Мотив нормы в творчестве Саши Соколова "Школа для дураков"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Думается, что тематика романа Соколова «Школа для дураков» широка и разнообразна, так что ее не удастся описать в несколько слов, но основным ее направлением является сознание человека и его отношение к окружающей реальности пространственно-временного континуума. Здесь следует оговориться, на мой взгляд, и тема, поднимаемая в романе, и проблемы, которые он затрагивает, не скажу – решает, все это в своей совокупности зависит от того, с какой критической позиции смотрит наблюдатель. Если подойти с позиции социологической, то можно сказать, что роман охватывает одну из самых сложных проблем общества – отношение социума к своим нетрудоспособным членам, требующим особых условий и ухода, - и развивает тему гуманизма в его наивысшем развитии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….. 2
1. О романе «Школа для дураков»
1.1 .Мир в романе Соколова «Школа для дураков»……………………………. 4
1.2. Человек в романе «Школа для дураков»…………………………………… 6
1.3. Образ главного героя и его двойники………………………………………. .8
1.4. Главные и второстепенные персонажи……………………………………...11
2. Истолкование понятия нормы, проблемы нормы в романе Соколова
2.1. Своеобразие истолкования категории нормы……………………………13
2.2. Проблема нормы……………………………………………………………… 15
2.3. Нимфея – отношение к «другому» собственному я…………………….. 17
2.4. Аморфный и подвижный мир, также как норма – нормален…………... 18
2.5. Гибель всего живого, как неотъемлемая часть нашего мира…………. 21
3. О постмодернистских аспектах поэтики романа Саши Соколова "Школа для дураков»
3.1. Герой в постмодернизме. Андрей Битов «Пушкинский дом»…………..24
3.2. Состояние мира – постмодернистское состояние……………………….31
Заключение……………………………………………………………………………38
Список литературы …………………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

готова.docx

— 78.99 Кб (Скачать)

Заключение

         С точки зрения здравого смысла в романе так ничего и не происходит, потому что время в нем движется то вперед, то назад. "Почему, - размышляет сам герой, - например, принято думать, будто за первым числом следует второе, а не сразу двадцать восьмое? Да и могут ли дни вообще следовать друг за другом, это какая-то поэтическая ерунда - череда дней. Никакой череды нет, дни проходят, когда какому вздумается, а бывает, что несколько сразу". Это суждение - очень здравое на закате классического модернизма: оно окончательно порывает с фабульным хронологическим мышлением, отменяет хронологию. Получается, что творение собственного мира - своего рода ответ героя на несовершенство этого, его своеобразный протест и в большой степени психологическая защита от настоящего помешательства. Таким образом, можно сказать, что “Школа для дураков” в философском смысле - попытка показать мир не таким, каким он должен быть по обыденным человеческим представлениям, а таким, каким он, возможно, и является на самом деле. "Школа для дураков" - одно из последних произведений модернизма, и как таковое оно глубоко трагично. Но оно также одно из первых произведений постмодернизма и в этой второй своей ипостаси является веселым, игровым и даже с некоторым подобием "хэппи-энда": герой с автором идут по улице и растворяются в толпе прохожих.

    Так или иначе, это последнее великое  произведение русской литературы ХХ в. в традиционном понимании слова "литература". 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Липовецкий М. Русский постмодернизм. Екатеринбург, 1997.
  2. Ильин И. Постмодернизм: от истоков до конца столетия. М., 1998.
  3. Лотман Ю. Культура и взрыв. М.,1992.
  4. П. Вайль, А. Генис. Уроки школы для дураков. «Литературное обозрение, №1-2, 1993.
  5. О.Б. Вайнштейн. Постмодернизм: история или язык. Вопросы философии, 1993, №3.
  6. Фридман Дж. Ветру не указ: Размышления над текстами романов «Пушкинский дом» А.Битова и «Школа для дураков» Саши Соколова // Литературное обозрение. 1989, № 12
  7. Фридман Дж. Искривление реальности и времени в поиске истины в романах «Пушкинский Дом» и «Школа для дураков» (Ненаучный очерк) // 22.
  8. Генис А. Беседа седьмая: горизонт свободы. Саша Соколов// Звезда. 1997, № 8
  9. Саша Соколов – Владимир Кравченко: Учитель Дерзости в школе для дураков//Литературная газета. 1995. № 7.. 15 февр.
  10. Зорин А. Насылающий ветер// Новый мир. 1989. № 12.
  11. Дарк О. Мир может быть любой: Размышления о «новой прозе»// Дружба народов. 1992. № 5.

Информация о работе Мотив нормы в творчестве Саши Соколова "Школа для дураков"