Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 05:04, курсовая работа
Творчество М. Цветаевой -- яркая звезда, вспыхнувшая в русской поэзии начала XX века. М. Цветаева была Поэтом с большой буквы, и поэтому ее всегда волновали жизнь и творчество поэтов-современников, среди которых Александр Блок всегда занимал особое место.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I. Личные и творческие контакты М.Цветаевой и А.Блока……………...5
Глава II. Анализ стихотворений М.Цветаевой, обращенных к А.Блоку……..12
Заключение……………………………………………………………………...…31
Список литературы………………………………………………………………..32
Государственное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Кыргызско - Российский Славянский университет
Гуманитарный факультет
КАФЕДРА ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Гулаева Екатерина Васильевна
ГФ 2-06
Образ А. Блока в лирике М. Цветаевой
Курсовая
работа
Руководитель:
Иванова Л.В.
Бишкек 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Личные и творческие контакты М.Цветаевой и А.Блока……………...5
Глава II. Анализ стихотворений М.Цветаевой, обращенных к А.Блоку……..12
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Творчество М. Цветаевой -- яркая звезда, вспыхнувшая в русской поэзии начала XX века. М. Цветаева была Поэтом с большой буквы, и поэтому ее всегда волновали жизнь и творчество поэтов-современников, среди которых Александр Блок всегда занимал особое место.
Цветаева и Блок... Что делает её непохожей ни на кого, и в то же время внутренне связывает с Блоком? Прежде всего, неординарность личности обоих поэтов, бунтарский дух, мятежность, небывалая энергия, подчеркнутая напряженность, свобода от условностей современной жизни, воплотившаяся в особенностях стиля. Трагическое ощущение одиночества роднит Цветаеву с Блоком.
Александр Блок был ярчайшим представителем поэзии рубежа веков. Сама эпоха отразилась в нем и, соответственно, в его творчестве. Именно поэтому А.Блок был притягателен, как поэт и как личность. И нет ничего удивительного в том, что Марина Цветаева выражала свое отношение к Блоку в своих стихотворениях.
М.Цветаева посвятила А.Блоку цикл стихотворений, написанный в 1916 году, а также стихотворения, написанные в 1921 году.
Курсовая работа ставит следующую цель: раскрыть особенности создания образа Блока в стихотворениях Марины Цветаевой и выявить соотношение поэтического образа Блока с реальной личностью поэта.
Задачи: Изучить изображение А.Блока в творчестве М.Цветаевой; выявить особенности осмысления личности Блока в поэзии поэтессы.
Материалами исследования стали стихотворения
М Цветаевой, вошедшие в цикл «Стихи к
Блоку», такие как «Имя твое - птица в руке…»
[1, 46], «Нежный призрак…» [1, 47], «Ты проходишь
на запад солнца…» [1, 49], «Зверю берлога…»
[1, 50], «У меня в Москве купола горят…»
[1,51] и другие.
Глава I.
Личные и творческие контакты М.Цветаевой и А.Блока
Цикл стихотворений «Стихи к Блоку» - одно из вершинных творений Марины Цветаевой. «Есть у Блока магическое слово: тайный жар. Слово - ключ к моей душе - и всей лирике» - пишет Марина Цветаева. Один писатель сказал: «Понять поэта - значит разгадать его любовь». Если мы хотим понять Марину Цветаеву, мы не найдем иного ключа к ее поэзии и личности. Поэзия Блока - давнее увлечение поэтессы, которое с годами стало ее высокой всепоглощающей любовью. Только дважды Марине Ивановне посчастливилось видеть его во время выступлений в Москве в мае 1920года. Блок, по-видимому, совсем не знал Цветаеву. При его жизни вышли три книги ее стихов, но даже если бы они попали ему в руки, он не смог бы по ним судить о ее таланте. Несмотря на то, что познакомиться с ним Марина Цветаева так и не решилась, Блок, безусловно, продолжал жить в ее творческом сознании; притом она не делала никаких попыток встретиться с ним.
«Я в жизни -- волей стиха -- пропустила большую встречу с Блоком,-- писала она Пастернаку в 1923 году,-- ...сама... легкомысленно наколдовала: «И руками не потянусь». И была же секунда, Пастернак, когда я стояла с ним рядом, плечо с плечом... глядела на впалый висок, на чуть рыжеватые, такие некрасивые (стриженый, больной)-- бедные волосы, на пыльный воротник заношенного пиджака. Стихи в кармане -- руку протянуть -- не дрогнула»[11, 14-15].
Цветаева вспоминает 9 мая 1920 года вечер Блока в московском Политехническом музее. Перед его началом площадь у Политехнического музея заполнилась громадной толпой. Цветаева на минуту оказалась рядом с Блоком,-- которого, очевидно, в толпе не узнали,-- и не осмелилась передать ему свои стихи, о чем и писала Пастернаку. В тот день, по недосмотру, на Ходынке взорвались пороховые погреба; стоял грохот, из окон домов летели разбитые стекла. Эта достоверность была воспринята Цветаевой как символ грохота революции, среди которого предстало видение Поэта, пришедшего к людям и поведавшего им о своей любви к ним, простившего им все их грехи и измены. Она слушала глуховатый голос, читавший стихи о любви и России, «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Голос из хора» и многие другие и заключительное, которое Блок особенно любил читать,-- «Девушка пела в церковном хоре...»
Цветаева вернулась потрясенная и в те же последние дни «старого русского апреля» написала стихотворение:
-- Блоку --
Как слабый луч сквозь черный морок адов --
Так голос Ваш под рокот рвущихся снарядов.
И вот в громах, как некий серафим,
Оповещает голосом глухим
-- Откуда-то из древних утр туманных --
Как нас любил, слепых и безымянных...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
-- Так, узником с собой наедине,
(Или ребенок говорит во сне?)
Предстало нам -- всей площади широкой! --
Святое сердце Александра Блока. [1, 55]
И оставила запись в тетради: «Аля: о Блоке и лаве: красном отсвете, принимаемом за жизнь (26 апреля, когда он читал)»[11, 15].
14 мая 1920 года Цветаева второй и последний раз присутствовала на чтении Блока во Дворце Искусств. Она ничего не записала о том дне; это сделала ее маленькая дочь. С детской непосредственностью, взрослой наблюдательностью и -- уже тогда -- литературным талантом, семилетняя Аля записала на следующий день все, что видела и слышала на этом вечере:
«Вечер Блока.
Выходим из дому еще светлым вечером. Марина объясняет мне, что Александр Блок -- такой же великий поэт, как Пушкин... Идем в розовую бархатную залу. Все места заняты, а Его все еще нет. Антокольский приносит нам несколько стульев. Чуть только расселись, в толпе проносится шепот: -- «Блок! -- Блок! -- Где он? -- Блок! -- За столик садится! -- Сирень!..» Все изъявляли безумную радость.
Деревянное лицо вытянутое. Темные глаза опущенные, неяркий сухой рот, коричневый цвет лица. Весь как-то вытянут, совсем мертвое выражение глаз, губ и всего лица.
Он читает поэму «Возмездие»...
Он говорил ровным, одинаковым голосом...
Потом А. А. Блок остановился и кончил. Все аплодируют. Он смущенно откланивается. Народ кричит: «Прочтите несколько стихов!», «Двенадцать», «Двенадцать», пожалуйста».
-- Я... я не умею читать «Двенадцать»!
-- «Незнакомку»! «Незнакомку»!
«Утро туманное»,-- читает А. А. Блок... читает «колокольцы», «кольцы», оканчивая на «ы». Читает деревянно, сдержанно, укороченно. Очень сурово и мрачно... Иногда Блок забывал слова и тогда оглядывался на сидящих за его спиной даму и господина, которые, слегка улыбаясь, подсказывали ему...
У моей Марины, сидящей в скромном углу, было грозное лицо, сжатые губы, как когда она сердилась. Иногда ее рука брала цветочки, которые я держала, и ее красивый горбатый нос вдыхал беззапахный запах листьев. И вообще в ее лице не было радости, но был восторг.
Становилось темно, и Блок с большими расстановками читал. Наверное, от темноты. Тогда какой-то господин за нашей спиной зажег свет...
Через несколько минут все кончилось. Марина попросила В. Д. Милиотти привести меня к Блоку. Я, когда вошла в комнату, где он был, сперва сделала вид, что просто гуляю. Потом подошла к Блоку. Осторожно и легко взяла его за рукав. Я протягиваю ему письмо. Он улыбается и шепчет: «Спасибо». Глубоко кланяюсь. Он небрежно кланяется с легкой улыбкой. Ухожу»[5, 316-317].
В тетради Цветаевой осталась запись со слов Н. А. Нолле-Коган о том, как Блок получил эти стихи:
«После каждого выступления он получал, тут же на вечере, груды писем... Так было и в этот вечер.-- «Ну, с какого же начнем?» Он: «-- Возьмем любое». И подает мне -- как раз Ваше -- в простом синем конверте. Вскрываю и начинаю читать, но у Вас ведь такой особенный почерк, сначала как будто легко, а потом... Да еще и стихи... И он, очень серьезно, беря у меня из рук листы: -- «Нет, это я должен читать сам».
Прочел молча -- читал долго -- и потом такая долгая улыбка. Он ведь очень редко улыбался...»[11, 16-17].
Почему Цветаева не оставила в то время о Блоке никаких записей,-- она, заносившая в тетради решительно все: черновики собственных писем; впечатления от встреч и разговоров; пришедшие в голову мысли?..
Видимо,
была на то одна причина: робость, сковывавшая
ее перед лицом великого поэта России;
совесть поэта и человека, не позволявшая
высказаться перед непогрешимой совестью
Блока. Чувства эти вспыхнули в Цветаевой,
когда она летом 1919 года впервые услышала
ошеломившие ее блоковские «Двенадцать».
«Помню, как Павлик Антокольский принес и подарил Марине «Двенадцать» Блока,-- вспоминает А. С. Эфрон,-- большого формата,
белую
с черным... книгу с пронзительными анненковскими
иллюстрациями; как, прямо с
порога... начал читать, сверкая
угольными глазищами; как отбивал в воздухе
такт кулаком; как шел на нас, слепо огибая
препятствия, пока не уперся в стол, за
которым сидела и из-за которого ему навстречу
привстала Марина; как, дочитал до конца,
и как Марина, молча, не поднимая глаз,
взяла у него книгу из рук. В минуты потрясений
она опускала веки, стискивала зубы, не
давала выхода кипевшему в ней, внешне
леденея...
Феномен
«Двенадцати» не только потряс ее, но в
чем-то основном творчески устыдил»[11,
17].
Устыдил, потому что Блок, этот «нежный призрак», дух бесплотный и «нездешний», ринулся в самую гущу жизни, в самый центр событий,-- навстречу, быть может, собственной гибели. «Двенадцать» Блока -- и это поняла Цветаева -- были исполнением заказа, данного Поэту Временем, Эпохой, Историей.
«Блок в жизни Марины Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по «струнному ремеслу», а как божество от поэзии и которому, как божеству, поклонялась. Всех остальных, ею любимых, она ощущала соратниками своими, вернее -- себя ощущала собратом и соратником их, и о каждом -- от Тредиаковского до Маяковского -- считала себя вправе сказать, как о Пушкине: «Перья на востроты знаю, как чинил: пальцы не просохли от его чернил!..
Более того, каждого из них - даже бесплотнейшего Рильке! - почитала и осязала она братом еще и по плоти и крови, зная, что стихи не одним лишь талантом порождаются, а и всеми бедами, страстями, слабостями и радостями живой человеческой плоти, ее болевым опытом, ее волей и силой, потом и трудом, голодом и жаждой. Не меньшим, чем творчеству поэтов, было ее сочувствие и сострадание их физической жизни, «стесненности обстоятельств» или стесненности обстоятельствами, сквозь которые ей, жизни, надлежало пробиваться.
Творчество одного лишь Блока восприняла Цветаева как высоту столь поднебесную -- не отрешенностью от жизни, а очищенностью ею -- (так огнем очищаются!), что ни о какой сопричастности этой творческой высоте она, в «греховности» своей, и помыслить не смела -- только коленопреклонялась», - так писала дочь Цветаевой Ариадна Эфрон, и ее слова передают самую суть отношения Марины Цветаевой к Александру Блоку[5, 317].