Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 21:04, контрольная работа
Предромантизм - очень своеобразный литературный феномен, с ярко выраженной переходностью своего характера. Даже хронологические его границы, тем более - в пестрейший период последней четверти XVIII столетия в России - постоянно, в концепциях различных исследователей, подвергаются корректировке.
Не заключит меня гробница,
Средь звезд не превращусь я в прах;
Но, будто некая цевница,
С небес раздамся в голосах.
И се уж кожа, зрю, перната
Вкруг стан обтягивает мой;
Пух на груди, спина крылата,
Лебяжьей
лоснюсь белизной.
Поэтическое творчество Державина длилось около полувека; оно стало своеобразной художественной летописью его времени. В нем отразились и события исторические — взятие Очакова и Измаила, победы Суворова в Италии, восшествие на престол Александра I и мн. др.,— и явления душевной жизни поэта и его современников. Многих поразило переложение 81-го псалма, позже названное автором «Властителям и судиям». С присущей Державину мощью здесь обличается неправда, неправосудие земных царей. Обращенные к Богу призывы покарать их, в раскаленной атмосфере последних лет царствования Екатерины II, напуганной Великой французской революцией, навлекли на Державина обвинения и угрозы. Ему удалось обелить себя, напомнив, что его стихотворение — только переложение текста псалмопевца Давида и что царь Давид не был якобинцем. Несколько поколений восхищались огромной одой «Водопад», написанной на смерть фаворита императрицы, полководца и государственного деятеля князя Потемкина. В списках распространялась обличительная сатирическая ода «Вельможа». Прекрасным памятником Суворову стало стихотворение «Снегирь».
За
три дня до смерти поэт начал философскую
оду, но сочинил только одну строфу.
Этой превосходной, внутренне уравновешенной
и завершенной миниатюрой окончился
неповторимый творческий путь:
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И
общей не уйдет судьбы.
Державин не случайно почитал 1779 г. особенно важным в своей творческой судьбе. Не случайно тогда было написано стихотворение «На смерть князя Мещерского». В этом году он вошел в кружок Николая Львова — разносторонне одаренного, превосходно образованного человека, занимавшего в жизни принципиально дилетантскую позицию,— и в поэзии, и в искусстве вообще, и в науке. Львов понимал, что время одностороннего рационализма проходит, что в искусство слова все больше проникает культ чувств. На чувства сильно воздействует природа, в ней человек ищет соответствия своим настроениям — отсюда повышенный интерес к литературному пейзажу, не свойственный классицизму. Внимание направлялось на народное творчество, в котором так естественно выражались простые чувства простых людей, живущих на лоне природы в единении с нею. Он издал «Собрание русских народных песен с их голосами» (т. е. с нотами) — ценный источник для поэтов, композиторов, ученых, образованных людей конца XVIII — начала XIX вв.
Из французских теоретиков классицизма Львову был близок не столько Буало, сколько Ш. Баттё, который одно из главных мест в литературной теории отводил категории вкуса. Под влиянием Баттё находились и некоторые поэты второй сумароковской школы, выходившие за пределы, очерченные ортодоксальной эстетикой классицизма, например Майков. Но в кружке Львова категории вкуса придавали почти решающее значение. Почти любые отступления от системы классицизма считались допустимыми, если они оправдывались вкусом. Критерии вкуса были несколько неопределенны, но вместе с тем достаточно ясны: следовало избегать крайностей, стремиться к естественности, гармонии, равновесию между мыслью и чувством, традициями мировой культуры, отразившимися в классицизме, и национальной русской культуры, запечатленной в фольклоре и литературе. В поэзии это означало — очень приблизительно и с оговорками — ориентацию на средние жанры, средний стиль и соответствующие стиховые формы.
Мировоззрение Львова отражает великое романтическое движение, которое с середины XVIII в. разворачивалось в Европе. Его первые веяния парадоксальным образом соседствовали с идеями Века Разума, Просвещения и противоречили им. Культу разума противопоставлялся культ чувств, цивилизации — природа, городской и придворной суете противопоставлялся естественный человек. Новый строй понятий в наибольшей степени связан с именем Жан-Жака Руссо. Высшей ценностью для культуры классицизма было государство; для романтического движения превыше всего была человеческая личность. Предромантизм второй половины XVIII в. проявлялся в России и за пределами кружка Львова, например в «Душеньке» Богдановича, в поэмах-сказках Хераскова, но не было в России явления более характерного, чем этот кружок.
Войдя в него в 1779 г., Державин познакомился с идеями раннего предромантизма в сочетании со своеобразно истолкованными идеями Баттё. Влияние кружка Львова оказалось необыкновенно плодотворным. Из нового круга представлений возникло стихотворение «На смерть князя Мещерского» и все то устремление не только к рассудку, но и к чувствам читателей (в том числе могущественной читательницы — императрицы), которое принесло державинской поэзии ее самые громкие успехи. Отсюда же вышли стимулы переложения псалма 81-го «Властителям и судиям». Государство попирало человеческую личность; предромантическое внимание к отдельному человеку сразу же вызывало протест против угнетения, по крайней мере — против его крайних форм. Отсюда и взгляд на Екатерину II в «Фелице» и ряде связанных с нею од («Благодарность Фелице», «Видение мурзы» в первую очередь) не только как на богоподобную государыню, но и как на простую, добрую, снисходительную, добродушную женщину.
Один из самых одаренных друзей и единомышленников Львова Василий Капнист в те же годы пишет сатиру, обличающую нравы придворных, помещиков, чиновников, лжеученых, бездарных рифмотворцев — создает сатирическую картину всей русской государственной и общественной жизни, едва прикрытую казенными комплиментами Екатерине II. Следом за этим он создает «Оду на рабство», в которой обличает закрепощение украинских крестьян. Позже он отходит от злободневных политических тем и находит себя в предромантической лирике природы и любви. Впрочем, написанная в середине 1790-х гг. стихотворная комедия «Ябеда» силой обличительного пафоса предваряла «Горе от ума» и «Ревизора».
В
1779 г. при участии кружка Львова вышла
в свет первая книга басен Ивана
Хемницера. Кроме басен, имевших устойчивый
успех, он писал сатиры, эпиграммы, послания.
Творчество Хемницера способствовало
утверждению равновесия между рассудочностью
и эмоциональностью, уходу от крайностей,
постепенному отступлению от поэтики
классицизма. Ему принадлежат выразительные
афоризмы, один из которых мы здесь приведем:
Науки все корысть на свет произвела,
Поэзия
одна из чувств произошла.
2.2 Предромантическая
поэтика в драматургии Г.Р. Державина
Опыты
Г.Р.Державина в области
Для времени характерно было понимание истории, которое основывалось на материалах древних летописей (включающих в себя легенды и сказания), русского фольклора, славянской и псевдославянской мифологии. Истинно научные представления тогда еще не сложились, точное знание заменялось «баснословием», которое, по убеждению многих современников Державина, давало объективное знание характера и мировоззрения древних народов. «…Сказки и предания приучили нас окружать Владимира каким-то баснословным блеском, который может заменить самое историческое вероятие», - писал В.А. Жуковский, и в своих произведениях на темы русской старины намеревался «с вымыслами соединить и вероятное изображение нравов, характера времени, мнений».
Утвердившиеся
в обществе умонастроения требовали
решительной реконструкции
Мировоззрение нового века стремилось к многостороннему и многоуровневому восприятию мира. В искусстве это привело к широкому распространению синтетических жанров, сочетанию в одном целом разнородных выразительных и изобразительных средств. Философское объяснение романтического синэстетизма было дано Ф.Шеллингом. Переходным, не усвоившим органически элементы других видов искусства, был жанр «театрального представления». (В литературный и театральный обиход введен Екатериной II, написавшей в 1890-х годах несколько подобного рода сочинений, и среди них – «Большое историческое представление с хорами, свадебными песнями и балетом «Начальное управление Олега»).
В начале 1800-х годов драматургические произведения различных жанров создавались Г.Р. Державиным одно за другим. Наибольшего исследовательского интереса в связи с поставленной проблемой, на наш взгляд, заслуживают «театральные представления» «Добрыня» (1804) и «Пожарский, или Освобожденная Москва» (1806). (Не считаем возможным изменить данное автором определение жанра). Уже ранее было справедливо замечено, что эти опыты «являются ярким примером творческого новаторства Державина, поисков им путей к свободному от канонов и условностей классицизма искусству».
В
создании «театральных представлений»
Державиным, очевидно, двигала потребность
художественного воссоздания
Державиным
эстетически воссоздана обстановка
русского средневековья. Важную роль в
ее создании играют авторские ремарки,
подробные и художественно
Истинно
живописны описания места действия
в «Пожарском». В них сказалось
античное влияние (изображение дворца
и храма), древней русской литературы
(в создании массовых сцен), «готических»
описаний (сцены «на берегу Днепра»
и «в саду», где подвижные изображения
и неясные очертания предметов
создают атмосферу таинственной
недосказанности). Относя действие к
конкретному историческому
Персонажи «Добрыни» окружены миром, в котором действуют таинственные и враждебные человеку силы. Начинается представление с диалога Добрыни и его конюшего Торопа, который говорит, что видел летящего по небу огненного змея, считает это дурным предзнаменованием: они «Влетают в домы, в башни, / Пролазят и сквозь стен…», соблазняют прекрасных жен (4:51). В третьем действии княжна Прелепа видела «вещий» сон, в котором «пожрал Добрыню змей». Огненным змеем оборачивается хан Тугарин во время поединка с Добрыней, накануне которого «На кровле филин там уныло завывал / В лугах русалки хохотали». Образ Тугарина Змея, упоминание о других мифологических образах очень естественно входит в художественный мир произведения, воссоздавая своеобразие мировоззрения славян дохристианской эпохи.