Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 05:04, курсовая работа
Творчество М. Цветаевой -- яркая звезда, вспыхнувшая в русской поэзии начала XX века. М. Цветаева была Поэтом с большой буквы, и поэтому ее всегда волновали жизнь и творчество поэтов-современников, среди которых Александр Блок всегда занимал особое место.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I. Личные и творческие контакты М.Цветаевой и А.Блока……………...5
Глава II. Анализ стихотворений М.Цветаевой, обращенных к А.Блоку……..12
Заключение……………………………………………………………………...…31
Список литературы………………………………………………………………..32
Хотя Цветаева обращается к своему нравственному и эстетическому идеалу на «ты», она постоянно подчеркивает дистанцию, которая их разделяет, невозможность сократить ее, приблизиться на расстояние, достаточное для равновеликого общения:
Но моя река - да с твоей рекой,
Но моя рука - да с твоей рукой
Не сойдутся, Радость моя, доколь
Не догонит заря - зари. [1, 51]
Преклонение перед талантом Блока подобно преклонению простого смертного перед совершенством небожителя. Не случайна поэтесса многократно повторяет слово «крылья», создавая портрет «божьего праведника»:
Вещие вьюги кружили вдоль жил,
Плечи сутулые гнулись от крыл… [1, 57]
«О, поглядите - как // Крылья его поломаны!»; «Крылья изведали право: лететь!»; «Рваные ризы, крыло в крови...// Это последнее он: - Живи!»; «Не проломанное ребро - // Переломанное крыло»; «Не чинят крыл»; «Лишь одно еще в нем жило: // Переломанное крыло» [1, 52, ].
Божественное происхождение своего идеала, его святость, и духовную чистоту и благородство поэтесса утверждает при помощи цветовой символики. Белый цвет, семантизированный словом «снег», - символ святости и непорочности «нежного призрака».
Нежный призрак,
Рыцарь без укоризны,
Кем ты призван
В мою молодую жизнь?
Во мгле сизой
Стоишь, ризой
Снеговой одет. [1, 47]
Анализируя тексты «Стихов к Блоку», можно выписать множество слов, ассоциирующихся с белым цветом. Кроме слов «снег», «снежный», мы обнаружим - «метель», «вьюга», которые имеют здесь иную смысловую нагрузку: выражают скорбь по ушедшему из жизни поэту:
Не полог, а птица
Раскрыла два белых крыла!
- И снова родиться,
Чтоб снова метель замела? [1, 61]
Просиявший Цветаевой в апреле образ Александра Блока вновь является ей. И дальше, день за днем, написала Цветаева еще семь стихотворений Блоку. -- Славословий? песен? молитв?.. - не уловишь их жанра, не определишь его однозначно:
Ты проходишь на Запад Солнца,
Ты увидишь вечерний свет,
Ты проходишь на Запад Солнца,
И метель заметает след.
Мимо окон моих - бесстрастный -
Ты пройдешь в снеговой тиши,
Божий праведник мой прекрасный,
Свете тихий моей души… [1, 49]
***
Я на душу твою -- не зарюсь!
Нерушима твоя стезя.
В руку, бледную от лобзаний,
Не вобью своего гвоздя. [1, 49]
Лирическая героиня «Стихов к Блоку» -- кроткая, самоотреченная и усмирившая гордыню. Все, что в ней есть лучшего, доверчиво и беззащитно распахнуто. Она даже не дерзает присоединиться к сонму любящих, которым важно, чтобы их чувства были услышаны тем, к кому они обращены. Ей не нужно его видеть -- только славить его:
Женщине -- лукавить,
Царю -- править,
Мне -- славить
Имя твое. [1, 50]
Но кто же тот, к кому устремлен этот поток неслыханной, идеальной любви? «Нездешний». Неземной. Бесплотный. «Нежный призрак, рыцарь без укоризны», «снеговой певец», «вседержитель души» на вечные времена. Ангел, случайно залетевший к людям.
Романтика? Но она возникла на вполне конкретной почве.
Записей Цветаевой о том, что особенно поразило ее в стихах Блока, нет. Однако перечитаем с пристрастным отбором блоковские стихотворения, написанные в разные годы:
Сама судьба мне завещала
С благоговением святым
Светить в преддверье Идеала
Туманным факелом моим. [11, 11]
***
Небесное умом не измеримо,
Лазурное сокрыто от умов.
Лишь изредка приносят серафимы
Священный сон избранникам миров… [11, 11]
Нет, не на пустом месте выдумала Цветаева образ певца, причастного иным мирам; не из воздуха он соткался:
Я вам поведал неземное,
Я все сковал в воздушной мгле...
И скоро я расстанусь с вами,
И вы увидите меня
Вон там, за дымными горами
Летящим в облаке огня!.. [11, 12]
***
Над бескрайними снегами
Возлетим!
За туманными морями
Догорим! [11, 12]
***
Еще не явлен лик чудесный,
Но я провижу лик -- зарю,
И в очи молнии небесной
С чудесным трепетом смотрю!.. [11, 12]
Можно немало выписать у Блока подобных строк, полностью укладывающихся в сотворенный Цветаевой миф: это будет, как говорится, правда, но не вся. С романтической пристрастностью отбирала Цветаева своего Блока, Однажды и навсегда пронзенная его словами: «Я вам поведал неземное». Этого неземного она только и видела, желая восславить его и «очиститься» самой. В своем мифотворчестве она была на удивление одномерна: ведь к 1916 году Блоком были написаны все его лирические книги... Но стихи Цветаевой создают впечатление, что Блок более «земных» ипостасей [11,12-13].
И все же, несмотря ни на что, уже тогда в стихах Цветаевой сквозь их однозначность и наивность прослушивалось нечто значительное.
Да, «Стихи к Блоку» -- это разговор с божеством.
Но в них нет и тени мистики и религиозности.
В цветаевских стихах слышится обращение
к некоему высшему существу, нежели просто
поэт или просто человек; к тому, кто необходим
людям, кто призван, чтобы помочь им жить,
чтобы нести им свет. Все это с особенной
силой выражено в удивительном и самом
глубоком стихотворении цикла, обращенном
к живому, но звучащем, как реквием,-- о
певце, трагически не узнанном
людьми:
Думали -- человек!
И умереть заставили.
Умер теперь, навек.
-- Плачьте о мертвом ангеле!..
О, поглядите, как
Веки ввалились темные!
О, поглядите, как
Крылья его поломаны!
Черный читает чтец,
Крестятся руки праздные...
Мертвый лежит певец
И воскресенье празднует. [1, 52]
«Вы больше человека и больше поэта: -- Вы несете не свою, человеческую тяжесть»,-- писала Блоку за три года до цветаевских стихов Е. Ю. Кузьмина-Караваева. Эти слова Цветаева почти буквально повторит через пять лет. Пока же ее чувства и мысли выражены более завуалировано и романтично. Но ее стихи к Блоку шестнадцатого года были обращением к тому, кто несет на себе непосильную, всечеловеческую, вселенскую ношу; к тому, кто «больше человека и больше поэта». Можно сказать, что Блок в воображении Цветаевой был явлен неким символом. И когда в 1922 году она услышала от Андрея Белого «лихорадочную повесть», причудливый (символистский) рассказ о сложнейших психологических отношениях «треугольника»: его самого, Блока и его молодой жены,-- ничто ее в этой исповеди не удивило: «Таковы были тогда души... Символизм меньше всего литературное течение». Блок предстал в ее сознании символом своей эпохи,-- к которой сама Цветаева, ни по возрасту, ни по своей творческой и человеческой сути уже не принадлежала [11, 13].
После смерти Александра Блока поэтесса написала четыре стихотворения и одно -- незавершенное, которое не стала кончать, видимо, недовольная чрезмерной стилизацией:
Останешься нам иноком:
Хорошеньким, любименьким,
Требником рукописным,
Ларчиком кипарисным...
Всем -- сыном, всем -- наследником,
Всем -- первеньким, последненьким. [1, 55]
Остальные три стихотворения торжественны и скорбны, как настоящие погребальные песнопения. В них Блок вновь, как и прежде, явлен одиноким, высшим, неземным существом, чья жизнь на земле была случайностью:
Вот он -- гляди -- превыше облаков
Вождь без полков!
Вот он -- гляди -- меж вещих лебедей
Друг без друзей!
Други его -- не тревожьте его!
Слуги его -- не тревожьте его!
Было так ясно на лике его:
Царство мое не от мира сего. [1,56-57]
Но не только это. С не меньшей силой звучала в стихах Цветаевой мысль о великом и высоком певце, беззаветно служившем людям и несшем непосильное бремя; душу, которую отдал всю без остатка и погиб сам:
Вещие вьюги кружили вдоль жил, -
Плечи сутулые гнулись от крыл.
В певчую прорезь, в запекшийся пыл -
Лебедем душу свою упустил! [1, 57]
Его чистота и жертвенность были столь велики, что, и умирая, он свои помыслы сосредоточил на тех, кто остался жить; лебединым кликом, вещей вьюгой, последним сияньем он приветствовал их: «Это последнее -- он - прости... Это последнее -- он: - Живи!»
Образ певца, измученного и сломленного, встает перед нами; он трагически расслоен, расщеплен: