Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:57, курсовая работа
Джон Апдайк — один из самых авторитетных американских писателей, автор около двух десятков известных романов, нескольких сборников новелл, стихов, эссеистики и критики, пьесы, сочинений для детей.
Современные критики относят его к числу писателей – исследователей морали своего времени, обращающихся к морально-этическим, философским проблемам.
Введение…………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Миф в художественном сознании ХХ века…………………………5
1.1. Особенности современного литературного процесса……………………..5
1.2. Специфика неомифологизма………………………………………………. 8
1.3. Проблема рецепции и интерпретации мифа в литературе
ХХ столетия………………………………………………………………...……13
Краткие выводы по Разделу 1………………………………………………….15
Раздел 2. Мифологический код как средство философского и
художественного познания мира в романе Дж. Апдайка «Кентавр»……….17
2.1. Основная проблематика творчества Джона Апдайка……………………17
2.2. Принцип двойного измерения в воссоздании образов романа………… 19
2.3. Образ Кентавра Колдуэлла – воплощение нравственно-эстетического
идеала автора…………………………………………………………………….24
2.4. Боги - персонифицированное воплощение американского типа самосознания…………………………………………………………………….27
Краткие выводы по 2 разделу…………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы………………………
Духовное одиночество Колдуэлла- Кентавра противостоит в романе тираническим божкам местного Олимпа-Олинджера. Боги являются персонифицированным воплощением американского типа самосознания. С помощью этого приема Апдайк проводит мысль о враждебности американского жизненного уклада человеческой личности.
Роман «Кентавр» рассматривается многими критиками как реалистическое с глубоким мифологическим подтекстом воспроизведение характерных черт жизни послевоенной Америки.
Заключение
Проанализировав переосмысление античных мифов в романе Джона Апдайка «Кентавр» можем сделать следующие выводы.
Облик современного литературного процесса во многом определяет неомифологизм. XX век внес свои коррективы в традиционные формы мифологического мышления и поэтической мифологии. Мифологизация стала одним из основных принципов поэтики XX века. С обращением к мифу связана усложненная символика, тяготение к притче, параболе, смысловой многослойности.
Неомифологизм представлен в виде образов-символов и параллелей, намекающих на мифологическое истолкование изображаемого, в виде равноправных сюжетных линий.
Текст произведений наполняется мифологическими аллюзиями и реминисценциями, он и сам уподобляется мифу. Сюжет произведения строится на соотнесении мифа и реальности, соответственно его хронотоп представлен в двояком освещении. Классическим примером подобной игры на стыке между иллюзией и реальностью и является роман Д. Апдайка «Кентавр».
Для Апдайка характерны высокая литературная техника, стилевое богатство, пристальное внимание к психологии своих героев; объект его изображения — жизнь интеллигенции, хорошо знакомого ему «среднего класса».
Роман «Кентавр» - самый известный из произведений Апдайка, удостоенный Национальной книжной премии. Действие в нем охватывает всего несколько дней в январе 1947г., событие происходит в городке Олинджер в штате Пенсильвания; повествование ведется от лица Питера Колдуэлла, художника, вспоминающего своего отца Джорджа Колдуэлла, учителя биологии, человека доброго, ранимого, неудачника в жизни. Сложная, оригинальная композиция романа дает возможность делать экскурсы как в прошлое, так и в будущее. Своеобразие книги в том, что реально-бытовой план причудливо «сосуществует» с мифологическим. Продолжая традиции Джойса, автора «Улисса», а также тенденции к «мифологизации» в современной литературе (Гарсиа Маркеса, Фриша и др.), Апдайк положил в основу произведения античный миф о благородном кентавре (получеловеке-полуконе) Хироне, который, будучи ранен отравленной стрелой, страдая от неизлечимой раны, пожертвовал дарованным ему бессмертием в пользу Прометея. При этом герои и ситуации мифа прозрачно соотносятся с персонажами, действующими в сугубо приземленных, реальных обстоятельствах послевоенной Америки. Учителя, ученики, обитатели Олинджера предстают как бы и в будничном и в легендарно-мифологическом измерениях. Так, сам учитель Колдуэлл уподобляется Хирону, Вера, учительница физкультуры, его симпатия — Афродите; «док» Эпплтон — Аполлону, владелец гаража Хамел – Гефесту, директор школы Зиммерман — Зевсу; городок Олинджер вызывает ассоциации с Олимпом. Подобная двуплановость романа, его неожиданная форма вызвали оживленные дискуссии; высказывалось мнение, что структура романа недостаточно органична, несколько искусственна. Апдайк так объяснил свой замысел: «Я стремился, чтобы реалистическое отображение и мифы, взаимопроникая, дополняли друг друга и действительность создавала бы некую оболочку мифа»[5, 27]. Джон Апдайк стремился подчеркнуть «извечность» нравстенно-этических проблем, поднятых в романе, неизменность свойств человеческой природы, противоборства в ней разумного и чувственного начал, добра и зла, «неба» и «ада».
Образ кентавра помог писателю противопоставить миру корысти и обывательской ограниченности и грязи некий высший мир вдохновения, добра и человеколюбия. Джордж Колдуэлл, в мифологическом плане представленный кентавром Хироном, очень удачное воплощение раздвоенности человеческой личности, образ, символизирующий вечные муки противоречивой, двуединой сущности человека. Герой не просто уподобляется античному Хирону, он становится им. Кентавр – это внутренняя сущность скромного, не слишком удачливого, нелепого внешне учителя Джорджа Колдуэлла. Жертвенность является нравственной доминантой характера Колдуэлла, через образ которого Апдайк доводит мысль о страдании и доброте как принципе бытия.
Духовное одиночество Колдуэлла- Кентавра противостоит в романе тираническим божкам местного Олимпа-Олинджера. Боги являются персонифицированным воплощением американского типа самосознания. С помощью этого приема Апдайк проводит мысль о враждебности американского жизненного уклада человеческой личности.
Кентавр Хирон — это мудрость, сила, красота души. То истинно человеческое в Колдуэлле, что глубоко запрятано в нем, но составляет его природную сущность. И более того. «Образ страдающего кентавра,— как верно подметил Даниил Гранин вскоре после выхода романа на русском языке,— получеловека-полуконя, создает уходящую в бесконечность прошлого и будущего историю человеческой души, мятущейся между небом и землей, между бессмертием и гибелью, между мечтой и повседневностью»[16, 208]. Так сама неистребимая неумирающая способность человека — особенно творческого — к созданию мифов используется Апдайком для очень своеобразного воссоздания единой человеческой истории в одном конкретно-историческом моменте.
Роман «Кентавр» рассматривается многими критиками как реалистическое с глубоким мифологическим подтекстом воспроизведение характерных черт жизни послевоенной Америки.
Список использованной литературы
Информация о работе Переосмысление античных мифов в романе Джона Апдайка «Кентавр»