Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 17:37, курсовая работа
Цель работы раскрыть суть ролевой лирики Бориса Рыжего.
Задачи:
Изучить существующую литературу по данной теме.
Охарактеризовать ролевую лирику, в частности лирику Бориса Рыжего
Познакомиться с концепциями различных исследователей.
Музыка-трагедия, музыка-катастрофа, по Б. Рыжему, обладала способностью выражения подлинного. Борис сознательно искал трагедии, помогающей ему быть истинным поэтом. Борис искал в 19 веке не опору, а подтверждение лёгкости своих версификационных способностей, своего стихотворного дара – дара говорить стихами. Однако стиховая легкость всегда наполнена страданием, не как чревоточиной – яблоко, а как яблоко, совершенно поспевшее, - внутренним свечение.
Борис обладал способностью быть своим с любым человеком. По определению, он по-пушкински «болел» за «слабую команду», но хотел играть - и играл – в сильной, в «сборной» страны.
Литературная игра Бориса Рыжего – это несерьезное, но очень плодотворное сопротивление поэта стандартам современной ему «поэтической карьеры», которая должна обеспечиваться «поэтическими знакомствами» и опять же игрой в «своего среди чужих» в литературной среде и «чужого среди своих» - в жизни.
Игра в офицеров-поэтов и поэтов-офицеров – это проверка настоящего, и реанимация прошлого, и представление будущего быта-бытия поэта. Поэтическое «офицерствование» проявлялось довольно часто ( ОФИЦЕРУ ЛЕЙБ-ГВАРДИИ ПРЕОБРАЖЕНСКОГО ПОЛКА Г-НУ ДОЗМОРОВУ, КОТОРЫЙ ВОТ УЖЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ СКЕПТИЧЕСКИ ОТНОСИТСЯ К СЛАБОСТЯМ, СВОЙСТВЕННЫМ РУССКОМУ ЧЕЛОВЕКУ ВООБЩЕ).
Участковый был добрым и пьяным,
сорока или более лет.
В управлении слыл он смутьяном —
не давали ему пистолет.
За дурные привычки, замашки
двор его поголовно любил.
Он ходил без ментовской фуражки,
в кедах на босу ногу ходил.
А еще бы похож на поэта,
то ли Пушкина, то ли кого.
Со шпаною сидел до рассвета.
Что еще я о нем, ничего
мне не вспомнить о нем, если честно.
А напрячься, и вспомнится вдруг
только тусклая возле подъезда
лампочка с мотыльками вокруг.
Ордена и аксельбанты
в красном бархате лежат,
и бухие музыканты
в трубы мятые трубят.
В трубы мятые трубили,
отставного хоронили
адмирала на заре,
все рыдали во дворе.
И на похороны эти
любовался сам не свой
местный даун, дурень Петя,
восхищенный и немой.
Он поднес ладонь к виску.
Он кривил улыбкой губы.
Он смотрел на эти трубы,
слушал эту музыку.
А когда он умер тоже,
не играло ни хрена,
тишина, помилуй, Боже,
плохо, если тишина.
Кабы был постарше я,
забашлял бы девкам в морге,
прикупил бы в Военторге
я военного шмотья.
Заплатил бы, попросил бы,
занял бы, уговорил
бы, с музоном бы решил бы,
Петю, бля, похоронил.
Нечастое, но точное – стилистически и музыкально - употребление Борисом вульгаризмов и инвектив (мата) не для того, чтобы уравновесить прекрасное и безобразное, а для того, чтобы еще раз показать, что безобразное – это прекрасное. И наоборот. Матерщина у Бориса – это не стилистика, а речевая полифония с эффектом присутствия и материализации ускользающей от поэта жизни. Прощаясь с жизнью, поэт прощается – прежде всех остальных и всего остального в парадигме поэзии и поэтологии – с Серебряным веком («В белом поле был пепельный бал»).
Вульгаризмы у Рыжего – это не грубость, это братание с миром. Объятия и тычки кулаком в плечо – обычное дело для двух настоящих мужиков. Матерщина и вульгаризмы выполняют функцию амортизации элегичности, которой в конце 20 века принято было стесняться.
Путь Бориса очень сложен, он двигался одновременно и постоянно в разные стороны: от культуры – к примитиву, от примитива – к культуре. Поэтому тематический, стилистический и смысловой оксюморон для Бориса – это нормальное состояние его таланта, голоса и души.
Стихи абсолютно трагические. Ритмо-смысловой оксюморон – это не результат переживаний, а – само переживание.
Автогерой Бориса Рыжего стабилен и почти статичен в динамике постоянного страдания, энергии хватало и на порождениек муки, и на ее терпение.
Борис между двух отношений к культуре и обществу: он двойственен, как Пушкин-гуманист с собой и маленьким, бедным человеком, и он одинок, монолитен, как Лермонтов, веривший во «множество человека»; романтический гуманизм чреват великой гармонией, а также полным истощением гуманиста. Когда поэт живет постоянным страданием невозможно понять, что первичнее и каково направление каузации: поэт мука или мука поэт.
Борис считал свой дар мучением и, возможно, наказанием. Может быть, случайным, но не напрасным, поскольку жизнь, её сценарий, более всего мучительны для поэта. Медленная – затянувшаяся на годы – казнь мукой всегда, в любую минуту может быть остановлена смертью. Онтологическая тоска, бытийное одиночество любого поэта – неизъяснимы, так как именно неизъяснимое в конечном счете является объектом всякого поэтического выражения. Выразить себя через неназываемое – это не цель, потому что не ты к ней стремишься, а она влечет, тянет, волочит тебя к себе. Абсолютная языковая свобода поэта сталквивается с его эмоционально-рациональным безволием и бессилием: он - невольник, заложник, как сказано, вечности и все такое.
Рыжий как «автономный поэт» явно посмеивается – беззлобно – над своей нестоличностью и над своими поэтическими пристрастиями. Автоирония – знак силы и ума. О. Дозморов считает, что Борис по большому счету хотел «вдохнуть метафизику в поэзию советского периода». Борис любил и принимал в поэзии 19,20 и 18 вв. абсолютно разные стороны и формы, и содержания: он обожал легкий иронический стих Д. Давыдова, А. Пушкина, поэтов «Искры», В. Курочкина, А.К. Толстого.
Борис был весел и трагичен одновременно. Буквальное, прямое восприятие Борисом поэзии 19 века. И стихов вообще усиливало мощь поэтической энергии за счет «нормального» осознания им предметной, Фактологической информации, помимо других типов и пластов семантики и смысла, - информации, выражавшейся вербально и эмоционально в каждом тексте. Борису не жаль «самого героя», то бишь себя, - редкое качество человека, не лишенного сентиментальности.
Стихи Бориса – метасюжетны. Метасюжет проявляется в абсолютно гармоничном, музыкально-вербальном единстве трех состояний – миров, освоение которых и есть постижение ужаса красоты. В стихах (а таких текстов предостаточно) Борис гениален, в литературе – талантлив, в жизни – одарен умением быть счастливым и несчастным.
Художественный мир Рыжего, напротив, можно охарактеризовать некоторой раздвоенностью: с одной стороны мир “кентов”, в который весело принимается поэт, с другой — единоличный его мир с интимными переживаниями и вечным помином где-то неподалеку стоящей Смерти. Но и в раздвоенности этой — довольно условной, ибо лирический герой Рыжего не тяготится ни одним из миров и в каждом готов жить на полную катушку, — та же гармония. Ни от чего Борис Рыжий не отрекается, ничего для него нет такого, что бы он хотел скинуть, как тяжкий груз. И Фет, и Рыжий свои горестные воспоминания любят и чтут, черпают в них для своей светлой поэзии.
Мотив грустной встречи, которая могла бы только быть, но не осуществима, отнюдь не второплановый мотив в лирике обоих поэтов. И очень схожи ощущения от изображения таких мечтанных встреч; да и сами изображения, если вглядеться, схожи.
Афанасий Фет:
Мелькнет ли красота иная на мгновенье,
Мне чудится, вот-вот, тебя я узнаю;
И нежности былой я слышу ощущенье,
И содрогаясь, я пою.
Борис Рыжий:
это блазнилось мне, дураку,
что вот-вот тебя встречу,
это ты мне являлась во сне
(и меня заполняло
тихой нежностью), волосы мне
на висках поправляла.
И у Фета, и у Рыжего — только видение, желание, поддержанное воображением; призрак едва ли не обретает явственность, даруя нежность: тихую, очень тонкую (у Фета — дуновение нежности, у Рыжего — прямое указание: тихая нежность).
Красною нитью по творчеству Бориса Рыжего проходит мотив Смерти. Будто проклятье на поэтов, тем паче на поэтов с особой аурой некоего избранничества — этот неизбежный мотив: на него, так или иначе, срываются Лермонтов, Блок, Есенин — на всех хватило этой музыки. И Борис Рыжий не уберегся. Тема Смерти и Жизни в их противопоставлении волновала и Фета. Немало связано это и с гибелью возлюбленной: мысли о ней, воспоминания следовали за поэтом неотвязно.
“С солнцем склоняясь за темную землю…” А. Фета и “Эмалированное судно…” Б. Рыжего, как бы это ни казалось странным, заключают одно и то же чувство, даже и не постоянное, а развивающееся в лирических героях при взгляде на жизнь, при постепенном ее постижении. Оба героя оглядываются на жизнь свою, единоличную, и жизнь вообще, в ее самом широком понимании. Оба на первый взгляд видят горести, которые она несет с собой, Б. Рыжий прямо говорит: “Жить тяжело и неуютно”. Постепенно для лирического героя жизнь будто бы выступает, приобретает большую явственность, ее уже можно разглядеть, и вот наконец приходит понимание ее сущности и величайшей ее ценности:
А. Фет:
Стыдно и больно, что так непонятно
Светятся эти туманные пятна,
Словно неясно дошедшая весть…
Все бы, ах, все бы с собою унесть!
Б. Рыжий:
И жизнь, растрепана, как блядь,
выходит как бы из тумана
и видит: тумбочка, кровать…
И я пытаюсь приподняться,
хочу в глаза ей поглядеть.
Взглянуть в глаза и — разрыдаться
и никогда не умереть.
Различие в выводе, в общем итоге: Фет, объективно оценивающий действительность, осознающий непредотвратимость конца, восклицает о желании все унести с собой. Дерзкий Рыжий хотел бы никогда не умирать. Это принципиально важное различие. Фет любит жизнь, созерцая ее, аккуратно ее возделывая, взращивая и любуясь полученными плодами; Борис Рыжий жизнь принимает в себя жадно — всю, без разбору, потому что все, что она дает, одинаково ценно.
Ответственность за своего героя берет на себя и Борис Рыжий. В его отчетливо пародийном стихотворении про хулигана, от нечего делать стреляющего из рогатки в прохожих, читаем:
ПОЧТИ ЭЛЕГИЯ
Под бережным прикрытием листвы
я следствию не находил причины,
прицеливаясь из рогатки в
разболтанную задницу мужчины.
Я свет и траекторию учел.
Я план отхода рассчитал толково.
Я вовсе на мужчину не был зол,
он мне не сделал ничего плохого.
А просто был прекрасный летний день,
был школьный двор в плакатах агитпропа,
кусты сирени, лиственная тень,
футболка «КРОСС» и кепка набекрень.
Как и сейчас, мне думать было лень:
была рогатка, подвернулась …
Страшная инфантильность, присущая
обыденному сознанию, явлена здесь
в полной мере. Лень думать, лень
что-то менять в жизни,
И вот в чем же правда, в
чем ценность подобного
В понимании Рыжего дело не
только в конечном страдании
и смерти. Его обыденный, примитивный
герой уравнен с любым умником
своей потенциальной
По культурному багажу и творческой раскрепощенности Борис Рыжий несомненно поэт новой постсоветской эпохи, в каковую он как стихотворец и вырос. Но по предмету описания, по темам он — на удивление весь в прошлом, даже не замечает, что советская власть сгинула. Настоящее, с неизбывной интенсивностью формирующее его стихи, историческому измерению неподвластно, от прошлого неотличимо. Метафизическая правда в этом есть: лирический поэт переживает собственную жизнь как драму, с которой не сравнимы никакие мировые катаклизмы. Когда у него “всемирный запой”, что ему в самом деле “конституция”, всегда “куцая”, чья бы она ни была.
Информация о работе Проблема самоидентификации в творчестве Бориса Рыжего