Проблема самоидентификации в творчестве Бориса Рыжего

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы раскрыть суть ролевой лирики Бориса Рыжего.
Задачи:
Изучить существующую литературу по данной теме.
Охарактеризовать ролевую лирику, в частности лирику Бориса Рыжего
Познакомиться с концепциями различных исследователей.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение ВПО

 «Омский государственный педагогический университет»

Филологический факультет

Кафедра литературы

 

 

Курсовая  работа

Проблема  самоидентификации в творчестве Бориса Рыжего

Специальность «Русский язык и литература»

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Выполнила: студентка

                                           31 группы

Емельянова  Дарья Владимировна

 

                                                                  Научный руководитель:

                                                                        Деменкова Лидия Васильевна,

                                                 к.ф.н., доцент

                                  

 

Омск 2012

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Борис Рыжий  последний настоящий советский  поэт, переживший  крушение советской России.  Последний, поскольку в своей эстетике Рыжий перерастает рамки и революционного романтизма 20 — 30-х, и социалистического реализма 40 — 60-х годов. Перерастает хотя бы потому, что в своих вкусовых пристрастиях гораздо шире, тоньше, образованнее, искушеннее. Стихи Рыжего существуют не только за счет прямого обращения к жизни (что всегда производит сильное впечатление, однако само по себе еще не делает большого поэта), но и за счет достаточно сложной литературной игры, целой системы культурологических и исторических реминисценций. 

Актуальность  данной темы состоит в том, что  творчество Бориса Рыжего является интереснейшей  темой для исследования, а полноценных  монографий практически нет. Поэтому  мы хотели объединить опыт нескольких авторов в рамках выбранной темы.

Объектом изучения является поэтическое творчество Бориса Рыжего.

Предметом изучения является лирический герой в творчестве Бориса Рыжего.

Цель работы раскрыть суть ролевой лирики Бориса Рыжего.

Задачи:

  1. Изучить существующую литературу по данной теме.
  2. Охарактеризовать ролевую лирику, в частности лирику Бориса Рыжего
  3. Познакомиться с концепциями различных исследователей.
  1. Биография Бориса Рыжего.

 

Борис Борисович  Рыжий родился 8 сентября 1974 года в  Челябинске. Его мать (Маргарита  Михайловна) работала врачом, а отец (Борис Петрович) доктор геолого-минералогических  наук, профессор, возглавлял институт геофизики УрОАН. Так же у Бориса есть две сестры: Елена и Ольга, с которой поэт был особенно дружен. Именно с ней он пробовал составлять свои первые рифмы, лежа перед сном. Ольга много книг читала Борису вслух, таким образом, приучая его к чтению и литературе. Семья Рыжих была очень дружная, в ней царила атмосфера понимания, мира и дружбы. Кроме того, она была благополучной, что значительно обостряло зрение поэта, который видел другую, бедную, несчастную жизнь большинства людей, жителей промышленных окраин. В том числе жителей района Вторчермета.  Борис Петрович знал очень много стихов наизусть и читал их детям перед сном. Борису он читал А. Блока, В. Брюсова, С. Есенина, М Лермонтова, очень много А. Пушкина.  Поэтическое творчество – явление исконное, природное, связанное с работой все известных типов и разновидностей памяти. В поэте заложен огромный объем информации и энергии культурного, языкового, генетического характера. Слушание и восприятие юным Борисом стихов не только возбуждали в нем первичную, базовуя память, но и отвлекали от лабораторного стихописания. И именно это помогало Борису выбирать музыкально-поэтические эталоны в стихах К. Батюшкова, Ап. Григорьева, М. Лермонтова, А. Полежаева, И. Анненского, Б. Слуцкого и многих других.

В 1980 году семья  Рыжих переезжает в Свердловск (Екатеринбург). Именно здесь Борис остро понимает разницу между его семьей и другими жителями Вторчермета.

В этом городе он испытал первую любовь. Это была Эля (умерла в 1994 году), для него она стала сгустком боли, жизнью, смертью. Трагедией. 

Затем Борис  встречает свою вторую любовь –  Ирину Князеву, которая впоследствии стала его женой (так же в семье  Бориса и Ирины родился сын – Артём).

У Бориса было огромное чувство  семейного долга. Когда у него появилась своя семья, он не забывал  каждый день навещать родителей, интересоваться их жизнью, помогать им.

В 1991 году Борис Рыжий  поступил в Свердловский горный институт. В 1997-м окончил отделение геофизики и геоэкологии Уральской горной академии. В 2000-м окончил аспирантуру Института геофизики Уральского отделения РАН. Проходил практику в геологических партиях на Северном Урале. Опубликовал 18 работ по строению земной коры и сейсмичности Урала и России. Работал младшим научным сотрудником Института геофизики УрО РАН, литературным сотрудником журнала «Урал». Вел рубрику «Актуальная поэзия с Борисом Рыжим» в газете «Книжный клуб» (Екатеринбург). Участвовал в международном фестивале поэтов в Голландии.

Всего им было написано более 1300 стихотворений, из которых издано около 350. Первая публикация стихов в 1992 в «Российской газете» — «Облака  пока не побледнели…», «Елизавет» и  «Воплощение в лес». Первая журнальная публикация появилась в 1993 году в «Уральском следопыте» (1993, № 9). Его стихи публиковались в журналах «Звезда», «Урал», «Знамя», «Арион», альманахе «Urbi», переводились на английский, голландский, итальянский, немецкий языки.

Лауреат литературных премий «Антибукер» (номинация «Незнакомка»), «Северная Пальмира» (посмертно). Участвовал в международном фестивале поэтов в Голландии.

Борис Борисович покончил жизнь самоубийством 7 мая 2001 года.

    1. Характеристика творчества.

Трагедия поэта  в том, что он поэт. Вот и все.

Больше никаких  трагедий у него не должно быть.

Борис Рыжий.

Борис Рыжий  движется от сложностей культуры –  почти к примитиву, не менее сложному, как от рождения - к смерти, вот  почему его всегда привлекала музыка, страдание, исчезновение – как единое целое, как сгусток энергии, способный втянуть если не саму жизнь, то хотя бы голос – туда, где все повторяется: и рожение, и ужас красоты, и снова смерть.

Движение к  смерти – это не движение вспять, если такое движение направлено вверх по вертикали. Борис (уже в 1995 г.) начал «писать» сценарий своей судьбы, автомифологизированной и подлинной, сводя воедино свое внутреннее, свое внешнее и свое небесное.

Я Музу юную, бывало,

Встречал в  подлунной стороне,

И Вдохновение  летало

С небес, незваное, ко мне;

На все земное наводило

Животворящий  луч оно —

И для меня в  то время было

Жизнь и Поэзия одно.

 

Но дарователь песнопений

Меня давно  не посещал;

Бывалых нет  в душе видений,

И голос арфы замолчал.

Его желанного  возврата

Дождаться ль мне  когда опять?

Или навек моя  утрата

И вечно арфе не звучать?

 

Но все, что  от времен прекрасных,

Когда он мне  доступен был,

Все, что от милых  темных, ясных

Минувших дней я сохранил —

Цветы мечты  уединенной

И жизни лучшие цветы, —

Кладу на твой алтарь священный,

О Гений чистой красоты!

 

Не знаю, светлых вдохновений

Когда воротится  чреда, —

Но ты знаком мне, чистый Гений!

И светит мне  твоя звезда!

Пока еще  ее сиянье

Душа умеет  различать:

Не умерло очарованье!

Былое сбудется опять.

В. Жуковский.

 

Я музу юную, бывало,

встречал в  подлунной стороне.

Она на дудочке  играла,

я слушал, стоя в стороне.

 

Но вдруг милашку окружали,

как я, такие же юнцы.

И, грянув хором, заглушали

мотив прелестный, подлецы.

 

И думал я: небесный боже,

узрей сие, помилуй мя,

ведь мне тобой дарован  тоже

осколок твоего огня.

 

дай поорать!

Б. Рыжий

 

Это стихотворение  одно из самых важных для Бориса в концептуальном отношении: «Жизнь и поэзия – одно» - это и формула  жизни, и формула судьбы, и двойная  валентность музыки Рыжего, ориентированная  и направленная одновременно на жизнь = смерть, на счастье = муку и на языковое звучание=тишину.  Жизнь ушла, поэзия осталась.  «Былое сбудется опять» Отсутствие восклицательного знака есть результат преобразования страдательного – в  активное.

У Бориса Рыжего на первый взгляд не было проблем с поисками средств выражения неизъяснимого: у него – трагедия иная, которая заключалась, прежде всего, в способности поэта не противится судьбе, более того – потворствовать ей бездны на краю, где находится не граница жизни и смерти, а сама жизнь – для него именно такая губительная и мучительная, но, может быть, именно поэтому дорогая. Хронотопическая шизофрения в поэзии оборачивается гармонией вечного и бесконечного. Вот к понимаю чего стремился Борис: его интересовала тайны небытия, и не только это – он хотел быть мыслящим и страдающим участником и со-участником такого небытия, в реальности которого он сомневался.

В Свердловске  живущий,

но русскоязычный  поэт,

четвертый день пьющий,

сидит и глядит на рассвет.

 

Промышленной  зоны

красивый и  первый певец

сидит на газоне,

традиции новой  отец.

 

Он курит  неспешно,

он не говорит  ничего

(прижались к  коленям его

печально и  нежно

 

козленок с  барашком),

и слез его очи  полны.

Венок из ромашек,

спортивные, в  общем, штаны,

 

кроссовки и  майка —

короче, одет без  затей,

чтоб было не жалко

отдать эти  вещи в музей.

 

Следит за погрузкой

песка на раздолбанный ЗИЛ —

приемный, но любящий  сын

поэзии русской.

 

Борис любил  реконструировать известные тексты, что объясняется, прежде всего, его стремлением к установлению определенности страдания, трагедии, боли.  Некрасовская картина несчастного мира почти зеркально точно соотносится с действительностью 90-х гг. 20 века: пространство уральской провинции нормально принимает на себя структуры 70-х гг. 19 века, разве что утром не «офицеры в наемной карете скачут за говорд: будет дуэль», а «бритоголовые ребята на иномарках торопятся на «стрелку», на «толковище», на «сходняк»; количество торгашей и проституток и в конце 20 в. Остается стабильно высоким; крестьяне опустошены в деревнях и все так же пьяны, нищета – та же; правда хоронят все чаще убиенных в Чечне (из ордена на подушках другие) и погибшие в боях (междуусобных) за сферы всяческого влияния, за передел массовой промышленности и пр. Все те же вороны и галки, и грязь, и мутное небо… И тоска, и одиночество – хоть плачь! Однако Борису мало горестной – до слез – некрасовской констатации, он в силу молодости и особенностей своего активного в выражении боли таланта – наполняет страдание динамикой поэтического осмысления и музыкой.

Любимый Борисом Батюшков мог быть эталоном ухода в страдание, ухода – с минованием смерти, т.е. попаданием в сферу интерфизическую, где физика и метафизика переливаются друг во друга, как жизнь – в смерть, и наоборот.

Борис был хорошим  учеником поэзии и 20, и 19 вв. Его самоопределение - до поэтической «автономии» - опиралось на синтез двух дискурсивных систем (классика, традиционализм и модернизм), а также на лексико-стилистические возможности современного русского языка выразить иную музыку, свою боль, другую трагедию.

Борис обладал  способностью быть своим с любым  человеком. По определению, он по-пушкински  «болел» за «слабую команду», но хотел играть  - и играл –  в сильной, в «сборной» страны.

Конкретные  эмоции (тоска, одиночество, горе, печаль, отчаяние), какими бы крупными и комплексными они не были, Борис постоянно в процессссе поэтического высказывания преобразует в метаэмоциональные структуры.  Основные метаэмоции  Б. Рыжего – это чувство жизни, чувство смерти, чувство бесконечности, чувство вечности, чувство – в целом интерфизичности своего существования.

Информация о работе Проблема самоидентификации в творчестве Бориса Рыжего