Коллективная форма организации начального развивающего обучения на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 22:21, дипломная работа

Описание работы

В единой концепции развивающего обучения изменения коснулись прежде всего
содержания методов, использования различных средств обучения, но осталась
неизменной организационная форма обучения.
Встала проблема пересмотра разработанных в дидактике организационных форм
обучения, которая более отвечала бы требованиям развивающего обучения. Г.А.
Цукерман считает, что требованиям развивающего обучения отвечает коллективная
(парная, групповая) форма организации учебно-воспитательного процесса относит
и динамические пары (пары сменного состава)

Содержание

Введение.......................................................................3
Глава 1 Теория организации учебно-воспитательного
процесса в обучении............................................................7
1.1 Развивающее обучение в начальной школе
и формы сотрудничества в ней...................................................7
1.2 Коллективная форма организации
учебно-воспитательного процесса в начальной школе................ 14
Выводы по главе 1.............................................................19
Глава 2 Экспериментальная работа по выявлению
эффективности развития учащихся при
коллективной форме организации учебно-
воспитательного процесса на уроках русского языка................. 21
2.1 Организация коллективной формы обучения
на уроках русского языка в начальный классах........................... 21
2.2 Описание и анализ проведенной экспериментальной работы..... 32
Выводы по главе 2.............................................................43
Заключение....................................................................44
Литература.........................................

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 124.73 Кб (Скачать)

работы учащихся, то можно рассматривать  урок как некоторую совокупность

организационных форм обучения.

В современной дидактике под  понятием «общие формы организации  обучения»

объединяются фронтальные (общеклассные), групповые (бригадные) и

индивидуальные формы учебной  работы.

     Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называ6ется

такой вид деятельности учителя  и учащихся на уроке, когда все  ученики

одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом

обсуждают, сравнивают и обобщают её результаты.

     Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке предполагает,

что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально

для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

     Групповая форма организации учебной работы учащихся. Главными признаками

групповой работы учащихся на уроке  являются:

·     класс на данном уроке  делится на группы для решения  конкретных учебных

задач;

·     каждая группа получает определенное задание и выполняет  его сообща под

непосредственным руководством лидера группы или учителя;

·     задания в группе выполняются таким способом, который  позволяет

учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.

Кроме выше перечисленных форм, В.К. Дьяченко относит к ним и коллективную форму

организации учебного процесса [10]. Коллективное обучение – это только

такое обучение, при котором коллектив  обучает каждого своего члена  и каждый

член коллектива активно участвует  в обучении своих товарищей по совместной

учебной работе.

Таким образом, коллективная форма  организации учебной работы –  это обучение

обучающих и обучаемых в динамических парах, или парах сменного состава[9].

Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают  у

учащихся сознательное отношение  к учебному труду, активизируют мыслительную

деятельность, дают возможность многократно  повторять материал, помогают

учителю объяснять и постоянно  контролировать знания, умения и навыки у ребят

всего класса при минимальной затрате  времени учителя [14].

Переход к обучению в парах сменного состава или динамических парах  возможен

лишь в том случае, если учащиеся научились работать в постоянных парах и

группах[32]. Поэтому в качестве подготовительной работы на уроках в начальных

классах чаще всего имеет место  сочетание общеклассной и индивидуальной формы

работы. Но на практике можно наблюдать, что не все активно участвуют  в

общеклассной (фронтальной) работе, так  же  как и не все могут индивидуально

справиться с тем заданием, которое  учитель предлагает для самостоятельной

работы, так как всем дается одинаковое задание. Таким образом учитель  не

может учесть уровень подготовленности и индивидуальные особенности каждого

ученика. Такая работа может быть осуществлена с помощью дифференцированных

заданий. Применяя на уроке дифференцированные задания, учитель тем самым

выводит класс на коллективную форму  обучения.

Освоение коллективной формы работы учащимися проходит с 1-го класса. Сначала

дети работают парами (например, проверяя друг у друга домашние задания  по

предметам). Со 2-го класса они начинают проверять и запись заданий в

дневники.

При работе парами дети приучаются внимательно  слушать ответ товарища (ведь

ребенок выступает здесь как  учитель), постоянно готовиться к  ответу, ибо тебя

обязательно тоже спросят (а детям  это очень важно). Поэтому правила

заучиваются всегда. Кроме того, ученик получает возможность ещё раз  проверить

и закрепить свои знания, пока слушает  соседа. Учится говорить, отвечать,

доказывать товарищу какое-то положение. Ребенок может делать на этом уроке

или в этот момент урока то, что  в другое время не разрешается  – свободно

общаться с товарищем, свободно сидеть. Ему очень нравится такая  работа. Он

говорит, но разговор-то деловой. Дети ограничены временем, поэтому стараются

не отвлекаться, чтобы не отстать  от других групп. Интересно, что, опрашивая

друг друга, дети-«учителя» оказываются  нередко более требовательны  друг к

другу, нежели учителя.

Но эта работа учит их и сочувствовать  тем, кто с трудом справляется  с

заданием или не справляется  совсем. Они стараются объяснить  непонятное

товарищу, заставляют посторить еще  и еще раз правило.

В.К. Дьяченко выделяет признаки коллективной работы [10] :

1.   наличие у всех ее  участников единой цели;

2.   разделение труда, функций  и обязанностей, привлечение участников  работы

к контролю, учету, управлению;

3.   налаженное сотрудничество  и товарищеская взаимопомощь;

4.   осознанный общественно-общественно  полезный характер всех и каждого

ученика в отдельности задается деятельностью;

5.   культивируется забота  всех о каждом и каждого  обо всех;

6.   достигается равенство  объективных условий для каждого.

Рассмотрим несколько приемов  организации коллективной работы.

Простейшим случаем коллективных учебных занятий могут служить  взаимные

диктанты учащихся, если каждый по очереди работает с разными партнерами и

выполняет функции то обучению (диктующего и проверяющего), то обучаемого.

Взаимные диктанты в парах постоянного  и сменного состава можно проводить

начиная с 1 класса (используя, например, разрезную азбуку).

Следующий прием организации коллективной работы – смена заданий в четверках.

Для этого объединяются четверо  ребят, сидящие за двумя соседними  партами, они

поворачиваются лицом друг к  другу. Обмен карточками-заданиями  происходит

следующим образом:

по горизонтали:

по диагонали:

по вертикали:

Возможная смена заданий такова:

выполнят задания в парах  постоянного состава, а затем  меняются друг с другом.

«Ручеек». В ручейке идет общение  ребят внутри одного ряда, где работают 10

учащихся. Для этой работы учитель  заготавливает к уроку карточки по числу

учащихся в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят

второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. Итак, у учителя 3

комплекта карточек, по 10 штук в каждом. Маршрут движения учащихся по ручейку

[рис.1]:

    

1 позиция

2 позиция

3 позиция

 

Рис.1

 
         

 

На уроке русского языка работа в динамических парах проводится с диктантами.

Сначала заготавливаются разные тексты диктантов по изучаемой теме. Каждый

ученик получает один из текстов, отличный от всех. Все учащиеся работают в

парах сменного состава в следующем  порядке:

1.   один из работающих в  паре читает по предложениям  текст, другой пишет;

2.   затем другой ученик (тот,  который перед этим писал) читает, а первый,

прежде диктовавший, пишет;

3.   потом каждый берет тетрадь  своего соседа и без заглядывания  в карточку

проверяет написанный им диктант;

4.   открывают карточки и  по карточкам проверяют второй  раз (уже вместе);

5.   допустивший ошибки под  контролем диктовавшего делает  устный разбор своих

ошибок;

6.   каждый в своей тетради  записывает разбор своих ошибок.

7.   снова берут тетради  друг друга, еще раз все просматривают  и ставят свои

подписи: «Проверил Иванов», «Проверила Петрова».

После того, как задания выполнены, друг у друга проверены, пара распадается.

Освободившиеся ученики образуют новые пары. Учащиеся в выборе партнера для

совместной работы свободно перемещаются по классу, образуя новые

диалогические сочетания обучают  друг друга по своим карточкам-заданиям.

Рассмотренные выше приемы форм коллективной работы применяются на отдельных

этапах урока. Но на уроках обобщения  и закрепления той или иной темы мы

рекомендуем проводить коллективные учебные занятия, используя различные

коллективные формы организации  на протяжении всего урока.

При организации коллективных занятий  важно учитывать ряд специфических

особенностей:

1.   каждый участник занятий  попеременно выступает в своеобразной  роли то

«ученика», то «учителя».

2.   ближайшая цель каждого  участника занятий и «ученика»  и «учителя» – учить

всему тому, что он знает или  изучает сам.

3.   деятельность каждого участника  занятий имеет отчетливо общественно

полезную краску, так как он не только учится, но и постоянно отучает  других.

4.   основной принцип работы–все  по очереди учат каждого и  каждый всех.

5.   каждый отвечает не только  за свои знания, но также за  знания и успехи

товарищей по учебной работе.

6.   полное совпадение и  единство коллективных и личных, индивидуальных

интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и  лучше знаю сам.

До настоящего времени проблема коллективного обучения остается актуальной:

существует множество «за» и  «против». Однако следует признать, что обучение в

группах постоянного состава и  обучение в группах сменного состава,

взаимосвязано друг с другом, так  как в обеих формах происходит общее развитие

личности ребенка, учащиеся сотрудничают друг с другом, самостоятельно ставят

задачи, планируют действия, отыскивают новые, объективные способы в  различных

вариантах. Для организации работы в паре сменного состава необходимо иметь

навыки организации работы в  паре постоянного состава.

Существенным фактором развития в  учебной деятельности младших школьников

является взаимодействия самих  детей. Однако учебное сотрудничество  в

современной школе часто отодвигается на второй план. В результате реализуется

лишь часть возможностей развития ребенка.

Поэтому рекомендуется использовать коллективную форму организации  учебно-

воспитательного процесса, так как  она строится на сотрудничестве и

взаимопомощи, обеспечивает участие  в учебном процессе учащихся, хорошо

раскрывает их индивидуальные особенности,  обеспечивает развитие

индивидуальных свойств личности.

                            Выводы по Главе 1.                           

«Обучение ребенка должно вести  за собой его развитие – только в этом случае,

его можно признать хорошим» (Выгодский  Л.С.)

Развитие детей в системе  развивающего обучения понимается не как развитие

отдельных сторон – внимания, памяти, воображения и тому подобное, а  как общее

развитие личности.

Развивающее обучение – целостная  педагогическая система. Основные

характеристики развивающего обучения: содержание, методы, тип учебной

активности учащихся, особенности  взаимодействия между участниками  учебного

процесса и характер взаимоотношений  между ними, форма организации  учебного

процесса и развертывающийся в  ней коммуникации – взаимосвязаны  и обусловлены

целями развивающего обучения.

Ведущими концепциями развивающего обучения являются концепция развивающего

обучения, разработанная лабораторией под руководством академика Л.В. Занкова

и концепция развивающего обучения, разработанная коллективом московских

психологов под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. В предложенных

ими концепциях предлагается кардинально  изменить содержание школьного

образования, основу которого должна составлять система научных понятий,

предметом совместной работы учителя  и ученика является учебная деятельность

ученика.

Системы Л.В. Занкова, В.В. Давыдова и  Д.Б. Эльконина отмечаются верой  в

каждого ребенка, в его силы они  разработаны с учетом индивидуальных

особенностей каждого ребенка (складом  ума и характера, уровнем развития).

Изменение в содержании, методах  школьного обучения требуют изменения  и форм

организации учебно-воспитательного  процесса. В связи с этим возникает

необходимость в учебном сотрудничестве, где участвуют обе стороны: и  учитель,

и дети. Существуют три формы учебного сотрудничества:

                   1.     Учебное сотрудничество  со взрослыми;                  

2.     Учебное сотрудничество  со сверстниками;

3.     Учебное сотрудничество  с самим собой.

Требованиям развивающего обучения: приучить детей к самостоятельности

суждений, сформировать умение спорить, отстаивать свое мнение, задавать

вопросы, быть инициативным в получении  новых знаний – отвечает учебное

сотрудничество со сверстниками.

Учебное сотрудничество является основой  для развития коллективной формы

организации учебно-воспитательного  процесса, которая выступает как  ведущая

форма организации в развивающем  обучении.

Коллективная форма организации  включает в себя работу в парах  сменного

состава, в группах и в динамических парах.

Использование коллективной формы  организации на уроках дает возможность

продвигаться каждому ученику  в индивидуальном темпе, способствует проявлению

и развитию способностей каждого ребенка. Все это еще раз подтверждает тесную

взаимосвязь развивающего обучения с  коллективной формой организации учебно-

Информация о работе Коллективная форма организации начального развивающего обучения на уроках русского языка