От русского классицизма к реализму по пьесам Д.И. Фонвизина «Недоросль» и А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2010 в 14:45, реферат

Описание работы

Роль литературы в формирование передового мировоззрения людей поистине огромна.
Писатели консервативного направления не будучи в состояние изображать в реалистическом духе жизнь, они, естественно, и не могли создать крупных произведений, составляющих гордость русской литературы.
В произведениях же виднейших представителей русской литературы 18 – 19 века отображалась реальная жизнь, жестокость помещиков, рисовалось тяжелое положение крестьян.
Реалистическое содержание художественных произведений, естественно, должно было влиять и на изменение приемов и форм литературного творчества. Отсюда в литературе происходит быстрая смена литературных направлений. За короткий срок русская литература проходит путь от классицизма и завершает свое развитие победой реализма.

Содержание

Содержание Стр.
Вступление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Русская литература XVIII столетия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Д.И. Фонвизин и его «детище» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
«Недоросль» как комедия положения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Тема
Проблема
Идея
Черты классицизма в комедии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Черты реализма в комедии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Переход от классицизма к реализму . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
А.С. Грибоедов и его комедия «Горе от ума». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Тема
Проблема
Идея
Первая русская реалистическая драма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Черты классицизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Черты реализма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
Чацкий образ нового человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46

Работа содержит 1 файл

ПРОЕК.doc

— 1.58 Мб (Скачать)

     Персонажи “Горе от ума” созданы глубоким наблюдением над человеческими  чувствами в их противоречивости. Именно противоречивость черт делает характеры, созданные драматургом, отнюдь не классицистическими.

     В пьесе нет развязки, судьба персонажей не определена, то есть с точки зрения классицизма необходимо пятое действие, где все разрешается. Но автор  нарушает эту логику. Он предоставляет  зрителю и читателю самому задуматься о дальнейшей судьбе героев. Финал классицистической комедии не может быть трагическим, а финал комедии “Горе от ума” трагичен, тем самым Грибоедов “как бы снимает с себя маску драматурга-классика”.

     Одной из черт реалистической поэтики комедии Грибоедова является способ построения типа характера. Этот способ условно можно назвать объемным во времени. Грибоедов связывает своего героя не только со временем действия пьесы.

     Действующие лица в “Горе от ума” кажутся  живыми людьми прежде всего потому, что в их изображении нет схематизма. В комедиях предшественников Грибоедова обычно каждое из главных действующих лиц как бы олицетворяло то или иное качество, превращаясь в лицемерие, хвастовство или ходячую добродетель. А Грибоедов сумел, даже подчеркивая определенные свойства каждого, показать людей с разных сторон, со многими оттенками стремлений и чувств.

     Как известно, реализм “предполагает  помимо правдивости деталей правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах”. Подобного рода требование и выполняется в полной мере в грибоедовской комедии. Драматург не принуждает своих героев совершать поступки, противные их психологии и влиянию на них обстоятельств, логике развития действия. Его герои — живые люди.

     Сюжет и композиция пьесы, речь героев подчинены у Грибоедова художественным законам, которые вырабатывал он сам, создавая небывалую дотоле в русской литературе комедию. Поражает свобода, с которой нарисована картина нравов, панорама старой дворянской Москвы, мы словно присутствуем не в театре, а видим саму жизнь.

     Грибоедов - реалист вывел на сцену целую  толпу обывателей дворянской Москвы. Действующие лица имеют согласно классической русской традиции имена-характеристики: Чацкий (в первой редакции — Чадский) — тот, кто в чаду; Молчалин — бессловесный; Фамусов — всем знакомый; Репетилов — повторяющий чужие слова; Тугоуховский — тугой на ухо; Хлестова — хлещущая, резкая. Иногда драматург выделяет во внешности действующего лица или в его характере только одну какую-нибудь черту. Графиня Хрюмина “замечательна” глухотой, а княгиня Тугоуховская — неотступными поисками женихов для своих дочерей. Объединяет всех удручающее духовное убожество.

     В Фамусове, пожалуй, нагляднее всего  проявилось своеобразие сатиры Грибоедова. В этом образе нет того сгущения мрачных сатирических красок, благодаря которому внимание читателя сосредоточивается на каком-либо одном качестве героя. Поначалу кажется, что он не лишен добродушия, в его поведении как будто бы даже видна какая-то широта натуры: он не только распекает, но способен пожалеть, любит приказывать, но иногда пытается убедить. Кроме того, он высказывает мысли, характерные не только для московских бар, а для большинства власть имущих, начиная от саратовского помещика до императорского придворного. Поэтому очень важно присмотреться к его убеждениям. По всей социально-исторической сущности они весьма просты: это убеждения крепостника и бюрократа павловско-аракчеевской школы. Но убеждения Фамусова интересны не только этим.

     Как реалист, Грибоедов знал, что главное в характере человека формируется в определенных обстоятельствах и зависит от них. Но он умел видеть в своих героях не только то, что порождено общественными условиями его времени, но и то, что предопределено индивидуальными свойствами людей. Мы говорим, что Фамусов — типичный представитель барской и чиновничьей Москвы начала XIX века. Но откуда мы знаем, что он типичен? Белинский давал такое определение типическому характеру в литературе: “У истинного таланта каждое лицо — тип, и каждый тип для писателя есть знакомый не знакомец”. Фамусов нарисован как довольно сложный характер. Он не случайно воспринимается в качестве “ведущей силы” враждебного Чацкому лагеря. Грибоедов нашел выразительный прием для создания значительного, емкого характера героя. Окружающие его, более “простые” по своей психологической и социальной сущности персонажи, как бы “входят” в него в качестве своеобразных составных частей, тем самым помогая лучше разобраться в центральном образе. Этот прием, судя по всему, особо эффективен при создании сатирических типов. Грибоедов для своей пьесы брал жизненные типичные ситуации, но под пером драматурга они превращались в широкие обобщения.

     К реалистическим признакам комедии  относится также построение пьесы  на основе двух сюжетных линий. Причем обе составляющие — любовная и общественно-политическая — проявляются в характере Чацкого. Этот образ потому вызывал и вызывает неоднозначные прочтения, что, будучи романтическим, вобрал в себя элементы классицизма и романтизма.

     Главным же достижением Грибоедова является отражение в комедии основного конфликта эпохи — столкновения “века нынешнего” и “века минувшего”.

Чацкий  — образ «нового  человека»

Главная роль, конечно, —  роль Чацкого, без 
которого не было бы комедии, а, была бы, 
пожалуй, картина нравов». 
(И.А. Гончаров)

     Чацкий  начинает новый век — и в  этом все его значение и весь ум. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного  воспитания нескольких поколений русских  людей. Она призвала их к борьбе с насилием и произволом, подлостью и невежеством во имя свободы и разума, во имя торжества передовых идей и подлинной культуры. Мы сегодня восхищаемся художественным совершенством «Горя от ума», блеском языка, поразительно ярким изображением быта и нравов, реалистической точностью образов. В комедии показана борьба нового со старым, которая проникала во все сферы жизни. В образе Чацкого писатель впервые в русской литературе показал «нового человека», воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и человеческие отношения. Александр Андреевич Чацкий — это молодой человек, дворянин. Родители его рано умерли, и Чацкий воспитывался в доме Фамусова — друга его покойного отца. Чацкий не только умный и развитой человек, он обладает и многими другими достоинствами. Вот как его рекомендует горничная Лиза:

     Да-с, так сказать, речист, а больно не хитер;

     Но  будь военный, будь он статский,

     Кто так чувствителен, и весел, и остер,

     Как Александр Андреич  Чацкий!

     В «Горе от ума» все гости Фамусова рабски копируют обычаи, повадки и  наряды французов, безродных заезжих  проходимцев, разжившихся на русских хлебах. Все они изъясняются на «смеси французского с Нижегородским» и немеют от восторга при виде любого заезжего «французика из Бордо». Устами Чацкого Грибоедов с величайшей страстью разоблачил это недостойное раболепие перед чужим и презрение к своему:

     Чтоб  истребил Господь нечистый этот дух  Пустого, рабского, слепого подражанъя;

     Чтоб  искру заронил  он в ком-нибудь с  душой,

     Кто мог бы словом и  примером

     Нас удержать, как крепкою  вожжой,

     От  жалкой тошноты по стороне чужой.

     Чацкий  пламенно любит родину, но не государство царей, помещиков и чиновников, а Россию народную, с ее могучими силами, заветными преданиями, умом и трудолюбием. Эта подлинная любовь к родине обернулась горячей ненавистью к рабству и угнетению народа — социальному, политическому, духовному. Дворяне фамусовского круга ценят в людях чины и богатство, а Чацкий, искренний, остроумный, посмеивается над Фамусовым, остро вышучивает московских дворян, их уклад жизни:

     Не  эти ли, грабительством богаты?

     Защиту  от суда в друзьях  нашли, в родстве,

     Великолепные  соорудя палаты,

     Где разливаются в  пирах и мотовстве 

     И где не воскресят  клиенты-иностранцы

     Прошедшего  житья подлейшие  черты.

     Да  и кому в Москве не зажимали рты 

     Обеды, ужины и танцы?

     Фамусов пытается поучать Чацкого: Именьем, брат, не управляй оплошно. А главное — поди-ка послужи. Чацкий презирает людей, готовых

     У покровителей зевать на потолок,

     Явиться, помолчать, пошаркать, пообедать,

     Подставить  стул, поднять платок.

     Он  считает, что нужно служить «делу, а не лицам». Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне или посвятить себя «искусствам творческим, высоким и прекрасным», поэтому Фамусов объявляет Чацкого опасным человеком, не признающим властей. Личная драма Чацкого — его неразделенная любовь к Софье. Софья, при всех своих хороших душевных задатках, все же целиком принадлежит к фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который всем складом своего ума и своей души противостоит этому миру. Он любит серьезно, видя в Софье будущую жену. Между тем Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу, не найдя ни в ком «сочувствия живого», и уехать, увозя с собой только «мильон терзаний»:

     Ах, тот скажи любви  конец,

     Кто на три года вдаль  уедет!

     Чацкий  ответственно готовится к общественной деятельности. «Он славно пишет, переводит», — говорит о нем Фамусов и все твердит о его высоком уме. Чацкий путешествовал, учился, читал, принимался, как видно, за труд, общался с министрами. Но: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Одно из главных отличительных свойств Чацкого — высокая эмоциональность. Она проявилась и в том, как он любит, и в том, как он гневается и ненавидит. Во всем он проявляет истинную страсть, всегда бывает горяч душою. Он пылок, умен, красноречив, полон жизни, нетерпелив. Он являет собой воплощение юности, честности, доверчивости, безграничной веры в себя и свои возможности. Но эти же качества делают его уязвимым. Чацкий — единственный зримо действующий положительный герой в комедии Грибоедова. Но его нельзя назвать исключительным и одиноким. У него есть единомышленники: мы узнаем о них из реплик других персонажей. Это, например, профессора Педагогического института, которые, по словам княгини Тугоуховской, «упражняются в расколах и безверии», это «безумные люди», склонные к ученью, это племянник княгини князь Федор, «химик и ботаник». Чацкий в комедии представляет молодое мыслящее поколение русского дворянства, его лучшую часть.

 

Заключение

        Написанная более двухсот лет назад, комедия "Недоросль" не потеряла своей актуальности и для нас. Проблемы, поставленные и решаемые Фонвизином, так же остры и актуальны сегодня. Вопросы воспитания, служения Отечеству, нравственные принципы человека, вероятно, относятся к разряду "вечных". И каждое поколение будет решать их по-своему, но никогда не откажется от них, не отмахнется, как от малозначительных, потерявших насущную необходимость. Комедия "Недоросль" не только заняла достойное место в классической литературе, но пополнила и золотой фонд русского театра.

     Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” писал о “Горе от ума”, — что оно “все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности”. Я полностью разделяю его мнение. Ведь писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей. Настолько живых, что они дожили до наших времен. Мне кажется, что в этом и заключается секрет бессмертия комедии А. С. Грибоедова. Ведь наши фамусовы, молчалины, скалозубы по-прежнему заставляют современного нам Чацкого испытывать горе от ума.

     

 
Библиография

Информация о работе От русского классицизма к реализму по пьесам Д.И. Фонвизина «Недоросль» и А.С. Грибоедова «Горе от ума»