Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 05:04, курсовая работа
Творчество М. Цветаевой -- яркая звезда, вспыхнувшая в русской поэзии начала XX века. М. Цветаева была Поэтом с большой буквы, и поэтому ее всегда волновали жизнь и творчество поэтов-современников, среди которых Александр Блок всегда занимал особое место.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I. Личные и творческие контакты М.Цветаевой и А.Блока……………...5
Глава II. Анализ стихотворений М.Цветаевой, обращенных к А.Блоку……..12
Заключение……………………………………………………………………...…31
Список литературы………………………………………………………………..32
Смерть Блока ранила ее, как может ранить смерть любимого человека, хотя лично Блока Цветаева почти не знала.
Вот что пишет об этом Эм. Миндлин: «Я услыхал о его смерти все в том же кафе «Домино» и бросился с Тверской в Борисоглебский переулок к Цветаевой.
Стеклянная дверь с площадки в петухивную была на ключе. Я стучал и кричал: «Марина! Блок умер! Блок умер! Марина!». За матовым стеклом двери, как нарисованный на мокрой бумаге, расплылся силуэт. Она долго не могла справиться с запертой дверью. Я видел, как ее руки беспомощно, жалостно шарили по стеклу и не находили замка. Она словно ослепла. Когда она впустила меня, я ее не узнал. У нее не хватило сил даже закурить папиросу. Я никогда не видел ее такой сметенной, несчастной. Она не плакала. Я вообще не могу представить себе Цветаеву плачущей в великом горе. Только несколько дней спустя она стала вспоминать, каким видела Блока в его последний приезд в Москву. Рассказывала: «Он глухо, все глуше и глуше читал стихи и, читая, все дальше отодвигался от слушателей к стене, словно хотел войти в стену».
Потом заперлась у себя и несколько дней кряду писала стихи о Блоке.
На углу Тверской и Большого Чернышевского переулка (нынешней улицы Станкевича) в зеркальном помещении бывшей кондитерской собирались члены литературного объединения «Кузница». В один из траурных блоковских дней я зашел в этот переполненный кондитерский пестрый зал. В глубине зала на кафедре стоял популярный исследователь западноевропейских литератур профессор Петр Семенович Коган. Он говорил о Блоке. И вдруг заплакал навзрыд, как ребенок.
Вечером в петухивной я рассказал Цветаевой о плачущем Когане. Она удивилась: «Плакал на людях? Публично?»
Должно быть, ей представлялось, что если уж плакать, то только наедине с собой» [7, 130-131].
В эти же августовские дни Цветаева писала Анне Ахматовой: «Смерть Блока. Еще ничего не понимаю и долго не буду понимать. Думаю: смерти никто не понимает...
Удивительно не то, что он умер, а то, что он жил. Мало земных примет, мало платья. Он как-то сразу стал ликом, заживо-посмертным (в нашей любви). Ничего не оборвалось,-- отделилось. Весь он -- такое явное торжество духа, такой воочию -- дух, что удивительно, как жизнь -- вообще -- допустила.
Смерть Блока я чувствую как вознесение.
Человеческую боль свою глотаю. Для него она кончена, не будем и мы думать о ней (отождествлять его с ней). Не хочу его в гробу, хочу его в зорях»[1, 469-470].
Отклик Цветаевой (четыре стихотворения) был быстрым и скорбным, хотя пока еще не в полный голос.
В конце ноября 1921 года Цветаева возвращается к реквиему Александру Блоку, начатому в августе. Вероятно, миновал некий срок, когда потрясение высвободило в ее душе силы для полногласного отзыва. Но и жизненные обстоятельства способствовали этому. Осенью 1921 года Марина Ивановна подружилась с московскими друзьями Блока, в чьем доме он находил приют и поддержку, когда приезжал в Москву выступать весною 1920 и 1921 годов. Это были супруги Коганы: Петр Семенович, историк литературы, профессор, популярнейшей и добрейший человек, и его жена, Надежда Александровна Нолле, давняя и горячая поклонница Блока. Можно себе представить, с каким волнением делилась Н.А. Нолле с Цветаевой после смерти Блока своими воспоминаниями: о том, как Блок, сильно недомогающий, пробыл в Москве в своей последний приезд в мае 1921 года…[10, 318-320].
Софья Липеровская вспоминает: «Она пришла ко мне с сыном, которого называла Мур.
У нас Марина читала свои стихи к Блоку. Блок был для нее “вседержитель моей души”. Она вспоминала с горечью о том, что при встрече с ним не позволила себе подойти к нему. Она оставалась верна образу, который дала в стихотворении к Блоку:
И по имени не окликну,
И руками не потянусь,
Восковому, святому лику
Только издали поклонюсь. [1, 49]
“Горько было думать, что навсегда лишила себя радости общения с Блоком” - этими заветными мыслями поделилась тогда с нами Марина» [6, 40-41].
В творчестве М. Цветаевой можно увидеть своеобразную перекличку с темами и образами А.Блока.
Летом 1916 года она написала стихотворение в городе Александрове под впечатлением отъезда солдат на войну:
Белое солнце и низкие, низкие тучи,
Вдоль огородов -- за белой стеною -- погост.
И на песке вереницы соломенных чучел
Под перекладинами в человеческий рост...
Чем прогневили тебя эти серые хаты,
Господи -- и для чего стольким простреливать грудь!
Поезд прошел и завыл, и завыли солдаты,
И запылил, запылил отступающий путь...
Нет, умереть! Никогда не родиться бы лучше.
Чем этот жалобный, жалостный, каторжный вой
О чернобровых красавицах.-- Ох, и поют же
Нынче солдаты! О, господи, боже ты мой! [11, 14]
Сразу же напрашивается аналогия со стихотворением Блока 1914 года:
Петроградское небо мутилось дождем,
Без конца -- взвод за взводом и штык за штыком
И, садясь, запевали Варяга одни,
Сходен сюжет, настроение, даже пейзаж: мутное небо у Блока -- низкие тучи у Цветаевой. И звуки, нагнетающие тоску. Блоковское: «...военною славой заплакал рожок... громыханье колес и охрипший свисток, Заглушило ура без конца»... Однако если в финале блоковского стихотворения звучит отречение от жалости: «Нет, нам не было грустно, нам не было жаль... Эта жалость -- ее заглушает пожар, Гром орудий и топот коней»,-- то Цветаева вся во власти этого чувства. Тем не менее, влияние блоковского стихотворения, несомненно.
В 1918 году Цветаева сделала первый робкий шаг в драматургии: написала небольшую пьесу «Червонный Валет», действующими лицами которой были игральные карты. Можно предполагать (хотя с уверенностью утверждать нельзя), что искусственность ее героев -- первый и единственный случай в цветаевской драматургии -- являла собою перекличку с пьесой Блока «Балаганчик». Нет сомнения в другом: фабула «Червонного Валета» была навеяна драмой Блока «Роза и крест». Верный Валет, беззаветно любящий свою госпожу, вовремя предупреждает, что ей и ее возлюбленному грозит опасность, и, пронзенный пикой врага, умирает,-- подобно блоковскому Бертрану, который, умирая от раны, успевает предупредить обожаемую госпожу (в той же ситуации). И, хотя Цветаева совсем не коснулась нравственно-философской блоковской линии, внешнее литературное заимствование налицо [11, 15].
Осенью 1920 года она создает большую поэму «Царь-Девица», на сюжет сказки Афанасьева,-- вещь, совершенно непохожую на предыдущие произведения, написанную настоящим народным языком, без малейшей стилизации, нарочитой «простонародности». Темп, ритм поэмы -- взрывной, энергический; в нем слышится «пульсация» современности. Подобно тому, как «Двенадцать» вели за собою Блока, «Царь-Девица» вела за собой Цветаеву, когда совершенно неожиданно возник ее финал (ничего общего со сказкой Афанасьева не имеющий), где царь-кровосос, царь - «Комарь» свергается восставшим людом. А через некоторое время, на едином порыве, в течение пяти дней Цветаева написала поэму «На красном коне», поэму-аллегорию, трагическую и просветленную исповедь Поэта, который приносит в жертву своему дару -- Гению поэтического вдохновения, предстающему перед ним в образе огненного красного коня,-- все, вплоть до собственной жизни. [5, 318-320].
При чтении последней части поэмы, когда лирическая героиня стремится настигнуть своего удаляющегося, но неотвратимого повелителя, снова вспоминаются блоковские «Двенадцать»:
Февраль. Кривые дороги.
В полях -- метель.
Метет большие дороги
Ветров артель.
То вскачь по хребтам наклонным,
То -- снова круть.
За красным, за красным конным
Все тот же путь... [11, 16]
Тот же темп, тот же катастрофично взвихренный мир и та же устремленность: в бесконечную метельную даль, куда шагают блоковские двенадцать. Можно сказать, что «демон» «Двенадцати» «вселился» в Цветаеву и заставил ее, пусть бессознательно, воплотить в нескольких строфах «Красного коня» дух поэмы Блока…
Цветаева собиралась показать Блоку свою поэму. Однако в последний его приезд в Москву в мае 1921 года она на его выступлениях не была; ее «Красного коня» он так и не прочитал. А 7 августа его не стало.
После смерти Блока Цветаева записала в тетради:
«He потому сейчас нет Данте, Ариоста, Гете, что дар словесный меньше -- нет: есть мастера слова -- большие. Но те были мастера дела, те жили свою жизнь, а эти жизнью сделали писание стихов. Оттого так -- над всеми -- Блок. Больше, чем поэт: человек» [9, 260].
Быть человеком, считала Цветаева,-- «важнее, потому что нужнее», чем быть поэтом. Поэтому Данте и Гете, которые прежде всего были людьми, жившими свою человеческую жизнь,-- для нее ценнее тех поэтов, пусть и безмерно талантливых, кто жил лишь для того, чтобы писать стихи. Александр Блок жил свою жизнь, и жизнь эта была назначением, миссией, от рождения данной ему.
Глава II.
Анализ стихотворений М.Цветаевой, обращенных к А.Блоку
К постижению Блока -- поэта, личности, явления -- Цветаева пришла не сразу. За годы многое изменилось в ее поэзии, мироощущении, характере; но идеальное, высокое отношение к Блоку осталось неизменным. И в поэзии время от времени начинала звучать явная или скрытая перекличка с ним...
Первые стихи к Блоку Цветаева написала в апреле 1916 года. В черновиках Цветаевой стоит заметка: «Город Александров, Владимирской губернии, лето 1916. Пишу стихи к Блоку и впервые читаю Ахматову» [2, 147-148].
Это было вскоре после отъезда Блока из Москвы, куда он приезжал по поводу предполагавшейся постановки в Художественном театре драмы «Роза и крест». Вероятно, сознание присутствия поэта в Москве, о котором она не могла не знать, и вдохновило Цветаеву на обращение к нему. В многозвучие цветаевской лирики шестнадцатого года вдруг прорвался голос редкостной чистоты и просветленности:
Имя твое -- птица в руке,
Имя твое -- льдинка на языке,
Одно-единственное движенье губ,
Имя твое -- пять букв... [1, 46]
Звукопись слилась с голосом души, зазвучавшим непрерывно смиренно и кротко. Это обращение Цветаевой к Блоку было отголоском настроений петербургской поездки, или, возможно, - откликом на пребывание Блока в Москве[9, 88-89].
Поэзию Блока Цветаева считала явлением общечеловеческим, выходящим за пределы литературы. «Святое сердце Александра Блока», по мнению поэтессы, вобрало все беды и страдания человечества, все тревоги и печали. Оно взывает «криком лебединым» к совести тех, кто причиняет людям страдания. Оно само «сплошная совесть». «Стихи к Блоку» - страстный монолог влюбленности поэтессы к «рыцарю без укоризны», «ангелу», «снежному лебедю». Образ Блока для Цветаевой в этом цикле отождествляется с образом Поэзии, способной, по мысли поэтессы, спасти мир.