Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:36, курсовая работа
Думается, что тематика романа Соколова «Школа для дураков» широка и разнообразна, так что ее не удастся описать в несколько слов, но основным ее направлением является сознание человека и его отношение к окружающей реальности пространственно-временного континуума. Здесь следует оговориться, на мой взгляд, и тема, поднимаемая в романе, и проблемы, которые он затрагивает, не скажу – решает, все это в своей совокупности зависит от того, с какой критической позиции смотрит наблюдатель. Если подойти с позиции социологической, то можно сказать, что роман охватывает одну из самых сложных проблем общества – отношение социума к своим нетрудоспособным членам, требующим особых условий и ухода, - и развивает тему гуманизма в его наивысшем развитии.
Введение………………………………………………………………………………….. 2
1. О романе «Школа для дураков»
1.1 .Мир в романе Соколова «Школа для дураков»……………………………. 4
1.2. Человек в романе «Школа для дураков»…………………………………… 6
1.3. Образ главного героя и его двойники………………………………………. .8
1.4. Главные и второстепенные персонажи……………………………………...11
2. Истолкование понятия нормы, проблемы нормы в романе Соколова
2.1. Своеобразие истолкования категории нормы……………………………13
2.2. Проблема нормы……………………………………………………………… 15
2.3. Нимфея – отношение к «другому» собственному я…………………….. 17
2.4. Аморфный и подвижный мир, также как норма – нормален…………... 18
2.5. Гибель всего живого, как неотъемлемая часть нашего мира…………. 21
3. О постмодернистских аспектах поэтики романа Саши Соколова "Школа для дураков»
3.1. Герой в постмодернизме. Андрей Битов «Пушкинский дом»…………..24
3.2. Состояние мира – постмодернистское состояние……………………….31
Заключение……………………………………………………………………………38
Список литературы …………………………………………………………………39
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Магнитогорский
государственный университет»
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
Курсовая работа
по
дисциплине:
«Современна
русская литература»
«Мотив нормы в творчестве Саши Соколова
«Школа
для дураков»
студентка 301гр.
Абрашина
Анастасия Владимировна
Проверила:
Цуркан
ВероникаВалентиновна
Магнитогорск
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. О романе «Школа для дураков»
1.1 .Мир в романе Соколова «Школа для дураков»……………………………. 4
1.2. Человек в романе «Школа для дураков»…………………………………… 6
1.3. Образ главного героя и его двойники………………………………………. .8
1.4. Главные и второстепенные персонажи……………………………………...11
2. Истолкование понятия нормы, проблемы нормы в романе Соколова
2.1. Своеобразие истолкования категории нормы……………………………13
2.2. Проблема нормы……………………………………………………………… 15
2.3. Нимфея – отношение к «другому» собственному я…………………….. 17
2.4. Аморфный и подвижный мир, также как норма – нормален…………... 18
2.5. Гибель всего живого, как неотъемлемая часть нашего мира…………. 21
3. О постмодернистских аспектах поэтики романа Саши Соколова "Школа для дураков»
3.1. Герой в постмодернизме. Андрей Битов «Пушкинский дом»…………..24
3.2. Состояние мира – постмодернистское состояние……………………….31
Заключение……………………………………………………
Список литературы …………………………………………………………………39
Введение
Думается, что тематика романа Соколова «Школа для дураков» широка и разнообразна, так что ее не удастся описать в несколько слов, но основным ее направлением является сознание человека и его отношение к окружающей реальности пространственно-временного континуума. Здесь следует оговориться, на мой взгляд, и тема, поднимаемая в романе, и проблемы, которые он затрагивает, не скажу – решает, все это в своей совокупности зависит от того, с какой критической позиции смотрит наблюдатель. Если подойти с позиции социологической, то можно сказать, что роман охватывает одну из самых сложных проблем общества – отношение социума к своим нетрудоспособным членам, требующим особых условий и ухода, - и развивает тему гуманизма в его наивысшем развитии. И действительно, неполноценный, с психическими отклонениями в развитии мальчик содержится в спецшколе, где он подвергается различным унижениям и притеснениям (жестокость и агрессивность педагогов в школах, чем не социальная проблема? Кто за это в ответе? Почему это происходит? Маленькая зарплата, недостатки воспитания, всеобщее поощрение, коррупция чиновников?) с одной стороны, и нездоровая семейная обстановка – отец груб и агрессивен в отношении к сыну (и снова: кто виноват и что делать?) с другой. А если взять психологическую точку отсчета и систему координат, то получается тема конфликта личности и общества, непонятости гения, одаренной и одухотворенной личности, которую пошлая прагматичная среда, исходящая исключительно из целей собственной выгоды давит и травит, как угрозу своего сытого, теплого благополучия, приносит в жертву безопасности и счастливости завтрашнего дня. Миру главного героя, где царят творчество, доброта, честность, любовь, наполненному зимними бабочками, ветками акации, тропинками, велосипедами и ветром, противостоит мир необходимости инженеров, прокуроров, директоров, психиатров и т.д. И это лишь две точки зрения из многих и многих.
Первый элемент мира главного
героя - железная дорога. Только
по ней можно добраться до
дачи - самого райского места на
земле, поехать на занятия
В “Школе для дураков” образ железной дороги абсолютно лишен оттенка освобождения, это вовсе не способ убежать, избавиться от страданий. Он скорее связан с темой огромного российского пространства, которое все-таки где-то существует, несмотря на то, что герой старается соорудить свой собственный мир, не впуская туда почти никого. Лишь один раз раздается лишенный постмодернистской амбивалентности крик автора: “Наконец поезд выходит из тупика и движется по перегонам России. Он… составлен из воплей и слез, из крови и мела, из страха смерти, из жалости к дальним и ближним, из нервотрепки, из добрых побуждений и розовых мечтаний, из хамства, нежности, тупости и холуйства. Поезд идет… и вся Россия, выходя на проветренные перроны, смотрит ему в глаза и читает начертанное - мимолетную книгу собственной жизни, книгу бестолковую, бездарную, скучную, созданную руками некомпетентных комиссий и жалких оглупленных людей”.
Приехав на станцию, герой по тропинке идет на дачу. Дача - это второй основной элемент мира главного героя. На городской квартире существуют, а на даче живут. Дача - рядом с рекой, по которой можно кататься на лодке, рядом с полем, до которого можно доехать на велосипеде и там ловить сачком бабочек. К тому же совсем рядом с дачей главного героя дача его любимого учителя Павла Петровича Норвегова. На даче можно жить так, как хочешь: ходить босиком, сооружать флюгер на крыше. Кроме того, дача - это дом, семья, а значит основа, фундамент бытия, дача - это память, история. Поэтому продажа дачи для главного героя “Школы для дураков” равносильна мировой катастрофе. И он не может с этим примириться, продолжает на ней жить, хотя бы в своем воображении. Отношения героя с дачей непросты. Герой знает, что в любой момент он может на нее вернуться, но чаще всего совершает обратное движение - убегает с нее куда-нибудь. Отец главного героя - человек словно из параллельного мира, им не дано понять друг друга. Поэтому если отец на даче, то время там стоит на месте: “Мы через сад возвратимся на дачу, и мать начнет мирить меня с отцом, а жизнь, которую в нашем и соседнем поселках принято измерять сроками так называемого времени… жизнь моя остановится и будет стоять, как сломанный велосипед в сарае”.
На соседних дачах тоже не ощущают ничего из того, что открыто главному герою, там “спят, укрывши спину”. Приехав за город, дачники “шли по дачам, пили чай на верандах, надевали пижамы, гуляли - руки за спину - по садам… пили квас из холодильников, говорили с соседями”, но не слышали плеска реки Леты, не обращали внимания на летающих летних и зимних бабочек, не ощущали ветра, насланного Насылающим. Именно поэтому этот таинственный персонаж, которого никто не видел, но в существовании которого мало кто сомневается, “насылает ветер только на ту местность, где слишком уж много дач и дачников”. А в том, что это будет не легкий ветерок, а ураган, и автор, и герой уверены. Итак, дача занимает одно из главных мест в мире, созданном героем Соколова.
Еще один элемент этого мира - река. Этот образ среди формирующих детально-элементарный мир романа является одним из самых важных. Река - фрагмент дачного, летнего пространства, где и происходит большая часть действия. По железной дороге герой приезжает на станцию, идет на дачу, а оттуда - на реку, которая течет за поселком.
Образ
реки из глубины времен несет на
себе огромную символическую нагрузку.
Разумеется, в постмодернистском
произведении Соколова древнейшие смыслы
и их оттенки присутствуют на разных
уровнях текста. И как река играет
на солнце и протекает между пальцами,
так и в романе невозможно разгадать
образ реки через одно конкретное
толкование. В разных ситуациях нам
позволяется увидеть разные грани
этого образа, но в целом он так
и остается полураскрытым, загадочным,
всеобъемлющим. Да и бессмысленное
это дело - расшифровывать до конца
архетипы. Поэтому ничуть не удивляет
то, что на первых же страницах безымянная
вначале река получает имя Лета,
что сразу придает
Самый интересный персонаж романа - его главный герой, не имеющий имени. Нам почти не известна его биография, мы не знаем, как он выглядит. Тем не менее личность главного героя нам хорошо известна. Именно в его восприятии даны время, смерть, любовь, бессмертие и другие мифологизированные мотивы "Школы для дураков". Мы видим, как "мучительно больно" проходит процесс социализации человека, по мнению окружающих, ненормального, а по Соколову, одного из немногих, не утративших чувств и живого восприятия. А так как ребенок наделен особым зрением, он очень рано понимает, что в этом жестоком мире ему нет места, он никогда не сможет адаптироваться к нему. Значит, единственный способ сохранить себя - быть уверенным в том, что "... у вас здесь нет ничего - ни семьи, ни работы, ни времени, ни пространства, ни вас самих, вы все это придумали". Раз мир так глуп и безобразен, значит, он просто не существует. И "...на свете нет ничего, кроме Ветра! ...И кроме Насылающего". Герой уверен, что его мир реален, а "их" - иллюзорен.
Поэтому
главный герой умом понимает, что
"мы вообще давно, лет, наверное, десять
не живем здесь в поселке". Но
чувства и сердце его отказываются
это понимать. И он продолжает жить
на проданной даче, ловить бабочек,
хотя уже давно, наверное, кончилось
лето. Он выдумывает себе адюльтер с
тридцатилетней учительницей биологии
Ветой, прекрасно зная, что она на самом
деле никогда не ответит ему взаимностью.
Он тщательно продумывает свою будущую
биографию: то, как он вырастет, выздоровеет,
станет инженером, прочитает много умных
книг, купит машину ("накопил и машину
купил"), зная, что ничего этого не будет.
Главный герой романа – ученик такой-то, Нимфея – воспитанник спецшколы или «школы для дураков» - человек-мальчик с раздвоением личности. От его лица, ученика такого-то, ведется повествование, а вернее текст романа представляет собой поток сознания, сознание героя в целом, изображает его мир, его реальность. В романе образ главного героя – это то, что сам он о себе представляет. Сам герой придумывает себе имя Нимфея, сравнивая себя с цветком, сам он изображает себя и как больного неполноценного ученика спецшколы, когда сомневается в себе, и как вполне нормально человека с обычными жизненными перспективами – способным окончить университет, стать инженером, купить машину и жениться на любимой женщине. Образ ученика такого-то, Нимфеи формируется его же сознанием, в романе нет стороннего объективного наблюдателя, который бы дал описание героя. Такова структура романа, таков его замысел.
Идея вести рассказ от имени душевнобольного в литературе не нова - и до Саши Соколова известны различные воплощения этого замысла. "Записки сумасшедшего", "Двойник"... Больше всего "Школа для дураков" мне лично напомнила "Шум и ярость" У.Фолкнера. Но - лишь формой.
БЕНДЖИ (англ. Benjy) — герой романа У.Фолкнера «Шум и ярость» (в других переводах «Вопль и ярость», «Звук и ярость»; 1929). Читатель видит Бенджи в день его 33-летия — 7 апреля 1928 года. Это глухонемой человек с недоразвитой психикой, совершенно беспомощный, которого окружающие считают идиотом. Бенджи не отдает себе отчета в происходящем вокруг. Он не способен говорить и отчетливо мыслить. Свои чувства Бенджи выражает нечленораздельными криками и воем, а окружающих различает только по запаху. Для него не существует ни прошлого, ни настоящего. Мир в его восприятии — это недифференцированный поток сменяющихся впечатлений.
Информация о работе Мотив нормы в творчестве Саши Соколова "Школа для дураков"