Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 17:37, курсовая работа
Цель работы раскрыть суть ролевой лирики Бориса Рыжего.
Задачи:
Изучить существующую литературу по данной теме.
Охарактеризовать ролевую лирику, в частности лирику Бориса Рыжего
Познакомиться с концепциями различных исследователей.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение ВПО
«Омский государственный педагогический университет»
Филологический факультет
Кафедра литературы
Курсовая работа
Проблема самоидентификации в творчестве Бориса Рыжего
Специальность «Русский язык и литература»
Емельянова Дарья Владимировна
Омск 2012
Оглавление
Борис Рыжий последний настоящий советский поэт, переживший крушение советской России. Последний, поскольку в своей эстетике Рыжий перерастает рамки и революционного романтизма 20 — 30-х, и социалистического реализма 40 — 60-х годов. Перерастает хотя бы потому, что в своих вкусовых пристрастиях гораздо шире, тоньше, образованнее, искушеннее. Стихи Рыжего существуют не только за счет прямого обращения к жизни (что всегда производит сильное впечатление, однако само по себе еще не делает большого поэта), но и за счет достаточно сложной литературной игры, целой системы культурологических и исторических реминисценций.
Актуальность данной темы состоит в том, что творчество Бориса Рыжего является интереснейшей темой для исследования, а полноценных монографий практически нет. Поэтому мы хотели объединить опыт нескольких авторов в рамках выбранной темы.
Объектом изучения является поэтическое творчество Бориса Рыжего.
Предметом изучения является лирический герой в творчестве Бориса Рыжего.
Цель работы раскрыть суть ролевой лирики Бориса Рыжего.
Задачи:
Борис Борисович Рыжий родился 8 сентября 1974 года в Челябинске. Его мать (Маргарита Михайловна) работала врачом, а отец (Борис Петрович) доктор геолого-минералогических наук, профессор, возглавлял институт геофизики УрОАН. Так же у Бориса есть две сестры: Елена и Ольга, с которой поэт был особенно дружен. Именно с ней он пробовал составлять свои первые рифмы, лежа перед сном. Ольга много книг читала Борису вслух, таким образом, приучая его к чтению и литературе. Семья Рыжих была очень дружная, в ней царила атмосфера понимания, мира и дружбы. Кроме того, она была благополучной, что значительно обостряло зрение поэта, который видел другую, бедную, несчастную жизнь большинства людей, жителей промышленных окраин. В том числе жителей района Вторчермета. Борис Петрович знал очень много стихов наизусть и читал их детям перед сном. Борису он читал А. Блока, В. Брюсова, С. Есенина, М Лермонтова, очень много А. Пушкина. Поэтическое творчество – явление исконное, природное, связанное с работой все известных типов и разновидностей памяти. В поэте заложен огромный объем информации и энергии культурного, языкового, генетического характера. Слушание и восприятие юным Борисом стихов не только возбуждали в нем первичную, базовуя память, но и отвлекали от лабораторного стихописания. И именно это помогало Борису выбирать музыкально-поэтические эталоны в стихах К. Батюшкова, Ап. Григорьева, М. Лермонтова, А. Полежаева, И. Анненского, Б. Слуцкого и многих других.
В 1980 году семья Рыжих переезжает в Свердловск (Екатеринбург). Именно здесь Борис остро понимает разницу между его семьей и другими жителями Вторчермета.
В этом городе он испытал первую любовь. Это была Эля (умерла в 1994 году), для него она стала сгустком боли, жизнью, смертью. Трагедией.
Затем Борис встречает свою вторую любовь – Ирину Князеву, которая впоследствии стала его женой (так же в семье Бориса и Ирины родился сын – Артём).
У Бориса было огромное чувство семейного долга. Когда у него появилась своя семья, он не забывал каждый день навещать родителей, интересоваться их жизнью, помогать им.
В 1991 году Борис Рыжий поступил в Свердловский горный институт. В 1997-м окончил отделение геофизики и геоэкологии Уральской горной академии. В 2000-м окончил аспирантуру Института геофизики Уральского отделения РАН. Проходил практику в геологических партиях на Северном Урале. Опубликовал 18 работ по строению земной коры и сейсмичности Урала и России. Работал младшим научным сотрудником Института геофизики УрО РАН, литературным сотрудником журнала «Урал». Вел рубрику «Актуальная поэзия с Борисом Рыжим» в газете «Книжный клуб» (Екатеринбург). Участвовал в международном фестивале поэтов в Голландии.
Всего им было написано более
1300 стихотворений, из которых издано
около 350. Первая публикация стихов в 1992
в «Российской газете» — «
Лауреат литературных премий «Антибукер» (номинация «Незнакомка»), «Северная Пальмира» (посмертно). Участвовал в международном фестивале поэтов в Голландии.
Борис Борисович покончил жизнь самоубийством 7 мая 2001 года.
Трагедия поэта в том, что он поэт. Вот и все.
Больше никаких трагедий у него не должно быть.
Борис Рыжий.
Борис Рыжий движется от сложностей культуры – почти к примитиву, не менее сложному, как от рождения - к смерти, вот почему его всегда привлекала музыка, страдание, исчезновение – как единое целое, как сгусток энергии, способный втянуть если не саму жизнь, то хотя бы голос – туда, где все повторяется: и рожение, и ужас красоты, и снова смерть.
Движение к смерти – это не движение вспять, если такое движение направлено вверх по вертикали. Борис (уже в 1995 г.) начал «писать» сценарий своей судьбы, автомифологизированной и подлинной, сводя воедино свое внутреннее, свое внешнее и свое небесное.
Я Музу юную, бывало,
Встречал в подлунной стороне,
И Вдохновение летало
С небес, незваное, ко мне;
На все земное наводило
Животворящий луч оно —
И для меня в то время было
Жизнь и Поэзия одно.
Но дарователь песнопений
Меня давно не посещал;
Бывалых нет в душе видений,
И голос арфы замолчал.
Его желанного возврата
Дождаться ль мне когда опять?
Или навек моя утрата
И вечно арфе не звучать?
Но все, что от времен прекрасных,
Когда он мне доступен был,
Все, что от милых темных, ясных
Минувших дней я сохранил —
Цветы мечты уединенной
И жизни лучшие цветы, —
Кладу на твой алтарь священный,
О Гений чистой красоты!
Не знаю, светлых вдохновений
Когда воротится чреда, —
Но ты знаком мне, чистый Гений!
И светит мне твоя звезда!
Пока еще ее сиянье
Душа умеет различать:
Не умерло очарованье!
Былое сбудется опять.
В. Жуковский.
Я музу юную, бывало,
встречал в подлунной стороне.
Она на дудочке играла,
я слушал, стоя в стороне.
Но вдруг милашку окружали,
как я, такие же юнцы.
И, грянув хором, заглушали
мотив прелестный, подлецы.
И думал я: небесный боже,
узрей сие, помилуй мя,
ведь мне тобой дарован тоже
осколок твоего огня.
дай поорать!
Б. Рыжий
Это стихотворение одно из самых важных для Бориса в концептуальном отношении: «Жизнь и поэзия – одно» - это и формула жизни, и формула судьбы, и двойная валентность музыки Рыжего, ориентированная и направленная одновременно на жизнь = смерть, на счастье = муку и на языковое звучание=тишину. Жизнь ушла, поэзия осталась. «Былое сбудется опять» Отсутствие восклицательного знака есть результат преобразования страдательного – в активное.
У Бориса Рыжего на первый взгляд не было проблем с поисками средств выражения неизъяснимого: у него – трагедия иная, которая заключалась, прежде всего, в способности поэта не противится судьбе, более того – потворствовать ей бездны на краю, где находится не граница жизни и смерти, а сама жизнь – для него именно такая губительная и мучительная, но, может быть, именно поэтому дорогая. Хронотопическая шизофрения в поэзии оборачивается гармонией вечного и бесконечного. Вот к понимаю чего стремился Борис: его интересовала тайны небытия, и не только это – он хотел быть мыслящим и страдающим участником и со-участником такого небытия, в реальности которого он сомневался.
В Свердловске живущий,
но русскоязычный поэт,
четвертый день пьющий,
сидит и глядит на рассвет.
Промышленной зоны
красивый и первый певец
сидит на газоне,
традиции новой отец.
Он курит неспешно,
он не говорит ничего
(прижались к коленям его
печально и нежно
козленок с барашком),
и слез его очи полны.
Венок из ромашек,
спортивные, в общем, штаны,
кроссовки и майка —
короче, одет без затей,
чтоб было не жалко
отдать эти вещи в музей.
Следит за погрузкой
песка на раздолбанный ЗИЛ —
приемный, но любящий сын
поэзии русской.
Борис любил реконструировать известные тексты, что объясняется, прежде всего, его стремлением к установлению определенности страдания, трагедии, боли. Некрасовская картина несчастного мира почти зеркально точно соотносится с действительностью 90-х гг. 20 века: пространство уральской провинции нормально принимает на себя структуры 70-х гг. 19 века, разве что утром не «офицеры в наемной карете скачут за говорд: будет дуэль», а «бритоголовые ребята на иномарках торопятся на «стрелку», на «толковище», на «сходняк»; количество торгашей и проституток и в конце 20 в. Остается стабильно высоким; крестьяне опустошены в деревнях и все так же пьяны, нищета – та же; правда хоронят все чаще убиенных в Чечне (из ордена на подушках другие) и погибшие в боях (междуусобных) за сферы всяческого влияния, за передел массовой промышленности и пр. Все те же вороны и галки, и грязь, и мутное небо… И тоска, и одиночество – хоть плачь! Однако Борису мало горестной – до слез – некрасовской констатации, он в силу молодости и особенностей своего активного в выражении боли таланта – наполняет страдание динамикой поэтического осмысления и музыкой.
Любимый Борисом Батюшков мог быть эталоном ухода в страдание, ухода – с минованием смерти, т.е. попаданием в сферу интерфизическую, где физика и метафизика переливаются друг во друга, как жизнь – в смерть, и наоборот.
Борис был хорошим учеником поэзии и 20, и 19 вв. Его самоопределение - до поэтической «автономии» - опиралось на синтез двух дискурсивных систем (классика, традиционализм и модернизм), а также на лексико-стилистические возможности современного русского языка выразить иную музыку, свою боль, другую трагедию.
Борис обладал способностью быть своим с любым человеком. По определению, он по-пушкински «болел» за «слабую команду», но хотел играть - и играл – в сильной, в «сборной» страны.
Конкретные эмоции (тоска, одиночество, горе, печаль, отчаяние), какими бы крупными и комплексными они не были, Борис постоянно в процессссе поэтического высказывания преобразует в метаэмоциональные структуры. Основные метаэмоции Б. Рыжего – это чувство жизни, чувство смерти, чувство бесконечности, чувство вечности, чувство – в целом интерфизичности своего существования.
Информация о работе Проблема самоидентификации в творчестве Бориса Рыжего