Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 21:07, курсовая работа
Чтобы в России могло существовать общественное мнение, правительству надо было, прежде всего, признать правомочность общественной деятельности, независимой от его поощрения или дозволения. Это случилось лишь с облегчением условий государственной службы, произошедшим после смерти Петра. В 1730-х и пуще того в 1740-х и 1750-х гг. дворянам делалось все легче заниматься своими частными делами, одновременно находясь номинально на государственной службе.
Литературное общество 1
«Арзамас» 1
Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Общественное движение в России в начале XIX века 6
Глава 2. Литературное общество «Арзамас» 12
2.1. Исторические предпосылки возникновения общества 12
2.2. Общество «Арзамас»: программные установки, учредители и активные участники 21
2.3. Деятельность общества: историко-политический аспект 24
Заключение 34
Список литературы 37
Самое раннее из таких объединений – «Дружеское литературное общество», возникшее в январе 1801 г., незадолго до известных событий 11 марта (убийства Павла I группой заговорщиков из числа его ближайшего окружения). В условиях деспотического режима организация подобного кружка выявила тягу молодого поколения к общественно полезной деятельности.
Как
дружеский кружок молодых литераторов-
Политический радикализм, повышенная общественная активность, демократизм социальных симпатий определяют «особое лицо» «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» в 1800-е гг. В отличие от «Дружеского литературного общества» его участники стремятся во всеуслышание заявить о своем существовании, добиваются официального признания и знаков внимания со стороны властей. Так, оба известные трактата И. Пнина («Вопль невинности» и «Опыт о просвещении относительно к России») были представлены Александру I и заслужили «высочайшее одобрение». Автор, разумеется, добивался не наград, а практических, реальных результатов, надеясь с помощью властей осуществить широкую программу развития просвещения и общественных реформ в России.
Дальнейшая кристаллизация идейно-эстетических принципов, происходившая в условиях размежевания различных общественных лагерей и социальных групп, становится основой ряда литературных обществ, возникших в 1810-х гг., которые по праву могут быть названы временем наивысшего расцвета этой организационной формы литературной жизни преддекабристской эпохи.
Наиболее
традиционным по своей структуре
было одно из самых долголетних литературных
объединений – «Московское
Более
последовательной общественно-эстетической
платформой отличалась «Беседа любителей
русского слова» (1811–1816) – объединение
консервативно настроенных
Именно в этой среде в конце 1815 года возник «Арзамас» – литературное общество, объявившее себя «обществом безвестных людей», – имея в виду свою непричастность именно как дружеской компании ни к императорскому двору, ни к уже сложившимся салонам и кружкам типа шишковской «Беседы любителей русского слова» или известного салона Оленина.
Создание «Беседы…» провело резкую границу между «шишковистами» и их литературными противниками – карамзинистами, активизировало литературную борьбу 1810-х гг., в ходе которой оказались мобилизованными не только прежние литературно-полемические жанры (такие как «ирои-комическая поэма», пародия), не только «легальные» возможности русской печати (журналы, книги), но и рукописная литература, имевшая своего прилежного и внимательного читателя. Ожесточенные споры, выходя за пределы узких дружеских кружков и литературных объединений, становились достоянием более широких слоев общества. В них активно вовлекался и зритель, наполнявший театральные залы. Русская сцена также становится местом ожесточенных литературных схваток. С нею, в частности, оказалась связанной история возникновения самого значительного литературного общества этой поры – «Арзамаса», давшего в своей деятельности образцы новой организационной структуры и более разнообразных форм литературной полемики (памфлет, эпиграмма, шуточная кантата и т. п.).
Сама же мысль организовать собственное литературное общество возникла у молодых сторонников Карамзина задолго до появления «Арзамаса». В начале 1815 году П.А. Вяземский в письме А.И. Тургеневу говорил: «Отчего дуракам можно быть вместе? Посмотри на членов «Беседы»: как лошади всегда в одной конюшне… По чести, мне завидно, на них глядя… Когда заживём по-братски: и душа в душу и рука в руку?»12. Такой повод вскоре появился.
Этим поводом послужила премьера комедии А. А. Шаховского (активного «беседчика») «Урок кокеткам, или Липецкие воды», состоявшаяся в петербургском Малом театре в сентябре 1815 г. Известный своими выпадами против Карамзина и его молодых сторонников (комедия «Новый Стерн», ирои-комическая поэма «Расхищенные шубы»), Шаховской на этот раз высмеял балладника Жуковского, приобретавшего широкую известность в литературно-читательских кругах.
В окружении Жуковского появление «Липецких вод» было воспринято как объявление открытой войны карамзинистам и вызвало мобилизацию всех «внутренних резервов» этого лагеря. Для организации отпора «Беседе…» было решено создать свое литературное общество, используя мотивы памфлета Д. Н. Блудова «Видение в какой-то ограде, изданное обществом ученых людей», адресованного Шаховскому и его приверженцам. Под видом тучного проезжего, заночевавшего на постоялом дворе в г. Арзамасе Нижегородской губ., Блудов изобразил автора «Липецких вод», ополчившегося «на кроткого юношу» (Жуковского), «блистающего талантами и успехами». На этом же постоялом дворе памфлетист оказался случайным свидетелем собрания никому не известных молодых людей – любителей словесности. Эти воображаемые арзамасские собрания подали друзьям Жуковского мысль о создании литературного общества «безвестных любителей словесности», названного «Арзамасом»13.
14 октября 1815 г. в доме Уварова состоялось первое (организационное) собрание «Арзамаса», на котором собрались его учредители: Жуковский, А. Тургенев, Дашков, Жихарев, Блудов, Уваров. Уже на этом заседании был выработан как ставший традиционным шутливый тон «Арзамаса», так и ритуал его заседаний. Присутствовавшие «торжественно отреклись от имен своих, дабы означить тем преобразование свое из ветхих арзамасцев, оскверненных сообществом с халдеями «Беседы…» и «Академии», в новых, очистившихся через потоп Липецкий. И все приняли на себя имена мученических баллад, означая тем свою готовность: во-первых, потерпеть всякое страдание за честь «Арзамаса», и, во-вторых, быть «пугалами для всех противников его по образу и подобию тех бесов и мертвецов, которые так ужасны в балладах» 14.
Названо было общество по связи с сатирой-шуткой Д.Н. Блудова «Видение в арзамасском трактире, изданное обществом ученых людей».
На этом же заседании была принята «формула торжественного обещания», а также постановлено, чтобы каждый из вновь вступающих читал ироническую «похвальную речь своему покойному предшественнику». Но за неимением собственных готовых покойников, «новоарзамасцы... положили брать напрокат покойников между халдеями «Беседы…» и «Академии», дабы им воздавать по делам их, не дожидаясь потомства».15
«Арзамас» возник изначально как литературное объединение в противовес литературному обществу «Беседа любителей русского слова», основанному А.С. Шишковым и ставившему главной задачей нападки на карамзинистов и сторонников романтизма В.А.Жуковского.
Арзамасцы получали прозвища, заимствованные из баллад Жуковского (Жуковский – Светлана, АС. Пушкин – Сверчок, Батюшков - Ахилл, Вяземский – Асмодей и т.д.). На заседаниях Арзамаса остроумно пародировали устав и заседания «Беседы…».
Пародирование
обычаев чиновно-
Торжественности заседаний «Беседы…» противопоставлялся интимный, домашний характер собраний друзей за куском жареного гуся. Идеологическое размежевание с «халдеями» было отмечено также введением в церемонию «Арзамаса» красного колпака, который надевался на голову очередного председателя собрания.
Все эти «правила» неукоснительно выполнялись арзамасцами. Вступавшие в «Арзамас» произносили речи, в которых, пародируя слог «духовных книг», подвергали осмеянию членов «Беседы…» и «Академии»16. Однако все эти речи мало отличаются одна от другой, ибо авторы их старались подделываться под принятую в «Арзамасе» манеру. Все эти забавы имели под собой серьезное основание — действительную ненависть к литературным реакционерам, защиту просвещения, отталкивание от национализма шишковского типа.
После распада «Беседы…» литературная полемика с шишковистами потеряла свой смысл.
Однако в отличие от таких литературных организаций, как, например, «Вольное общество любителей российской словесности», носивших характер широкой организации и включавших в себя членов различных литературных направлений, «Арзамас» объединил людей, связанных между собой не только литературными вкусами, но прежде всего дружескими отношениями.
Основную группу членов составили сторонники Карамзина, активно выступавшие в литературной полемике против А. С. Шишкова и «Беседы любителей русского слова», — В. Пушкин, Дашков, Вяземский, Батюшков, Жуковский; к ним примкнуло несколько любителей, интересовавшихся литературой (Д. Н. Блудов, А. И. Тургенев, С. С. Уваров, Ф. Ф. Вигель, А. А. Плещеев и др.); наконец, встречались лица, совершенно чуждые литературе (Полетика). Если соединение участников полемики «о старом и новом слоге» мотивируется их литературными интересами, то появление лиц, чуждых профессиональным литературным интересам, обусловлено причинами иного характера. П. П. Полетика, Д. П. Северин являлись сослуживцами Блудова и Дашкова по Министерству иностранных дел; близким к этой группе чиновников-сослуживцев являлся и Уваров — деятельный сотрудник руководившейся этим же министерством газеты «Conservateur impartial».17
Д. А. Кавелин — приятель Тургеневых и Жуковского — был введен в «Арзамас» Жуковским. Товарищескими отношениями были связаны между собой также А. И. Тургенев, С. П. Жихарев и А. Ф. Воейков. Таким образом, полностью подтверждается позднейшее воспоминание П. А. Вяземского об «Арзамасе»: «Это было новое скрепление дружеских и литературных связей, уже существовавших прежде между приятелями».18
Но
такой принцип организации
«Арзамасское общество безвестных людей» — уникальное для русской культуры явление. Никогда прежде и никогда после «Арзамаса» комически-игровое начало не приобретало столь изощренных форм и не выполняло столь значимых (во многих отношениях «жизнестроительных») функций.
Однако,
как ни странно, арзамасская игра
— именно как игра — почти
не становилась предметом