Переосмысление античных мифов в романе Джона Апдайка «Кентавр»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Джон Апдайк — один из самых авторитетных американских писателей, автор около двух десятков известных романов, нескольких сборников новелл, стихов, эссеистики и критики, пьесы, сочинений для детей.
Современные критики относят его к числу писателей – исследователей морали своего времени, обращающихся к морально-этическим, философским проблемам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Миф в художественном сознании ХХ века…………………………5
1.1. Особенности современного литературного процесса……………………..5
1.2. Специфика неомифологизма………………………………………………. 8
1.3. Проблема рецепции и интерпретации мифа в литературе
ХХ столетия………………………………………………………………...……13
Краткие выводы по Разделу 1………………………………………………….15
Раздел 2. Мифологический код как средство философского и
художественного познания мира в романе Дж. Апдайка «Кентавр»……….17
2.1. Основная проблематика творчества Джона Апдайка……………………17
2.2. Принцип двойного измерения в воссоздании образов романа………… 19
2.3. Образ Кентавра Колдуэлла – воплощение нравственно-эстетического
идеала автора…………………………………………………………………….24
2.4. Боги - персонифицированное воплощение американского типа самосознания…………………………………………………………………….27
Краткие выводы по 2 разделу…………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

Духовное одиночество  Колдуэлла- Кентавра противостоит в романе тираническим божкам местного Олимпа-Олинджера. Боги являются персонифицированным воплощением американского типа самосознания. С помощью этого приема Апдайк проводит мысль о враждебности американского жизненного уклада человеческой личности.

Роман «Кентавр» рассматривается многими критиками как реалистическое с глубоким мифологическим подтекстом воспроизведение характерных черт жизни послевоенной Америки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проанализировав переосмысление античных мифов в романе Джона Апдайка «Кентавр» можем сделать следующие выводы.

Облик современного литературного процесса во многом определяет неомифологизм.  XX век внес свои коррективы в традиционные формы мифологического мышления и поэтической мифологии. Мифологизация стала одним из основных принципов поэтики XX века. С обращением к мифу связана усложненная символика, тяготение к притче, параболе, смысловой многослойности.

Неомифологизм представлен  в виде образов-символов и параллелей, намекающих на мифологическое истолкование изображаемого, в виде равноправных сюжетных линий.

Текст произведений наполняется мифологическими аллюзиями и реминисценциями, он и сам уподобляется мифу. Сюжет произведения строится на соотнесении мифа и реальности, соответственно его хронотоп представлен в двояком освещении. Классическим примером подобной игры на стыке между иллюзией и реальностью и является роман Д. Апдайка «Кентавр».

Для Апдайка характерны высокая литературная техника, стилевое богатство, пристальное внимание к психологии своих героев; объект его изображения — жизнь интеллигенции, хорошо знакомого ему «среднего класса».

Роман «Кентавр» - самый  известный из произведений Апдайка, удостоенный Национальной книжной премии. Действие в нем охватывает всего несколько дней в январе 1947г., событие происходит в городке Олинджер в штате Пенсильвания; повествование ведется от лица Питера Колдуэлла, художника, вспоминающего своего отца Джорджа Колдуэлла, учителя биологии, человека доброго, ранимого, неудачника в жизни. Сложная, оригинальная композиция романа дает возможность делать экскурсы как в прошлое, так и в будущее. Своеобразие книги в том, что реально-бытовой план причудливо «сосуществует» с мифологическим. Продолжая традиции Джойса, автора «Улисса», а также тенденции к «мифологизации» в современной литературе (Гарсиа Маркеса, Фриша и др.), Апдайк положил в основу произведения античный миф о благородном кентавре (получеловеке-полуконе) Хироне, который, будучи ранен отравленной стрелой, страдая от неизлечимой раны, пожертвовал дарованным ему бессмертием в пользу Прометея. При этом герои и ситуации мифа прозрачно соотносятся с персонажами, действующими в сугубо приземленных, реальных обстоятельствах послевоенной Америки. Учителя, ученики, обитатели Олинджера предстают как бы и в будничном и в легендарно-мифологическом измерениях. Так, сам учитель Колдуэлл уподобляется Хирону, Вера, учительница физкультуры, его симпатия — Афродите; «док» Эпплтон — Аполлону, владелец гаража Хамел – Гефесту, директор школы Зиммерман — Зевсу; городок Олинджер вызывает ассоциации с Олимпом. Подобная двуплановость романа, его неожиданная форма вызвали оживленные дискуссии; высказывалось мнение, что структура романа недостаточно органична, несколько искусственна. Апдайк так объяснил свой замысел: «Я стремился, чтобы реалистическое отображение и мифы, взаимопроникая, дополняли друг друга и действительность создавала бы некую оболочку мифа»[5, 27]. Джон Апдайк  стремился подчеркнуть «извечность» нравстенно-этических проблем, поднятых в романе, неизменность свойств человеческой природы, противоборства в ней разумного и чувственного начал, добра и зла, «неба» и «ада».

Образ кентавра помог  писателю противопоставить миру корысти и обывательской ограниченности и грязи некий высший мир вдохновения, добра и человеколюбия. Джордж Колдуэлл, в мифологическом плане представленный кентавром Хироном, очень удачное воплощение раздвоенности человеческой личности, образ, символизирующий вечные муки противоречивой, двуединой сущности человека. Герой не просто уподобляется античному Хирону, он становится им. Кентавр – это внутренняя сущность скромного,  не слишком удачливого, нелепого внешне  учителя Джорджа Колдуэлла. Жертвенность является нравственной доминантой характера Колдуэлла, через образ которого Апдайк доводит мысль о страдании и доброте как принципе бытия.

Духовное одиночество  Колдуэлла- Кентавра противостоит в романе тираническим божкам местного Олимпа-Олинджера. Боги являются персонифицированным воплощением американского типа самосознания. С помощью этого приема Апдайк проводит мысль о враждебности американского жизненного уклада человеческой личности.

Кентавр Хирон — это  мудрость, сила, красота души. То истинно человеческое в Колдуэлле, что глубоко запрятано в нем, но составляет его природную сущность.  И  более того.  «Образ страдающего  кентавра,— как верно подметил Даниил Гранин вскоре после выхода романа на русском языке,— получеловека-полуконя, создает уходящую в бесконечность прошлого и будущего историю человеческой души, мятущейся между небом и землей, между бессмертием и гибелью, между мечтой и повседневностью»[16, 208]. Так сама неистребимая   неумирающая   способность   человека — особенно   творческого — к созданию мифов используется Апдайком для очень своеобразного воссоздания единой человеческой истории в одном конкретно-историческом моменте.

Роман «Кентавр» рассматривается многими критиками как реалистическое с глубоким мифологическим подтекстом воспроизведение характерных черт жизни послевоенной Америки.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

    1. Апдайк Дж. Кентавр: Романы, рассказы.- М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.- 608с.( Серия «зарубежная классика ХХ века»).
    2. Гребенникова Н.С. Зарубежная литература. ХХ век: Учеб. пособие.- М.: ВЛАДОС, 1999.- 128с.
    3. Елистратова А. Трагическое животное – человек// Иностранная литература.- 1963.- № 12.- С.124-129.
    4. Зарубежная литература ХХ века/ Под ред. Л.Г. Андреева.- М.: Академия, 2000.
    5. Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь В 2ч. Ч.2. М-Я / Под ред. Н.П. Михальской.- М.: Просвещение; Учебная литература, 1997.  
    6. Засурский Я.Н. Американская литература ХХ века.- М.: Мысль, 1984.
    7. Затонский Д. Художественные ориентиры ХХ века.- М.: Советский писатель, 1988.- 325с.
    8. Затонский Д. Постмодернизм в историческом интерьере// Вопросы литературы.- 1996.- №.3.
    9. Затонский Д. Искусство романа и ХХ век.- М. Советский писатель, 1973.- 444с.
    10. Злобин Г.П. По ту сторону мечты: Страницы американской литературы ХХ века.- М.: Просвещение, 1985.
    11. История зарубежной литературы ХХ века: Учебник/ Под ред. Л.Г. Михайловой, Я.Н. Засурского.- М.: Проспект, 2003.- 544с.
    12. История американской литературы в 2-х частях. Ч.2: ХХ век/ Под ред. Н.И. Самохвалова.- М.: Просвещение, 1971.-320с.
    13. Кубарева Н.П. Зарубежная литература второй половины  ХХ века.- М.: Московский лицей, 2002.- 208с.
    14. Курицин В. Постмодернизм: Новая первобытная культура.// Новый мир.- 1992.- №2.
    15. Ландор М. Романы – кентавры// Вопросы литературы.- 1967.- №2.
    16. Лидский Ю.Я. Очерки об американских писателях ХХ века.- К.: Прапор, 1968.- 286с.
    17. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. - М.: Просвещение, 1976.-287с.
    18. Мелетинский Е М. О литературных архетипах. - М.: Мысль, 1994.- 207с.
    19. Миф – фольклор – литература.- Л.: Проспект, 1988.- 326с.
    20. Мифологизм в литературе ХХ века// Литературный энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1987.- 916с.
    21. Мифологический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1990, 568с.
    22. Мулярчик А. Глазами Апдайка // Джон Апдайк. Кролик, беги. Кентавр. Ферма. М., 1990.-644с.
    23. Мулярчик А.С. Спор идет о человеке: О литературе США второй половины ХХ века.- М.: Советский писатель, 1986.- 368с.
    24. Мулярчик А.С. Послевоенные американские романисты.- М.: Эксмо- Пресс, 1995.- 316с.
    25. Морозова Т. Типология героя // Литература США XX века: Опыт типологического исследования. М., 1978.-318с.
    26. Руднев В. Словарь культуры ХХ века.- М.: Олимп, 2003.- 418с.
    27. Стояновская Е. Беседуя с автором «Кентавра» // Иностранная  литература.- 1965.- №1.- с. 255-263.
    28. Телегин С.М. Философия мифа: Введение в метод мифореставрации.- М.: Академия, 1999.- 387с.

Информация о работе Переосмысление античных мифов в романе Джона Апдайка «Кентавр»