Предромантизм в русской литературе: зарождение, эволюция, современная концепция взглядов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 21:04, контрольная работа

Описание работы

Предромантизм - очень своеобразный литературный феномен, с ярко выраженной переходностью своего характера. Даже хронологические его границы, тем более - в пестрейший период последней четверти XVIII столетия в России - постоянно, в концепциях различных исследователей, подвергаются корректировке.

Работа содержит 1 файл

Державин.docx

— 81.29 Кб (Скачать)

     Герои «Пожарского» своим мироощущением  ближе автору. Для них уже существует «великий Бог», о котором пророчествовала  Добрада. В противостоянии злу объединяются представители государства – князь Пожарский, церкви – Аврамий Палицын, народа – купец Минин. Их общий враг не имеет сил, чтобы противостоять такому единению. Не случайно действие начинается с прибытия в русский стан Палицына с письмом, в котором патриарх Гермоген, вопреки воле властьимущих благославляет русские войска и ополчение на взятие Москвы. Историческая ситуация представлена в державинской интерпретации: Палицын говорит, что причина всех бед в том, что, начиная с Годунова, Россией правят властолюбцы, собственной волей взошедшие на трон. Победа над злом дается как награда добродетельным героям, которым свойственно верное понимание идеи богоизбранности властелина.

     События в «Добрыне» и «Пожарском»  представлены в ярких и выразительных  картинах, соответственно жанру. Несколько  раз на сцене разворачиваются  массовые действия, в которых участвуют  богатыри, воины, народ. В «Добрыне» - это парад войск: русского, который  принимает князь Владимир, и татарского, принимаемого ханом Тугариным; рыцарский турнир, в ходе которого достойнейший из русских богатырей получил право участвовать в решающем поединке; сцена суда над обвиненными в измене героями. В «Пожарском» первое действие разворачивается в стане осадивших занятую поляками Москву русских войск; в четвертом действии на сцене – множество покидающих горящую Москву жителей; в конце представлено всенародное собрание в Московском кремле, где избирают царем Михаила Романова. Каждый раз меняются декорации. Массовые сцены сопровождаются выразительным действием, которое усиливается введением танца и пантомимы (рыцарский турнир, обручение Добрыни с Прелепой; представление балета на тему «Неистового Роланда» в замке Марины). В кульминационный момент действия «Пожарского» разыгрывается страшная буря, которая первоначально была вызвана чарами Марины, но после истовой молитвы Палицына послужила победе русских: «Сильный ударяет гром, и часть стены кремлевской от Троицких ворот с углом до Москвы-реки разваливается…» (4: 188).

     Важность  и значимость основных моментов развития героической темы в том и другом произведении подчеркивается участием хора. Ритмика и стилистика хоровой  партии изменяется в зависимости  от пафоса сопровождаемого действия. При этом активно используются мотивы и образы различных фольклорных  жанров: былины, лирической, исторической и обрядовой песни. Противостояние русских посягнувшим на их независимость  татарам и полякам приобретает  значение борьбы с мировым злом, масштабы его способствуют яркому выражению  патриотического пафоса, столь важного  для автора.

     Приемы  эстетического синтеза используются автором в создании исторических образов. Князь Владимир в «Добрыне»  объединяет в себе черты, закрепленные за ним старинными летописями, и  одновременно – идеального правителя, утверждаемые классицистической литературной традицией. Он изображен как патриот  и удачливый воин, но он желает любви  и счастливого брака (в течение  года при дворце живут самые прекрасные девушки государства, в надежде, что одну из них он сделает своей женой). Князь появляется на сцене в сопровождении хора, который исполняет народные песни:

          Что по гридне князь,

          Что по светлой князь,

          Наше  солнышко Владимир князь похаживает,

          Что соколий глаз,

          Молодецкий  глаз,

          Как на пташечек, младых девиц, посматривает… 

     Многократно и различными способами подчеркивается единение князя с народом, что  дает основания для соотнесения  образа с летописными и фольклорными источниками.

В «Пожарском»  образное воплощение просвещенного  монарха отсутствует, но, предлагая  трон Михаилу Романову, Пожарский  и Палицын видят его в будущем  именно таким. Сохраняя важнейшие черты  классицистического идеального правителя, Державин наделяет его чертами национальными  и историческими («добр, мудр, без  зависти»).

     Заново  создаются образы исторических злодеев. Тугарин – существо мифическое, но действует и как литературный герой. Он обманывает Добрыню, прикинувшись умирающим во время поединка, и плетет хитрые интриги против отвергнувшей его Прелепы, используя самые низкие средства для достижения своей цели. Когда не помогают ни хитрость ни сила, с помощью волшебства убеждает жрецов и Думу в том, что княжна изменила своему долгу и отечеству.

     Народ, пребывающий во тьме «идолопоклонства» (определение Державиным времени  действия), обречен на ошибки. Прелепу и ее друзей судят «по законам», и суд оказывается неправым, самые мудрые люди в государстве обмануты и готовы принести в жертву невинных, чистых сердцем, и даже того, кому обязаны спасением (Добрыню). Все изменится, когда русскому народу станет известен «великий Бог». Волшебница Добрада сообщает о славном будущем России и россиян:

        Страна  сия Его лучами озарилась,

        Несчастья, суеверств, волшебств исчезла тма;

        Свет, истина в царях и людях водворилась…

        Дрожит  наш сонм врагов: Владимир! Ты в лучах!

     Помимо  основной интриги нравственного  противостояния добра и зла в  пьесе существует скрытая – в противопоставлении «идолопоклонства» христианской вере как истинной. Этот не выраженный во внешнем действии конфликт, очевидно, необычайно важен для автора. Не случайно приведенными выше словами Добрады завершается все действие, и звучат они патетически-приподнято, ярко, убежденно. В связи с этой скрытой интригой пьесы уместно будет сказать о лирическом ее содержании, личная убежденность автора, его гражданские чувства, безусловно, находят здесь свое выражение.

     Злодей  в «Добрыне» приобретает черты  фольклорного и мифологического  образа (Тугарин), в «Пожарском» же зло приобретает более изощренные формы. Марина Мнишек, чародейка и прелестница, сама зла не творит, покорным исполнителем ее воли становится Заруцкий, который поджигает Москву и предает своих товарищей.

     Конфликт  добра и зла развивается в  нескольких направлениях. Он носит  исторический характер, сохраняя метафизическую сущность нравственного противостояния добра и зла. Поводом к обострению исторического конфликта в каждой из пьес является любовная интрига. В  «Добрыне» Тугарин требует от Владимира его невесту, оружием оскорбленной чести князя становится богатырь Добрыня, тоже влюбленный в Прелепу. В «Пожарском» ведомая тщеславными побуждениями Марина становится предметом обожания Трубецкого, Заруцкого, Пожарского. Место и участие каждого из них в разрешении основного конфликта определяется его внутренними качествами.

     Исторический  конфликт обретает героическое и  романное воплощение. Разрешение его  и в том и в другом произведении происходит благодаря усилиям и  свободному волеизъявлению добродетельных героев: Добрыня победил и пленил Тугарина, Пожарский отказался от трона, и Марина, для которой он был лишь средством достижения власти, вынуждена бежать. Внешнее действие развивается и благополучно разрешается без практического вмешательства потусторонней силы: волшебница Добрада является на сцене, чтобы защитить героев от неправого суда единоплеменников, а не врагов; молитва Палицына только лишь поддерживает натиск русских во время решающего боя.

     Такое построение делает более значимыми  образы заглавных персонажей. Добрыня  как былинный герой необыкновенно  силен, мужествен, самоотверженно служит князю и своему народу, но и наивен – Тугарину не составило труда обмануть его, прикинувшись слабым и беззащитным. Знакомы ему и нежные чувства - в выражении их сказываются черты средневекового рыцаря. Из рассказа Добрыни становится известно, что он полюбил Прелепу еще «в капище богов», где вместе они воспитывались мудрой Добрадой. Оставив ей в залог кольцо со своим именем и получив вышитую руками возлюбленной ширинку (полотенце), рыцарь отправился странствовать по свету и совершил множество подвигов. Встретив Прелепу во дворце Владимира (на тайное свидание, устроенное слугами в ночном саду и при луне, рыцарь пришел, скрыв лицо под маской), Добрыня не говорит первым о своих чувствах, предоставляет право выбора нареченной невесте своего князя. Очевидно и здесь наслоение фольклорного образа на литературный, смешение национальных и европейско-средневековых этических и эстетических норм.

     Невинные, благородные и самоотверженные  герои должны быть казнены под  сенью языческого бога Перуна. Замечательно, что прощальный дуэт Добрыни и  Прелепы представляет собой текст ранее написанного лирического стихотворения Державина. В нем отчетливо выражено его понимание любви как полного, духовного и физического, единения. Герой и героиня поют:

          Неизбежным  уже роком 

          Расстаешься ты со мной.

          Во стенании жестоком

          Я прощаюся с тобой…

          Руки, грудь, уста и очи 

          Лобызаю у тебя,

          Нету силы, нету мочи

          Отделиться  от тебя:

          Лобызаю, умираю,

          Тебе  душу отдаю;

          Иль из уст твоих желаю 

          Душу  взять с собой твою.

     Упоминание  о «роке» здесь является просто риторической фигурой. В основе же - индивидуальное выражение чувства, которое не было характерно для литературы классицизма. В дальнейшем Державин неоднократно использовал свои лирические стихотворения, включая их в текст драматических произведений (на что указывал Я.К. Грот).

     Пожарский, будучи воином, патриотом и борцом, испытывает романтические чувства  к Марине. Он видел ее лишь однажды  и сохранил прекрасный образ в  душе. Новая встреча породила столь сильное чувство, что он на какое-то время забыл обо всем, даже о долге перед Родиной (о которой говорит: «А мне любезен прах, приятен твой и дым».

     Сцена обольщения Пожарского Мариной в  «храме любви и утешения», конечно, не выдерживает никакой критики  с позиции реализма, но органична  для предромантического жанра. Герои оказываются в окружении Амуров, Сильфов, Нимф, «в балете представляют увеселение Армиды с Ринальдом». Продолжение действия происходит на фоне готического пейзажа, «при восходе солнечном в узорчатом саду каменная пещера, близ которой шумит водомет…». Марина сидит возле спящего Пожарского «с цитрой в руках».

     Герой Державина необыкновенно обаятелен  тем, что живет не рассудком, а  чувством. Он страстно желает послужить  своему Отечеству, побороть неправду и  восстановить справедливость, но способен и к нежному обожанию. Когда  два страстных чувства приходят в противоречие, он жертвует любовью  к женщине.

     Мы  видим, как нелегко дается эта  жертва, Пожарский признается сам  себе: «…Она в душе моей живет. / В ней божество мое…». Он готов на многое пойти ради Марины, но не способен на низость, не способен предать. В четвертом действии, когда на сцене горящую Москву покидают русские бояре с женами и детьми, а польские вельможи вывозят богатства из русской столицы, он выпускает всех, не желая воевать с безоружными. Увидев среди них Марину, осознает свою полную беспомощность. «Пожарский (Увидя ее, содрогается, про себя): «О сила прелестей! (Колеблясь) Увы, изнемогаю!». (Курсивом выделены авторские ремарки – Т.Ф.). Силы возвращаются к герою, едва он слышит предложение Марины перейти на сторону поляков. Пожарский выхватывает меч, обращается к своему войску и бросает одно лишь слово в ответ: «Ступай!».

     Герой Державина ни на миг не допускает  мысли об измене долгу, его долг не рассудочен - это страстная убежденность. Марине не удается расколоть личность героя. Он с достоинством проходит испытания  огнем, любовью, соблазном власти. От великой чести взойти на русский  трон, заслуженной и предложенной народом после победы, отказывается. Считает, что любая, не Богом, а людьми данная, власть беззаконна и приведет страну к новым несчастьям, лишив  покоя самого властителя: «И в пасмурной  душе нет мира у тирана, - / Тревога, злоба, грусть, бесперестанный ад».

Информация о работе Предромантизм в русской литературе: зарождение, эволюция, современная концепция взглядов