Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 22:53, реферат
К середине XVI века относится формирование одного из основных жанров испанской литературы Возрождения – плутовского романа. В это же время непростой путь развития преодолевала и испанская драма.
Цель данной работы заключается в анализе и сопоставлении путей развития и решения проблем двух жанров испанской литературы второй половины XVI века – драмы и плутовского романа в литературоведении.
Ведение
Глава 1. Плутовской роман
Глава 2. Развитие драмы в Испании
Глава 3.Роман и драма: пути решения проблемы в литературоведении
Заключение
Список литературы
Примечания
Когда общее развитие буржуазии кладет конец этому "бескорыстному исследованию" и "нелицеприятному изучению" и на их место ставит "бессовестность и злонамеренность апологетики" (Маркс), приходит конец и великому реализму в романе. Эту потерю уже не смогут возместить ни честнейшие стремления выдающихся писателей, ни возрастающая тонкость наблюдения и передачи реалистических деталей. Неблагоприятность буржуазной жизни для искусства и литературы проявляется в романе с все увеличивающейся силой.
Здесь
мы подошли ко второй основной проблеме
- к вопросу о периодизации. Марксистская
трактовка жанра может быть только историко-систематической.
Наш очерк основных законов романа опирался
поэтому с самого начала на изучение истории
общества. Мы изучали роман на основе марксистской
точки зрения на историю. Изучение внутреннего
развития самого романа и его периодизация
могут следовать только за большими этапами
истории классов и классовой борьбы. Но
и здесь подход должен быть историко-систематическим,
а не эмпирико-вульгарно-
Если
мы, например, установим поворотный
пункт развития романа в революции
1848 года, то для нас должно быть ясно,
что это относится к
Мы имеем
возможность охарактеризовать отдельные
периоды только в самых грубых
чертах. Особенно сильно пострадает от
краткости изложения как
1. "Роман
in stаtu nasсеndi". Период возникновения
буржуазного общества. Борьба великих
романистов этого времени (
2. "3авоеванне обыденной действительности". Период первоначального накопления. Решающее развитие идет прежде всего в Англия. Дефоэ, Фильдинг, Смоллет и др. Широкий и фантастический горизонт суживается; фабула и характеры становятся реалистическими в более узком смысле. Добившаяся экономического господства буржуазия завоевывает себе право на то, чтобы присущие ей классовые судьбы - такими, как они есть, - стали предметом великого эпоса. В этот период прогрессивный, активный принцип буржуазии подчеркивается с большей силой, чем в какую бы то ни было фазу развития. В равной мере здесь происходят энергичнейшие попытки создать "положительного" буржуазного героя. Эти попытки даже в высших достижениях покупаются ценою известной ограниченности "положительного" героя; и все-таки здесь существует еще такая свобода и такое мужество самокритики, что" "положительный" герой этого периода был бы нетерпим в XIX столетии. (Ср. Теккерей о Томе Джонсе Фильдинга).
Признание
прогрессивности буржуазного
3. "Поэзия
духовного зоологического
Великие
писатели этого периода развиваются
в направлении к большому реалистическому
стилю путем преодоления
4. Новый
реализм и разложение формы
романа. Период идеологического
падения буржуазии,
В этот период идеологическое наследство
романтизма все больше разлагает наследство
и традиции великого реализма. Стилем
буржуазного романа все больше овладевает
ложная дилемма - опустошенный субъективизм
или раздутый объективизм. Все меньше
могут буржуазные писатели изображать
общество, как процесс развития, а не как
нечто законченное и окостенелое. Вследствие
этого новый реализм неизбежно отдаляется
все больше и больше от старых индивидуализированных
типических образов и вместо них выдвигает
изображение среднего человека. По мере
того как в литературе воцаряется средний
человек, поставленный в средние положения,
действие теряет свой эпический характер
и на место рассказа выступают анализ
и описание (Золя, критикуя Бальзака и
Стендаля, вскрывает эту тенденцию вполне
сознательно).
Так как дилемма между противоположными тенденциями (субъективизм и объективизм) остается прежней, так как, на почве законченного мира с его застывшими контрастами, она все больше ведет к индивидуалистическому субъективизму, эти противоречия могут быть только воспроизведены на более высокой ступени (Якобсен, Ni hls Lyhne). Я не располагаю местом для того, чтобы показать здесь развитие этих тенденций, их борьбы и гибели в современном романе, окончательный распад форм романа в эпоху империализма (Пруст, Джойс).
5. Перспективы
социалистического реализма. По
самой сущности своего
Так как
критические элементы в положительном
образе не являются отражением внутренней
противоречивости бытия самого пролетариата,
а направлены на преодоление элементов
идеологического влияния
Эти тенденции в величайшей степени усиливаются после захвата пролетариатом власти и во время строительства социализма. Строя социализм и уничтожая классовых врагов, пролетариат уничтожает объективные причины деградации человека. Прогресс не стоит теперь в противоречии к развитию всех человеческих способностей, напротив, его предпосылкой является высвобождение скованных и подавленных до того возможностей масс. Все эти моменты действуют в направлении, заставляющем глубочайшим образом видоизменяться, в основе перестраиваться и двигаться к сближению с эпосом ту форму романа, которая заимствована из буржуазного наследства.
Это новое развитие эпических элементов в романе не представляет собою искусственного возобновления формальных или содержательных элементов старого эпоса (мифологии и т. д.), но вырастает с необходимостью из самого существа общественного развития, из становления бесклассового общества.
Именно
потому должно быть ясно понято, что
речь идет о тенденции к эпосу,
а не о чем-то уже сложившемся
и законченном. Пролетариат разрешает
сейчас великую задачу уничтожения классов
и ликвидации пережитков капитализма
в экономике и в сознании людей. В процессе
этой борьбы развертываются эпические
элементы искусства; она пробуждает ранее
дремавшую, деформированную или ложно
направленную энергию миллионных масс,
выдвигает из их среды талантливых людей,
призывает их к деятельности, открывающей
в них те способности, о которых они до
того и сами не знали и которые ставят
их в ряды руководителей революционных
масс. Личная значительность этих людей
состоит именно в том, что в них ясно и
определенно воплощаются общественные
силы. Поэтому они все больше приобретают
черты эпических героев. Однако, усиливающаяся
тенденция к эпичности не означает полного
отказа от традиций классического романа.
Создание нового и (субъективное и объективное)
разрушение старого-связаны неразрывной
диалектической связью. Как раз участием
в борьбе за разрушение старого строя
и за социалистическое строительство
люди преодолевают еще сохранившиеся
в их сознании пережитки капитализма.
Вот почему лучшие романисты социалистического
реализма совершенно правомерно сосредоточили
свое внимание на борьбе пролетариата
против материальных и идеологических
пережитков капитализма. Благодаря этому,
при всем отличии в содержании и форме,
при наличии тенденции к эпичности, наш
роман теснейшим образом связан с великим
буржуазным реалистическим романом. Критическое
усвоение переработка этого наследия
играют поэтому чрезвычайно важную (роль
в решении проблемы формы на современной
ступени развития романа социалистического
реализма.
Заключение
В рассматриваемый период в Испании наблюдалась борьба идеологий, выразившаяся в распространении и развитии ряда различных литературных направлений. Судьба жанров, составляющих эти направления, не была одинаковой.
Несмотря на все индексы и указы, реакционная часть испанского общества не сумела помешать распространению жанров пикарескного романа и народной драмы. При этом она прекрасно осознавала всю опасность распространения этих жанров, пробуждающих сознание человека. Тем не менее жанр плутовского романа продолжал развиваться, достигнув пика в начале XVII века в барочной традиции.
Информация о работе Роман и драма пути решения проблемы в литературоведении