Особенности изображения духовно-эмоционального мира человека в повестях А.И.Куприна – «Молох», «Олеся», «Поединок»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:00, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: - проанализировать особенности изображения духовно-эмоционального мира человека в повестях А.И.Куприна в контексте со временем написания повестей и оценки их современниками.

Данная цель предусматривает решение следующих задач:
Системно проанализировать литературоведческую, методическую и художественную литературу по творчеству А.Куприна и провести анализ изученного материала;
Определить особенности его мировоззрения, взгляды на жизнь, которые отражены в повестях «Молох», «Олеся», «Поединок»;
Осмыслить и сопоставить специфичность общего и разного в изображении духовно-эмоционального мира героев повестей;
Проанализировать авторскую позицию в отношении к своим героям;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..4

Глава 1. Особенности изображения духовно-эмоционального мира человека в повестях А.И.Куприна - «Молох», «Олеся», «Поединок»

1.1. С болью за человека: повесть «Молох» А.И.Куприна………………….....10

1.2. Отражение социально-этических проблем народа и интеллигенции в повести «Молох»……………………………………………………………….25

1.3. Характерные черты духовно-эмоционального мира героев повести «Молох»………………………………………………………………………...30

1.4. Раскрытие противоречий в характере главного героя повести-Боброва.39

1.5. Значение реалистического изображения действительности в группировке образов…………………………………………………………………………..42

Глава 2. Воплощение нравственного идеала в повести А.И.Куприна «Олеся»

2.1. Открытие Куприным истинной поэтичности в простых людях…………….47

2.2. Автобиографичность повести «Олеся»……………………………………….52

2.3. Роль пейзажа в раскрытии эмоционально-духовного мира главной

героини……………………………………………………………………………....58

Глава 3. Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни в повести А.И.Куприна «Поединок»

3.1. Своеобразие конфликта в повести «Поединок»: личность в армейской

среде………………………………………………………………………………....67

3.2. Безнравственность и бездуховность армейской среды……………………..76

3.3. Жёны офицеров в повести «Поединок» - олицетворение крайнего духовного обнищания………………………………………………………………79

3.4. Нравственная и мировоззренческая ориентация главных героев повести - Романова и Назанского……………………………………………………………..81

Заключение…...……………………………………………………………………..87

Список используемой литературы……………………………………………...…90

Работа содержит 1 файл

Дипломка.doc

— 621.68 Кб (Скачать)

Глава 1. Особенности изображения духовно-эмоционального мира человека в повестях А.И.Куприна.

    1.1. С болью за человека: повесть «Молох» А.И.Куприна.

       Самобытный представитель психологического направления в русском реализме, тяготевший к традициям Толстого и Чехова, Александр Иванович Куприн, может быть, энергичнее и уж, вне сомнения, эмоциональнее, чем писатели, его учителя и современники, ставил в своих зрелых произведениях проблемы «самостоянья человека», личности, тяжбы её с групповыми, кастовыми образом мыслей, моралью, психологией. Основные герои этапных в его творческой эволюции произведений - «Молох», «Олеси», «Поединка» - личности. Они не только очень болезненно реагируют на деформирующее давление окружающей из социальной среды, её ценностных ориентаций, но и - каждый по-своему - протестуют против них, а иногда и ищут возможности достойной человека реализации своих духовно-нравственных потенций. Писателя привлекают натуры самобытные, выламывающиеся из привычного, налаженного, казалось бы, хода жизни, сложности и тонкости их душевной организации, эмоционального мира, естественное в человеке. И поэтому-то, как проницательно заметил известный критик С.Чупринин, этапные - упомянутые и другие - произведения Куприна, которые явились на белый свет как события литературы , возмущающие общественное спокойствие и благонравие, возбуждающие разноречивые толки, дискуссии в печати, порою даже скандалы… ныне воспринимаются, как неоспоримо обязательное и нравственно образцовое событие подросткового и юношеского чтения (выделено С.Чуприниным - В.Л.) [40,с.5].

       Началом проникновения в художественный мир писателя, осознания его творческой индивидуальности может стать анализ повети «Молох». Опубликованная в 1896 году в столичном журнале народнической ориентации «Русское богатство», эта повесть принесла Куприну всероссийскую известность.

       История создания повести, её проблематика, сюжет, персонажи, стиль в основном освещены в исследованиях В.Афанасьева, А.Волкова, Л.Крутиковой, Ф.Кулешова, С.Чупринина [40]. Но оценки позиции писателя, преобладающие в монографиях, изданных даже в недавнем прошлом, устарели и уже не соотносятся с ценностными ориентациями, определяющими процесс духовного очищения и возрождения в наши дни. В обстоятельнейшем труде Ф.Кулешова можно прочесть: «Молох» не указывает герою и читателю верного выхода из создавшегося положения, не дает единственно правильного, с нашей точки зрения, ответа на кардинальный вопрос эпохи…» И еще: « повесть Куприна будила ненависть к эксплуататорам…объективно подтверждала правоту революционных марксистов, звавших к объединению рабочих и борьбе против буржуазии и самодержавия. Этим  определяется общественная значимость «Молоха» для своего времени и для наших дней…»[15,с.139-140].

       Не этим…Значимость «Молоха» для своего и будущего - нашего тоже - времен в том, что Куприн в этом произведении ярко и убедительно показал - любое дело (в основе фабулы повести капиталистическая индустриализация России, промышленный прогресс), если инициаторы и организаторы его не пренебрегают общечеловеческими ценностями, совестью прежде всего, не только разрушает и губит человека, на какой бы ступени общественной иерархии он ни стоял, но и - по той же причине - это дело малоперспективно, обречено.  В определяющих оценках промышленного прогресса, на своих ранних стадиях попирающего нравственные нормы, Куприн следовал гуманистической традиции мировой и русской литературы. Достаточно хотя бы бегло ознакомится с трактатом Л.Толстого «Так что же нам  делать?», изданном в 1889 году, чтобы убедится в этом.

       До наших дней в русской литературе не затухает традиция - измерять суть всех социальных процессов, претендующих на статус прогрессивных, судьбой отдельной человеческой личности. Задорно и негодующе прозвучал в своё время афоризм поэта-шестидесятника Андрея Вознесенского: «все прогрессы - реакционны, если рушится человек» [поэма «Оза»,1964; 36,с.652]. И уже совсем недавно великий писатель современности А.Солженицин, обеспокоенный издержками посткоммунистического возрождения в странах СНГ, напомнил с телеэкрана: «совесть выше экономики».

       Эту ведущую в гуманизме русской литературы идею при известной зависимости от писателей, предшественников и современников своих, неровности стиля Куприн воплотил в «Молохе» по-своему, во многом оригинально.

       Действие в повести длится не более 15 дней - начинается за день до приезда на металлургический завод на юге Украины с двухнедельной инспекцией председателя и двух членов правления акционерной кампании и завершается накануне их бегства в Петербург. Важнейшие события в сюжете: растущая неудовлетворенность инженера Андрея Ильича Боброва, одного из организаторов металлургического производства, своей деятельностью; увлечения героя Ниной Зиненко, его надежды спастись от невзгод жизни в личном счастье; производственные сцены; диалог-спор Боброва с Гольдбергом о сути капиталистического промышленного прогресса; встреча служащими завода главного акционера Квашнина; молебен по поводу закладки строительства новой домны; пикник, устроенный Квашниным для служащих завода; объявление о предстоящей свадьбе инженера Свежевского и Нины Зиненко; две обрамляющие пикник массовые сцены. В первой из них женщины, матери и жены рабочих, «сидячей забастовкой», во второй сами рабочие разрушительной акцией - поджогом склада на заводе - заявляют о правах на лучшую жизнь.

       За две недели Бобров окончательно убедился в цинизме и аморальности тех, кто активно осуществлял капиталистическую индустриализацию, осмыслил эту индустриализацию как драму вовлеченных в неё наемных работников, более того - как подспудную драму самих хозяев. Муки больной совести Боброва, одного из организаторов производства сплелись в один теснейший узел с драмой личной. Квашнин, раболепствующие перед ним, точнее, его тугим кошельком, разбили мечту Боброва о личном счастье, надежду на ответную любовь Нины Зиненко. Вспыхнувший в сердце девушки огонек симпатии к Андрею Ильичу погашен холодным расчетом матери героини отдать дочь любовницей одному из столпов общества, богачу-выскочке с тремястами тысячами рублей годового дохода - Квашнину.

       Одна из проблем повести - драма честного, искреннего, благородного человека, личности в условиях капитализирующихся общественных отношений. Личная драма героя показана как органическая часть драмы массовой, всеобщей - ломки, разрушения, порабощения человека материальным расчетом, завистью, ненавистью, карьеризмом, варварской эксплуатацией…

       Праву человека на честную и материально обеспеченную жизнь, на разумную реализацию мускульных и интеллектуальных потенций, наконец, на личное счастье противодействуют групповая мораль и бытовая практика новоявленных хозяев жизни, состоятельных буржуа и их обслуги, цель которых - обогащение любой ценой. Так можно определить конфликт повести…

       Выдвинув на первый план фигуру Боброва, совестливого интеллигента, Куприн решил несколько задач. Во-первых, подключился к гуманистической традиции русской литературы, где со времен Радищева излюблен герой, уязвленный страданиями ближних. Во-вторых, персонаж-аналитик исключительно тонкой душевной организации, с непосредственной мгновенной реакцией на самые минимальные отклонения от общечеловеческих норм поведения, усугублял силу эмоционального противодействия этике новых хозяев России. Почти все, что происходит в сюжете, сфокусировано на образ Боброва. Поэтому так важно выявить богатство средств художественной характеристики персонажа, а, следовательно, и издержек промышленного прогресса - социальных, бытовых, этических, психологических.

       Бобров противопоставлен тем своим коллегам, которые глядели на жизнь «с самой несложной, веселой и практической точки зрения». У него свой «склад» ума, привычки и вкусы. Изучая «характерный» портрет персонажа, вникая в детали этого портрета, нельзя не заметить, что, овладевая мастерством изображения диалектики души человека, Куприн не только «воспроизводит» открытия Л. Толстого, но и находит возможности углубления в суверенный мир личности. Купринское в персонаже - предпочтение стихии натуры, биологическому, врожденному в человеке. Куприн усугубил то, что уже наметилось в человековедении А.Пушкина и Л.Толстого. Различие темпераментов Татьяны и Ольги Лариных - у первого, Андрея Болконского, Пьера Безухова - у второго, например.

       В художественной характеристике Боброва на первом плане - натура, темперамент, свой способ мироощущения. У героя «нежная, почти женственная натура», которая жестоко страдала от грубых прикосновений действительности…». «Он сам себя сравнивал… с человеком, с которого заживо содрали кожу». В нем чувствовалась нервная, порывистая сила». Большой белый прекрасный лоб, глубина зрачков, «строгое, пристальное, и точно аскетическое выражение» глаз, тонкие, нервные губы - все это обнаруживало в герое незаурядность ума и чувства, отмечено печатью неповторимости.

       В своеобразии реакции яркой личности на грубые прикосновения суровой действительности, а это проявлено уже в первых абзацах повести - её грустном, тоскливом, пессимистическом запеве - эмоциональный ключ произведения. Боброва раздражает рев заводского гудка: «Мутный рассвет дождливого августовского дня придавал ему оттенок тоски и угрозы». В этом реве - угроза всему живому, естественному, Серость, тусклость, исчезновение естественного спектра красок в пейзаже, который герой наблюдает из окна: небольшое квадратное озеро окружают ветлы с «низкими голыми стволами и серой зеленью». На листьях ветел серебристая седина, трава блеклая.  «Серо и неясно, точно в тумане», вырисовывались дома деревушки, лес, осеннее поле… Картина символична. Увядание природы, утрата естественных, напоминающих о полноте и многообразии жизни красок листвой, полем, домами деревни по художественной логике соотносятся с духовно-эмоциональным миром персонажей. Они, за редкими исключениями, тоже бесцветны, тусклы. Такими большинство персонажей видит Бобров, а вместе с ним и читатель.

       Тускл и зловреден инженер Свежевский - «с его всегда немного согнутой фигурой - не то крадущейся, не то кланяющейся, - с его вечным хихиканьем и потиранием холодных, мокрых  рук». Суть этого персонажа, который « очень не нравился Боброву», почти полностью раскрыта во второй главе.

       Духовно убоги и серы члены большого семейства Зиненко. Анализируя групповой портрет его, крупными мазками, нарисованный в третьей главе, можно понять, почему « в этой семье Боброва недолюбливали», и он «возвращался он Зиненок с головной болью».

       Глава семейства - «гигант», «ленивый и добродушный» только с виду, в сущности же «пронырливый и каверзный». Он грубо и приятно льстил начальству, ябедничая на сослуживцев. С подчиненными - деспотичен. Фальшь этого заведующего заводским складом и в бестактности в спорах, и в неумении взять верную ноту в хоровом пении. Достойная пара ему и супруга, под башмаком у которой он был, - «женщина маленького роста, болезненная и жеманная, с крошечными серыми глазками, до смешного близко поставленными к переносью».

       У каждой из пяти дочерей Зиненко свое амплуа. Бета, носившая пенсне, - пик «интеллектуальности» Зиненок. В спорах по «классическим» домашним темам (образчик: «Кто выше: Лермонтов или Пушкин?») «Бету выдвигали вперед, как боевого слона». Мака - «сама простота», «ангельский характер». Шурочка « избрала специальностью игру в дурачки со всеми холостыми инженерами по очереди». «Феноменальный ребенок», четырнадцатилетняя Кася, превзошедшая сестер «могучей рельефностью форм», - приманка, завлекавшая в дом молодых мужчин, совершенно лишенных «по отдаленности от города женского общества».

       Нине, «общей любимице, избалованному, но прелестному ребенку», в тайных замыслах матери отведена роль «благодетельницы» семьи. Постоянные заботы мадам Зиненко - не опростоволоситься бы с продажей этого товара: внешней привлекательности дочери.

       Чем же вызваны симпатия и нежные чувства Боброва  к Нине, его требовательная забота о ней? Внешним несходством героини с сестрами: «Нина была выродком среди сестер с их массивными фигурами и грубоватыми, вульгарными лицами». Портрет Нины, увиденный глазами влюбленного,  проникнут все же едкой иронией по адресу матери, которая только одна «могла бы удовлетворительно объяснить, откуда у Ниночки взялась эта нежная, хрупкая фигурка, эти почти аристократические руки, хорошенькое смугловатое личико, все в родинках, маленькие розовые уши и пышные, тонкие, слегка вьющиеся волосы».

       Портрет осложнен намеком на связанный с тайной рождения дочери дальний расчет, на порочность матери.

       Бобров стремится спасти красоту, которая - по логике художественной мысли повести - интенсивно обесцвечивается, блекнет: облагородить эту красоту духовностью, развить в Нине личность. После примитивного отзыва героини о женихе знакомой - «шатен и служит в акцизе» - Андрей Ильич произносит вдохновенный монолог в защиту личности: «Подумайте: сколько в жизни встречается нам интересных, талантливых и умных людей. Неужели все это только «шатены» и «акцизные чиновники»? Посмотрите, с каким жадным любопытством наблюдают жизнь крестьянские дети и как они метки в своих суждениях…».

       В оценке любознательности крестьянских детей Куприн явно перекликается с Толстым.

       В личной жизни, мечтая о гармоничной семье, Бобров склонен даже к компромиссу, готов отказаться от «неутомимой потребности копаться в каждом чувстве, в каждом своем и чужом помышлении». И в самом деле, «чего же еще нужно от женщины, от жены, если в ней столько нежности, кротости, изящества и внимания». Образчик, лелеемый в мечтах героя гармонии во взаимоотношениях влюбленных и супругов: «Тихая ночь, близость любимой девушки, милые незатейливые речи, минутная вспышка гнева и потом внезапная ласка - господи! Разве не в этом вся прелесть существования».

Информация о работе Особенности изображения духовно-эмоционального мира человека в повестях А.И.Куприна – «Молох», «Олеся», «Поединок»