От русского классицизма к реализму по пьесам Д.И. Фонвизина «Недоросль» и А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2010 в 14:45, реферат

Описание работы

Роль литературы в формирование передового мировоззрения людей поистине огромна.
Писатели консервативного направления не будучи в состояние изображать в реалистическом духе жизнь, они, естественно, и не могли создать крупных произведений, составляющих гордость русской литературы.
В произведениях же виднейших представителей русской литературы 18 – 19 века отображалась реальная жизнь, жестокость помещиков, рисовалось тяжелое положение крестьян.
Реалистическое содержание художественных произведений, естественно, должно было влиять и на изменение приемов и форм литературного творчества. Отсюда в литературе происходит быстрая смена литературных направлений. За короткий срок русская литература проходит путь от классицизма и завершает свое развитие победой реализма.

Содержание

Содержание Стр.
Вступление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Русская литература XVIII столетия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Д.И. Фонвизин и его «детище» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
«Недоросль» как комедия положения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
Тема
Проблема
Идея
Черты классицизма в комедии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Черты реализма в комедии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
Переход от классицизма к реализму . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
А.С. Грибоедов и его комедия «Горе от ума». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Тема
Проблема
Идея
Первая русская реалистическая драма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .34
Черты классицизма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Черты реализма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
Чацкий образ нового человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45
Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46

Работа содержит 1 файл

ПРОЕК.doc

— 1.58 Мб (Скачать)

     Реалистическое  содержание художественных произведений, естественно, должно было влиять и на изменение приемов и форм литературного творчества. Отсюда в русской литературе в первой половине XIX столетия происходит быстрая смена литературных направлений.

     За  короткий срок русская литература проходит путь от классицизма к сентиментализму и романтизму и завершает свое развитие победой реализма.

     Классицизм  как литературное направление был  господствующим в России в XVIII в. Он имел тогда крупнейшего представителя  в лице Державина. В духе классицизма  начал свою литературную деятельность И. А. Крылов. Он сохранял тогда в своих комедиях, пьесах и некоторых баснях внешние формы и каноны классицизма, но и тогда сквозь них пробивался реализм, который сложился у него впоследствии.

     Позиции классицизма защищались в это  время целым рядом бездарных писателей и литераторов, группировавшихся вокруг адмирала Шишкова, министра просвещения и создателя (1811) литературного общества под названием «Беседа любителей русского слова». Шишков и шишковисты стояли на реакционных позициях. Они не только защищали каноны классицизма, но и были резкими противниками создания русского народного литературного языка. Вместо того чтобы реформировать русский литературный язык, сделать его понятным и доступным народу, они стремились всячески отгородить его стеной от живой разговорной народной речи.

     Они стояли за сохранение в русском литературном языке архаизмов, церковнославянских оборотов речи.

     Против  таких позиций выступали сторонники сентиментализма во главе с Карамзиным, а также представитель романтизма Жуковский. Карамзин начал борьбу за реформу русского языка. Представители этого направления основали свое литературное общество под названием «Арзамас» (1815-1818), главой которого считался Карамзин и в которое входили В. А. Жуковский, А. С. Пушкин и некоторые другие лица. Несомненно, что позиции карамзинистов в области реформы русского языка были прогрессивными, так как они считали необходимым сблизить литературный язык с живой разговорной речью, считали необходимым введение новых слов.

     Но  вместе с этим Карамзин и карамзинисты не могли завершить реформу русского литературного языка. Говоря о сближении литературного языка с разговорным, они имели ввиду не народную речь, а салонный язык аристократических кругов. Отсюда они нередко писали свои произведения вычурным языком, вводили слова, которые не прививались, и без нужды засоряли русский литературный язык иностранными словами. Увлечение карамзинистов вычурностью языка и иностранными словами заметили шишковисты. Шишковисты иногда довольно удачно высмеивали это слабое место сентименталистов.

     Совершить реформу русского литературного  языка, сделать его народным, вполне доступным массам смог только великий  русский писатель Александр Сергеевич  Пушкин.

     А. С. Пушкин - основатель направления  критического реализма в русской  литературе - создал тот литературный язык, которым мы пользуемся до настоящих дней. Это показывает, какой гигантский переворот в литературном языке совершил он. Конечно, этот переворот подготовлялся отчасти и творчеством Карамзина, Жуковского, Грибоедова, Крылова.

     Изменения, внесенные сентиментализмом (по сравнению  с классицизмом) в русскую литературу, не ограничивались только реформой русского литературного языка. Они касались также вопросов содержания.

     Прогрессивной стороной сентиментализма было то, что представители этого направления стали брать героями своих произведений не королей, богов, военачальников, а простых людей. Так, в «Бедной Лизе» Карамзина описывается судьба семьи зажиточного крестьянина. Слабой, реакционной стороной сентиментализма были идеализация действительности, нежелание видеть помещичий гнет, идеализация крепостничества. В 1798 г. в своем произведении «Сельская идиллия» Карамзин писал:

     Как не петь нам - мы счастливы,

     Славим  барина-отца.

     Наши  речи некрасивы,

     Но  чувствительны сердца.

     Ясно, что изображение помещика-крепостника, угнетателя крестьян, творившего дикие расправы над своими крестьянами, в роли их отца ничего общего с действительным положением не имело. Это была реакционная идеализация крепостного строя и крепостного хозяйства. И здесь сентименталисты стояли целиком и полностью на реакционных позициях. Слабой стороной сентиментализма была и чрезмерная чувствительность.

     Bce это показывало, что сентименталисты  были далеки от изображения  реальной жизни, они прикрашивали  ее.

     И не зря противники сентиментализма, подметив эту слабую его сторону, били по ней. Высмеивая чрезмерную чувствительность сентименталистов.

     Романтизм, сменивший сентиментализм и существовавший наряду и вместе с ним, был неоднороден. Консервативный романтизм был представлен Жуковским. Романтизм Жуковского был близок к сентиментализму. В переводах Жуковского также изображалась не реальная жизнь, а преобладали религиозно-мистические сюжеты. В его балладах изображаются черти и ведьмы, мертвецы и кладбища, вампиры и духи. Но у Жуковского были и такие произведения, как «Певец во стане русских воинов», которое отображало войну 1812 г. и имело актуальное значение.

     Наряду  с консервативным романтизмом в  России сложился революционный романтизм, выраженный в творчестве поэтов-декабристов, свойственный в известной мере Грибоедову, Пушкину, особенно в ранний период его литературной деятельности. В революционном романтизме сильно проявлялись мотивы обличительной гражданской поэзии. Начало обличительного направления в литературе положил Радищев. В своей оде «Вольность», в «Путешествии из Петербурга в Москву» и других произведениях он обличал крепостной строй и самодержавие.

     В творчестве поэтов-декабристов - Рылеева, Кюхельбекера, Одоевского, Бестужева (Марлинского) и других - романтизм приобретает ярко выраженный революционный характер, он резко отличается от консервативного романтизма Жуковского. Литература поэтов-декабристов носила свободолюбивый характер. Она подвергла бичеванию аракчеевщину, крепостничество, воспевала вольность, свободу, любовь к отечеству, стремление к общему благу, борьбу за освобождение страны от самодержавной власти, от крепостничества и т. п. Поэзия поэтов-декабристов отражала их революционные взгляды.

     На  смену сентиментализму и романтизму пришел критический реализм.

     Критический реализм означал переход к  изображению жизни в произведениях  писателей в реалистическом духе, со всеми ее сложными противоречиями, борьбой. Однако писатели - основоположники  реализма - не просто копировали жизнь  своего времени в натуралистическом духе, а выражали свое в большинстве случаев критическое отношение к ней; они изображали в своих произведениях наиболее важные, существенные моменты жизни, брали из нее наиболее типические явления; они отрицательно относились к общественным язвам эпохи крепостничества.

     Прямыми предшественниками Пушкина как  основателя реализма в русской литературе были в первой половине XIX в. И. А. Крылов и А. С. Грибоедов. Еще у Фонвизина, в его произведении «Недоросль», реализм входит в русскую литературу. У Крылова и Грибоедова эта тенденция к реализму получает более сильное развитие.

     И. А. Крылов (1769-1844) рано вступил на путь литературной деятельности. Комедии  И. А. Крылова пользовались успехом, но не они составили ему славу  и признание.

     И. А. Крылов нашел себя, свой стиль, в баснях. В этом жанре творчества у Крылова проявился реализм, народность, и он становится подлинным народным поэтом и писателем.

     Оценивая  творчество И. А. Крылова, В. Г. Белинский  писал: «Поэзия Крылова - поэзия здравого смысла, житейской мудрости, и для нее скорее, чем для всякой другой поэзии, можно найти готовое содержание в русской жизни».

     Реализм в баснях Крылова сказался в их обличительной направленности и  ясности языка. Крылов бичует крепостные порядки, произвол и лицемерие («Слон  на воеводстве», «Рыбьи пляски»). Он разоблачает тунеядство («Стрекоза и муравей»), хвастовство («Добрая лисица», «Синица»), невежество («Петух и жемчужное зерно») и другие отрицательные явления.

     И. А. Крылов писал для народа, его  произведения были понятны всем.

     Вторым  крупным предшественником А. С. Пушкина  как создателя в литературе направления  критического реализма был А. С. Грибоедов.

     А. С. Грибоедов (1795-1829) создал свое знаменитое произведение «Горе от ума», которое, как и творчество Крылова, было шагом  вперед по пути формирования в русской литературе критического реализма.

     В комедии «Горе от ума» русская  литература поднялась на более высокую  ступень по сравнению с сентиментализмом и романтизмом. Художественные качества «Горе от ума» были значительны, Пушкин говорил, что половина стихов комедии войдет в пословицы. Чацкий обличает крепостнический строй и его типичных представителей (Скалозуба, Фамусова и других дворян-крепостников).

     Белинский писал о комедии Грибоедова «Горе  от ума» так: «Лица, созданные Грибоедовым, не выдуманы, а сняты с натуры во весь рост, почерпнуты со дна действительной жизни; у них не написано на лбах их добродетелей и пороков, но они заклеймлены печатью своего ничтожества».

     В течение ряда лет гениальная комедия  Грибоедова не ставилась на сцене, она была под запретом, и только после гибели Грибоедова царские власти разрешили ее к постановке, при этом многое из нее они тогда повычеркивали. Однако, комедия «Горе от ума» сохраняла свой антикрепостнический и обличительный характер.

 

А.С. Грибоедов 
и его комедия «Горе от ума»

(1795–1829)

Образование

     Родился в Москве 4(15) января 1790 в семье  гвардейского офицера. Получил разностороннее домашнее образование. С 1802 года по 1805 год учился в Московском университетском  Благородном пансионе (там же где в своё время будет учиться Лермонтов). В 1806 году поступил в Московский университет на философский факультет. В 1810 году, окончив словесное и юридическое отделения, продолжал учиться на физико-математическом факультете. В университете Грибоедов выделялся разносторонней одарённостью, незаурядными музыкальными способностями (Александр великолепно играл на фортепиано); овладел французским, немецким, английским и итальянским языками. Научные интересы Грибоедов сохранил на всю жизнь.

Служба. Петербург.

     Начавшаяся  война с Наполеоном меняет планы  Грибоедова: он поступает добровольцем в армию корнетом (младший офицерский чин в русской кавалерии) в  гусарский полк. В военных действиях  ему участвовать не пришлось. После  окончания войны уходит в отставку, поселяется в Петербурге, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, где служат в это время Пушкин, Кюхельбекер и многие декабристы, знакомится с ними. Кроме того, входит в кружок людей, причастных к театру, сотрудничает в журналах, пишет пьесы.

Персия  и Кавказ.История создания комедии «Горе от ума»

     В 1818 был направлен секретарем русской  миссии в Персию, где провел свыше  двух. Там были написаны 1 и 2 акты «Горя  от ума», их первым слушателем стал тифлисский сослуживец автора В. К. Кюхельбекер. Весной 1823 Грибоедов отправляется в отпуск. В Москве, а также в имении С. Бегичева под Тулой, где он проводит лето, создаются 3 и 4 акты «Горя от ума». К осени 1824 комедия завершена. Грибоедов едет в Петербург, намереваясь использовать свои связи в столице, чтобы получить разрешение на ее публикацию и театральную постановку. Однако вскоре убеждается, что комедии «нет пропуску». Язык "Горя от ума" был назван жестким и неправильным. Восторженно встретили комедию декабристы, увидев в ней художественное обобщение своих идей и чувств.

Под арестом и следствием

     Осенью 1825 Грибоедов возвращается на Кавказ, однако уже в феврале 1826 вновь  оказывается в Петербурге — в  качестве подозреваемого по делу декабристов (оснований для ареста было немало: на допросах 4 декабриста, в т. ч. С. П. Трубецкой и Е. П. Оболенский, назвали Грибоедова среди членов тайного общества; в бумагах многих арестованных находили списки «Горя от ума» и пр.). Предупрежденный Ермоловым о предстоящем аресте, Грибоедов успел уничтожить часть своего архива. На следствии он категорически отрицает свою причастность к заговору. В начале июня Грибоедова освобождают из-под ареста с «очистительным аттестатом».

Дипломатическое поприще 

     По  возвращении на Кавказ (осень 1826) Грибоедов  принимает участие в нескольких сражениях начавшейся русско-персидской войны. Достигает значительных успехов на дипломатическом поприще (по словам Н. Н. Муравьева-Карского, Грибоедов «заменял... единым своим лицом двадцатитысячную армию»), готовит в т. ч. выгодный для России Туркманчайский мир. Привезя в Петербург документы мирного договора (март 1828), получает награды и новое назначение — полномочным министром (послом) в Персию. Вместо литературных занятий, которым он мечтал посвятить себя (в его бумагах планы, наброски — стихи, трагедии «Родамист и Зенобия», «Грузинская ночь», драма «1812-й год»), Грибоедов вынужден принять высокую должность.

Информация о работе От русского классицизма к реализму по пьесам Д.И. Фонвизина «Недоросль» и А.С. Грибоедова «Горе от ума»