Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 23:39, реферат
Цель моей работы выяснить, о каких основных темах и мотивах рассуждает Баратынский в своей лирике. Для этого я поставила перед собой ряд задач: познакомиться с ранним и поздним творчеством; узнать, почему Баратынского называют «поэтом мысли»; какая тема наиболее значима для самого поэта, и, конечно, чтобы иметь полное представление о личности Баратынского, я познакомилась с биографией, которая дает ключ ко многим вопросам, поднимающимся в его лирике.
Введение
Основные темы и мотивы в лирике Е. А. Баратынского
Особенности лирики
Тема природы
Тема любви
Философские мотивы
Сельские мотивы и тема труда
Религиозные мотивы
Поэмы Баратынского, как отдельный этап творчества
Вывод
Список литературы
С тобой себе и небу веря вновь.
Анастасия
Львовна пленила Баратынского не
столько красотой, сколько душевным обаянием,
тонкостью вкуса и нежностью сердца. В
год женитьбы поэт написал стихотворение
«Она». Этим чувствам он остался верен
до конца жизни, найдя в жене друга и тонкого
критика своих стихов.
Она
Есть что-то в ней, что красоты прекрасней,
Что говорит не с чувствами – с душой;
Есть что-то в ней над сердцем самовластней
Земной любви и прелести земной.
Как сладкое душе воспоминанье,
Как милый свет родной звезды твоей,
Какое-то влечет очарованье
К ее ногам и под защиту к ней.
Когда ты с ней, мечты твоей неясной
Неясною владычицей она:
Не мыслишь ты – и только лишь прекрасной
Присутствием душа твоя полна.
Бредешь ли ты дорогою возвратной,
С ней разлучась, в пустынный угол твой –
Ты полон весь мечтою необъятной,
Ты полон весь таинственной тоской.
Высшая мудрость для Баратынского - ее воплощение он находил в Гете - жизнь в содружестве с природой. У Баратынского нет ни одного стихотворения, где природа выступала бы как творение Бога - всюду она предстает лишь в отношении к своему созданию - человеку. Пейзаж во многих стихах Баратынского ("Запустение", 1834; "Есть милая страна, есть угол на земле...") проникнут нотами воспоминания и ностальгии, это внутренний пейзаж, изображающий не только природу, но и состояние человеческой души.
Подобно тому, как Пушкину суждено было стать первым русским поэтом, воспевшим по непосредственным впечатлениям (южной ссылки) романтическую природу Кавказа, так и Баратынскому (отбывавшему примерно в то же время - 1820-1825 - ссылку в Финляндии) принадлежит заслуга быть первым певцом романтической природы Скандинавии. Элегия "Финляндия", поэма "Эдда" - ярчайшие и непреходящие образцы северной "экзотики" в русской поэзии, значительно расширившие географический кругозор ее впечатлений и чувствований.
Но поэзия живет там, где нет власти человека, нет его холодной насмешки, презрительного слова. Вот почему в стихах Баратынского часто возникают грозные и величественные картины неподвластной человеку природы: море, водопад, дремучий лес, буря…
Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединяй протяжный вой
С протяжным
отзывом долины.
Я слышу: свищет аквилон,
Качает елию скрипучей,
И с непогодою ревучей
Твой
рев мятежный соглашен.
Зачем с безумным ожиданьем
К тебе прислушиваюсь я?
Зачем трепещет грудь моя
Каким–то
вещим трепетаньем?
Как очарованный, стою
Над дымной бездною твоею
И, мнится, сердцем разумею
Речь
безглагольную твою.
Шуми, шуми с крутой вершины,
Не умолкай, поток седой!
Соединяй протяжный вой
С протяжным
отзывом долины.
Стихотворение написано в 1821 году во время пребывания Баратынского в Финляндии. История создания связана с посещением вместе с Коншиным водопада Имантра на реке Вуокса. В переработке стихотворения для издания 1827 года произошло существенное изменение шестнадцатого стиха. Было: «Музыку важную твою».
В этом стихотворении, Баратынский обращается к теме природы, к теме водной стихии. Автор хочет сказать, что водопад, это не просто водная сила, а нечто таинственное, влекомое, величественное, наполненное чудной жизнью явление. Очарованный и завороженный величием водопада, автор чувствует вечное течение жизни, неподвластное человеку. Он с трепетом прислушивается к каждому звуку, пытаясь понять безглагольную речь водопада. Для автора важно, чтобы люди умели видеть в окружающем мире красоту, неповторимость, ощутить, что вокруг него все живое. Таким образом, Баратынский говорит, что нужно беречь, любить и понимать природу.
Произведение отличается единством и целостностью, где каждое последующее четверостишие продолжает нести в себе смысл предыдущего. Кольцевая композиция свидетельствует о важности и значительности того, что происходит с нашим героем. В основе композиции лежит пейзажная зарисовка.
Чтобы создать определенную атмосферу, раскрыть идею стиха и передать состояние лирического героя, поэту помогают художественные особенности. Огромную роль в стихотворении играет олицетворение: «шуми шуми, не умолкай, свищет аквилон, качает елию» - они помогают нам прикоснуться к мироощущению автора, потому что олицетворение – это всегда поиск в предмете нового признака, это особый оригинальный взгляд на окружающий мир, его познание и исследование. Эпитеты приоткрывшую тайну души лирического героя, создают особую атмосферу: « крутой, седой, протяжный, скрипучий, ревучий, мятежный, вещий, безглагольный». Риторический вопрос и риторическое восклицание подчеркивают главные для автора понятия и явления: «зачем с безумным ожиданьем к тебе прислушиваюсь я? Зачем трепещет грудь моя каким – то вещим трепетаньем?»; «не умолкай поток седой!».
Быстрая, торжественная, величественная, мажорная интонация, создается с помощью звукописи, эпитетов, различных фигур и стихотворного размера ямба, который выбирает Баратынский.
Так как
в стихотворении водопад
Для создания определенной атмосферы поэт использует синонимы: протяжный, скрипучий, мятежный. Повтор первого четверостишия убеждает нас, что природа действительно вечна, и что шум водопада никогда не умолкнет в душе поэта.
Простор, величие, бесконечность олицетворяет белый цвет. Морской цвет олицетворяет силу и чистоту природной стихии. И сиреневый, на мой взгляд, передает душевное состояние героя, его одиночество и трепет перед грозной стихией.
Излюбленный прием поэта – это звукопись, которая «подсвечивает» содержание: мы воспринимаем стихотворение не только на уровне буквального смысла, сколько на уровне созвучий, ласкающих слух. Звуки [Ш] – [ж] - [м] передают шум и величие водопада, [о] – [а] раздвигают рамки стихотворения, увеличивают пространство текста. Состояние автора передают более мягкие, трепетные звуки – [т] – [п] – [в]. В стихотворении мы слышим оглушительный рев водопада, который заглушает трепетное биение сердца поэта. Пахнет свежестью и прохладой.
Автор - тонкий ценитель природы, чувствующий каждый шорох, каждый всплеск воды, ощущающий, что все вокруг живое, и это надо любить и беречь. Он готов исповедать свою душу и похоронить свои мысли, чувства, переживания в глубинах одичалых вод. Таким образом, по мнению поэта, человек, как составная часть природы, его жизнь – это вечное течение, неподвластное никаким силам.
Социальная изолированность Баратынского отозвалась в его творчестве резким индивидуализмом, сосредоточенным одиночеством, замкнутостью в себе, в своем внутреннем мире, мире "сухой скорби" - безнадежных раздумий над человеком и его природой, человечеством и его судьбами. Острое переживание ущерба, "истощения" бытия, завершающееся зловещим "видением" вырождения и гибели всего человечества ("Последняя смерть"); настойчивое ощущение никчемности, "напрасности" жизни - "бессмысленной вечности", "бессмысленного", "бесплодного", "пустого", восторженное приятие смерти - исцелительницы от "недуга бытия", в качестве единственного "разрешенья всех загадок и всех цепей" мира ("Смерть") - таковы наиболее характерные темы философической лирики Баратынского. Внешний мир, природа для этой лирики - только "пейзажи души", способ символизации внутренних состояний. Все эти черты выводят Баратынского за круг поэтов пушкинской плеяды, делают его творчество близким и родственным поэзии символистов. Язык Баратынского отличается "высоким" словарем, загроможденным не только архаическими словами и оборотами, но и характерными неологизмами на архаический лад; торжественно-затрудненным, причудливо-запутанным синтаксисом. По собственным словам Баратынского, "бледнеет жизнь земная", иссечен и самый стиль его стихов. Предельный лаконизм, стремление к кристально четким словесным формулировкам - таковы основные черты этого стиля. В своих теоретических построениях Баратынский идет еще дальше, прямо уподобляя поэзию науке, "подобной другим наукам", источнику "сведений" о "добродетелях и пороках, злых и добрых побуждениях, управляющих человеческими действиями". Но будучи типичным представителем рационалистической культуры XVIII в., Баратынский вместе с тем явно тяготится ею, считает себя не только "жрецом мысли", но и ее жертвой; в чрезмерном развитии в человечестве "умственной природы", в том, что оно "доверясь уму, вдалось в тщету изысканий", Баратынский усматривает причины вырождения и неизбежной грядущей гибели ("Все мысль, да мысль!..", "Последний поэт", "Пока человек естества не пытал...", "Весна, весна"). Глубокая, чистая и очень философичная поэзия Баратынского была по-настоящему открыта только Серебряным веком, усилиями Блока, А. Белого и других поэтов. Что же так привлекало их в ней? Сам Баратынский дал себе такую характеристику:
Не ослеплен я Музою моею,
Красавицей ее не назовут…
Ни склонности у ней ни дара нет;
Но поражен бывает мельком свет
Ее лица не общим выраженьем.
Баратынский
– поэт, для которого главным
было качество стихов, а не количество,
он был способен по несколько раз
переделывать даже уже опубликованные
тексты. Если в его ранней лирике
еще чувствуется некоторое
Тема мысли и ее соотношения с чувством – главная тема последнего сборника поэта, выпущенного в 1842 году и названного «Сумерки»:
Все мысль да мысль!
Художник бедный слова!
О жрец ее!
Тебе забвенья нет;
С одной стороны, мысль – первопричина слова, а слово – основа поэзии, но с другой стороны, она своей холодностью и рациональностью может убить поэзию:
Но пред тобой, как пред нагим мечом,
Мысль, острый луч!
Бледнее жизнь земная.
Сам Баратынский всегда умел найти удачное сочетание между разумом и чувством, и они в его поэзии не убивают друг друга, а, напротив, придают друг другу особенную глубину. Именно поэтому поэзия Баратынского близка нам, точно так же, как и поэзия Пушкина, и оба эти имени олицетворяют для нас начало девятнадцатого века, «золотой век» русской поэзии…
Сближение с поэтами П.Я. Чаадаевым, А. Мицкевичем, декабристом М. Орловым и литератором И. Киреевским настраивает лиру Баратынского на философский лад. Однако новый, московский период поэтической деятельности Баратынского приносит ему немало горьких разочарований. Он не находит здесь для себя благоприятной литературной среды и постепенно утрачивает ранее приобретенную популярность. Пушкин объяснял это тем, что Баратынский в своем творческом развитии намного опережал читателя, ибо действительно русский читатель того времени еще не созрел для поэзии мысли. С годами Баратынский все острее и острее ощущает трагический разрыв со своим временем. Не будучи декабристом, он осознавал свою кровную связь с поколением, чья жизненная судьба определилась в исторический день 14 декабря 1825 года. По приглашению матери Баратынский вместе с женой весной 1827 года приехал в Мару. Свидание с родиной после стольких лет разлуки переполнило душу поэта. Все мысли, воспоминания, теплые чувства укладываются в строфы одного из лучших произведений Баратынского. Поэт назовет его «Мара», редакторы заменят заглавие на «Стансы».
Информация о работе Основные темы и мотивы в творчестве Евгения Абрамовича Баратынского