Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:07, курсовая работа
Чтобы в России могло существовать общественное мнение, правительству надо было, прежде всего, признать правомочность общественной деятельности, независимой от его поощрения или дозволения. Это случилось лишь с облегчением условий государственной службы, произошедшим после смерти Петра. В 1730-х и пуще того в 1740-х и 1750-х гг. дворянам делалось все легче заниматься своими частными делами, одновременно находясь номинально на государственной службе.
Литературное общество 1
«Арзамас» 1
Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Общественное движение в России в начале XIX века 6
Глава 2. Литературное общество «Арзамас» 12
2.1. Исторические предпосылки возникновения общества 12
2.2. Общество «Арзамас»: программные установки, учредители и активные участники 21
2.3. Деятельность общества: историко-политический аспект 24
Заключение 34
Список литературы 37
Так что неправ был замечательный пушкинист Б.В. Томашевский, когда полагал, что в «Арзамасе» между будущими декабристами Михаилом Орловым, Николаем Тургеневым и Никитой Муравьевым – и, с другой стороны, крупными государственными чиновниками Уваровым, Блудовым, Дашковым, Севериным не могло быть ничего общего.34 Общей была глубокая вовлеченность в судьбы страны и уверенность в том, что именно на просвещение и европеизацию России должны быть направлены их личные усилия.
Принятые в «арзамасской» среде типы взаимодействия составляли своего рода набор фреймов, позволявших совмещать шуточные ритуалы и глубоко серьезные цели, службу и досуг, обмен соображениями о государственных нуждах и мыслями о превратностях собственной личной судьбы.
Основанное
с литературно-полемическими
А
те тенденции общественно-
Начавшаяся в XIX веке литературная эпоха не была простым продолжением литературного процесса XVIII столетия. На рубеже веков, в 1790-1810-х годах, возник сложнейший кризис процесса европеизации России, когда под сомнение была поставлена сама идея европеизации и русская культура вновь совершала выбор пути развития на столетие вперед.
Кроме того часто первая четверть XIX века представляется исключительно в пушкинской и декабристской перспективе и почти не рассматривается как период, важный сам по себе. А ведь многие высокообразованные русские дворяне, состоявшие на государственной службе по гражданской, военной или дипломатической части, вовсе не были сторонниками рабского состояния крестьянства. Хотя из этого, опять же, не вытекало, что они одобряли какие-либо резкие меры, не говоря уже о тайных обществах, заговорах и «бунте».
В истории русской литературы и общественной мысли пушкинской поры «Арзамас» занимает особое место. Этот литературный кружок получил в историографии и критике самую различную оценку. Если П. В. Анненков считал, что «Арзамас» сыграл огромную роль в формировании мировоззрения Пушкина, то Писарев видел в деятельности «Арзамаса» лишь «игрушечные интересы».37 Противоречивыми оставались мнения и позднейших исследователей. Виднейший представитель историко-культурной школы А. Н. Пыпин называл «Арзамас» знаменитым «не совсем по заслугам»38, в то время как В. Е. Якушкин рассматривал это общество как «важное по своему могучему влиянию». 39
Своей важнейшей задачей арзамасцы считали борьбу за сплочение лучших литературных сил. А шутливые арзамасские послания и протоколы (писанные секретарем «Светланой», т. е. Жуковским) и в особенности речи арзамасцев явились живым стимулом к расцвету юмористических жанров русской литературы.40
Однако взгляд на «Арзамас» большинства исследователей только как на преддверие пушкинской эпохи придает «арзамасскому братству» этическую литературную категорию. Однако не следует упускать из виду активного участия многих членов «Арзамаса» в политической, религиозной, дипломатической и культурной жизни эпохи.
Несмотря на свою внешнюю «несерьезность», «Арзамас» отнюдь не был чисто развлекательным обществом. Члены его вели смелую и решительную борьбу с рутиной, с общественным и литературным консерватизмом, с устаревшими эстетическими принципами, со всем тем, что мешало утверждению новой литературы. На арзамасских заседаниях звучали лучшие произведения А. Пушкина, Жуковского, Батюшкова, Вяземского, В. Л. Пушкина и др. «Арзамас», по верному определению П. А. Вяземского, был школой «литературного товарищества», взаимного литературного обучения41. Общество стало центром передовой русской литературы, притягивающим к себе прогрессивно мыслящую молодежь.
В деятельности «Арзамаса» нашли отражение глубокие внутренние перемены и в самой русской жизни и в общественно-литературной обстановке после Отечественной войны 1812 г. В боевых схватках арзамасцев с «покойниками» «Беседы», в насмешках над мертвой схоластикой их писаний, в колких выпадах арзамасских пародий и разящей остроте эпиграмм было нечто большее, чем вражда с уходящим в прошлое литературным направлением. За всем этим скрывались новые понятия о личности, постепенно освобождавшейся из-под власти узкой, сословно-феодальной морали, из-под идейного гнета представлений, выработанных в эпоху абсолютизма. В «Арзамасе» спорили не только о литературе, но и об историческом прошлом и будущих судьбах России. Горячо осуждали все то, что мешало общественному прогрессу.
Итак, «Арзамас», как и многие литературные общества и кружки, возникшие в начале XIX в., позволил увидеть глубинные, внутренние процессы, зачастую не выходящие на поверхность литературной жизни, но тем не менее весьма существенные в общем поступательном развитии русской литературно-общественной мысли.
Литературные общества и кружки первой четверти XIX века, подобно «Арзамасу», были не только особой формой литературного быта. Им принадлежит значительная роль в общественно-литературном процессе той поры, в выработке эстетических платформ и консолидации идейно-художественных сил, в совершенствовании форм литературной полемики. Они содействовали сближению литературы с нуждами общественного развития России, пробуждению более широкого интереса к литературному творчеству. Выполнив эту важнейшую задачу, литературные общества и кружки исчерпали свою функцию, и настоятельная потребность в их деятельности постепенно отпадала.