Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 17:44, реферат

Описание работы

В современной начальной школе перед учителем стоят задачи: открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей младших школьников.

Выдающийся ученый Р.У. Сперри, обосновал положение о том, что "мир, в котором мы живем, движим не только бессознательными силами, но также, - и в более решающей степени, - человеческими ценностями... и что борьба за спасение планеты становится, в конечном итоге, борьбой за ценности более высокого порядка".

Работа содержит 1 файл

Система ценностей в послов и поговорках курсовая.doc

— 308.50 Кб (Скачать)

  50. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: Орфографическая тетрадь для 2 кл.

      четырёхлетн. нач. шк. – М.: Вентана – Граф, 2003.- С.80.

  51. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №1 для 3 кл.

      четырёхлетн. нач. шк. – М.: Вентана – Граф, 2000.- С.48.

  52. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №2 для 3 кл.

      четырёхлетн. нач. шк. – М.: Вентана – Граф, 2000.- С.48.

  53. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №1 для 4 кл.

      четырёхлетн. нач. шк. – М.: Вентана – Граф, 2001.- С.48.

  54. Кузнецова М.И. Пишем грамотно: рабочая тетрадь №2 для 4 кл.

      четырёхлетн. нач. шк. – М.: Вентана – Граф, 2001.- С.48.

  55. Культура. Филология. Методика: сборник трудов в честь 60-летия доктора

      педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой литературы и

      фольклора СГПУ Г.С. Меркина.- Смоленск: СГПУ, 2000. –С.220.

  56. Левин Ю.И. Провербиальное пространство. Паремиологические

      исследования. М.: «Наука», 1984.- С.424.

  57. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.- С.254.

  58. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учеб. для 2 кл. четырёхлет. нач. шк. – М.:

      Дрофа, 2001.- С.208.

  59. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учеб. для 3 кл. четырёхлет. нач. шк. – М.:

      Дрофа, 2002.- С.256.

  60. Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учеб. для 4 кл. четырёхлет. нач. шк. – М.:

      Дрофа, 2003.- С. 256.

  61. Славяне. Письменность и культура: материалы научной конференции,

      посвящённой Дню славянской письменности и культуры (Смоленск, 24 мая

      2001 года).- Смоленск: СГПУ, 2002.- С.290.

  62. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. Отв.

      ред. А.А. Уфимцева; АН СССР, Ин-т языкознания.-М.: Наука, 1986.- С.

      141.

  63. Толстой Л.Н. Полное собр. соч.- Т.8.Педагогические статьи. 1860-1863.

      Ред. М.М. Мендельсон, В.Ф. Саводник. М., 1936, Х||, С.665.

  64.  Тупицина Т. С. Пословица - всем умам помощница. // Начальная школа,

      1991 г., № 7, с. 44.

  65. Ушинский К.Д. Собр. соч. – Т.6.-С.664.

  66.  Фоменко Н. Ф. Уроки нравственности «Азбуки» Л. Н. Толстого. //

      Начальная школа, 1993 г., № 3, с. 17 - 19.

  67. Шестые Поливановские чтения. Сборник статей по материалам докладов и

      сообщений конференции. Часть 1. Идеи Е.Д. Поливанова в свете

      современных лингвистических концепций. Проблемы социолингвистики.

      Смоленск, 20-21 мая 2003 года. – Смоленкс: СГПУ, 2003.- С.168.

 

 

 

                                                               Приложение 1.

                       Фрагмент конспекта урока чтения

                     по традиционной системе во 2 классе

          на тему: «Загадки, пословицы, поговорки». (17, с.15-18).

 

Цели: 1) продолжить работу над жанрами устного народного творчества; учить

        детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и

        поговорках;

               работать над формированием нравственных ценностей у детей;

           2) развивать сообразительность, умение рассуждать, сравнивать;

           3) приобщать к богатствам народного языка,  воспитывать  культуру

        общения.

                            Ход фрагмента урока:

   1. Работа с пословицами:

                       1) Рассказ учителя: «Ответы на все случаи жизни  есть

             у пословиц и поговорок русского народа. Горе у тебя, радость ли

             – на  всякие  переживания  даст  разумный  совет,  наставление,

             утешение  или  развеселит  пословица.  Никто  не  знает,  когда

             возникли пословицы  и  поговорки.  Несомненно  лишь  одно:  они

             пришли из далёких времён. Русские пословицы – крылатая мудрость

             народа.  В  них  выражен   народный   опыт,   наблюдения,   это

             своеобразный учебник жизни, так как они помогают  оценить  свои

             поступки и действия других людей».

                        2) Чтение пословиц:

                         (прочитав пословицу учитель спрашивает детей)

  Беседа:           - Понравилась ли вам пословица?

   Создание       - Мне  она  тоже  очень  понравилась.  Вот  только,  я  не

поняла, проблемной     почему здесь написано,  что  «поговорка  –  цветок,

пословица - ситуации:         ягодка»? Что значит слово «цветок»?

                              (У растений появляются красивые цветы.)

                      - Значит поговорка это что-то красивое?

                      - А, можем ли мы сказать по отдельному цветку какой из

              него вырастет плод? (Нет.)

Микро-вывод: -  Вот  и  поговорка  красива,  прекрасна,  но  ещё  не  совсем

              завершённая мысль.

                       - О пословице сказано, что она ягодка. А  что  значит

              слово «ягодка»? (Ягодка – это плоды земляники, смородины)

Микро-вывод:    - А раз ягода – это плод, а плоды мы с  вами  употребляем  в

                 пищу, это не просто красиво и вкусно, это ещё и полезно.

               - Давайте прочитаем  ещё  несколько  определений  пословицы,

               которые ей дал сам народ.

                          -   Как  вы  думаете,  почему  «пословица  недаром

               молвится»? (Она нужна людям. Она помогает понять главное.  В

               ней есть оценка хорошему и плохому.)

Работа с           - Тематика пословиц  разнообразна.  Мы  с  вами  разберём

толь-

учебником:         ко несколько разделов.

                         а) – Прочитаем пословицы  о  Родине  (чтение  вслух

               хорошо читающим учеником).

             - Как вы понимаете эти пословицы? (Нужно защищать свою  Родину.

              Наши деды отдавали жизнь за Родину).

             - Согласны ли вы с этими пословицами?

             - Когда может употребляться каждая из  них?  (Когда  говорят  о

              смелых и решительных людях, которые  любят  сою  Родину,  как

              родную мать).

             - Как вы относитесь к тому месту, где родились  и  выросли?  (Я

              родился в деревне и сейчас здесь живу, я люблю свою деревню).

               б) – Прочитаем пословицы о дружбе (аналогичная работа).

             - Каким должен быть  настоящий  друг?  (Настоящий  друг  –  это

              человек, который тебя понимает, поддерживает  в  трудную  ми-

              нуту, помогает).

               в) – Прочитаем пословицы об умении и трудолюбии.

                  (аналогичная работа).

             - Как вы оцениваете  свой  труд,  помогаете  ли  вы  родителям,

              друзьям? Как? (Я помогаю маме –  мою  посуду,  подметаю  пол.

              Когда меня о чём-то просят  старшие,  то  я  всегда  стараюсь

              сделать это как можно лучше).

             - Как  вы  думаете,  почему  так  много  пословиц  посвящено  в

              учебнике умению и трудолюбию? (Труд -  очень  важен  в  жизни

              людей. Труд всегда ценили. И наши родители работают).

                                  г)  –  Прочитайте  пословицы  о   лени   и

нерадивости.

                                        (аналогичная работа).

                        -  Кто такой лентяй?  (Человек,  который  ничего  не

              хочет делать, не помогает маме и папе, а всё время играет или

              смотрит телевизор).

                                    д)  –  Прочитайте  пословицы  о  природе

                       (аналогичная работа).

Слово учителя:  - Послушайте, что сказал великий  писатель  М.А.  Шолохов  о

              пословицах: «Меткий и образный русский  язык  особенно  богат

              пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как  на  крыльях,  они

              перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не

              видна та безграничная даль, куда устремляет  свой  полёт  эта

              крылатая мудрость. Из бездны времён дошли до нас…  радость  и

              страдания людские, смех  и  слёзы,  любовь  и  гнев,  вера  и

              безверие, правда и кривда, честность и  обман,  трудолюбие  и

              лень…».

 

 

 

                                                               Приложение 2.

                       Фрагмент конспекта урока чтения

                     по традиционной системе во 2 классе

    на тему: «Обобщение по разделу: «Устное творчество русского народа».

 

                           Урок 1. (17, с.43-50).

Цели:  1)  обобщить  знания  о  пословицах  и  поговорках  русского  народа,

        продолжить формирование нравственных ценностей у детей;

           2) развивать литературный вкус и логическое мышление;

           3) воспитывать интерес и любовь к творчеству народа.

                            Ход фрагмента урока:

   1. Игра «Собери пословицу».

                        - Восстановите исходный текст.

на доске:         Не, пирогами, изба, а, красна, красна, углами.

                         (Записываем версии детей:

                              Не изба, а красна углами,  красна пирогами.

                              Не пирогами изба красна, а углами.

                              Не красна изба углами, а красна пирогами –

              исходная пословица. Не отбрасываем ни один из полученных

              вариантов, обсуждаем каждый из них.)

               - Почему именно третий вариант остался в памяти народной?

             - Как вы понимаете слово «красна»? (Это значит красивая.

               Приятно придти в тот дом, где тебя усадят за стол и угостят

               чем-нибудь. Мы должны быть гостеприимными хозяевами. Важен

               не внешний вид, а то как тебя встретят).

             - Как нужно встречать гостей? (Нужно быть вежливым, пригласить

               за стол, поставить угощение).

             - Как вы понимаете – «гостеприимный человек»? (Человек,

               который любит принимать у себя своих друзей, знакомых,

               всегда рад приходу гостей).

   2. Игра «Закончи пословицу».

                - Я называю первую половину пословицы, а вы вторую.

                      Кто много читает…                      (тот много

знает).

                - Как вы понимаете эту пословицу? (Чем больше книг мы

                  прочтём, тем больше мы будем знать).

                - Когда так говорят?

                      Мир освещается солнцем…        (а человек знанием).

                      Труд человека кормит…             (а лень портит).

                      Повторенье - …                           (мать

ученья).

                      Не спеши языком…                    (торопись делом).

                - Какая из пословиц понравилась и почему?

                - Чему учат пословицы? (Учиться, трудиться, любить, дружить

                  и т.д.).

                - Каким бы человеком вы хотели вырасти? (Трудолюбивым,

                  много знающим, настоящим учёным).

   3. Игра «Назови пословицу».

                - Восстановите пословицу по этим словам (слова на

Информация о работе Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа