Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 17:37, курсовая работа
Цель работы раскрыть суть ролевой лирики Бориса Рыжего.
Задачи:
Изучить существующую литературу по данной теме.
Охарактеризовать ролевую лирику, в частности лирику Бориса Рыжего
Познакомиться с концепциями различных исследователей.
Обрамляет стихотворение ситуация нарастающей «внешней активности» лирического метагероя: сначала- видение ускользающего во тьму героя и погони за ним, затем – подстрекательство, и наконец – его собственный побег от милиции. Потому и субъекта речи, манкирующего фигуру автора, нельзя в полной мере назвать метагероем. Он как бы берется сказать то, что должен сказать поэт, некогда создавший героя и уже переросший его в своем творчестве: «мой герой» - никто, время его вышло, душе не нужны посредники в диалоге с Богом. Т.о. в финале стихотворения происходит смена точек зрения, знаменующая лирическое событие: первоначальный хулиган-посредник ликвидирован, а субъект речи, игравший роль «автора-поэта», за не менее хулиганский действия вынужден проявлять «геройскую» активность.
Менее конфликтны отношения между метагероем и его «внутренним собеседником» в ситуации рефлексии о детстве, жизни, смерти. Например:
Если в прошлое, лучше трамваем
со звоночком, поддатым соседом,
грязным школьником, тётей с приветом,
чтоб листва тополиная следом.
Через пять или шесть остановок
въедем в восьмидесятые годы:
слева - фабрики, справа - заводы,
не тушуйся, закуривай, что ты.
Что ты мямлишь скептически, типа
это всё из набоковской прозы, -
он барчук, мы с тобою отбросы,
улыбнись, на лице твоём слёзы.
Это наша с тобой остановка:
там - плакаты, а там - транспаранты,
небо синее, красные банты,
чьи-то похороны, музыканты.
Подыграй на зубах этим дядям
и отчаль под красивые звуки:
куртка кожаная, руки в брюки,
да по улочке вечной разлуки.
Да по улице вечной печали
в дом родимый, сливаясь с закатом,
одиночеством, сном, листопадом,
возвращайся убитым солдатом.
... поздним вечером на кухонном балконе,
закурив среди несданной стеклотары,
ты увидишь небеса как на ладони
и поймешь, что жизнь твоя пройдет недаром.
В черном мире под печальными звездами.
То — случайная возможность попрощаться
с домочадцами, с любимыми, с друзьями.
С тем, что было. С тем, что есть. И с тем, что будет.
1994, июнь
Это лирическая медитация, «драматическое переживание времени», составляющее основу элегического модуса художественности. Пространственное и временное отстранение лирического субъекта от окружающих (позиция стороннего наблюдателя), присущее элегическим жанрам, но при этом - открытость его сознания «вовнутрь» (интроспективный диалог со своим alter ego) определяется особенностью процесса воспоминания хронотопа прошлого: запечатление определенной, вполне статичной картинки, кинокадра, наполненного знаками ушедшей советской эпохи, личностно ценными для героя, им переживаемыми; степень самоотстранения в поздней лирике Рыжего может быть настолько велика, что субъект сознания помимо событий, оставшихся в прошлом и тем самым принадлежащих «уже не “мне”, а всеобщему бытию других в его неизбывности», видит со стороны и себя самого, неравного себе вспоминающему в силу иной временной отнесенности. Таким образом, «раздвоение» субъекта речи на два голоса (один из которых немотствует, но именно ему дана хоть и слабая, мерцающая, но все-таки возможность настоящего возвращения в родимый дом из-за черты небытия, не-жиз-ни) - это одновременно и попытка в диалоге о дорогом и невозвратном найти собеседника исключительно в самом себе, «сжимаясь, отступая от своих событийных границ и устремляясь к ядру личности, к субъективной сердцевине бытия», и попытка увидите себя как Другого, задать ему желанную траекторию движения, как это делает автор-демиург со своим героем.
Красною нитью по творчеству Бориса Рыжего проходит мотив Смерти. Будто проклятье на поэтов, тем паче на поэтов с особой аурой некоего избранничества — этот неизбежный мотив: на него, так или иначе, срываются Лермонтов, Блок, Есенин — на всех хватило этой музыки. И Борис Рыжий не уберегся. Тема Смерти и Жизни в их противопоставлении волновала и Фета. Немало связано это и с гибелью возлюбленной: мысли о ней, воспоминания следовали за поэтом неотвязно.
ЭЛЕГИЯ ЭЛЕ.
Как-то школьной осенью печальной,
от которой шел мороз по коже,
наши взгляды встретились случайно —
ты была на ангела похожа.
Комсомольские бурлили массы,
в гаражах курили пионеры.
Мы в одном должны учиться классе,
собрались на встречу в школьном сквере.
В белой блузке,с личиком ребенка,
слушала ты речи педагога.
Никого не слушал, думал только:
милый ангел, что в тебе земного.
Миг спустя, любуясь башмаками,
мог ли ведать, что смотрел
моими школьными и синими глазами
Бог — в твои небесно-голубые.
Знал ли — не пройдет четыре года,
я приеду с практики на лето,
позвонит мне кто-нибудь — всего-то
больше нет тебя, и все на этом.
Подойти к окну. И что увижу?
Только то, что мир не изменился
от Москвы — как в песенке — и ближе.
Все живут. Никто не застрелился.
И победно небеса застыли.
По стене сползти на пол бетонный,
чтоб он вбил навеки в сей затылок
память, ударяя монотонно.
Ты была на ангела похожа,
как ты умерла на самом деле.
Эля! — восклицаю я. — О Боже!
В потолок смотрю и плачу, Эля.
1994, октябрь
Горько-ироническая, доведенная до трагической авторефлексия лирического субъекта по поводу литературности творимого им путешествия-текста намеренно подчеркивается упоминанием «барчука» Набокова, но тут же и преодолевается благодаря его беспощадной искренности и напряженному ощущению подлинности своего существования.
Спит мое детство, положило ручку,
ах, да под щечку.
А я ищу фломастер, авторучку —
поставить точку
под повестью, романом и поэмой,
или сонетом.
Зачем твой сон не стал моею темой?
Там за рассветом
идет рассвет. И бабочки летают.
Они летают,
и ни хрена они не понимают,
что умирают.
Возможно, впрочем, ты уже допетрил,
лизнув губою
травинку, — с ними музыка и ветер.
А смерть — с тобою.
Тогда твой сон трагически окрашен
таким предметом:
ты навсегда бессилен, но бесстрашен.
С сачком при этом.
Мотивы осени и листопада, вечера и заката (ощущение близости смерти, порождающее одиночество), прослеживающиеся в стихотворении не только на лексическом, но и на фоническом уровнях, характерны для поздней лирики Б. Рыжего, отличающейся сгущением темы смерти и болезненным осознанием конечности жизни, хотя они же традиционны для элегического жанра вообще.
В целом для
лирики Рыжего характерно переживание
времени как неоднородной «материи».
Особенности хронотопа
Сосредоточенность Рыжего на осмыслении проблем времени, жизни – и литературы, литературности творчества, обьуславливает иерархичность ипостасей лирического героя, диалогически важное отличие их точек зрения. Метагерой превращается в соглядатая, занимая позицию автора, пытаясь увидеть со тсороны себя-другого.
Герой отделяется от автора, живет в картинах прошлого. Герою достается маска хулигана и пьяницы, которая на проятжении всей «геройной» лирики Рыжего была присуща лирическому субъекту. Когда герой подвергается полной объективации, он становится одним из многих и за ненужностью ускользает во тьму.
А. С. Собенников считает, что у Бориса Рыжего две биографии: одна - человека, вторая - поэта. Биография поэта - биография лирического героя, ибо реальный человек - Борис Борисович Рыжий - остается за рамками текста. В тексте у него есть заместитель - лирический герой, предмет изображения и субъект речи. Его образ неоднозначен. Первое, что бросается в глаза, - раздвоение личности лирического героя. Граница - культура. В первом случае он укоренен в культуре, во втором - принципиально антикультурен.
Первый существует в сфере литературного быта, его окружают «тени забытых певцов», друзья по цеху поэтов. Это пространство - эстетическое, пространство цитат, аллюзий, реминисценций.
Литературная игра становится условием существования лирического героя, историей становления поэта. Цитаты из классики в поэзии Бориса Рыжего всегда органичны и неожиданны:
«Пьёт пиво из литровой банки,
как будто в пиве есть покой»
(«У памяти на самой кромке»).
Тютчевское «Молчи, скрывайся и таи» обретает дополнительный трагический смысл в наркологической больнице, куда героя «за глюки упекли»:
«Единственный-один на весь дурдом
я знал на память продолженья фраз,
но я молчал, скрывался и таил»
(«В сырой, наркологической тюрьме»). Лирический герой знает, что тютчевская формула стала частью культурного мифа, и он противопоставляет мифу житейское:
«Хочется поболтать
с кем-нибудь, но серьёзно,
что-нибудь рассказать
путано, тихо, слёзно.
Тютчев. Нет сил молчать»
(«Хочется позвонить...»).
Цитаты, как правило, изменяются, но ровно настолько, чтобы читатель не забыл про оригинал.
Герой не только антикультурен, он еще и асоциален. У него не было обычного в советское время пионерского детства, он чужой, изгой в «правильном» мире.
...Пионерская комната: горны горнят, барабан
барабанит, как дятел. В компании будущих урок
под окошком стою и, засунув ладошку в карман,
горькосахарной «Астры» ищу золотистый окурок.
Как поют, как смеются над нами: опрятны, честны,
остроумны, умны, безразличны — они пионеры,
комсомольцы они — постоим на краю пустоты,
по окурочку выкурим, выйдем в осенние скверы.
Нас не приняли, нас — не примут уже никогда,
— тут, хоти не хоти — ни в какие не примут союзы,
ибо жопу покажем однажды, сблюем, господа
и товарищи, чтоб обомлели державные музы.
Всё берите. Пусть девочки наши вам песни поют:
даже Ирка и та с вами нынче вся в красном и белом.
Пионерская комната. Чай, панибратство, уют.
Пролетайте, века, ничего не изменится в целом.
...Жизнь увидев воочью, сначала почувствуешь боль
и обиду, и хочется сразу... а после припадка
поглядишь на неё сверху вниз — возвышаешься, что ль,
от такого величья сто лет безотрадно и гадко.
Герой Рыжего маргинален, и он гордится своей отверженностью в мире «правильных» и тем, что он «свой» в стране, что «делится / тыщу лет на ментов и воров («Я жил как все - во сне, в кошмаре»).
Образ жизни маргинала - алкоголь, наркотики, драки («Через парк по ночам я один возвращался домой»). За этот образ жизни герой платит предстоящим разводом с женой, отчуждением сына, психиатрической больницей. Причем маргинальность объясняется наследственностью.
Снег за окном торжественный и гладкий,
пушистый, тихий.
Поужинав, на лестничной площадке
курили психи.
Стояли и на корточках сидели
без разговора.
Там, за окном, росли большие ели -
деревья бора.
План бегства из больницы при пожаре
и всё такое.
...Но мы уже летим в стеклянном шаре.
Прощай, земное!
Всем всё равно куда, а мне - подавно,
куда угодно.
Наследственность плюс родовая травма -
душа свободна.
Так плавно, так спокойно по орбите
плывет больница.
Любимые, вы только посмотрите
на наши лица!
Нет нужды говорить о том, что сам поэт родился и рос в интеллигентной семье, и с наследственностью у него все было в порядке. Перед нами явная роль, и поведение лирического героя носит ролевой характер.
У героя есть своя «правда», которая заключается в том, что он должен реализовать свой дар поэта. А для этого необходимо испить всю «чашу бытия», пройти по кромке, нарушить нравственный императив. Ему ничего не надо из традиционного набора ценностей «правильных» людей («Ничего не надо, даже счастья»). В душе лирический герой Рыжего «христианства на сердце лелеет мечту», но христианские ценности - это именно мечта, ибо в реальной (маргинальной) жизни их нет («Мальчик-еврей принимает из книжек на веру...»). Не случайно мотив ангела - ключевой в поэтике Б. Рыжего. Герой принимает за ангела санитара, сестру, возлюбленную.
Ю. Казарин пишет в своей монографии о том, что Борис не был бандитом. Он играл – не переигрывая – в чужого, который стал своим. Он сознательно способствовал мифологизации своего образа человека-боксера, приблатненного – и все такое… Но это уже металитературный сценарий, который накладывал друг на друга сценарий поэтический и социально-литературный. Борис в жизни был абсолютно противоположен своему герою-бандиту.
Информация о работе Проблема самоидентификации в творчестве Бориса Рыжего