Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 05:04, курсовая работа
Творчество М. Цветаевой -- яркая звезда, вспыхнувшая в русской поэзии начала XX века. М. Цветаева была Поэтом с большой буквы, и поэтому ее всегда волновали жизнь и творчество поэтов-современников, среди которых Александр Блок всегда занимал особое место.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I. Личные и творческие контакты М.Цветаевой и А.Блока……………...5
Глава II. Анализ стихотворений М.Цветаевой, обращенных к А.Блоку……..12
Заключение……………………………………………………………………...…31
Список литературы………………………………………………………………..32
Последнейшая, не пускавшая рук!..
Последняя дружба,
Последнее рядом,
Грудь с грудью...
Ты, заповеди растоптавшая спесь,
На хрип его: Мама! солгавшая: здесь! [1, 67]
«Стихи к Подруге» являют собою предельную степень мифотворчества, где уже не остается места никакой реальности, где и суть и форма -- на высшем пределе экзальтации и легенды. И было бы не только бестактно, но и бессмысленно, но и неумно пытаться «вскрыть» этот миф, выискивать якобы реальную подоплеку цветаевских стихов, вспоминать обывательские толки, ходившие в те годы, да и сегодня отголосками добравшиеся до наших дней [11, 24].
У Блока никогда не существовало придуманной Цветаевой «подруги» последних минут. Но в том-то и сила Мечты и Любви поэта-романтика Марины Цветаевой. Для ее легенды о великом поэте был необходим сын -- бессмертное преображение умершего в живом. «Мертвый лежит певец//И воскресенье празднует»,-- как пророчески сказала она в 1916 году. Нужно было -- воскресение. Не вечерний Закат, а утренняя Заря. («Хочу его в зорях»). И нужна была Подруга -- на всю жизнь и на все бессмертие; Подруга, чья любовь и преданность побеждают одиночество и страдание и дают источник силы и света в последнюю минуту. Знаменательна запись Цветаевой, относящаяся к «Подруге»: «Ее с ним не было, когда он умирал,-- но есть другая правда».
Так, на языке Романтики, провозглашала Марина Цветаева бессмертие великого поэта и утверждала бессмертие любви к нему -- своей и всеобщей.
«В лице Блока вся наша человечность оплакивала его... Смерть Блока: громовой удар по сердцу»,-- писала Цветаева [11, 25].
Так «плакало» и «славословило» ее сердце.
Но однажды, в статье «Поэты с историей и поэты без истории» (1933), Цветаева сделала попытку сказать о Блоке более отстраненно и сухо,-- приоткрыть завесу над тайной поэтического и человеческого «я» Блока. В этой статье она говорила о двух родах поэтов. Одних она назвала поэтами «без развития», «без истории»; это чистые лирики: Тютчев, Ахматова, Пастернак. Другие - «поэты с историей», чье творчество имеет путь развития и меняется на каждом его повороте: это поэты темы. К ним Цветаева относила Пушкина, Гете.
Блока Цветаева не причислила ни к одной категории, а точнее отнесла к обеим: «Исключение -- чистый лирик, у которого были, однако, и развитие, и история, и путь -- Александр Блок. Но, сказав «развитие», вижу, что взяла не только неверное направление, но и слово, противоречащее сущности и судьбе Блока. Развитие предполагает гармонию. Может ли быть развитие -- катастрофическим? И может ли быть гармония там, где налицо полный разрыв души? И вот... утверждаю: Блок на протяжении всего своего поэтического пути не развивался, а разрывался... он от одного себя старался уйти к какому-то другому себе. От одного, который его мучил, к другому, который его еще больше мучил... Так смертельно раненный человек в страхе бежит от раны, так больной мечется из страны в страну, потом из комнаты в комнату и, наконец, с одного бока на другой.
Если Блок нам видится как поэт с историей, то эта история -- только его, Блока, лирического поэта, история, только лирика -- страдания. Если Блок нам видится поэтом, имевшим путь, то этот путь -- лишь бегство по кругу от самого себя.
Остановиться, чтобы перевести дух.
И войти в дом, чтобы снова встретить там себя самого!
Разница лишь в том, что Блок с рождения побежал, в то время как другие оставались на месте.
Лишь однажды Блоку удалось убежать от себя -- на жестокую улицу Революции... В обессиленную физически и надорванную духовно личность Блока ворвалась стихия Революции со своими песнями... Не забудем, что последнее слово «Двенадцати» -- Христос, одно из первых слов Блока.
Таковы история, развитие и путь этого чистого лирика» [2, 391-393].
Здесь Цветаева прикоснулась к трагической
и гениальной блоковской двойственности,
что выявилась в его творениях на протяжении
двадцатилетнего творческого пути. В ее
кажущихся на первый взгляд странными
словах о «бегстве по кругу от самого себя»
уловлено на самом деле сокровенное блоковское
«веселое отчаяние погибели», его «отвращение
от жизни, и к ней безумная любовь». Невозможно
говорить о Блоке, не поняв изнутри этой
великой «диалектики его души». Цветаева
ее поняла. Однозначный «святой праведник»,
«серафим», каким он предстал в ее молодом
и беспечном сознании, постепенно преображаясь,
вырос в грандиозную, светлую и трагическую
фигуру, олицетворявшую собою Совесть,
Голос и Символ своей эпохи.
Заключение
В разнообразной тематике стихотворений Марины Ивановны Цветаевой особое место занимают те, в которых создан образ Александра Блока.
Цикл «Стихи к Блоку» - это своеобразный гимн великому поэту. В стихотворениях Цветаевой Блок выступает в образе ангела, пророка, мессии или Бога. Причем его божественная сущность не вызывает сомнения. В этих образах А.Блок не имеет ничего общего с людским миром, он противопоставлен ему, мир не принимает ни пророка, ни ангела. В произведениях поэтессы Александр Блок выступает скорее как символ провожатого, указывающего правильный путь. Подобное сравнение в духе богоискательского и богостроительного времени. Отсюда и мифологизация образа, обогащение реалистического образа Блока божественными чертами. При создании образа Блока как божественного или ангельского Цветаева возводит его на пьедестал. Сравнение А.Блока с Христом превращает его образ в некий символ.
Когда Марина Цветаева писала этот цикл, она хотела показать Блока таким, каким она его видела: недосягаемым, богоподобным идеалом, которому можно только коленопреклоняться и нельзя никакими усилиями достичь его высоты. Образ поэта идеализирован. Он не соответствует биографическому поэту, но этого ей и не нужно, потому что в художественном образе, прежде всего, выражается понимание и эстетическая идея.
Посмертный образ Блока, даже в большей степени, чем прижизненный, ассоциируется с образом Иисуса Христа. Это связано с тем, что поэтесса не хочет верить в смерть А.А.Блока и поэтому надеется на его воскрешение или перерождение.
Немаловажное значение в создании образа имеет тот факт, что Цветаева не была знакома с поэтом. Это отложило свой отпечаток на ее произведения. Именно поэтому она создала образ во многом вымышленный, нереальный. Это исключительно ее собственное видение поэта, образ, созданный, скорее всего, только на основе его творчества, ведь даже тогда, когда у поэтессы появился шанс познакомиться с Блоком, она им не воспользовалась, боясь разочароваться. А значит, мы можем сделать вывод, что ее цикл - это преклонение перед мечтой. Отсюда блоковская недосягаемость и божественное величие.
Список литературы