическая тетрадь для 2 кл.
четырёхлетн. нач. шк. – М.: Вентана – Граф, 2003.- С.80.
51. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №1 для 3 кл.
четырёхлетн. нач. шк. – М.: Вентана – Граф, 2000.- С.48.
52. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №2 для 3 кл.
четырёхлетн. нач. шк. – М.: Вентана – Граф, 2000.- С.48.
53. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №1 для 4 кл.
четырёхлетн. нач. шк. – М.: Вентана – Граф, 2001.- С.48.
54. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №2 для 4 кл.
четырёхлетн. нач. шк. – М.: Вентана – Граф, 2001.- С.48.
55. Культура. Филология. Методика: сборник трудов в честь 60-летия доктора
педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой литературы и
фольклора СГПУ Г.С. Меркина.- Смоленск: СГПУ, 2000. –С.220.
56. Левин Ю.И. Провербиальное пространство. Паремиологические
исследования. М.: «Наука», 1984.- С.424.
57. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.- С.254.
58. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учеб. для 2 кл. четырёхлет. нач. шк. – М.:
Дрофа, 2001.- С.208.
59. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учеб. для 3 кл. четырёхлет. нач. шк. – М.:
Дрофа, 2002.- С.256.
60. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учеб. для 4 кл. четырёхлет. нач. шк. – М.:
Дрофа, 2003.- С. 256.
61. Славяне. Письменность и культура: материалы научной конференции,
посвящённой Дню славянской письменности и культуры (Смоленск, 24 мая
2001 года).- Смоленск: СГПУ, 2002.- С.290.
62. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. Отв.
ред. А.А. Уфимцева; АН СССР, Ин-т языкознания.-М.: Наука, 1986.- С.
141.
63. Толстой Л.Н. Полное собр. соч.- Т.8.Педагогические статьи. 1860-1863.
Ред. М.М. Мендельсон, В.Ф. Саводник. М., 1936, Х||, С.665.
64. Тупицина Т. С. Пословица - всем умам помощница. // Начальная школа,
1991 г., № 7, с. 44.
65. Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т.6.-С.664.
66. Фоменко Н. Ф. Уроки нравственности «Азбуки» Л. Н. Толстого. //
Начальная школа, 1993 г., № 3, с. 17 - 19.
67. Шестые Поливановские чтения. Сборник статей по материалам докладов и
сообщений конференции. Часть 1. Идеи Е.Д. Поливанова в свете
современных лингвистических концепций. Проблемы социолингвистики.
Смоленск, 20-21 мая 2003 года. – Смоленкс: СГПУ, 2003.- С.168.
Фрагмент конспекта урока чтения
по традиционной системе во 2 классе
на тему: «Загадки, пословицы, поговорки». (17, с.15-18).
Цели: 1) продолжить работу над жанрами устного народного творчества; учить
детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и
поговорках;
работать над формированием нравственных ценностей у детей;
2) развивать сообразительность, умение рассуждать, сравнивать;
3) приобщать к богатствам народного языка, воспитывать культуру
общения.
Ход фрагмента урока:
1. Работа с пословицами:
1) Рассказ учителя: «Ответы на все случаи жизни есть
у пословиц и поговорок русского народа. Горе у тебя, радость ли
– на всякие переживания даст разумный совет, наставление,
утешение или развеселит пословица. Никто не знает, когда
возникли пословицы и поговорки. Несомненно лишь одно: они
пришли из далёких времён. Русские пословицы – крылатая мудрость
народа. В них выражен народный опыт, наблюдения, это
своеобразный учебник жизни, так как они помогают оценить свои
поступки и действия других людей».
2) Чтение пословиц:
(прочитав пословицу учитель спрашивает детей)
Беседа: - Понравилась ли вам пословица?
Создание - Мне она тоже очень понравилась. Вот только, я не
поняла, проблемной почему здесь написано, что «поговорка – цветок,
пословица - ситуации: ягодка»? Что значит слово «цветок»?
(У растений появляются красивые цветы.)
- Значит поговорка это что-то красивое?
- А, можем ли мы сказать по отдельному цветку какой из
него вырастет плод? (Нет.)
Микро-вывод: - Вот и поговорка красива, прекрасна, но ещё не совсем
завершённая мысль.
- О пословице сказано, что она ягодка. А что значит
слово «ягодка»? (Ягодка – это плоды земляники, смородины)
Микро-вывод: - А раз ягода – это плод, а плоды мы с вами употребляем в
пищу, это не просто красиво и вкусно, это ещё и полезно.
- Давайте прочитаем ещё несколько определений пословицы,
которые ей дал сам народ.
- Как вы думаете, почему «пословица недаром
молвится»? (Она нужна людям. Она помогает понять главное. В
ней есть оценка хорошему и плохому.)
Работа с - Тематика пословиц разнообразна. Мы с вами разберём
толь-
учебником: ко несколько разделов.
а) – Прочитаем пословицы о Родине (чтение вслух
хорошо читающим учеником).
- Как вы понимаете эти пословицы? (Нужно защищать свою Родину.
Наши деды отдавали жизнь за Родину).
- Согласны ли вы с этими пословицами?
- Когда может употребляться каждая из них? (Когда говорят о
смелых и решительных людях, которые любят сою Родину, как
родную мать).
- Как вы относитесь к тому месту, где родились и выросли? (Я
родился в деревне и сейчас здесь живу, я люблю свою деревню).
б) – Прочитаем пословицы о дружбе (аналогичная работа).
- Каким должен быть настоящий друг? (Настоящий друг – это
человек, который тебя понимает, поддерживает в трудную ми-
нуту, помогает).
в) – Прочитаем пословицы об умении и трудолюбии.
(аналогичная работа).
- Как вы оцениваете свой труд, помогаете ли вы родителям,
друзьям? Как? (Я помогаю маме – мою посуду, подметаю пол.
Когда меня о чём-то просят старшие, то я всегда стараюсь
сделать это как можно лучше).
- Как вы думаете, почему так много пословиц посвящено в
учебнике умению и трудолюбию? (Труд - очень важен в жизни
людей. Труд всегда ценили. И наши родители работают).
нерадивости.
- Кто такой лентяй? (Человек, который ничего не
хочет делать, не помогает маме и папе, а всё время играет или
смотрит телевизор).
(аналогичная работа).
Слово учителя: - Послушайте, что сказал великий писатель М.А. Шолохов о
пословицах: «Меткий и образный русский язык особенно богат
пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они
перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не
видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта
крылатая мудрость. Из бездны времён дошли до нас… радость и
страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и
безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и
лень…».
Фрагмент конспекта урока чтения
по традиционной системе во 2 классе
на тему: «Обобщение по разделу: «Устное творчество русского народа».
Урок 1. (17, с.43-50).
Цели: 1) обобщить знания о пословицах и поговорках русского народа,
продолжить формирование нравственных ценностей у детей;
2) развивать литературный вкус и логическое мышление;
3) воспитывать интерес и любовь к творчеству народа.
Ход фрагмента урока:
1. Игра «Собери пословицу».
- Восстановите исходный текст.
на доске: Не, пирогами, изба, а, красна, красна, углами.
(Записываем версии детей:
Не изба, а красна углами, красна пирогами.
Не пирогами изба красна, а углами.
Не красна изба углами, а красна пирогами –
исходная пословица. Не отбрасываем ни один из полученных
вариантов, обсуждаем каждый из них.)
- Почему именно третий вариант остался в памяти народной?
- Как вы понимаете слово «красна»? (Это значит красивая.
Приятно придти в тот дом, где тебя усадят за стол и угостят
чем-нибудь. Мы должны быть гостеприимными хозяевами. Важен
не внешний вид, а то как тебя встретят).
- Как нужно встречать гостей? (Нужно быть вежливым, пригласить
за стол, поставить угощение).
- Как вы понимаете – «гостеприимный человек»? (Человек,
который любит принимать у себя своих друзей, знакомых,
всегда рад приходу гостей).
2. Игра «Закончи пословицу».
- Я называю первую половину пословицы, а вы вторую.
Кто много читает… (тот много
знает).
- Как вы понимаете эту пословицу? (Чем больше книг мы
прочтём, тем больше мы будем знать).
- Когда так говорят?
Мир освещается солнцем… (а человек знанием).
Труд человека кормит… (а лень портит).
Повторенье - … (мать
ученья).
Не спеши языком… (торопись делом).
- Какая из пословиц понравилась и почему?
- Чему учат пословицы? (Учиться, трудиться, любить, дружить
и т.д.).
- Каким бы человеком вы хотели вырасти? (Трудолюбивым,
много знающим, настоящим учёным).
3. Игра «Назови пословицу».
- Восстановите пословицу по этим словам (слова на
Информация о работе Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа