Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:07, реферат
В начале века в России существовало немалое количество поэтических школ и течений. Впервые появлявшиеся в печати поэты стремились перещеголять соперников изысканностью речи. Их стихи отличались намеренной изощренностью. Непосредственное выражение чувств представлялось слишком элементарным. А. Блок в своей известной статье «Без божества и вдохновенья», подвергнув критике акмеизм, последователи которого, по его мнению, не внесли в литературу ничего нового, а их сборники никогда не отличались особыми достоинствами, сделал исключение лишь для А. Ахматовой, ибо ее поэтический мир развивался по несравненно более высоким, не предусмотренным акмеистическими манифестами душевным координатам.
1. Особенности выбора темы
2. Романность лирики Ахматовой
3. Особенности любовной лирики – главной в поэзии Ахматовой. Роль деталей в стихах о любви
4. Тема поэта и поэзии
5. Особенности стихов о родине
6. Традиции русской литературы в поэзии Ахматовой. (Влияние Пушкина на лирику поэтессы)
7. Заглавия книг как метатекст
8. Вывод
9. Список используемой литературы
О нет, я не тебя любила,
Палима сладостным огнем,
Так объясни, какая сила
В печальном имени твоем.
(«О нет, я не тебя любила…»,
1917.)
Любовь у Ахматовой в самой себе несет возможность саморазвития, обогащения и расширения беспредельного, глобального, чуть ли не космического.
Особенность ахматовской любовной лирики, полной недоговоренностей, намеков, уходящей в далекую глубину подтекста, придает ей истинную своеобразность. Героиня ахматовских стихов, чаще всего говорящая как бы сама с собой в состоянии порыва или полубреда, естественно, не считает нужным, да и не может дополнительно разъяснять и растолковывать нам все происходящее. Передаются лишь основные сигналы чувств, без расшифровки, без комментариев, наспех. Отсюда - впечатление крайней интимности, предельной откровенности и сердечной открытости этой лирики, что кажется неожиданным и парадоксальным, если вспомнить ее одновременную закодированность и субъективность.
В любовных стихах Ахматовой много эпитетов, которые когда-то знаменитый русский филолог А. Н. Веселовский назвал синкретическими, то есть теми, которые рождаются из целостного, нераздельного, слитного восприятия мира, когда глаз видит мир неотрывно оттого, что слышит в нем ухо; когда чувства материализуются, опредмечиваются, а предметы одухотворяются.
У Ахматовой встречаются стихи, которые «сделаны» буквально из обихода, из житейского немудреного быта - вплоть до позеленевшего рукомойника, на котором играет бледный вечерний луч. Невольно вспоминаются слова, сказанные Ахматовой в старости, о том, что стихи «растут из сора», что предметом поэтического воодушевления и изображения может стать даже пятно плесени на сырой стене, и лопухи, и крапива, и сырой забор, и одуванчик. Самое важное в ее ремесле - реалистичность, способность увидеть поэзию в обычной жизни - уже было заложено в ее таланте самой природой.
Говоря
об Ахматовой, о ее любовной лирике,
критики замечали, что ее любовные
драмы, развертывающиеся в стихах, происходят
как бы в молчании. Ее любовный стих,
в том числе и самый ранний,
еще несовершенный, почти отроческий
по интонации, произрастал из непосредственных
жизненных впечатлений, хотя эти
впечатления и ограничивались заботами
и интересами «своего круга». Поэтическое
слово молодой Ахматовой было
очень зорким и внимательным по отношению
ко всему, что попадало в поле ее
зрения. Конкретная плоть мира, его
четкие материальные контуры, цвета, запахи,
штрихи, обыденно обрывочная речь - все
это не только бережно переносилось
в стихи, но и составляло их собственное
существование, давало им дыхание и
жизненную силу. Уже современники
Ахматовой заметили, какую необычно
большую роль играла в стихах юной
поэтессы строгая, обдуманно локализованная
житейская деталь.
Мне очи застит туман,
Сливаются вещи и лица,
И только красный тюльпан,
Тюльпан у тебя в петлице.
(«Смятение»,
1913.)
Не правда ли, стоит этот тюльпан «вынуть» из стихотворения, и оно немедленно померкнет!.. Почему? Не потому ли, что весь этот молчаливый взрыв страсти, отчаяния, ревности и поистине смертельной обиды - все сосредоточилось именно в тюльпане. Он один высокомерно торжествует в пустынном и застланном пеленою слез, безнадежно обесцветившемся мире. Ситуация стихотворения такова, что героине кажется, будто тюльпан не «деталь» и уж, конечно, не «штрих», а что он живое существо, истинный, полноправный герой произведения.
Ахматова не только вобрала в себя изощренную культуру многосмысленных значений, развитую ее предшественниками символистами, в частности их умение придавать жизненным реалиям безгранично расширяющийся смысл, но и, судя по всему, не осталась чуждой и великолепной школе русской психологической прозы, в особенности романа. Ее так называемые вещные детали, скупо поданные, но отчетливые бытовые интерьеры, смело введенные прозаизмы - та внутренняя связь, какая всегда просвечивает у нее между внешней средой и потаенно бурной жизнью сердца. Все живо напоминает русскую классику, не только романную, но и новеллистическую, не только прозаическую, но и стихотворную.
Стихи периода 20-30 годов более психологичны. Если в «Вечере» и «Четках» любовное чувство изображалось с помощью крайне немногих вещных деталей, то теперь, не отказываясь от использования выразительного предметного штриха, Анна Ахматова, при всей своей экспрессивности, стала более пластичной в непосредственном изображении психологического содержания.
Если расположить любовные стихи Ахматовой в определенном порядке, можно построить целую повесть с множеством мизансцен, перипетий, действующих лиц, случайных и неслучайных происшествий. Встречи и разлуки, нежность, чувство вины, разочарование, ревность, ожесточение, истома, радость, несбывшиеся ожидания, самоотверженность, гордыня, грусть - в каких только гранях и изломах мы не видим любовь на страницах ахматовских книг.
В
лирической героине стихов Ахматовой,
в душе самой поэтессы постоянно
жила жгучая, требовательная мечта
о любви истинно высокой, ничем
не искаженной. Любовь у Ахматовой -
грозное, повелительное, нравственно
чистое, всепоглощающее чувство, заставляющее
вспомнить библейскую строку: «Сильна,
как смерть, любовь - и стрелы ее -
стрелы огненные».
4.Тема
поэта и поэзии
Любовная лирика, безусловно, является главной в творчестве А. Ахматовой, но она, конечно же, не могла обойти вниманием такую важную тему в русской поэзии как тема поэта и поэзии.
Своим
творчеством на протяжении всей жизни
Ахматовой приходилось
Нет, царевич, я не та,
Кем меня ты видеть хочешь,
И давно мои уста
Не целуют, а пророчат.
(«Нет,
царевич, я не та…», 1915.)
«Однажды
поздним летом» героиня встречает
свою Музу, и с тех пор они
неразлучны. Муза Ахматовой - смуглая
иностранка; этот образ восходит, вероятно,
к « смуглой леди»
И - я не могу взлететь,
А
с детства была крылатой.
Отношения
героини и ее Музы складываются далеко
не безоблачно. «Муза ушла по дороге»
(«Муза ушла по дороге…», 1915.), - пишет
Ахматова: земной мир слишком убог
для нее, он представляется могилой,
где нечем дышать. Иногда Муза теряет
свой веселый нрав, свою силу. В ожидании
небесной гостьи «жизнь, кажется, висит
на волоске», и забываются почести,
свобода, юность. Муза - это бессонница
и голос совести, чье бремя
вынуждена нести героиня всю
жизнь; это мучительная лихорадка
и обуза, но, к сожалению, являющаяся
не слишком часто:
Как и жить мне с этой обузой,
А еще называют Музой,
Говорят: «Ты с ней на лугу…»
Говорят: «Божественный лепет…»
(«Тайны
ремесла. Муза», 1936-1960.)
Поэзия, несомненно, создается для того, чтобы обжигать сердца людей, чтобы сеять в их душах добро и правду, - в своем понимании высокого предназначения поэзии Ахматова подхватывает идеи великих предшественников, Пушкина и Некрасова. Жизнь и любовь коротки, а искусство вечно.
Поэзия для Ахматовой не только радостный дар, но и страдания, пытка, от которой часто хочется отречься; но освобождение невозможно, ибо «жажда песнопенья» - неотъемлемая часть самого существования героини. Дар поэта - его богатство, данное Богом, но поэт обречен не копить его, а расточать. Задача поэта - неблагодарна, но благородна. Подобно Христу, поэт идет по миру один, чтобы творить свое благое дело. И он обречен узнать «учеников злорадное глумление и равнодушие толпы».
Слава
представляется героине неизбежным
спутником таланта, «увядшим листом»
у него под ногой или назойливой
гостьей.
Забудут? – вот чем удивили!
Меня забывали сто раз…
(«Забудут? – вот чем удивили!..»,
1957.)
Муза - птица Феникс, вновь и вновь восстающая из пепла, чтобы жить и творить, и ей не грозит забвение.
Иногда
поэтесса воспринимает свой дар как
трагическую отметку судьбы, предрекающую
катастрофы и гибель близким:
Я гибель накликала милым…
(«Я гибель накликала милым…»,
1921.)
Таково
ее ремесло. Его тайны автор раскрывает
в цикле, так и названном - «Тайны
ремесла». Процесс творчества предстает
героине как некая истома, греза,
видение, в котором постепенно проступают
слова и рифмы. У поэта любой
жизненный «сор» должен превращаться
в лирическую ситуацию. Стихи растут
из прозы жизни, из черной почвы быта,
и в этом - подлинная сущность
искусства. Поэт отовсюду, «налево и
направо», «без чувства вины», заимствует
темы и образы своей поэзии. Он должен
быть ясен и открыт для мира и
читателя, «распахнут настежь». Мир
должен полностью войти в стихи,
все бессловесное -воплотиться в
них. Для того и существует «священное
ремесло» поэта:
С ним и без света миру светло.
(«Наше священное ремесло», 1944.)
Великие поэты - Шекспир, Данте, Пушкин, Блок, Пастернак – были воспеты Ахматовой в ее творениях. Через понимание их творческой судьбы, сущности и целей их поэзии она шла к определению высокого предназначения искусства. Поэтический талант - это и божественный дар, и тяжелый крест, требующий от несущего его огромной силы и мужества. Поэт творит, чтобы жить и не может иначе.
Поэзия
- весь мир, и смысл жизни поэта
- воплотить его в словах и рифмах:
Вселенную перед собой, как бремя
Нетрудное в протянутой руке...
...Несу...
5.Особенности
стихов о Родине
С
течением времени - времени бурь и
потрясений в судьбе России - лирика
Ахматовой, поначалу камерная, интимно-исповедальная,
обрела высокое гражданское звучание.
Это произошло, потому что поэтесса
не могла не думать о своей Родине,
которую охватили страшные события,
не переживать за своих соотечественников,
оказавшихся в тяжелом
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда...»
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
(«Мне голос был. Он звал
утешно…», 1917.)
Россия
всегда оставалась для поэтессы единственной
обителью. Хранить верность Родине
- вот в чем Ахматова видела главный
гражданский долг. Вместе со своей
страной она переживала все бедствия,
выпавшие на долю России. О том, насколько
близко воспринимала поэтесса судьбу
своей Родины, о силе ее любви
и самопожертвования ярче всего
говорят строки стихотворения «Молитва»,
написанного в 1915 году:
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар…
Чтобы туча над темной Россией
Стала
облаком в славе лучей.