Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 22:21, дипломная работа
В единой концепции развивающего обучения изменения коснулись прежде всего
содержания методов, использования различных средств обучения, но осталась
неизменной организационная форма обучения.
Встала проблема пересмотра разработанных в дидактике организационных форм
обучения, которая более отвечала бы требованиям развивающего обучения. Г.А.
Цукерман считает, что требованиям развивающего обучения отвечает коллективная
(парная, групповая) форма организации учебно-воспитательного процесса относит
и динамические пары (пары сменного состава)
Введение.......................................................................3
Глава 1 Теория организации учебно-воспитательного
процесса в обучении............................................................7
1.1 Развивающее обучение в начальной школе
и формы сотрудничества в ней...................................................7
1.2 Коллективная форма организации
учебно-воспитательного процесса в начальной школе................ 14
Выводы по главе 1.............................................................19
Глава 2 Экспериментальная работа по выявлению
эффективности развития учащихся при
коллективной форме организации учебно-
воспитательного процесса на уроках русского языка................. 21
2.1 Организация коллективной формы обучения
на уроках русского языка в начальный классах........................... 21
2.2 Описание и анализ проведенной экспериментальной работы..... 32
Выводы по главе 2.............................................................43
Заключение....................................................................44
Литература.........................................
1. Аргинская И.И и др. Обучаем по системе Л.В. Занкова. Первый год
обучения. – М., 1994 – 244с.
2. Васильченко П.А. Обучение на коллективной и индивидуальной основе. //
Начальная школа. – 1993 №4, с.57-59.
3. Выготский Л.С. Вопросы
детской психологии.– М.:
т.4ю – 358с.
4. Давыдов В.В Виды обобщения в обучении. – М.: Педагогика, 1972. – 424с.
5. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов
начального обучения, основанных на содержательном обобщении. – Томск, 1992. –
114с.
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1986. –
230с.
7. Давыдов В.В. Психология младшего школьника // Феникс. – 1995 –№2.
8. Дьяченко В.К. Коллективная и групповая формы организации обучения в
школе // Начальная школа. – 1998. –№1, с.17-24.
9. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее
развитие. – М.: Просвящение, 1989. – 156с.
10. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991. – 192с.
11. Дьяченко В.К., Попова А.И. Организация коллективных учебных занятий //
Начальная школа – 1990. – №1, с.4-7.
12. Зак А.З. Развитие умственных
способностей младших
Просвещение, 1994. –320с.
13. Занков Л.В. Избранные
14. Золотова А.В. Коллективная работа на уроках // Начальная школа. – 1989.
–№10-11. С.34-35.
15. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения.
– М.:Просвещение, 1980. – 159с.
16. Коллективная учебно-
И.Б. Первина. –М.: Педагогика, 1985. –144с.
17. Котов В.В. Организация на
уроках коллективной
Рязань, 1977. –100с.
18. Кудрявцева Л.В., Тархова С.В. Организация работы в парах постоянного
состава // Начальная школа. – 1990. –№11, с.47-53.
19. Нечаева Н.В., Занков Л.В. О
методической системе
Начальная школа. – 1995.–№11, с.47-53.
20. Обучение и развитие. / Под ред. Л.В. Занкова. –М.: Педагогика, 1975.–440с.
21. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. –М.: Просвещение, 1983.–360с.
22. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., Российское педагогическое
агентство, 1996. –604с.
23. Петровский В.А., Виноградова
А.М. Учимся общаться с
Просвещение, 1993.–191с.
24. Полякова А.В. Особенности
учебника для начальных
развивающего обучения.–М., 1995. –46с.
25. Полякова А.В. Русский язык. 1 класс.–М., 1995.–46с.
26. О преемственности между
системе Л.В. Занкова // Начальная школа. –1994.–№7, с.4-12
27. Репкин В.В, Развивающее
28. Репкин В.В, Русский язык. 2 класс. Программа развивающего обучения.
–Томск–Харьков: «Пеленг», 1994–227с.
29. Репкин В.В, Что такое
30. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / Под ред.
М.С. Соловейчих и др.–М.: Просвещение, 1993.–383с.
31. Рябцева С.Л. Диалог за партой. –М.: Педагогика, 1989.–96с.
32. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. –Томск: Пеленг, 1993.–263с.
33. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? –М.: Просвещение, 1985. –189с.
34. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. Для учителя. –М.:
Просвещение, 1988.–160с.
35. Эльконин Д.Б. К проблеме
периодизации психического
возрасте // Вопросы психологии. –1974.–№4
36. Эльконин Д.Б. Психология
–230с.
37. Якиманская И.С. Развивающее обучение. –М., 1979
Приложение 1
Игра «Однорукие»
Групповое задание с неопределенными правилами вырабатывают умение
договориться, «содействовать». Игра «Однорукие» способствует и развитию
мышления. Если игра выходит на уровень межгруппового взаимодействия, то дети
учатся обращаться друг к другу за помощью. При этом скорее всего дети будут
обращаться не к другим группам, не друг к другу, а к учителю. Поэтому задача
учителя – перевести адресованность к себе в адресованность к другим группам,
не решается на одном уроке. Но организуя взаимодействия между группами, это
следует постоянно иметь в виду.
Каждая группа получает конверт с набором фигур (4 формы, 3 размера, 2 цвета),
раскладывает весь набор посередине. Всего необходимо 22 фигуры, по два
каждого цвета.
Учитель предлагает детям представить, что все они однорукие (для вживания в
роль – подложить одну руку под себя). Затем учитель дает группам задания по
сборке различных конструкций. Например, построить дом, посадить дерево,
собрать птичку.
Если одноруким не хватает для сборки одной руки, они поднимают знак вопроса,
спрашивая всех, нет ли свободной руки. Если им не хватает рук, они поднимают
два знака вопроса.
Приложение 2
Игра «Повтори! Дополни! Отличись!»
Содержанием ее является анализ признаков предъявленных предметов, замена
одного или всех признаков или их дублирование. Играют парами или четверками.
Если ведущий поднимает фигуру и говорит: «Повтори!» – все должны поднять
такую же фигуру; если ведущий говорит: «Дополни!» – надо поднять фигуру,
отличающуюся каким-то одним признаком. На команду «Отличись» – надо показать
фигуру, полностью отличающуюся от заданной (В ответ на показ маленького
зеленого круга надо показать фигуру не маленькую, не зеленую и не круглую).
Приложение 3
При организации различных форм работы учащихся на урок удобно использовать
знаки:
1 – «Я» (индивидуальная работа)
2 – «Мы» (парная работа)
3 – «Хор» (групповая работа)
4 – «Вместе» (фронтальная работа)
Приложение 4
Задание по организации групп.
1. Необходимо, не произнося
ни единого слова,
будет называть свое имя. Учитель показывает короткую пантомиму: сучит себя по
груди («Я буду первым»), затем показывает рукой на ребенка («Он будет
первым»). Отворачивается и считает до 5. На счет «пять» в каждой группе
должен встать один ребенок – тот. Кто будет первым.
2. Представление группы. Вся группа хором или какой-то один ученик
называет имя каждого. Чтобы класс видел, кого называют, группа встает, а
учитель, подойдя к ней, легонько касается каждого ребенка, в этот момент
группа называет имя учащегося.
3. Название группы. Учитель
обращается к учащимся с
назвать группу? Как обратиться к целой группе? Перечислять все имена долго.
Пусть каждая группа придумает себе общее имя. Хорошо бы придумать такое имя,
которое можно нарисовать. Представьте, какое имя вы хотите предложить своей
группе. Кто придумал, пусть шепчет: «Я придумал».
Если в группе предложение поступает только от одного ребенка, учитель сам
дает 2-3 варианта названий. Если предложений несколько или есть
несогласованные, решение не принимается. Учитель объявляет имена групп,
достигших согласия, а безымянным группам дает задание договориться на
перемене.
НАВЕРХ