Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 21:04, контрольная работа
Предромантизм - очень своеобразный литературный феномен, с ярко выраженной переходностью своего характера. Даже хронологические его границы, тем более - в пестрейший период последней четверти XVIII столетия в России - постоянно, в концепциях различных исследователей, подвергаются корректировке.
Герои «Пожарского» своим мироощущением ближе автору. Для них уже существует «великий Бог», о котором пророчествовала Добрада. В противостоянии злу объединяются представители государства – князь Пожарский, церкви – Аврамий Палицын, народа – купец Минин. Их общий враг не имеет сил, чтобы противостоять такому единению. Не случайно действие начинается с прибытия в русский стан Палицына с письмом, в котором патриарх Гермоген, вопреки воле властьимущих благославляет русские войска и ополчение на взятие Москвы. Историческая ситуация представлена в державинской интерпретации: Палицын говорит, что причина всех бед в том, что, начиная с Годунова, Россией правят властолюбцы, собственной волей взошедшие на трон. Победа над злом дается как награда добродетельным героям, которым свойственно верное понимание идеи богоизбранности властелина.
События в «Добрыне» и «Пожарском» представлены в ярких и выразительных картинах, соответственно жанру. Несколько раз на сцене разворачиваются массовые действия, в которых участвуют богатыри, воины, народ. В «Добрыне» - это парад войск: русского, который принимает князь Владимир, и татарского, принимаемого ханом Тугариным; рыцарский турнир, в ходе которого достойнейший из русских богатырей получил право участвовать в решающем поединке; сцена суда над обвиненными в измене героями. В «Пожарском» первое действие разворачивается в стане осадивших занятую поляками Москву русских войск; в четвертом действии на сцене – множество покидающих горящую Москву жителей; в конце представлено всенародное собрание в Московском кремле, где избирают царем Михаила Романова. Каждый раз меняются декорации. Массовые сцены сопровождаются выразительным действием, которое усиливается введением танца и пантомимы (рыцарский турнир, обручение Добрыни с Прелепой; представление балета на тему «Неистового Роланда» в замке Марины). В кульминационный момент действия «Пожарского» разыгрывается страшная буря, которая первоначально была вызвана чарами Марины, но после истовой молитвы Палицына послужила победе русских: «Сильный ударяет гром, и часть стены кремлевской от Троицких ворот с углом до Москвы-реки разваливается…» (4: 188).
Важность и значимость основных моментов развития героической темы в том и другом произведении подчеркивается участием хора. Ритмика и стилистика хоровой партии изменяется в зависимости от пафоса сопровождаемого действия. При этом активно используются мотивы и образы различных фольклорных жанров: былины, лирической, исторической и обрядовой песни. Противостояние русских посягнувшим на их независимость татарам и полякам приобретает значение борьбы с мировым злом, масштабы его способствуют яркому выражению патриотического пафоса, столь важного для автора.
Приемы
эстетического синтеза
Что по гридне князь,
Что по светлой князь,
Наше солнышко Владимир князь похаживает,
Что соколий глаз,
Молодецкий глаз,
Как на пташечек, младых девиц, посматривает…
Многократно и различными способами подчеркивается единение князя с народом, что дает основания для соотнесения образа с летописными и фольклорными источниками.
В «Пожарском» образное воплощение просвещенного монарха отсутствует, но, предлагая трон Михаилу Романову, Пожарский и Палицын видят его в будущем именно таким. Сохраняя важнейшие черты классицистического идеального правителя, Державин наделяет его чертами национальными и историческими («добр, мудр, без зависти»).
Заново создаются образы исторических злодеев. Тугарин – существо мифическое, но действует и как литературный герой. Он обманывает Добрыню, прикинувшись умирающим во время поединка, и плетет хитрые интриги против отвергнувшей его Прелепы, используя самые низкие средства для достижения своей цели. Когда не помогают ни хитрость ни сила, с помощью волшебства убеждает жрецов и Думу в том, что княжна изменила своему долгу и отечеству.
Народ, пребывающий во тьме «идолопоклонства» (определение Державиным времени действия), обречен на ошибки. Прелепу и ее друзей судят «по законам», и суд оказывается неправым, самые мудрые люди в государстве обмануты и готовы принести в жертву невинных, чистых сердцем, и даже того, кому обязаны спасением (Добрыню). Все изменится, когда русскому народу станет известен «великий Бог». Волшебница Добрада сообщает о славном будущем России и россиян:
Страна сия Его лучами озарилась,
Несчастья, суеверств, волшебств исчезла тма;
Свет, истина в царях и людях водворилась…
Дрожит наш сонм врагов: Владимир! Ты в лучах!
Помимо основной интриги нравственного противостояния добра и зла в пьесе существует скрытая – в противопоставлении «идолопоклонства» христианской вере как истинной. Этот не выраженный во внешнем действии конфликт, очевидно, необычайно важен для автора. Не случайно приведенными выше словами Добрады завершается все действие, и звучат они патетически-приподнято, ярко, убежденно. В связи с этой скрытой интригой пьесы уместно будет сказать о лирическом ее содержании, личная убежденность автора, его гражданские чувства, безусловно, находят здесь свое выражение.
Злодей в «Добрыне» приобретает черты фольклорного и мифологического образа (Тугарин), в «Пожарском» же зло приобретает более изощренные формы. Марина Мнишек, чародейка и прелестница, сама зла не творит, покорным исполнителем ее воли становится Заруцкий, который поджигает Москву и предает своих товарищей.
Конфликт
добра и зла развивается в
нескольких направлениях. Он носит
исторический характер, сохраняя метафизическую
сущность нравственного противостояния
добра и зла. Поводом к обострению
исторического конфликта в
Исторический конфликт обретает героическое и романное воплощение. Разрешение его и в том и в другом произведении происходит благодаря усилиям и свободному волеизъявлению добродетельных героев: Добрыня победил и пленил Тугарина, Пожарский отказался от трона, и Марина, для которой он был лишь средством достижения власти, вынуждена бежать. Внешнее действие развивается и благополучно разрешается без практического вмешательства потусторонней силы: волшебница Добрада является на сцене, чтобы защитить героев от неправого суда единоплеменников, а не врагов; молитва Палицына только лишь поддерживает натиск русских во время решающего боя.
Такое построение делает более значимыми образы заглавных персонажей. Добрыня как былинный герой необыкновенно силен, мужествен, самоотверженно служит князю и своему народу, но и наивен – Тугарину не составило труда обмануть его, прикинувшись слабым и беззащитным. Знакомы ему и нежные чувства - в выражении их сказываются черты средневекового рыцаря. Из рассказа Добрыни становится известно, что он полюбил Прелепу еще «в капище богов», где вместе они воспитывались мудрой Добрадой. Оставив ей в залог кольцо со своим именем и получив вышитую руками возлюбленной ширинку (полотенце), рыцарь отправился странствовать по свету и совершил множество подвигов. Встретив Прелепу во дворце Владимира (на тайное свидание, устроенное слугами в ночном саду и при луне, рыцарь пришел, скрыв лицо под маской), Добрыня не говорит первым о своих чувствах, предоставляет право выбора нареченной невесте своего князя. Очевидно и здесь наслоение фольклорного образа на литературный, смешение национальных и европейско-средневековых этических и эстетических норм.
Невинные, благородные и самоотверженные герои должны быть казнены под сенью языческого бога Перуна. Замечательно, что прощальный дуэт Добрыни и Прелепы представляет собой текст ранее написанного лирического стихотворения Державина. В нем отчетливо выражено его понимание любви как полного, духовного и физического, единения. Герой и героиня поют:
Неизбежным уже роком
Расстаешься ты со мной.
Во стенании жестоком
Я прощаюся с тобой…
Руки, грудь, уста и очи
Лобызаю у тебя,
Нету силы, нету мочи
Отделиться от тебя:
Лобызаю, умираю,
Тебе душу отдаю;
Иль из уст твоих желаю
Душу взять с собой твою.
Упоминание о «роке» здесь является просто риторической фигурой. В основе же - индивидуальное выражение чувства, которое не было характерно для литературы классицизма. В дальнейшем Державин неоднократно использовал свои лирические стихотворения, включая их в текст драматических произведений (на что указывал Я.К. Грот).
Пожарский, будучи воином, патриотом и борцом, испытывает романтические чувства к Марине. Он видел ее лишь однажды и сохранил прекрасный образ в душе. Новая встреча породила столь сильное чувство, что он на какое-то время забыл обо всем, даже о долге перед Родиной (о которой говорит: «А мне любезен прах, приятен твой и дым».
Сцена обольщения Пожарского Мариной в «храме любви и утешения», конечно, не выдерживает никакой критики с позиции реализма, но органична для предромантического жанра. Герои оказываются в окружении Амуров, Сильфов, Нимф, «в балете представляют увеселение Армиды с Ринальдом». Продолжение действия происходит на фоне готического пейзажа, «при восходе солнечном в узорчатом саду каменная пещера, близ которой шумит водомет…». Марина сидит возле спящего Пожарского «с цитрой в руках».
Герой
Державина необыкновенно
Мы видим, как нелегко дается эта жертва, Пожарский признается сам себе: «…Она в душе моей живет. / В ней божество мое…». Он готов на многое пойти ради Марины, но не способен на низость, не способен предать. В четвертом действии, когда на сцене горящую Москву покидают русские бояре с женами и детьми, а польские вельможи вывозят богатства из русской столицы, он выпускает всех, не желая воевать с безоружными. Увидев среди них Марину, осознает свою полную беспомощность. «Пожарский (Увидя ее, содрогается, про себя): «О сила прелестей! (Колеблясь) Увы, изнемогаю!». (Курсивом выделены авторские ремарки – Т.Ф.). Силы возвращаются к герою, едва он слышит предложение Марины перейти на сторону поляков. Пожарский выхватывает меч, обращается к своему войску и бросает одно лишь слово в ответ: «Ступай!».
Герой Державина ни на миг не допускает мысли об измене долгу, его долг не рассудочен - это страстная убежденность. Марине не удается расколоть личность героя. Он с достоинством проходит испытания огнем, любовью, соблазном власти. От великой чести взойти на русский трон, заслуженной и предложенной народом после победы, отказывается. Считает, что любая, не Богом, а людьми данная, власть беззаконна и приведет страну к новым несчастьям, лишив покоя самого властителя: «И в пасмурной душе нет мира у тирана, - / Тревога, злоба, грусть, бесперестанный ад».