Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:07, реферат
В начале века в России существовало немалое количество поэтических школ и течений. Впервые появлявшиеся в печати поэты стремились перещеголять соперников изысканностью речи. Их стихи отличались намеренной изощренностью. Непосредственное выражение чувств представлялось слишком элементарным. А. Блок в своей известной статье «Без божества и вдохновенья», подвергнув критике акмеизм, последователи которого, по его мнению, не внесли в литературу ничего нового, а их сборники никогда не отличались особыми достоинствами, сделал исключение лишь для А. Ахматовой, ибо ее поэтический мир развивался по несравненно более высоким, не предусмотренным акмеистическими манифестами душевным координатам.
1. Особенности выбора темы
2. Романность лирики Ахматовой
3. Особенности любовной лирики – главной в поэзии Ахматовой. Роль деталей в стихах о любви
4. Тема поэта и поэзии
5. Особенности стихов о родине
6. Традиции русской литературы в поэзии Ахматовой. (Влияние Пушкина на лирику поэтессы)
7. Заглавия книг как метатекст
8. Вывод
9. Список используемой литературы
Итак, что же такое тростник? Тростник - образ многозначный, занимающий одно из важных мест в философии, мифологии, литературе. Это символ творчества и высочайшей цены за него.
Заглавный образ книги Анны Ахматовой связан и с библейским уподоблением слабого, неверующего человека хрупкому и ломкому тростнику.
В имени книги Ахматовой звучит мотив «отчаянного протеста» «мыслящего тростника», нарушающего «невозмутимый строй» гармонии природы из стихов Ф. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…».
Культурологическая насыщенность этого символа - не цель, а средство для Ахматовой. Поэт подключает всю энергию традиции, энергию чужого слова для того, чтобы отчетливее сказать свое. Практически все стихотворения книги «Тростник» связаны с прошлым, с воспоминаниями, с поминовением усопших. Таким образом, символика заглавия «Тростника» говорит нам о стойкой, непреклонной, сильной позиции автора в данной книге.
На протяжении всего творческого пути Ахматовой видно ее «упрямое мужество» и глубокая вера в грядущее «восстание из пепла». С этим стремлением в 40 - 60-е годы связано для поэта создание «Седьмой книги», введенной, в частности, в план двухтомного собрания сочинений 1962 года.
Почему же Ахматова не дала книге какого-либо иного заглавия, а так и оставила - «Седьмая книга»? Число 7 не раз возникала в позднем творчестве поэта. «Седьмая книга», как мы видим, - это завершающий этап творческой эволюции А. Ахматовой, в ходе которого произошло расширение, углубление символики значений, тематики стихотворений, заданных в предыдущих книгах. В стихах ее уже не было никакого сора. Ничего лишнего, постороннего, случайного. Они прозрачны, соразмерны, при всем своем лаконизме - просторны. В них всегда чувствуется и глубина, и высота, за которой есть неразгаданная тайна. Тайна происхождения, тайна подпочвенных связей частного сюжета, частной судьбы с судьбой народа, с жизнью всеобщей.
Таким образом, «Седьмая книга» - это весь бесконечный, всеобъемлющий, всепонимающий и всепрощающий мир жизни, творчества и души А. Ахматовой.
Книги, заглавия которых связаны с темой времени, содержат в себе указание на направление движения как жизни Ахматовой, так и ее творчества.
«Вечер» знаменует собой начало, «Лихолетье», «Anno Domini» - тяжелое время испытаний, выпавших на середину жизни, «Седьмая книга» символизирует итог, некий апогей движения.
Религия,
занимающая одно из центральных мест
в поэтике Ахматовой, ее образы и
символы с большой яркостью перевоплотились
в символику таких книг как
«Вечер», «Четки», «Белая стая», «Седьмая
книга». Образы времени, памяти, судьбы,
поколения стали
Книги
стихов тесно связаны между собой
на содержательно-структурном
8.Вывод
На
мой взгляд, творчество Анны Ахматовой
в группе акмеистов и в русской
поэзии в целом можно определить
как трагический лиризм. Если ее
коллеги по литературному течению
использовали принцип художественного
преображения внешней реальности в
объективном аспекте, в энергии
действия, в непосредственном переживании
культуры как памяти и как одной
из целей жизни, то она остановила
свое художественное внимание на внутренней,
эмоциональной сфере, на становлении
личности, на внутренних конфликтах. Стихи
Ахматовой открывают нам
Анна Ахматова вошла в круг классиков русской литературы как автор замечательной любовной лирики, повествующей о великом таинстве любви, ее трагедиях и преодолении этих трагедий, вошла как поэт-гражданин, потрясенный в судьбе Родины участью своих сограждан, их страданиями и болью.
В своих стихах она является нам в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери. Ее произведения представляют собой сложную историю женского характера.
Нервом многих стихов Ахматовой является любовь, которую в одном из своих произведений она назвала «пятым временем года». Это чувство получило у поэтессы дополнительную остроту. Все стихотворения Ахматовой об особой любви:
О нет, я не тебя любила,
Палила сладостным огнем,
Так объясни, какая сила
В
печальном имени твоем.
Что
касается любви к Родине, то она
не была для поэтессы предметом анализа
и размышлений. Будет Родина - будут
жизнь, дети, стихи, - считала поэтесса.
Вот почему Ахматова в первые дни
нашествия фашистов на Советский
Союз обратилась ко всем женщинам Родины
со словами клятвы:
И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что
нас покориться никто не заставит.
Жизнь Анны Андреевны Ахматовой проходила в суровое время и не пощадила ее. Но несмотря ни на что, она сумела сохранить чувство собственного достоинства и творческую свободу.
Голос
Анны Ахматовой, строгий и мужественный,
нельзя спутать с другими голосами
блистательных поэтов XX века, так
как он очень индивидуален. И этот
трудный крест индивидуальности
таланта Анна Андреевна Ахматова
несла до конца своих дней.
9.Список используемой
1.Павловский А.И. «Анна Ахматова, жизнь и творчество». Москва, Просвещение» 1991.
2.Гончарова
Н. «…Но все-таки услышат
3.Кормилов
С. И. « Поэтическое
4.Жимурский
В. «Творчество Анны Ахматовой»