Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 21:04, контрольная работа
Предромантизм - очень своеобразный литературный феномен, с ярко выраженной переходностью своего характера. Даже хронологические его границы, тем более - в пестрейший период последней четверти XVIII столетия в России - постоянно, в концепциях различных исследователей, подвергаются корректировке.
Предромантизм - очень своеобразный литературный феномен, с ярко выраженной переходностью своего характера. Даже хронологические его границы, тем более - в пестрейший период последней четверти XVIII столетия в России - постоянно, в концепциях различных исследователей, подвергаются корректировке. Так или иначе, время господства этого направления в русской литературе признается современными учеными от психологической лирики и поздних поэм Хераскова и балладных опытов Муравьева (1760-1780-е годы) - через карамзинский «Московский журнал» (1791) - вплоть до творческих моделей Батюшкова, Гнедича, а в некоторых случаях - даже Дениса Давыдова (1800-1820-е годы).
Сам термин был введен в науку о литературе исследователями французской словесности в начале XX века: почти одновременно его использовали в своих трудах Поль Азар («Этюды по истории французской литературы», 1907) и Даниэль Морне («Романтизм во Франции XVIII века», 1909). К 1920-1930-м годам научная концепция внове открытого явления была наиболее полно разработана в исследованиях голландца Поля ван Тигема. В западном литературоведении, с этого времени и по сей день, наиболее частотен термин «преромантизм». В 1910-е годы в России идея о существовании в западных литературах рубежа XVIII-XIX веков последовательно проводится А.Н.Веселовским, используя в новом научном контексте кальку с итальянского, ученый именует исследуемый феномен - «до-романтизм». Наконец, к 1950-1960-м годам в отечественной науке окончательно закрепляется термин «предромантизм».
Понятийная сущность термина («преромантизм» / «доромантизм» / «предромантизм») также все еще достаточно подвижна. Как замечал в начале XX века академик А.Н.Веселовский, целый ряд ярких примет направления «заключен» в поэтике баллады: «Присоединим к таинственному пейзажу [...] оссиановские туманы и мир экзотических призраков - и у нас [...] целая система представлений и образов, питавших балладу [...] это не романтизм [...], а доромантизм (итальянцы называли его preromantismo) на почве чувствительности ...».
В итоге, уже на закате дореволюционного литературоведения - и вплоть до ярких работ Г.Гуковского, Д.Благого, Л.Пумпянского возникает устойчивая тенденция отказать предромантизму в «суверенности», увидеть в нем нечто, фактически неразделимое с сентиментализмом (западные слависты, наоборот берут за точку отсчета предромантизм, а сентиментализм, по крайней мере - в России, объявляют не более как «внутривидовым» явлением в нем - показательна в этом свете идея Р.Нойхойзера о предромантизме Карамзина.
С другой стороны, попытки «отстоять» предромантизм нередко ведут к стремлению составить максимально полные и точные «списки» его черт - которые (списки) на деле оказываются, правда, нередко полуповторением основных постулатов романтической теории. Показательна «модель» предромантизма, предложенная Л.Суханеком (в его книге «Предромантизм в России», 1990):
В сходном русле работала и А.В.Архипова, еще более «смешав» предромантизм с романтизмом своим предложением считать за его (их!) мировоззренческую основу «психологизм, историзм, народность». В.А.Западов более определенен, предлагая считать «опознавательными знаками» феномена предромантизма выдвижение человеческой индивидуальности с окружающим ее «объективно - реальным, конкретно-чувственным миром» и «отказ от [...] «подражания образцам»» в пользу «концепции гениальности и творческого» вдохновения.
В.Н.Касаткина,
конкретизируя гипотезы предшественников,
«добавляет» в научно-
Ряд ученых-филологов (от Р.Нойхойзера в 1960-1970-е годы - до А.И.Разживина и его исследований уже начала XXI века), в рамках общей проблемы предромантического историзма (и фольклоризма) склонны усматривать прозрачное «предшествующее влияние» просветительских концепций Руссо и Гердера.
Прямые
родственные параллели, нередко
даже - в «обход» более близкого
историко-литературного
В
диссертации Е.И.Кузьминой
Амбивалентная природа предромантизма ведет к тому, что сущность его полно отображается в ряде характерных диалектических оппозиций:
Очевидные
отголоски предромантизма продолжают
жизнь и в последующем
Безусловно, важно, возвращаясь к ближнему для предромантизма контексту русской словесности XVIII - начала XIX веков, иметь в виду его творческие диалоги с поэтикой барокко, классицизма и сентиментализма. В литературе барокко конца XVII - начала XVIII веков предромантизму, в частности, наиболее близки оказываются такие принципы, как:
К характерному, ключевому для классицизма, понятию Красоты (Образец - как воплощение вечности эстетического Идеала), предромантизм в диалоге с ним добавляет новые смысловые виды: Ужасного, Экзотического (модификация - так наз. Готическое), Народного и некот.др.
Исследователями западной словесности Нового времени пре(д)романтизм изучается уже давно и, к настоящему моменту, острота научных дискуссий и противоречий уже достаточно стихла. От классических трудов академиков М.Алексеева и В.Жирмунского (первая половина XX века) - к работам Н.Михальской и Н.Соловьевой (1970-1980-е гг.) - и к современным аналитическим монографиям М.Ладыгина, Вл.Лукова, И.Вершинина (2000-е годы). - налицо, разветвленная и единая одновременно, научная школа.
Среди
исследователей феномена предромантизма
в русской словесности
Б. Акад. Вера Николаевна Аношкина (Москва, Московский государственный областной университет). В 2006 году ученицей В.Н.Аношкиной - Татьяной Васильевной Федосеевой (Рязанский университет) защищена докторская диссертация по проблемам прозы и драматургии русского предромантизма;
Г. Проф. Анатолий Ильич Разживин (Елабужский педагогический университет). Круг научных интересов этого литературоведа связан прежде всего с поэмами русского предромантизма. В начале 2000-х годов ученик А.И.Разживина Эмиль Наильевич Валеев защитил диссертацию по творчеству одного из виднейших поэтов русского предромантизма - Гавриила Каменева.
Кроме того, вопросы русского предромантизма, и в первую очередь - аспекты изучения предромантической мифопоэтики, активно разрабатываются: в Магнитогорском университете (проф . Алексей Владимирович Петров ), а также в ближнем Зарубежье: в Белоруссии (проф. Татьяна Евгеньевна Автухович, Гродненский университет), в Украине (доц. Анастасия Валентиновна Попович, Херсонский университет).
Сумароков умер в 1777 г. Но освободившееся место первого поэта не занял кто-либо из его учеников. Два года спустя была опубликована ода Гаврилы Державина "На смерть князя Мещерского». Державин был уже не первой молодости (он родился в 1743 г.), уже кое-что написал и напечатал, но только это стихотворение раскрыло его великий дар. В конце жизни он написал пространное «Рассуждение о лирической поэзии или об оде», всю жизнь считал себя верным приверженцем классицизма, с почтением отзывался о Ломоносове и Сумарокове. А между тем, для его могучего поэтического дара, воображения, слога машина классицизма оказалась малопригодной. Именно ее соразмерность всех деталей, заданность наперед известных результатов, предуказанность средств не подходили к темпераменту, склонному скорее предписывать свои правила, нежели исполнять чужие. Сам поэт полагал, что написал оду, так же воспринимали «На смерть князя Мещерского» почти все читатели и критики. Между тем, это столько же ода, сколько и элегия.
Жанр
элегии предполагает грустные размышления
о жизни и смерти, о тщетности
тщеславных устремлений ввиду
И
вот Державин совмещает столь
несовместимые жанры оды и
элегии. Князь Мещерский был богат,
любил наслаждаться жизненными благами,
он ничем не прославился ни в военной,
ни в гражданской деятельности, и воспёвать
его было не за что. Но он был человек; поэтому
уже eго кончина настраивала на размышления.
Все стихотворение построено на антиномиях
— противоречиях, равно убедительных
и в то же время непримиримых.