Мотив нормы в творчестве Саши Соколова "Школа для дураков"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Думается, что тематика романа Соколова «Школа для дураков» широка и разнообразна, так что ее не удастся описать в несколько слов, но основным ее направлением является сознание человека и его отношение к окружающей реальности пространственно-временного континуума. Здесь следует оговориться, на мой взгляд, и тема, поднимаемая в романе, и проблемы, которые он затрагивает, не скажу – решает, все это в своей совокупности зависит от того, с какой критической позиции смотрит наблюдатель. Если подойти с позиции социологической, то можно сказать, что роман охватывает одну из самых сложных проблем общества – отношение социума к своим нетрудоспособным членам, требующим особых условий и ухода, - и развивает тему гуманизма в его наивысшем развитии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….. 2
1. О романе «Школа для дураков»
1.1 .Мир в романе Соколова «Школа для дураков»……………………………. 4
1.2. Человек в романе «Школа для дураков»…………………………………… 6
1.3. Образ главного героя и его двойники………………………………………. .8
1.4. Главные и второстепенные персонажи……………………………………...11
2. Истолкование понятия нормы, проблемы нормы в романе Соколова
2.1. Своеобразие истолкования категории нормы……………………………13
2.2. Проблема нормы……………………………………………………………… 15
2.3. Нимфея – отношение к «другому» собственному я…………………….. 17
2.4. Аморфный и подвижный мир, также как норма – нормален…………... 18
2.5. Гибель всего живого, как неотъемлемая часть нашего мира…………. 21
3. О постмодернистских аспектах поэтики романа Саши Соколова "Школа для дураков»
3.1. Герой в постмодернизме. Андрей Битов «Пушкинский дом»…………..24
3.2. Состояние мира – постмодернистское состояние……………………….31
Заключение……………………………………………………………………………38
Список литературы …………………………………………………………………39

Работа содержит 1 файл

готова.docx

— 78.99 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Магнитогорский государственный университет» 

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ 

Курсовая  работа

 по  дисциплине: 

«Современна русская литература» 

«Мотив нормы в творчестве Саши Соколова

«Школа  для дураков» 
 
 

                                                                                    Выполнила:

 студентка  301гр.

Абрашина Анастасия Владимировна                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Проверила: 

Цуркан ВероникаВалентиновна   
 
 
 

Магнитогорск

2011

Содержание   

Введение………………………………………………………………………………….. 2

   1.    О романе «Школа для дураков»

        1.1 .Мир в романе Соколова «Школа для дураков»……………………………. 4

        1.2. Человек в романе «Школа для дураков»…………………………………… 6

        1.3. Образ главного героя и его двойники………………………………………. .8

        1.4. Главные и второстепенные персонажи……………………………………...11

    2.  Истолкование понятия нормы, проблемы нормы в романе Соколова

         2.1. Своеобразие истолкования категории нормы……………………………13

         2.2.  Проблема нормы……………………………………………………………… 15

         2.3.  Нимфея – отношение к «другому» собственному я…………………….. 17

         2.4. Аморфный и подвижный мир, также как норма – нормален…………... 18

         2.5. Гибель всего живого, как неотъемлемая часть нашего мира…………. 21

    3. О постмодернистских аспектах поэтики романа Саши Соколова "Школа для дураков»

         3.1.  Герой в постмодернизме. Андрей Битов «Пушкинский дом»…………..24

         3.2.   Состояние мира – постмодернистское состояние……………………….31

       Заключение……………………………………………………………………………38

         Список  литературы …………………………………………………………………39 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Думается, что тематика романа Соколова «Школа для дураков» широка и разнообразна, так что ее не удастся описать в несколько слов, но основным ее направлением является сознание человека и его отношение к окружающей реальности пространственно-временного континуума. Здесь следует оговориться, на мой взгляд, и тема, поднимаемая в романе, и проблемы, которые он затрагивает, не скажу – решает, все это в своей совокупности зависит от того, с какой критической позиции смотрит наблюдатель. Если подойти с позиции социологической, то можно сказать, что роман охватывает одну из самых сложных проблем общества – отношение социума к своим нетрудоспособным членам, требующим особых условий и ухода, -  и развивает тему гуманизма в его наивысшем развитии. И действительно, неполноценный, с психическими отклонениями в развитии мальчик содержится в спецшколе, где он подвергается различным унижениям и притеснениям (жестокость и агрессивность педагогов в школах, чем не социальная проблема? Кто за это в ответе? Почему это происходит? Маленькая зарплата, недостатки воспитания, всеобщее поощрение, коррупция чиновников?) с одной стороны, и нездоровая семейная обстановка – отец груб и агрессивен в отношении к сыну (и снова: кто виноват и что делать?) с другой. А если взять психологическую точку отсчета и систему координат, то получается тема конфликта личности и общества, непонятости гения, одаренной и одухотворенной личности, которую пошлая прагматичная среда, исходящая исключительно из целей собственной выгоды давит и травит, как угрозу своего сытого, теплого благополучия, приносит в жертву безопасности и счастливости завтрашнего дня. Миру главного героя, где царят творчество, доброта, честность, любовь, наполненному зимними бабочками, ветками акации, тропинками, велосипедами и ветром, противостоит мир необходимости инженеров, прокуроров, директоров, психиатров и т.д. И это лишь две точки зрения из многих и многих.

    1. Мир в романе Соколова «Школа для дураков».

            Первый элемент мира главного  героя - железная дорога. Только  по ней можно добраться до  дачи - самого райского места на  земле, поехать на занятия музыкой  к репетитору и на могилу  к бабушке, по рельсам возят  и контейнеры соседки главного  героя Шейны Соломоновны. Но  это только первый уровень.  Железная дорога - это образ вечного  движения, станция - образ ожидания, символ вокзальности и временности бытия. Жить около железной дороги - значит хотя бы косвенно соприкасаться с “остальным” миром, одновременно далеким и близким.  И это тоже не предел толкования. Для русской литературы с дорогой всегда было связано нечто большее, чем просто перемещение из пункта А в пункт Б. Путешествие в пространстве часто соотносилось с ходом истории, с судьбой Родины. Достаточно вспомнить “Путешествие из Петербурга в Москву” А. Радищева, птицу-тройку Н. Гоголя, железную дорогу Н. Некрасова, брачный кортеж И. Бунина. В электричке происходит действие еще одной книги о России, написанной чуть раньше “Школы для дураков” и также причисляемой к русскому постмодернизму, - поэмы “Москва-Петушки” Вен. Ерофеева.

    В “Школе для дураков” образ железной дороги абсолютно лишен оттенка освобождения, это вовсе не способ убежать, избавиться от страданий. Он скорее связан с темой огромного российского пространства, которое все-таки где-то существует, несмотря на то, что герой старается соорудить свой собственный мир, не впуская туда почти никого. Лишь один раз раздается лишенный постмодернистской амбивалентности крик автора: “Наконец поезд выходит из тупика и движется по перегонам России. Он… составлен из воплей и слез, из крови и мела, из страха смерти, из жалости к дальним и ближним, из нервотрепки, из добрых побуждений и розовых мечтаний, из хамства, нежности, тупости и холуйства. Поезд идет… и вся Россия, выходя на проветренные перроны, смотрит ему в глаза и читает начертанное - мимолетную книгу собственной жизни, книгу бестолковую, бездарную, скучную, созданную руками некомпетентных комиссий и жалких оглупленных людей”.

    Приехав на станцию, герой по тропинке идет на дачу. Дача - это второй основной элемент мира главного героя. На городской  квартире существуют, а на даче живут. Дача - рядом с рекой, по которой  можно кататься на лодке, рядом с  полем, до которого можно доехать  на велосипеде и там ловить сачком бабочек. К тому же совсем рядом с  дачей главного героя дача его  любимого учителя Павла Петровича  Норвегова. На даче можно жить так, как хочешь: ходить босиком, сооружать флюгер на крыше. Кроме того, дача - это дом, семья, а значит основа, фундамент бытия, дача - это память, история. Поэтому продажа дачи для главного героя “Школы для дураков” равносильна мировой катастрофе. И он не может с этим примириться, продолжает на ней жить, хотя бы в своем воображении.  Отношения героя с дачей непросты. Герой знает, что в любой момент он может на нее вернуться, но чаще всего совершает обратное движение - убегает с нее куда-нибудь. Отец главного героя - человек словно из параллельного мира, им не дано понять друг друга. Поэтому если отец на даче, то время там стоит на месте: “Мы через сад возвратимся на дачу, и мать начнет мирить меня с отцом, а жизнь, которую в нашем и соседнем поселках принято измерять сроками так называемого времени… жизнь моя остановится и будет стоять, как сломанный велосипед в сарае”.

    На  соседних дачах тоже не ощущают ничего из того, что открыто главному герою, там “спят, укрывши спину”. Приехав  за город, дачники “шли по дачам, пили чай на верандах, надевали пижамы, гуляли - руки за спину - по садам… пили квас из холодильников, говорили с соседями”, но не слышали плеска реки Леты, не обращали внимания на летающих летних и зимних бабочек, не ощущали ветра, насланного Насылающим. Именно поэтому этот таинственный персонаж, которого никто не видел, но в существовании которого мало кто сомневается, “насылает ветер только на ту местность, где слишком уж много дач и дачников”. А в том, что это будет не легкий ветерок, а ураган, и автор, и герой уверены.  Итак, дача занимает одно из главных мест в мире, созданном героем Соколова.

    Еще один элемент этого мира - река. Этот образ среди формирующих детально-элементарный мир романа является одним из самых важных. Река - фрагмент дачного, летнего пространства, где и происходит большая часть действия. По железной дороге герой приезжает на станцию, идет на дачу, а оттуда - на реку, которая течет за поселком.

    Образ реки из глубины времен несет на себе огромную символическую нагрузку. Разумеется, в постмодернистском  произведении Соколова древнейшие смыслы и их оттенки присутствуют на разных уровнях текста. И как река играет на солнце и протекает между пальцами, так и в романе невозможно разгадать  образ реки через одно конкретное толкование. В разных ситуациях нам  позволяется увидеть разные грани  этого образа, но в целом он так  и остается полураскрытым, загадочным, всеобъемлющим. Да и бессмысленное  это дело - расшифровывать до конца  архетипы.  Поэтому ничуть не удивляет то, что на первых же страницах безымянная вначале река получает имя Лета, что сразу придает символический  оттенок и самой реке, и месту  действия, и тексту. 
 
 
 
 
 
 

    1. Человек в  романе Соколова «Школа для дураков».

    Самый интересный персонаж романа - его главный  герой, не имеющий имени. Нам почти  не известна его биография, мы не знаем, как он выглядит. Тем не менее личность главного героя нам хорошо известна. Именно в его восприятии даны время, смерть, любовь, бессмертие и другие мифологизированные мотивы "Школы для дураков". Мы видим, как "мучительно больно" проходит процесс социализации человека, по мнению окружающих, ненормального, а по Соколову, одного из немногих, не утративших чувств и живого восприятия. А так как ребенок наделен особым зрением, он очень рано понимает, что в этом жестоком мире ему нет места, он никогда не сможет адаптироваться к нему. Значит, единственный способ сохранить себя - быть уверенным в том, что "... у вас здесь нет ничего - ни семьи, ни работы, ни времени, ни пространства, ни вас самих, вы все это придумали". Раз мир так глуп и безобразен, значит, он просто не существует. И "...на свете нет ничего, кроме Ветра! ...И кроме Насылающего". Герой уверен, что его мир реален, а "их" - иллюзорен.

    Поэтому главный герой умом понимает, что "мы вообще давно, лет, наверное, десять не живем здесь в поселке". Но чувства и сердце его отказываются это понимать. И он продолжает жить на проданной даче, ловить бабочек, хотя уже давно, наверное, кончилось  лето. Он выдумывает себе адюльтер с  тридцатилетней учительницей биологии Ветой, прекрасно зная, что она на самом деле никогда не ответит ему взаимностью. Он тщательно продумывает свою будущую биографию: то, как он вырастет, выздоровеет, станет инженером, прочитает много умных книг, купит машину ("накопил и машину купил"), зная, что ничего этого не будет. 
 
 

    1. Образ главного героя и его двойники.

        Главный герой романа – ученик такой-то, Нимфея – воспитанник спецшколы или «школы для дураков» - человек-мальчик с раздвоением личности. От его лица, ученика такого-то, ведется повествование, а вернее текст романа представляет собой поток сознания, сознание героя в целом, изображает его мир, его реальность. В романе образ главного героя – это то, что сам он о себе представляет. Сам герой придумывает себе имя Нимфея, сравнивая себя с цветком, сам он изображает себя и как больного неполноценного ученика спецшколы, когда сомневается в себе, и как вполне нормально человека с обычными жизненными перспективами – способным окончить университет, стать инженером, купить машину и жениться на любимой женщине. Образ ученика такого-то, Нимфеи формируется его же сознанием, в романе нет стороннего объективного наблюдателя, который бы дал описание героя. Такова структура романа, таков его замысел.

    Идея  вести рассказ от имени душевнобольного  в литературе не нова - и до Саши Соколова известны различные воплощения этого  замысла. "Записки сумасшедшего", "Двойник"... Больше всего "Школа  для дураков" мне лично напомнила "Шум и ярость" У.Фолкнера. Но - лишь формой.

    БЕНДЖИ (англ. Benjy) — герой романа У.Фолкнера «Шум и ярость» (в других переводах «Вопль и ярость», «Звук и ярость»; 1929). Читатель видит Бенджи в день его 33-летия — 7 апреля 1928 года. Это глухонемой человек с недоразвитой психикой, совершенно беспомощный, которого окружающие считают идиотом. Бенджи не отдает себе отчета в происходящем вокруг. Он не способен говорить и отчетливо мыслить. Свои чувства Бенджи выражает нечленораздельными криками и воем, а окружающих различает только по запаху. Для него не существует ни прошлого, ни настоящего. Мир в его восприятии — это недифференцированный поток сменяющихся впечатлений.

Информация о работе Мотив нормы в творчестве Саши Соколова "Школа для дураков"