Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:40, дипломная работа
Отметим еще один важный момент в осмыслении методологического подхода Пумпянского, утверждаемого В. Вахрушевым в отзыве на сборник трудов Л.В. Пумпянского (составленного Е.М. Иссерлиным и Н.И. Николаевым –
Введение………………………………………………………….………..3
Глава 1. «Таинственные повести» И. С. Тургенева, их место и значение в творчестве писателя………………………………………………….…….……11
1.1. Проблема состава «таинственных повестей» и их жанровое своеобразие, творческий метод писателя………………………………………11
1.2. История создания «таинственных повестей», литературные параллели, литературные и культурно-философские корни……………….…16
Глава 2. Феномен «таинственных повестей» И. С. Тургенева в критике и литературоведении……………………………………………………………….26
2.1. «Таинственные повести» в критике и литературоведении конца XIX – начала XX веков: начало литературоведческого осмысления………………....26
2. 2. Советское и постсоветское литературоведение…………………….41
2.2.1. Концепция Л.В. Пумпянского: первая типологизация «таинственных повестей»…………………………………………………….….41
2.2.2. Изучение «таинственных повестей» в 60 – 70-е гг. ХХ в………..44
2.2.3. Современные подходы к изучению «таинственных повестей»…50
Глава 3. Категория таинственного в повестях И. С. Тургенева 1860-х – 1880-х гг…………………………………………………………………………..54
3.1. Определение категории таинственного в повестях Тургенева, ее сущности и содержания………………………………………………..………..54
3.2. «Таинственные повести» в мифопоэтическом аспекте…………....61
3.3. Образы таинственного в поэтике «таинственных повестей» И.С. Тургенева (на примере образов сна и тумана)………………….…………….73
Заключение………………………………………………….……………80
Библиографический список……………………………….……………..83
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. «Таинственные повести» И. С. Тургенева, их место и значение в творчестве писателя………………………………………………….……
1.1. Проблема состава «таинственных повестей» и их жанровое своеобразие, творческий метод писателя………………………………………11
1.2. История создания «таинственных повестей», литературные параллели, литературные и культурно-философские корни……………….…16
Глава 2. Феномен «таинственных повестей» И. С. Тургенева в критике и литературоведении…………………………………
2.1. «Таинственные повести» в критике и литературоведении конца XIX – начала XX веков: начало литературоведческого осмысления………………....26
2. 2. Советское и постсоветское литературоведение…………………….41
2.2.1. Концепция Л.В. Пумпянского: первая типологизация «таинственных повестей»…………………………………………………….
2.2.2. Изучение «таинственных повестей» в 60 – 70-е гг. ХХ в………..44
2.2.3. Современные подходы к изучению «таинственных повестей»…50
Глава 3. Категория таинственного в повестях И. С. Тургенева 1860-х – 1880-х гг…………………………………………………………………………
3.1. Определение категории таинственного в повестях Тургенева, ее сущности и содержания………………………………………………..
3.2. «Таинственные повести» в мифопоэтическом аспекте…………....61
3.3. Образы таинственного в поэтике «таинственных повестей» И.С. Тургенева (на примере образов сна и тумана)………………….…………….73
Заключение………………………………………………….
Библиографический список……………………………….……………..83
Введение
«Таинственные повести» И. С. Тургенева – это тот пласт в творческом наследии русского писателя, который своей необычностью не перестает приковывать к себе внимание уже нескольких поколений литературоведов и представителей литературной критики.
Актуальность. Таинственное как особый способ отображения действительности характерен для многих произведений русской литературы не только периода романтизма (А. А. Бестужев, В. Ф. Одоевский, Н. В. Гоголь, А. К. Толстой), но и для творчества писателей, которые выходят за рамки романтизма – А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов и др.
Изучение феномена таинственного в произведениях И. С. Тургенева, признанного писателя-реалиста, одного из создателей русской социально-психологической повести и социально-психологического романа, еще не стало предметом специального исследовательского интереса в отечественном литературоведении. Таинственное как особый тип образности, основанный на смещении границ возможного и невозможного, отчетливо присутствует в поэтике ряда повестей И. С. Тургенева 1860-1880-х гг. Сам принцип объединения их под знаком «таинственного» во многом обусловлен введением в художественную ткань повестей образов и мотивов, которые сообщают событиям, описанным в них, особую атмосферу загадочности, таинственности. Первым кто рассмотрел эти произведения в рамках цикла и назвал «таинственными повестями» был JL В. Пумпянский.
Концептуальный анализ поможет дополнить понимание особенностей «тайного» тургеневского психологизма, а также идейно-философское, нравственно-этическое и автобиографическое содержание «таинственных повестей».
Важно отметить, что в современной науке о литературе наблюдается устойчивый интерес к таинственному и фантастическому, как к элементу поэтики литературного произведения, что подтверждается целым рядом монографических и диссертационных работ, посвященных указанному аспекту литературного произведения в творчестве русских писателей, и в связи с исследованием общих проблем развития русской литературы XIX-XX вв.
Творческое наследие Ивана Сергеевича Тургенева представляет собой выдающееся явление русской и мировой литературы. Его своеобразие обусловлено не только уникальностью художественного дарования писателя, но и мощным мировоззренческим комплексом, который вбирает в себя его общественно-политические, философско-эстетические и религиозно-этические взгляды. Все это, в свою очередь, нашло отражение в идейно-тематическом комплексе произведений писателя, воплотившись в поэтологическом своеобразии его прозы, в том числе и в «таинственных повестях».
В творчестве писателя «таинственные повести» занимают особое место – они отразили интерес И. С. Тургенева к загадкам души, психическим состояниям, интуиции и предощущениям человека, к странным и малопонятным в те годы явлениям гипноза, генетической памяти, телепатии, жизни человеческого подсознания. В них нашло продолжение и осмысление писателем целого комплекса философско-мировоззренческих и нравственно-этических проблем.
Все эти аспекты воплощаются и в художественном мире указанных повестей, в которых наряду с реалистическими картинами российской действительности – природой, бытом, вещным миром, присутствуют образы, которые имеют двоякую природу, то есть события и элементы действительности описываются самым невероятным образом, представляя собой высокую степень условности, что можно трактовать как фантастическое.
Степень изученности проблемы. В литературной критике отклики на «таинственные повести» И. С. Тургенева были крайне разноречивы, главным образом из-за присутствия в их поэтике элементов таинственного. Отрицательные отзывы были, в частности, со стороны М. А. Антоновича, А. М. Скабичевского, Н. К. Михайловского, B. Я. Брюсова и др. Но, несмотря на доминирование негативных оценок, встречается и ряд положительных откликов, в частности, Н. В. Успенского, В. П. Буренина, Аре. И. Введенского, Ф. М. Достоевского, Д. С. Мережковского и др.
В целом следует сказать, что писатели и критики 1850-1890-х гг., а также рубежа XIX-XX вв., за редким исключением восприняли «таинственные повести» как отход писателя от реализма.
Еще при жизни И. С. Тургенева его творчество начинает изучаться и в историко-литературном плане. Как правило, преимущественный интерес исследователей был сосредоточен на романах писателя. Поэтому его повести и рассказы, в том числе и «таинственные повести», привлекали внимание ученых меньше. Одним из первых, кто обратил на них свое внимание, был C. А. Венгеров. В монографии «Иван Сергеевич Тургенев. Критико-биографический этюд» (1877) он подробно проанализировал повести «Призраки» и «Собака». Однако, С. А. Венгеров дал им невысокую оценку, главным образом из-за присутствия в них фантастического.
Не обошел своим вниманием тургеневские «таинственные повести» и Д. Н. Овсянико-Куликовский, который в своих «Этюдах о творчестве И. С. Тургенева» (1896), подверг повесть «Призраки» глубокому философскому осмыслению, в рамках которого рассмотрел и таинственное, фантастическое.
В первой трети XX в. появляется ряд исследований, посвященных «таинственным повестям» И. С. Тургенева. Это работы П. Н. Сакулина «На грани двух культур. И. С. Тургенев» (1918), М. О. Гершензона «Мечта и мысль И. С. Тургенева» (1919), в которых обращалось внимание на повести «Призраки» и «Песнь торжествующей любви».
В. М. Фишер в статье «Таинственное у Тургенева», опубликованной в сборнике «Венок Тургеневу 1818-1918» (1919), дал достаточно подробный анализ таинственного в художественной ткани повестей.
В 1920-1930-е гг. было издано несколько сборников, посвященных творчеству И. С. Тургенева. Один из них «Творчество Тургенева», под редакцией И. Н. Розанова и Ю. М. Соколова, куда вошли несколько статей, в рамках которых рассматривается таинственное и фантастическое в повестях. Это статьи М. А. Петровского «Таинственное у Тургенева» и Ч. Ветринского «Муза – вампир».
В 1923 г. в сборник «Тургенев и его время» Н. К. Пиксанов включил статью «История «Призраков». В сборнике «Творческий путь Тургенева» (1923) в статье М. Габель «Песнь торжествующей любви» Тургенева (Опыт анализа)» проанализированы мотивы, которые лежат в основе таинственного, а также рассмотрено влияние рассказа Н. В. Гоголя «Страшная месть» и романа Г. Флобера «Саламбо» на разработку сюжета названной повести [37, с. 208-209; с. 211-212].
В сборнике «Творческая история. Исследования по русской литературе. Пушкин, Грибоедов, Достоевский, Гончаров, Островский, Тургенев», под редакцией Н. К. Пиксанова (1927), в работе JI. М. Поляк «История повести Тургенева "Клара Милич"», рассматривалась текстуальная история произведения, прототипы его главных героев, а также проблема литературных влияний.
JI. В. Пумпянский в статье «Группа «таинственных повестей» первым рассмотрел эти повести как единый цикл.
Интерес к фантастическому в «таинственных повестях» в той или иной степени проявился и в работах 1960-1990-х гг.
Так, истоки фантастического рассматривались в исследовании Г. А. Бялого «Тургенев и русский реализм» (1962), в статье JI. Н. Осьмаковой «Таинственные» повести и рассказы И. С. Тургенева в контексте естественнонаучных открытий второй половины XIX века» (1984), в статье Н. Н. Мостовской «Повесть Тургенева «После смерти (Клара Милич)» в литературной традиции» (1993), в книге В. Н. Топорова «Странный Тургенев (четыре главы)» (1998) и др.
В ряде работ вопрос о таинственном в повестях затрагивался в связи с решением проблемы художественного метода писателя в этих произведениях. П. Г. Пустовойт в исследовании «И. С. Тургенев – художник слова» (1980) рассматривает таинственное у Тургенева как средство романтизации. «Цель этого художественного приема <…> : с помощью романтической гиперболы рельефнее передать существо реальной действительности» - заключает П. Г. Пустовойт.
Проблема таинственного в «таинственных повестях» затрагивается М. А. Турьян в рамках диссертации «Таинственные повести» В. Ф. Одоевского и И. С. Тургенева и проблемы русской психологической прозы» (1980), при исследовании генетических и типологических связей «таинственных повестей» названных писателей, в свете становления и развития русского психологического реализма.
С точки зрения исследовательницы, в «таинственных повестях» И. С. Тургенева присутствует особый тип таинственного, который она условно обозначает как психологический.
А. Б. Муратов в своем диссертационном исследовании «Проблемы реализма в позднем творчестве И. С. Тургенева: (Повести и рассказы 1860-1880-х гг.)» (1981), называя художественную манеру И. С. Тургенева «романтическим реализмом», приходит к выводу: «Тургеневский «романтический реализм» находит теперь свое выражение в произведении, близком по своим жанровым признакам «фантастической повести». Ученый также отмечает: «Обычно в его произведениях понятное и таинственное слиты воедино, и только в своем единстве отражают всю сложность и полноту его мировоззренческих принципов и художественной системы».
Интерес к «таинственным повестям» сохраняется и у тургеневедов XXI в. Так, К. В. Лазарева в своей диссертационной работе «Мифопоэтика «таинственных повестей» И. С. Тургенева» (2005), в рамках одного параграфа осуществляет мифопоэтический анализ таких произведений, как «Призраки», «Сон», «Песнь торжествующей любви», «Клара Милич».
В диссертационном исследовании Е. В. Науменко «Система мотивов «таинственных повестей» И. С. Тургенева» (2006) проводится анализ системы мотивов в «таинственных повестях».
Итак, проведенный нами анализ свидетельствует о том, что в литературоведении нет специальной работы, посвященной рассмотрению фантастического в поэтике «таинственных повестей» И. С. Тургенева.
Осмысление «таинственных повестей» затрудняется тем, что до сих пор не прояснен вопрос о критериях их выделения, вследствие чего объем цикла изменяется в зависимости от позиции исследователя (позиции разных исследователей по данной проблеме будут рассмотрены в первой главе работы).
Цель и задачи исследования. Цель данной дипломной работы состоит в исследовании таинственного в поэтике повестей И. С. Тургенева 1860-х – 1880-х гг., в аналитическом рассмотрении сущности, типов, идейного содержания и роли таинственного в художественной ткани этих произведений.
В связи с этим перед нами стоят следующие задачи:
- изучить «таинственные повести» И. С. Тургенева, их место и значение в творчестве писателя;
- рассмотреть проблема состава «таинственных повестей», определить их жанровое своеобразие, творческий метод писателя;
- изучить история создания «таинственных повестей», литературные параллели, литературные и культурно-философские корни;
- проследить историю исследования «таинственных повестей» в критике и литературоведении конца XIX – начала XX вв., в советском и постсоветском литературоведении;
- изучить категорию таинственного в повестях Тургенева 1860-х – 1880-х гг., ее сущность и содержание;
- рассмотреть «аинственные повести» в мифопоэтическом аспекте;
- проанализировать образы таинственного в поэтике «таинственных повестей» И.С. Тургенева (на примере образов сна и тумана);
- проанализировать содержательное наполнение таинственного (мотивов, образов), связанное с мировоззренческим аспектом творчества писателя;
Объект исследования: категория таинственного в поэтике повестей И. С. Тургенева 1860-х – 1880-х гг.
Предмет исследования: образы и мотивы таинственного, их типы, место и роль в художественной структуре «таинственных повестей» И. С. Тургенева, художественный метод автора.