Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 22:21, дипломная работа
В единой концепции развивающего обучения изменения коснулись прежде всего
содержания методов, использования различных средств обучения, но осталась
неизменной организационная форма обучения.
Встала проблема пересмотра разработанных в дидактике организационных форм
обучения, которая более отвечала бы требованиям развивающего обучения. Г.А.
Цукерман считает, что требованиям развивающего обучения отвечает коллективная
(парная, групповая) форма организации учебно-воспитательного процесса относит
и динамические пары (пары сменного состава)
Введение.......................................................................3
Глава 1 Теория организации учебно-воспитательного
процесса в обучении............................................................7
1.1 Развивающее обучение в начальной школе
и формы сотрудничества в ней...................................................7
1.2 Коллективная форма организации
учебно-воспитательного процесса в начальной школе................ 14
Выводы по главе 1.............................................................19
Глава 2 Экспериментальная работа по выявлению
эффективности развития учащихся при
коллективной форме организации учебно-
воспитательного процесса на уроках русского языка................. 21
2.1 Организация коллективной формы обучения
на уроках русского языка в начальный классах........................... 21
2.2 Описание и анализ проведенной экспериментальной работы..... 32
Выводы по главе 2.............................................................43
Заключение....................................................................44
Литература.........................................
работы учащихся, то можно рассматривать урок как некоторую совокупность
организационных форм обучения.
В современной дидактике под понятием «общие формы организации обучения»
объединяются фронтальные (общеклассные), групповые (бригадные) и
индивидуальные формы учебной работы.
Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называ6ется
такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики
одновременно выполняют
обсуждают, сравнивают и обобщают её результаты.
Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает,
что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально
для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.
Групповая форма организации учебной работы учащихся. Главными признаками
групповой работы учащихся на уроке являются:
· класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных
задач;
· каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща под
непосредственным руководством лидера группы или учителя;
· задания в группе выполняются таким способом, который позволяет
учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
Кроме выше перечисленных форм, В.К. Дьяченко относит к ним и коллективную форму
организации учебного процесса [10]. Коллективное обучение – это только
такое обучение, при котором коллектив обучает каждого своего члена и каждый
член коллектива активно участвует в обучении своих товарищей по совместной
учебной работе.
Таким образом, коллективная форма организации учебной работы – это обучение
обучающих и обучаемых в динамических парах, или парах сменного состава[9].
Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у
учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную
деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают
учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят
всего класса при минимальной затрате времени учителя [14].
Переход к обучению в парах сменного состава или динамических парах возможен
лишь в том случае, если учащиеся научились работать в постоянных парах и
группах[32]. Поэтому в качестве подготовительной работы на уроках в начальных
классах чаще всего имеет место сочетание общеклассной и индивидуальной формы
работы. Но на практике можно наблюдать, что не все активно участвуют в
общеклассной (фронтальной) работе, так же как и не все могут индивидуально
справиться с тем заданием, которое учитель предлагает для самостоятельной
работы, так как всем дается одинаковое задание. Таким образом учитель не
может учесть уровень подготовленности и индивидуальные особенности каждого
ученика. Такая работа может быть осуществлена с помощью дифференцированных
заданий. Применяя на уроке дифференцированные задания, учитель тем самым
выводит класс на коллективную форму обучения.
Освоение коллективной формы работы учащимися проходит с 1-го класса. Сначала
дети работают парами (например, проверяя друг у друга домашние задания по
предметам). Со 2-го класса они начинают проверять и запись заданий в
дневники.
При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь
ребенок выступает здесь как учитель), постоянно готовиться к ответу, ибо тебя
обязательно тоже спросят (а детям это очень важно). Поэтому правила
заучиваются всегда. Кроме того, ученик получает возможность ещё раз проверить
и закрепить свои знания, пока слушает соседа. Учится говорить, отвечать,
доказывать товарищу какое-то положение. Ребенок может делать на этом уроке
или в этот момент урока то, что в другое время не разрешается – свободно
общаться с товарищем, свободно сидеть. Ему очень нравится такая работа. Он
говорит, но разговор-то деловой. Дети ограничены временем, поэтому стараются
не отвлекаться, чтобы не отстать от других групп. Интересно, что, опрашивая
друг друга, дети-«учителя» оказываются нередко более требовательны друг к
другу, нежели учителя.
Но эта работа учит их и сочувствовать тем, кто с трудом справляется с
заданием или не справляется совсем. Они стараются объяснить непонятное
товарищу, заставляют посторить еще и еще раз правило.
В.К. Дьяченко выделяет признаки коллективной работы [10] :
1. наличие у всех ее участников единой цели;
2. разделение труда, функций и обязанностей, привлечение участников работы
к контролю, учету, управлению;
3. налаженное сотрудничество и товарищеская взаимопомощь;
4. осознанный общественно-
ученика в отдельности задается деятельностью;
5. культивируется забота всех о каждом и каждого обо всех;
6. достигается равенство
объективных условий для
Рассмотрим несколько приемов организации коллективной работы.
Простейшим случаем
диктанты учащихся, если каждый по очереди работает с разными партнерами и
выполняет функции то обучению (диктующего и проверяющего), то обучаемого.
Взаимные диктанты в парах постоянного и сменного состава можно проводить
начиная с 1 класса (используя, например, разрезную азбуку).
Следующий прием организации коллективной работы – смена заданий в четверках.
Для этого объединяются четверо ребят, сидящие за двумя соседними партами, они
поворачиваются лицом друг к другу. Обмен карточками-заданиями происходит
следующим образом:
по горизонтали:
по диагонали:
по вертикали:
Возможная смена заданий такова:
выполнят задания в парах постоянного состава, а затем меняются друг с другом.
«Ручеек». В ручейке идет общение ребят внутри одного ряда, где работают 10
учащихся. Для этой работы учитель заготавливает к уроку карточки по числу
учащихся в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят
второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. Итак, у учителя 3
комплекта карточек, по 10 штук в каждом. Маршрут движения учащихся по ручейку
[рис.1]:
1 позиция |
2 позиция |
3 позиция | ||
Рис.1 |
||||
На уроке русского языка работа в динамических парах проводится с диктантами.
Сначала заготавливаются разные тексты диктантов по изучаемой теме. Каждый
ученик получает один из текстов, отличный от всех. Все учащиеся работают в
парах сменного состава в следующем порядке:
1. один из работающих в паре читает по предложениям текст, другой пишет;
2. затем другой ученик (тот,
который перед этим писал)
прежде диктовавший, пишет;
3. потом каждый берет тетрадь
своего соседа и без
проверяет написанный им диктант;
4. открывают карточки и по карточкам проверяют второй раз (уже вместе);
5. допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор своих
ошибок;
6. каждый в своей тетради
записывает разбор своих
7. снова берут тетради
друг друга, еще раз все
подписи: «Проверил Иванов», «Проверила Петрова».
После того, как задания выполнены, друг у друга проверены, пара распадается.
Освободившиеся ученики
совместной работы свободно перемещаются по классу, образуя новые
диалогические сочетания обучают друг друга по своим карточкам-заданиям.
Рассмотренные выше приемы форм коллективной работы применяются на отдельных
этапах урока. Но на уроках обобщения и закрепления той или иной темы мы
рекомендуем проводить коллективные учебные занятия, используя различные
коллективные формы
При организации коллективных занятий
важно учитывать ряд
особенностей:
1. каждый участник занятий
попеременно выступает в
«ученика», то «учителя».
2. ближайшая цель каждого участника занятий и «ученика» и «учителя» – учить
всему тому, что он знает или изучает сам.
3. деятельность каждого
полезную краску, так как он не только учится, но и постоянно отучает других.
4. основной принцип работы–все по очереди учат каждого и каждый всех.
5. каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи
товарищей по учебной работе.
6. полное совпадение и
единство коллективных и
интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.
До настоящего времени проблема коллективного обучения остается актуальной:
существует множество «за» и «против». Однако следует признать, что обучение в
группах постоянного состава и обучение в группах сменного состава,
взаимосвязано друг с другом, так как в обеих формах происходит общее развитие
личности ребенка, учащиеся сотрудничают друг с другом, самостоятельно ставят
задачи, планируют действия, отыскивают новые, объективные способы в различных
вариантах. Для организации работы в паре сменного состава необходимо иметь
навыки организации работы в паре постоянного состава.
Существенным фактором развития в учебной деятельности младших школьников
является взаимодействия самих детей. Однако учебное сотрудничество в
современной школе часто отодвигается на второй план. В результате реализуется
лишь часть возможностей развития ребенка.
Поэтому рекомендуется использовать коллективную форму организации учебно-
воспитательного процесса, так как она строится на сотрудничестве и
взаимопомощи, обеспечивает участие в учебном процессе учащихся, хорошо
раскрывает их индивидуальные особенности, обеспечивает развитие
индивидуальных свойств
Выводы по Главе 1.
«Обучение ребенка должно вести за собой его развитие – только в этом случае,
его можно признать хорошим» (Выгодский Л.С.)
Развитие детей в системе развивающего обучения понимается не как развитие
отдельных сторон – внимания, памяти, воображения и тому подобное, а как общее
развитие личности.
Развивающее обучение – целостная педагогическая система. Основные
характеристики развивающего обучения: содержание, методы, тип учебной
активности учащихся, особенности взаимодействия между участниками учебного
процесса и характер взаимоотношений между ними, форма организации учебного
процесса и развертывающийся в ней коммуникации – взаимосвязаны и обусловлены
целями развивающего обучения.
Ведущими концепциями
обучения, разработанная лабораторией под руководством академика Л.В. Занкова
и концепция развивающего обучения,
разработанная коллективом
психологов под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. В предложенных
ими концепциях предлагается кардинально изменить содержание школьного
образования, основу которого должна составлять система научных понятий,
предметом совместной работы учителя и ученика является учебная деятельность
ученика.
Системы Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина отмечаются верой в
каждого ребенка, в его силы они разработаны с учетом индивидуальных
особенностей каждого ребенка (складом ума и характера, уровнем развития).
Изменение в содержании, методах школьного обучения требуют изменения и форм
организации учебно-воспитательного процесса. В связи с этим возникает
необходимость в учебном сотрудничестве, где участвуют обе стороны: и учитель,
и дети. Существуют три формы учебного сотрудничества:
1. Учебное сотрудничество
со взрослыми;
2. Учебное сотрудничество со сверстниками;
3. Учебное сотрудничество с самим собой.
Требованиям развивающего обучения: приучить детей к самостоятельности
суждений, сформировать умение спорить, отстаивать свое мнение, задавать
вопросы, быть инициативным в получении новых знаний – отвечает учебное
сотрудничество со сверстниками.
Учебное сотрудничество является основой для развития коллективной формы
организации учебно-воспитательного процесса, которая выступает как ведущая
форма организации в развивающем обучении.
Коллективная форма
состава, в группах и в динамических парах.
Использование коллективной формы организации на уроках дает возможность
продвигаться каждому ученику в индивидуальном темпе, способствует проявлению
и развитию способностей каждого ребенка. Все это еще раз подтверждает тесную
взаимосвязь развивающего обучения с коллективной формой организации учебно-