Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:00, дипломная работа
Цель исследования: - проанализировать особенности изображения духовно-эмоционального мира человека в повестях А.И.Куприна в контексте со временем написания повестей и оценки их современниками.
Данная цель предусматривает решение следующих задач:
Системно проанализировать литературоведческую, методическую и художественную литературу по творчеству А.Куприна и провести анализ изученного материала;
Определить особенности его мировоззрения, взгляды на жизнь, которые отражены в повестях «Молох», «Олеся», «Поединок»;
Осмыслить и сопоставить специфичность общего и разного в изображении духовно-эмоционального мира героев повестей;
Проанализировать авторскую позицию в отношении к своим героям;
Введение……………………………………………………………………………..4
Глава 1. Особенности изображения духовно-эмоционального мира человека в повестях А.И.Куприна - «Молох», «Олеся», «Поединок»
1.1. С болью за человека: повесть «Молох» А.И.Куприна………………….....10
1.2. Отражение социально-этических проблем народа и интеллигенции в повести «Молох»……………………………………………………………….25
1.3. Характерные черты духовно-эмоционального мира героев повести «Молох»………………………………………………………………………...30
1.4. Раскрытие противоречий в характере главного героя повести-Боброва.39
1.5. Значение реалистического изображения действительности в группировке образов…………………………………………………………………………..42
Глава 2. Воплощение нравственного идеала в повести А.И.Куприна «Олеся»
2.1. Открытие Куприным истинной поэтичности в простых людях…………….47
2.2. Автобиографичность повести «Олеся»……………………………………….52
2.3. Роль пейзажа в раскрытии эмоционально-духовного мира главной
героини……………………………………………………………………………....58
Глава 3. Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни в повести А.И.Куприна «Поединок»
3.1. Своеобразие конфликта в повести «Поединок»: личность в армейской
среде………………………………………………………………………………....67
3.2. Безнравственность и бездуховность армейской среды……………………..76
3.3. Жёны офицеров в повести «Поединок» - олицетворение крайнего духовного обнищания………………………………………………………………79
3.4. Нравственная и мировоззренческая ориентация главных героев повести - Романова и Назанского……………………………………………………………..81
Заключение…...……………………………………………………………………..87
Список используемой литературы……………………………………………...…90
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Особенности изображения духовно-эмоционального мира человека в повестях А.И.Куприна - «Молох», «Олеся», «Поединок»
1.1. С болью за человека: повесть «Молох» А.И.Куприна………………….....10
1.2. Отражение
социально-этических проблем народа и
интеллигенции в повести «Молох»……………………………………………………………
1.3. Характерные
черты духовно-эмоционального мира героев
повести «Молох»……………………………………………………………
1.4. Раскрытие противоречий в характере главного героя повести-Боброва.39
1.5. Значение реалистического
изображения действительности в группировке
образов……………………………………………………………
Глава 2. Воплощение нравственного идеала в повести А.И.Куприна «Олеся»
2.1. Открытие Куприным истинной поэтичности в простых людях…………….47
2.2. Автобиографичность повести «Олеся»……………………………………….52
2.3. Роль пейзажа в раскрытии эмоционально-духовного мира главной
героини……………………………………………………………
Глава 3. Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни в повести А.И.Куприна «Поединок»
3.1. Своеобразие конфликта в повести «Поединок»: личность в армейской
среде…………………………………………………………………
3.2. Безнравственность и бездуховность армейской среды……………………..76
3.3. Жёны офицеров
в повести «Поединок» - олицетворение
крайнего духовного обнищания………………………………………………………
3.4. Нравственная
и мировоззренческая ориентация главных
героев повести - Романова и Назанского……………………………………………………
Заключение…...…………………………………………
Список используемой
литературы……………………………………………...
Введение
Один из самых популярных писателей дореволюционной России, деливший славу с М.Горьким и Леонидом Андреевым, Куприн в восприятии читателя был, прежде всего, талантливым реалистом-бытовиком, критиковавшим тёмные стороны русской действительности. Однако, в отличие от Бунина, написавшего едва ли не самые значительные произведения в эмиграции, Куприн пережил в эти годы тяжелый творческий кризис.
После кратковременного ареста писателя органами петроградской Чрезвычайной комиссии (ЧЕКА) за написание статьи в защиту великого князя Михаила Александровича (июль 1918 года) и неудачной попытки сотрудничества с большевистским руководством, отказавшим Куприну в издании беспартийной газеты «Земля», он принимает сторону белых и становится редактором военной газеты генерала Н.Н.Юденича «Приднепровский край». Вместе с остатками разгромленной на северо-западе Добровольческой армии Куприн через Нарву и Ревель (ныне Талмин) оказывается в Тельсингфорсе (Хельсинки). Отсюда, по приглашению Бунина, он выезжает в Париж. Первые годы после революции появлялись статьи Куприна, чернящие советскую выставку в Париже, Г.Уэлса за его книгу «Россия во мгле» и т.д. [30,с.50].
Разумеется, всеобщее признание и слава пришли к Александру Ивановичу Куприну не сразу. Его писательская судьба была столь же трудной, как и почти у каждого истинного художника. Начал он в 1889 году с рассказов, довольно слабых, порою подражательных, несвободных от мелодраматизма, сюжетных положений и книжной искусственности языка и стиля («Последний дебют», «Лунной ночью», «Ужас», «Безумие» и др.). Правда, и в некоторых самых ранних вещах Куприна обнаруживалось его несомненное мастерство повествователя-новеллиста, знание им жизни и человеческой души. То были рассказы из хорошо знакомого ему военного быта («Дознание», «Ночлег», «Ночная смена», «Поход» и другие), а также рассказы о трагической судьбе людей «дна», городской бедноты, работников цирка и актеров («Пиратка», «Лидочка», «Пережитая слава» и т.д.).
Всероссийскую известность принесла Куприну знаменитая повесть «Молох» (1896), которая по справедливости признается одним из выдающихся художественных произведений критического реализма в России конца XIX века. Повесть эта была событийным явлением, как в тогдашней русской литературе, так и в общественной жизни страны. Дело тут не только в страстном антикапиталистическом пафосе «Молоха», в его обличительной силе, направленной против основ буржуазного общества. Куприн здесь впервые в истории русского реалистического искусства с глубоким сочувствием и большим художественным мастерством показал массовое рабочее движение. И хотя эта борьба выглядит в повести еще неорганизованной, стихийной, автора «Молоха» нельзя упрекнуть в отступлении от исторической и, значит, художественной правды. Куприн проник в суть коренных социальных противоречий эпохи, дал яркие картины современной ему буржуазной действительности, глубоко обнажил ложь и лицемерие господствующих классов, противопоставив им народные низы и демократическую интеллигенцию, воплощением которой выступает в повести гуманист и правдоискатель инженер Бобров. Всестороннее изображение жизни, создание выразительных характеров, тонкость психологического рисунка, языковое мастерство - все это свидетельство того, что «Молох» был несомненной победой реализма в творчестве молодого писателя.
Буржуазная цивилизация развращает человека, коверкает его душу, а подлинные нравственные ценности человечества нерушимо и прочно хранятся только в социальных низах, в народе. Так можно приблизительно сформулировать художественную мысль повести «Олеся».
Заглавная героиня повести - выступает у Куприна как образ глубоко народный. Куприн щедро одаряет свою любимую героиню такими качествами, которые заставляют нас видеть в ней олицетворение лучших моральных свойств и черт «простого» человека, воплощение величия, гордости и красоты человеческой. Красота Олеси - не столько в её внешней, физической очаровательности, сколько в гармонической цельности её человеческой личности, в нравственной чистоте всего её девичьего облика, в гордой независимости характера, предельной искренности, свободе и непосредственности в любви, в поступках, в каждом её слове и движении. Она всегда и во всем естественна и проста. Куприн несколько романтизировал свою героиню: порою, она кажется девушкой из легенды, существом поэтически-сказочным, как волшебна и сказочна в своей красоте окружающая Олесю полесская природа - с её горячим буйством красок, лесным гомоном, вечным, неумолчным кипением жизни, с её первозданной, дикой, бессмертной красотою. Олеся является одним из наиболее лирически-возвышенных женских образов в ранней прозе Куприна и в русской литературе конца XIX века [18,с.3-5].
Важной вехой в жизни Куприна стало знакомство в 1902 году с М.Горьким. Посвящение Горькому стояло на первой странице повести Куприна «Поединок», вышедшей в мае 1905 года в VI сборнике «Знание». Окончив повесть, Куприн писал М.Горькому: « Всё смелое и буйное в моей повести принадлежит вам» [с.385]. Повесть уходит корнями в предшествующее творчество писателя, но в ней качественно новое осмысление жизни русской армии. Из зарисовок быта захолустного гарнизона в «Поединке» вырастает огромное социальное обобщение. Повесть воспринималась как картина разложения, которым поражена не только российская военная машина, но страна в целом, вся её государственная система. «Поединок» - повесть о кризисе, охватившей самые разные сферы русской жизни. Всеобщая ненависть, разъедающая армию, - это отражение вражды, охватившей всю царскую Россию: вражды наций, классов. Знаменательным обобщением предстает тщедушная фигурка левофлангового солдата Хлебникова: подобно тому, как все отношения в полку построены на дисциплине насилия, лишь при помощи грубой силы держится, в стране власть, враждебная миллионам «этих серых Хлебниковых».
Главным из обвинений против царской армии, высказанных в «Поединке», оказывается гибель подпоручика Георгия Ромашова. Ромашов напоминает героя «Молоха» инженера Боброва, но его характер психологически сложнее. Куприн рисует Ромашова с сочувствием и симпатией, но от его образа неотделима и авторская ирония. История Ромашова, внешне связанная с армией, - не просто история молодого офицера. Скорее, это история молодого человека, переживающего то, что Куприн называет «периодом созревания души». Подобно толстовским героям, Ромашов нравственно вырастает, обретает ответы на крайне важные для него вопросы. Но в том, к каким конкретно ответам приходит Ромашов, он наименее оригинален. Ромашов обращается к философским учениям Л.Толстого и Ф.Ницше. Чисто толстовским путем приходит он к выводам о ненужности армии: ему открывается неестественность того, что раньше казалось естественным. И выход ему видится по-толстовски утопическим: стоит всему человечеству сказать «не хочу!» - и сейчас же война станет немыслимой, армия отомрет.
Рядом с этим противоположные по своей направленности ницшанские идеи о презрении к толпе, о замене любви к человечеству «божественной любовью к самому себе»: незадолго до своей гибели Ромашов с удивлением прислушивается к ним в горячечном монологе Назанского. Но важнее другое - сам разрыв Ромашова с окружающим, понимание того, что у каждого из солдат - свое «я». Для него наметились совсем новые связи с миром. Заглавие повести имеет такое же обобщающее значение, как и её основной конфликт. На протяжении всей повести идет поединок между молодым человеком, который возрождается для нового, и разнообразными силами старого. Не о поединке чести пишет Куприн, а об убийственной дуэли. Окончательный предательский удар нанесен Ромашову в любви. Та ницшеанская проповедь пренебрежения к слабым, ненависти к чувству жалости, которая звучала в монологах Назанского, практически осуществлявшаяся Шурочкой. Презирая окружающую среду и её мораль, сама она оказывается её неотъемлемой частью. Так символически завершается сюжет повети: против человека, начавшего расправлять крылья, старый мир бросает все силы [33,с.385-386].
Литературовед И.А.Питляр утверждал, что повесть «Поединок» - явление большого реалистического искусства, в котором беспощадно правдивое изображение «ужаса и скуки военной жизни сочеталось с большой достоверностью в раскрытии психологии человека, его духовного развития, переживающего серьёзный нравственный перелом, в изображении ломки сознания высвобождающегося из пут уродливых кастовых предрассудков» [32,с.148]. О чем будем говорить дальше и в повести «Молох».
В последних главах говорится о вскрытии духовного и нравственного убожества вершителей промышленного прогресса, призрачность их упований на безнаказанное потребление незаслуженных, неоплаченных интеллектуально и морально жизненных благ. О своих правах на человеческое существование заговорили ранее безмолвные рабочие.
Главный герой повести - инженер Бобров, издерганный, израненный душевно и физически, нашел для себя спасение в наркотике. Это был не выход, а проявление растерянности, усталости воли и духа. Основным, главным в Боброве является иное - нравственная чистота, совесть.
Тревожащая и негодующая повесть Куприна - страстное обращение к чувствам людей. Высоконравственная личность - залог социальной стабильности.
Повесть «Олеся» - одно из самых вдохновенных повествований Куприна о любви, человеке и жизни. Романтика настоящей любви сочетается с жестокими нравами перебродских крестьян. Куприн впервые так полно и многоцветно захватывает жизнь, заставляя её безыскусно поворачиваться разными гранями. Любовь, сложности в жизни во всех повестях Куприна неотделима от ритма эпохи, от дыхания времени, что и составляет проблематичность в духовно-эмоциональном мире героев.
Отсюда и актуальность изучения особенностей духовно-эмоционального мира человека в повестях Куприна «Молох», «Олеся», «Поединок».
Объект исследования: особенности изображения духовно-эмоционального мира человека в повестях А.И. Куприна.
В данной работе предмет исследования - раскрытие особенностей характеров героев, их духовно-эмоционального мира, изображенных в повестях.
Цель исследования: - проанализировать особенности изображения духовно-эмоционального мира человека в повестях А.И.Куприна в контексте со временем написания повестей и оценки их современниками.
Данная цель предусматривает решение следующих задач:
Научная новизна - в данном исследовании предпринята попытка собрать и систематизировать материал по теме, которая до сих пор не изучена и проанализировать её с позиции современной литературы.
Методы исследования - описательно-практические:
Практическое
значение работы: теоретические положения
и практический материал могут быть использованы
в курсах лекций по русской литературе
XIX-начала XX века, а также при прохождении
студентами педагогической практики в
школе на уроках по русской литературе
в старших классах.