Роль имен собственных в пьесах А.Н. Островского

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить роль имен собственных в пьесах А.Н. Островского («Гроза» и «Бесприданница»).
Общая цель обусловила постановку следующих задач исследования:
1.Рассмотреть основные теоретические положения, касающиеся имен собственных в современной лингвистике;
2.Выявить особенности функционирования разных разрядов имен собственных;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава I. Имя собственное как объект лингвистических исследований
1.1.Ономастика как наука……………………………………………….….....6
1.2.Специфика имени собственного как особой языковой категории…......9
1.3. Проблема классификации имен собственных…………..………………13
Выводы по главе……………………………………………………………….28

Глава II. Роль имен собственных в пьесах А.Н. Островского («Гроза», «Бесприданница»)
2.1. Имя собственное в художественном тексте………………………………32
2.2. Семантика фамилий персонажей………………………………………….33
2.3. Имена и отчества персонажей……………………………………………..37
Выводы по главе………………………………………………………………...45
Заключение……………………………………………………………………....47
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая 1.docx

— 69.58 Кб (Скачать)

Разные ученые выдвигали  различные теории, нередко противоположные, полярные, рассматривали имена собственные  с разных позиций и в разных аспектах.

Многие авторы пытались определить, чем же отличаются имена собственные  от имен нарицательных. Они создавали  целые теории по этому вопросу. Например, А.В. Суперанская, которая в своей  книге рассматривала специфику  имен собственных и учений о них, выделив при этом три отличительных  признака, позволяющих, с ее точки  зрения, разграничить имя собственное  и имя нарицательное. Основные отличительные  признаки собственного имени заключаются, по ее мнению, в том, что:

  • Оно дается индивидуальному объекту, а не классу объектов, имеющих   черту, характерную для всех индивидов, входящих в этот класс;
  • Именуемый с помощью имени собственного объект всегда четко определен, ограничен, очерчен;
  • Имя собственное не связанное непосредственно с понятием и не имеет на уровне языка четкой и однозначной коннотации [Суперанская 1973: 324].

В своих более поздних  работах тот же автор конкретизирует различие между именем собственным  и разными видами несобственных  имен, рассматривая специфику их основных свойств. Для слов общей лексики  основными свойствами, по мнению исследовательницы, становятся связь с понятием, соотношение  с классом объектов, отсутствие непосредственной связи с конкретным объектом. «Основное  свойство собственных имен – отсутствие связи с понятием, тесная связь  с единичным, конкретным объектом»  [Суперанская 1969: 32].

Видный украинский ономатолог Ю.А. Карпенко акцентирует внимание на сущностном и функциональном различии собственных и нарицательных  имен, а также на их языковых особенностях. Исследователь не считает достаточным  только функциональный подход к проблеме, в частности, безоговорочное признание  за нарицательными именами функции  обобщения (классификации), а за собственными – функции индивидуализации. Помимо этого, он утверждает, что функция  – это не сущность, а лишь проявление сущности. Исследователь полагает, что функциональные различия имен собственных  и нарицательных несомненны, но они  идут не по линии обобщения –  индивидуализации, а по линии разъединения – объединения.

Этой же точки зрения придерживается В.Д. Бондалетов: «Имена собственные разъединяют однородные объекты, а нарицательные объединяют их» [Бондалетов 1993: 19].

Функцию имени собственного Ю.А. Карпенко предлагает назвать дифференциальной, а нарицательных классификационной. Довольно часто, по мнению исследователя, особенно в топонимах и антропонимах, дифференциальная функция выступает  в виде адресной.

Автор в целом придерживается точки зрения полуфункциональности имен собственных (как и нарицательных), находя в них идентифицирующую, эстетическую и ряд других функций. Разграничение  сущности и функции имени собственного фактически сводится к разграничению  положения имени собственного в  языке и речи. Языковая сущность слова воплощается в его речевой  функции. Основной критерий разделения собственных и несобственных  имен, по мнению Ю.А. Карпенко, заключен в следующем: название одного предмета есть имя собственное, название ряда предметов – нарицательное. В  мышлении нарицательному слову соответствует  понятие, собственному имени представление. В целом же исследователь приходит к формулировке, предложенной языковедом А.А. Реформатским: собственные имена  выполняют, прежде всего, номинативную функцию – называют определенные предметы, нарицательные – семасиологическую  – они не только называют, но и  выражают понятие о предмете [Реформатский 1998: 49].

В работе В.Д. Бондалетова  «Русская ономастика» дается после краткого анализа обзор основных теорий и исследований, касающихся статуса имен собственных в лингвистике. Основные тезисы можно сформулировать следующим образом:

  1. Имена собственные являются единицами языка чаще всего словами, и потому должны рассматриваться как вполне законченный объект языкознания.
  2. Имена собственные относятся к номинативным, а не коммуникативным единицам языка и входят в большинство языков мира в класс конкретных имен существительных (имен субстантивов).
  3. Специфика имени собственного заметна как на уровне языка – при их рассмотрении «вообще», вне конкретного употребления, так и на уровне речи – в конкретных контекстах и ситуациях.
  4. Специфика имени собственного касается и его структурно-языковой стороны, и функциональной.
  5. В функциональном плане специфика имени собственного позволила выделить следующие основные функции: номинативную, идентифицирующую, дифференцирующую. В качестве второстепенных называют функции: социальную, эмоциональную, аккумулятивную, дейктическую (указательную), функцию «введения в ряд», адресную, эстетическую, стилистическую [Бондалетов 1993: 20].

 Перечисленные особенности класса онимов, конечно, не раскрывают всех вопросов, связанных с выявлением специфики имени собственного. Подмечено немало и других черт в разных ономастических исследованиях, которые характеризуют имена собственные.

Все исследователи отмечают специфику имени собственного в  его значении, но расходятся в его  толковании. Одни видят специфику  в ослабленности значения, а иногда и в полном его отсутствии. Отсюда возникает трактовка имен собственных  как пустых знаков, ярлычков, этикеток, сравнение их с числовыми символическими знаками. Другие исследователи определяют специфику имени собственного по его «гипертрофированной  номинативности», с помощью которой связана их особая конкретность.

Многими исследователями  признается сложность, диалектичность значения имен собственных как единиц языка (чаще всего слов). В современной  теории слова признается, что значение слова – это то его содержание, которое приблизительно одинаково  понимается и говорящим и слушающим  и включает в свой состав три типа отношений:

1.Денотативное – отношение слова к предмету;

2.Сигнификативное – отношение  к понятию;

3.Структурное – отношение  значения слова, а также всего  слова к другим словам данного  языка.

Имя собственное, будучи единицей языка – словом или функционально  сходным с ним словосочетанием, обладает всеми названными типами отношений  – денотативным, сигнификативным  и структурно-языковым, однако их качество в собственном имени несколько  своеобразно по сравнению с соответствующими компонентами значения нарицательных  слов, что и обеспечивает собственным  именам языково-речевую специфику.

Подводя итог рассмотрения имени собственного как языково-речевой  категории, можно констатировать следующее. Собственные имена – это единицы языка, речи, служащие для подчеркнутого конкретного называния отдельных предметов действительности и вследствие такой специализации, выработавшие некоторые особенности в значении, грамматическом оформлении и в функционировании. Назначение нарицательного имени – выражать понятие об определенном классе предметов и называть один или несколько конкретных предметов этого класса. Назначение имени собственного – называть определенный предмет, соотнося его с классом однотипных или родственных предметов. У нарицательного слова на первом плане – выделение предмета, на втором – соотнесенность предмета с ему подобным. Для нарицательного имени обязательно обозначение понятия и факультативное называние конкретного предмета. Для имени собственного обязательно называние конкретного предмета и факультативна его понятийная соотнесенность.

1.3. Проблема классификации  имен собственных

Все многообразие имен собственных  подвергается классификации. В современной  ономастике оптимальное структурирование ономастического пространства предложено А.В. Суперанской.

Принимая во внимание лингвистические  и экстралингвистические характеристики имен собственных, А.В. Суперанская  выделяет следующие типы классификаций:

  1. Классификация имен в связи с именуемыми объектами:

а) имена живых существ и существ, воспринимаемых как живые:

- антропонимы – личное имя человека. Несмотря на то, что антропонимы относятся к именованию людей и только людей, этот единственный объект дает чрезвычайно сложный спектр категорий имен, что связано с историей культуры, особенностями психологии людей, с традициями и многим другим.

Антропонимы бывают индивидуальные и групповые. Индивидуальные выделяют личность из коллектива, групповые – даются коллективам. Индивидуальные антропонимы – это стремление к единому именованию лица на протяжении всей его жизни. К групповым антропонимам относятся родовые, семейные и династические имена, денотаты которых – коллективы людей, выделяемые по различным признакам. Наиболее древняя из перечисленных единиц – род. Для четкого размежевания родов внутри племени каждый род получает свое индивидуальное имя, которое часто бывает, связано с тотемическим животным – родовым божеством, с которым все члены рода считают себя связанными тесными узами и в происхождение, от которого они верят. Поскольку принадлежность к роду давала человеку родовые права, а основным признаком рода было его имя, родовые имена тщательно сохранялись. Например, имена тюркских и монгольских родов, первые сведения о которых находим в китайских источниках начала нашей эры, сохраняются до настоящего времени в почти не изменившемся виде.

В эпоху матриархата родовые  имена передаются по женской линии, поскольку мужчины на состав рода практически не влияют. В эпоху  патриархата родовые имена передаются по мужской линии.

Родовые имена, как правило, слова singularia tantum: Волк, Ворон, Лисица. Случаи типа  Вон идут Лисицы относятся к обозначению не родов как целостных коллективов, а отдельных членов их.

Фамилии, то есть семейные имена, являются непосредственными преемниками  родовых имен. Однако в отличие  от последних фамилии – слова  pluralia tantum: Ивановы, Зайцевы, Песковские.

Династические имена (обозначение  династий) по своим лингвистическим  свойствам очень близки к именам фамильным: Романовы, Габсбурги, Бурбоны, Птолемеи и т.д.

    ЗООНИМЫ

Это имена различных животных, птиц и пр.- особый раздел ономастики со своими традициями, которые варьируют  в значительном диапазоне у разных народов и в разные эпохи. Как  и антропонимы, зоонимы могут  быть индивидуальными и групповыми.

Групповые имена животных, даваемые всему виду в целом, известны из арабской зоонимии, где, например, все  гиены имеют общее имя Qutham, один из видов змей – ibn Fitrah и т.д.

Индивидуальные имена (клички) домашних и диких животных имеют  существенные отличия. Дикие животные обычно не получают систематических, регулярно  даваемых индивидуальных кличек. Домашние животные разных пород имеют свои, иногда очень глубокие традиции именования. Например, очень древняя традиция разведения верховых лошадей, специальные конные заводы привело к специальным канонам в их именовании: стремление к звучным кличкам, содержащим к тому же букву из имени отца и букву из имени матери и нередко начинающимся на ту же букву, что имя матери.

Клички скота общественных стад отличаются от кличек скота, находящегося в индивидуальном владении, последние  бывают типизированы в определенных местах и часто повторяются (две  коровы  Нежданки в одной подмосковной деревне). Зоотехники колхозных и совхозных ферм в поисках оригинальных кличек пользуются различными научно-техническими и иными справочниками, давая имена по названиям лекарств (бык Аспирин), по географическим названиям (Алтай), по музыкальным инструментам (корова Гитара) и т.п. Наиболее массовые животные – овцы, свиньи и домашняя птица обычно не имеют индивидуальных кличек. В совхозах они имеют индивидуальный номер, под которым записываются в книгах и который выбивается на металлической бляшке, прикрепленной к уху животного.

И в зоонимии, и в антропонимии используются диалектные слова, при  этом встречаются слова, не зафиксированные  ни диалектными, ни общими словарями. И  зоонимы, и антропонимы образуют региональные ономастические системы.

- мифонимы.

Мифонимия – это своеобразный сектор ономастического пространства, созданный наподобие реальной его части. В него входят именования людей, животных, растений, народов, географических и космографических объектов, различных предметов и т.п., в действительности никогда не существовавших. Особое место в нем занимают теонимия (имена богов), наиболее ярко представленная в политеистических религиях и демононимия (именования различных духов, высших и низших, добрых и злых). Ономастика мифов изучена неравномерно. Значительные успехи достигнуты индоевропеистами: Длугош, Шварц, Мюллер, Гримм и др. Многие боги имели свои определенные функции, «исполняемые» ими более или менее четко. Так, например,  при Владимире князе Киевском функциями бога Перуна были покровительство военным делам и воинам, а также гром и молния; функциями Волоса (Велеса) – забота о народе, скоте, золоте, достатке.

Категория одушевленности/неодушевленности в мифологии и фольклоре не имеет четких границ, и многие, с нашей точки зрения, совершенно безжизненные предметы получают антропоморфные черты, то есть наделяются способностью говорить, думать и даже действовать, подобно человеку. Так, Ад, по Евангелию Никодима, обладает способностью приходить в отчаяние, сторожить и т.д.

В качестве аллегорических и мифологических фигур в средневековых  драматических опытах выступали, например,  Великдень, то есть пасха, ср. Матушка Среда и Матушка Пятница из фольклорных поверий.

Как в реальной жизни человека окружают животные, так представлены они и в мифах.

б) Наименования неодушевленных предметов:

Информация о работе Роль имен собственных в пьесах А.Н. Островского