Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:36, курсовая работа
Думается, что тематика романа Соколова «Школа для дураков» широка и разнообразна, так что ее не удастся описать в несколько слов, но основным ее направлением является сознание человека и его отношение к окружающей реальности пространственно-временного континуума. Здесь следует оговориться, на мой взгляд, и тема, поднимаемая в романе, и проблемы, которые он затрагивает, не скажу – решает, все это в своей совокупности зависит от того, с какой критической позиции смотрит наблюдатель. Если подойти с позиции социологической, то можно сказать, что роман охватывает одну из самых сложных проблем общества – отношение социума к своим нетрудоспособным членам, требующим особых условий и ухода, - и развивает тему гуманизма в его наивысшем развитии.
Введение………………………………………………………………………………….. 2
1. О романе «Школа для дураков»
1.1 .Мир в романе Соколова «Школа для дураков»……………………………. 4
1.2. Человек в романе «Школа для дураков»…………………………………… 6
1.3. Образ главного героя и его двойники………………………………………. .8
1.4. Главные и второстепенные персонажи……………………………………...11
2. Истолкование понятия нормы, проблемы нормы в романе Соколова
2.1. Своеобразие истолкования категории нормы……………………………13
2.2. Проблема нормы……………………………………………………………… 15
2.3. Нимфея – отношение к «другому» собственному я…………………….. 17
2.4. Аморфный и подвижный мир, также как норма – нормален…………... 18
2.5. Гибель всего живого, как неотъемлемая часть нашего мира…………. 21
3. О постмодернистских аспектах поэтики романа Саши Соколова "Школа для дураков»
3.1. Герой в постмодернизме. Андрей Битов «Пушкинский дом»…………..24
3.2. Состояние мира – постмодернистское состояние……………………….31
Заключение……………………………………………………………………………38
Список литературы …………………………………………………………………39
В жизни Бенджи любит только три вещи: лужайку, на которой играет, огонь и свою сестру Кедди, которая единственная из всех относится к нему как к человеку. Его 33-летняя жизнь отмечена всего тремя важными событиями: пропадает Кедди, продают любимую лужайку, он пристает на улице к школьнице, за что его подвергают принудительной кастрации. Бенджи не понимает причин и смысла происходящего, но он способен страдать, ощущая вторжение в свою жизнь чьей-то злой воли.
В романе образ Бенджи символизирует абсурдность мира. С ним связано и название книги Фолкнера. Создавая образ Бенджи, Фолкнер, по его собственному признанию, хотел показать, «как много можно было бы извлечь из идеи слепой, сосредоточенной на себе невинности, воплощенной в детях, если бы один из них был истинно невинным, т.е. идиотом».
У
Достоевского Ф.М. в «Двойнике» нимфеевским
героем является Голядкин. Для Голядкина
психическое расстройство — следствие
его свободного внутреннего выбора (между
бытием и небытием), который позже будет
осмысляться героями Достоевского в христианских
категориях (Бог и дьявол). Не обладающий
ни социально значимыми (чин, родство,
богатство), ни романтически-индивидуальными
(«ни ума, ни характера, ни образования»)
данными для вхождения в «общество высокого
тона» и вместе с тем связывающий свою
самооценку с этими искусственными, по
художественной логике Достоевского,
шкалами ценностей, Голядкин изначально
обречен на жестокий неуспех. Его не пускают
дальше передней; когда же с черного хода
он все-таки пробирается в танцевальную
залу, то его силой выпроваживают на улицу.
В ненастную ноябрьскую полночь на пустынной
набережной Фонтанки в потрясенном воображении
«ветошки» (которой Голядкин оказывается,
приняв господствующие бюрократические
и личностные критерии) впервые возникает
«двойник». Точная копия «старшего», «Голядкин-младший»
к тому же обладатель черт, необходимых
в его положении для успеха: вероломства,
наглости, ловкости, умения «подбиться,
приласкаться, нашептать и наподличать»,
присвоить чужие заслуги, угодить начальству,
сослуживцам, женщинам. Детальное развертывание
клинической картины сумасшествия героя,
в итоге попадающего в дом для умалишенных,
составляет дальнейшее содержание повести.
«Настоящий» Голядкин, оставаясь «невинным»
и «правдолюбивым», вынужден постепенно
уступать свое жизненное пространство
(квартиру, службу и пр.) «самозванцу».
Ясно, что реальные личностные ценности»
(доброта, доверчивость, порядочность)
несовместимы с индивидуалистическими
и бюрократическими идеалами, лишенными
подлинного бытия. Так что вытеснение
«настоящего» Голядкина «мнимым» — результат
выбора героя между жизнью и ее ложными
подобиями.
Все герои романа: и главные, и второстепенные, и только упомянутые в ряду прихотливой лингвистической игры - четко делятся на два лагеря. В одном - и он гораздо больше - те, кого можно назвать “глухими к зову Вечности”. Это и отец главного героя, прокурор, который “видит лишь то, что видит”, и учителя вспомогательной школы (директор Перилло, изобретатель “тапоч-ной системы”, учительница литературы Водокачка), и ведьма Шейна Соломоновна Трахтенберг, и доктор Заузе. И даже мать главного героя попадает в этот ряд. Хотя герой часто называет ее бедной и терпеливой, он не может простить ей измены отцу с учителем музыки. Всем им противопоставлены те, кто ощущает за “нашим неразрешимым здесь” присутствие другого, нормального мира. Только этим героям дано заглянуть на тот берег Леты, ощутить бессмертие, идущее от единения с природой. Как точно подметил А. Богуславский в статье “Death in the works of Sasha Sokolov”, “характерно, что в некотором роде бессмертие дано лишь тем персонажам, чьи имена или прозвища связаны с природой”. Их мало, этих посвященных. Это учитель Норвегов, чья фамилия с помощью анаграммы превращается в слово “ветрогон”. Именно Насылающему ветер - персонажу, воплощающему у Соколова энергетический импульс изменения, несколько раз уподобляется Норвегов.
Это учительница биологии Вета Акатова, имя которой вдруг рождается из лингвистической ассоциации железнодорожная ветка - ветка акации - Вета Акатова. Ей суждено занимать в мире героя “Школы для дураков” одно из самых важных мест, стать объектом его неразделенной любви и страсти. . Он так описывает лицо героини: «…представьте себе женщину, она столь прекрасна, что когда вы вглядываетесь в черты ее, то не можете сказать нет радостным слезам своим». У В. есть простая собака, мохнатая, желтая. Чтобы завоевать любовь героини, Нимфея хочет поладить с собакой, но боится ее. В. легкомысленна и ветрена. Она готова отдаться первому встречному: «…я вся белоснежна ну осыпьте меня совсем осыпьте же поцелуями никто не заметит лепестки на белом не видны». Это отец Веты Аркадий Аркадиевич Акатов, к которому герой много раз приходит в своем воображении просить руки его дочери. Это девочка или девушка учителя Норвегова Роза Ветрова, чье имя также рождается из игрового ряда учитель географии - роза ветров - Роза Ветрова. Это почтальон Михеев или Медведев, странная пограничная фигура, как и Норвегов, связанная с темой Насылающего. И, наконец, сам главный герой, много раз называющий себя именем Нимфея - белая речная лилия - и иногда полностью превращающийся в нее.
“Природность”
имен и прозвищ ряда героев романа
воплощает общую
2.1. Своеобразие истолкования категории норма.
Как пишут П. Вайль и А. Генис в статье “Уроки школы для дураков”, “окружающий мир и герой существуют в разных измерениях. Их реальности накладываются, просвечивают одна сквозь другую. Результат этого совмещения - рефракция, придающая тексту зыбкий характер сновидения, в котором логика замещена произволом подсознания”. Сквозь разлитый по страницам абсурд, идиотизм жизни вдруг иногда проглядывает нормальный мир, напоминая, что он все-таки существует, и давая читателю “передохнуть”.
Норма
- это все то, что несет в
своих волнах Лета, по-постмодернистски
не давая оценок и не вешая ярлыков,
просто перечисляя, - все движется с
одинаковой скоростью. Автор убежден,
что в Лете обязательно потонут
оба меловых старика с
“Перечисление
- честнейший, изначальный способ описания”,
- сказал А. Битов. Вот домашнее задание,
которое дает главному герою Леонардо
да Винчи во рву Миланской крепости:
“Опиши челюсть крокодила, язык колибри,
колокольню Новодевичьего монастыря,
опиши стебель черемухи, излучину Леты,
хвост любой поселковой собаки, ночь любви,
миражи над горячим асфальтом, ясный полдень
в Березове, лицо вертопраха, адские кущи,
сравни колонию термитов с лесным муравейником,
грустную судьбу листьев - с серенадой
венецианского гондольера, а цикаду обрати
в бабочку…” Соколов более всего повествует,
перечисляет, меньше описывает, почти
не рассуждает. Потому так часто фраза
у него представляет собой период, потому
так любит он нескончаемые ряды синонимов,
потому так часто завораживает и писателя,
и читателя могучий ритм текста и потому,
наверное, так часто появляется на страницах
поток сознания. Линейный текст со знаками
препинания не в состоянии вместить в
себя элементарность и грандиозность
данного мгновения данной точки пространства.
Поток сознания превращает конечное в
бесконечное, плоскостное в пространственное:
“Как называется? Называется жизнь”.
2.2. Проблема нормы
Нельзя
сказать, что Соколов оригинален
в решении проблемы нормы. Вопрос
“Кто сумасшедший?” в литературе
и искусстве задавался не раз
- особенно в XX в. Постмодернистское
искусство своим объектом часто
имеет парадокс, аномалию, нечто
ненормальное с общепринятой точки
зрения. И так получается, что
самыми нормальными оказываются
те, кто по социальной иерархии относится
к “низам”, изгоям, кто вообще не
вписывается в какие-либо структуры,
как, например, учащийся школы для
дураков, страдающий раздвоением личности
и избирательной памятью. Мотивы нормы
и школы, может быть, самые ясные и явные
в романе. Наверное, поэтому они более
всего привязаны к реальности. Условные
время и место действия “Школы для дураков”
относительно конкретизируются именно
на страницах, посвященных школе, учителям,
методам воспитания и т.д. Как раз на этих
страницах Соколов чаще всего использует
приемы соц-арта - высмеивания знаков советского
менталитета. Подобные фрагменты самые
смешные в тексте. Принципы же “метареалистической”
(М.Эпштейн) поэзии можно найти в тех местах
текста, которые связаны с более возвышенными
темами - смерти, бессмертия, преображения.
Главный герой-рассказчик, его учитель
и автор не желают жить в придуманной,
условной реальности “хаоса симулякров”
(М.Липовецкий), сконструированной идеологией
“тапочкой системы”, играть в ее игры,
считаться с ее законами. Потому так сильны
в романе желание и предчувствие перемен.
В тексте “Школы для дураков” этот мотив
постоянно присутствует - иногда на втором
плане, иногда на первом. Герою и его учителю
можно позавидовать: они не просто отвергают
действительность, построенную на фальши
и абсурдных принципах, они - посвященные.
Им дано знание о другом мире, где не надо
играть роли, где можно быть самим собой,
где совсем иные ценности, где живут, а
не существуют, где самым главным становится
то, что в реальном мире давно стало “факультетом
ненужных вещей”. Только в этом идеальном
мире норма переворачивается обратно,
с головы на ноги. Пропуская мимо ушей
и не видя в упор постылую реальность,
главный герой и его учитель настраиваются
на восприятие музыки идеального мира.
Это не так уж сложно, потому что в пространстве
романа он находится очень близко, хотя
видят его далеко не все.
2.3. Нимфея – отношение к «другому» собственному я.
Нимфея
– ученик специальной школы, перешедшей
на тапочную систему. Сын терпеливой матери
и отца-прокурора. Дачник дачной местности
у реки. Нимфея знает, что в его существе
их двое. Они разговаривают друг с другом.
Мать даже сшила два мешка и купила две
пары брезентовых тапочек для них. Нимфея
ревнует другого Нимфею к Вете Акатовой.
Временами он даже ненавидит его за то,
что другой рассказывает о таких вещах,
которые Нимфея не хочет слушать. Он то
ли окончил школу с отличием, то ли был
выгнан за неуспеваемость. После школы
Нимфея работал в самых разных местах:
в прокуратуре у отца точил карандаши,
подметал двор в Министерстве тревог,
помогал художнику Леонардо, был контролером,
кондуктором и т.д. Нимфея – главный герой
романа. Время, по его ощущениям, очень
прерывисто. Поэтому рядом могут оказаться
дни из разных времен его жизни: школьный
день, дачный день, день службы в Министерстве,
день работы у Леонардо. Нифея – любимый
ученик Норвегова. У героя есть патефон,
велосипед. Он любит заполнять своим голосом
пустые пространства, собирает коллекцию
зимних бабочек и сочиняет рассказы. Н.
читает сразу несколько книг, учится играть
на аккордеоне. Кроме того, он своими вопросами
и замечаниями доводит до бешенства отца.
Н. ненавидит своих одноклассников – «этих
дураков». Он мечтает жениться на Вете
Акатовой.
2.4. Аморфный и подвижный мир, также как норма – нормален.
Они живут среди нас, ходят по улицам в нелепой одежде, смотрят вокруг отсутствующим взглядом... Иногда они бывают агрессивны, чаще - безобидны и беззащитны, они не знают, зачем нужно куда-то спешить и как обращаться с деньгами, не задумываются о завтрашнем дне, не беспокоятся о глобальном потеплении и мировом кризисе... У них своя, не доступная нам логика. Они - это те, кого мы называем сумасшедшими. Они – это те, кого мы считаем аморфными, не думающих о тех проблемах, которые ежедневно волнуют, нас – не сумасшедших.
Мы, погруженные в свои мысли
и всегда куда-то спешащие, стараемся
их не замечать, а если случайно
наткнемся на них взглядом, торопливо
отводим глаза. И не
Но среди прочих страхов где-то в глубине подсознания у нас таится страх сойти с ума. Сойти с ума можно по разным причинам, но все они, по сути, сводятся к одной. Человек получает из внешнего мира информацию, к восприятию которой он не готов. Так, мать не в силах осознать смерти ребенка, женщина не может простить измены мужа, человек стал свидетелем катастрофы - и ум не выдерживает, отказывается переработать полученную информацию, сбегает от всего того, что ему открылось.
Сумасшествие начинается со
Моцарт, например, страдал манией преследования и был уверен, что его хотят отравить. А английский писатель Гаррингтон воображал, будто мысли у него изо рта вылетают в виде пчел, и разгонял их веником. Французский баснописец Лафонтен метался часами по улицам и под удивленные взгляды прохожих жестикулировал, топал ногами и во весь голос выкрикивал рождающиеся строки.
Информация о работе Мотив нормы в творчестве Саши Соколова "Школа для дураков"