Коллективная форма организации начального развивающего обучения на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 22:21, дипломная работа

Описание работы

В единой концепции развивающего обучения изменения коснулись прежде всего
содержания методов, использования различных средств обучения, но осталась
неизменной организационная форма обучения.
Встала проблема пересмотра разработанных в дидактике организационных форм
обучения, которая более отвечала бы требованиям развивающего обучения. Г.А.
Цукерман считает, что требованиям развивающего обучения отвечает коллективная
(парная, групповая) форма организации учебно-воспитательного процесса относит
и динамические пары (пары сменного состава)

Содержание

Введение.......................................................................3
Глава 1 Теория организации учебно-воспитательного
процесса в обучении............................................................7
1.1 Развивающее обучение в начальной школе
и формы сотрудничества в ней...................................................7
1.2 Коллективная форма организации
учебно-воспитательного процесса в начальной школе................ 14
Выводы по главе 1.............................................................19
Глава 2 Экспериментальная работа по выявлению
эффективности развития учащихся при
коллективной форме организации учебно-
воспитательного процесса на уроках русского языка................. 21
2.1 Организация коллективной формы обучения
на уроках русского языка в начальный классах........................... 21
2.2 Описание и анализ проведенной экспериментальной работы..... 32
Выводы по главе 2.............................................................43
Заключение....................................................................44
Литература.........................................

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 124.73 Кб (Скачать)

применять на уроке русского языка, используя упражнения учебника.

Упражнения в учебнике расположены  так, что часто предлагаются несколько

однотипных упражнений с одинаковыми  заданиями. Поэтому целесообразнее

организовать работу в парах, или  группах. В итоге дети проходят учебный

материал намного быстрее и  качественнее. У них повышается интерес  к этим

упражнениям, ведь они оказываются  не только в роли учеников, но и в  роли

учителей, когда проверяют выполнение заданий своего напарника.

Эксперимент доказал, что при организации  коллективной формы работы учащихся

на уроках русского языка повышается уровень развития, обучения и воспитания

младших школьников.

Эксперимент по выявлению эффективности  решения учебных задач показал, что в

группах рождаются споры, каждый ученик формирует свою точку зрения. Учащимся

не навязываются готовые рецепты, они самостоятельно обсуждают. А  учитель

помогает в затруднительном  положении (когда класс разделился на две группы,

каждая группа доказывала, что их способ легче и быстрее и учащиеся долго бы

спорили, если бы учитель не помог).

Каждый ученик мыслит, а не просто сидит на уроке, предлагает свое мнение,

пусть оно и неверное. А при  фронтальной работе не все учащиеся участвуют в

обсуждении. Да и учитель не смог бы выслушать мнение всех детей. Учитель  –

центральное лицо в обсуждении.

Экспериментальная работа показала, что сотрудничая друг с другом дети

осваивают задания гораздо эффективнее, чем сотрудничая со взрослым. Благодаря

групповой работе все учащиеся в  течение одного урока могут прокомментировать

выполненное ими задание, быстрее  освоить алгоритм.

Кроме того, ребята, выполняя свою часть  работы, чувствуют ответственность  не

только за себя, но и за своего соседа. Учащиеся поддерживают парную работу,

им интереснее работать сообща друг с другом.

Благодаря коллективной работе ученики  умеют:

-         формулировать  свою точку зрения;

-         выяснять  точки зрения своих партнеров;

-         обнаруживать  разницу точек зрения;

-         пытаются  разрешить разногласия с помощью  логических аргументов.

Коллективная работа имеет некоторые  преимущества перед фронтальной  работой:

-         обсуждаются  разные варианты решений;

-         отвергаются  ошибочные варианты;

-         ученики  заинтересованы в быстром и  правильном выполнении.

На первых порах овладения приемами коллективной работы учащиеся не очень

внимательны к тому, что и как  отвечают их соученики. После того, как они

действительно начинают понимать, что  оценивается работа всей группы, а  не

каждого ученика в отдельности  и что любого ученика могут  спросить по заданию

другой группы, они начинают вслушиваться в ответы товарищей, контролировать

их, а там, где это необходимо, тактично оказывать помощь.

Просуммировав эффекты коллективной формы организации учебно-воспитательного

процесса, получим весьма убедительный перечень:

-         возрастает  и объем усваиваемого материала,  и глубина его понимания;

-         на формирование  понятий, умений, навыков тратится  меньше времени,

чем при фронтальном обучении;

-         уменьшаются  дисциплинарные трудности;

-         ученики  получают большое удовольствие  от занятий, комфортней

чувствуют себя в школе;

-         возрастает  познавательная активность и  творческая самостоятельность

учащихся;

-         меняется  характер взаимоотношений между  детьми, исчезает безразличие;

-         дети начинают  лучше понимать друг друга  и самих себя;

-         сплоченность  класса резко возрастает;

-         растет  самокритичность; ребенок имевший  опыт работы со

сверстниками, более точно оценивает  свои возможности, лучше себя

контролирует;

-         они приобретают  навыки, необходимые для жизни  в обществе:

ответственность, такт, умение строить  свое поведение с учетом позиций  других

людей;

-         дети, помогавшие  в учебе своим товарищам, с  большим уважением

относятся к труду учителя;

-         учитель  получает возможность реально  осуществить индивидуальный

подход к учащимся: учитывать  их взаимные склонности, способности, темп работы

при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по

трудности, уделять больше внимания «слабым»;

-         воспитательная  работа учителя становится необходимым  условием

группового обучения, так как  все группы в своем становлении  проходят стадию

конфликтных отношений.

                            Выводы по главе II                           

Коллективные занятия помогают слить обучение, воспитание, и развитие в единый

процесс, в котором решаются такие  задачи, которые  сейчас волнуют  учителей:

как можно учить детей без  двоек, без принуждения, как развить  у них

достаточный интерес к знаниям, потребность в их самодеятельном поиске, как

сделать учение радостным.

Работа учащихся в группах помогает раскрыться духовным силам, зреющим  в

ребенке, создать благоприятные  условия для их созревания и развития.

При коллективной форме организации  учебно-воспитательного процесса

эффективнее происходит общее развитие личности: формируется познавательная

самостоятельность, воля, внимание, наблюдательность, различные виды памяти,

воображение.

Эксперимент доказал, что при коллективной работе учащихся уровень

правильности и быстроты выполнения заданий на 16% выше, чем при фронтальной

работе.

В развитии самостоятельности при  организации групповых занятий  большое

значение имеет интерес в  общении, который проявляется разносторонне. Это

интерес к учению, к тому, что  он знает, как настроен, как выражает свои

мысли, суждения, как действует.

Общение в группах содействует  обмену опытом и знаниями; устанавливает

коммутативные связи с участниками  учебной деятельности; содействует

стимуляции любой деятельности; влияет и оказывает влияние на становление

благоприятных отношений между  участниками учебной деятельности (между

учениками и учителем).

Наблюдения показали, что на формирование понятий, умений, навыков тратится

меньше времени при коллективной работе, возрастает познавательная активность

учащихся на уроках.

На уроках коллективной работы детям  можно и нужно делать то, что  на обычных

уроках не разрешается – двигаться, говорить, подсказывать. Они учатся

помогать, обращаться за помощью друг к другу, что очень важно в  учебном

процессе, формулировать свою точку  зрения, выяснять точку зрения своих

партнеров, обнаруживать разницу точек  зрения, пытаться разрешить разногласия

с помощью логических аргументов. Коллективный способ обучения способствует

демократизации и гуманизации  учебно-воспитательного процесса.

                                Заключение                               

В настоящее время, когда задача развития личности, индивидуальности и

творческой активности становится одной из центральных проблем  современности,

настоятельной необходимостью жизни, проблема педагогической разработки круга

вопросов по организации учебного процесса становится исключительно

актуальной.

                       Цель дипломной работы реализована.                      

Задачи, поставленные в соответствии с целью данной дипломной работы, предметы

и объекты исследования, решены.

Кооперация в малых группах  является эффективным условием обучения всех

младших школьников.

Опробовав два варианта формы организации  работы: фронтальную и коллективную –

мы пришли к выводу, что коллективная форма обучения более эффективна при

работе в системе развивающего обучения.

Экспериментальная работа доказывает, что использование коллективной формы

организации учебно-воспитательного  процесса на уроке положительно сказывается

на развитии детей. Дети учатся высказываться, находить верные решения,

отвергать ложные, прислушиваться к  мнению других.

При такой форме организации  учебного процесса повышается мотивация  обучения,

формируются коллективистские отношения. Развивается самостоятельность.

Коллективная форма дает возможность  высказываться стеснительным детям  в более

узком кругу сверстников.

Активность и самостоятельность  школьников выражается и в психологическом

настрое их деятельности: сосредоточенности, внимании, мыслительных процессах,

в интересе к совершаемой деятельности, личной инициативе. Активный отклик на

обсуждение проблем, задач, заданий, которые ставят ученики в группах,

стремление принять участие  в ответах товарищей, дополнить  их, внести

коррективы – все это значительные критерии познавательной самостоятельности  и

активности, показывающие, что школьник становится субъектом учебно-

познавательной деятельности, то есть осуществляется развивающее обучение.

Учитель Л.В. Белокурова считает, что, научившись работать в постоянных парах

и группах, учащиеся могут переходить к обучению общенияв парах сменного

состава. Но это очень сложный  процесс, он требует тщательной подготовки как

учителя, так и учащихся.

Для учителей начальных классов  по использованию коллективной формы

организации учебно-воспитательного  процесса разработаны следующие

методические рекомендации.

1. При построении учебного сотрудничества  самих детей необходимо учесть, что

такой формы общения в детском  опыте еще не было. Поэтому детское

сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и  любой

другой навык. Как сесть за партой, чтобы смотреть не на учителя (как  обычно),

а на товарища; как соглашаться, а  как возражать; как помогать, а  как просить

о помощи – без проработки всех этих «ритуалов» взаимодействия до автоматизма

невозможно организовать более  сложные — свободные и творческие формы

совместной работы учащихся. Для  организации коллективной работы полезно

использовать наглядность (см. Приложение 3)

2. При введении новой формы  сотрудничества необходимо дать  ее образец.

Учитель вместе с 1-2 детьми у доски  показывает на одном примере весь ход

работы, акцентируя форму взаимодействия (например, фразы: «Ты согласен?», «Не

возражаешь?», «Почему ты так думаешь?.»  Несколько образов разных стилей

взаимодействия помогают детям  подобрать свой собственный стиль. Образец

совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок.

Главный принцип разбора ошибок совместной работы: разбирать не содержательную

ошибку, а ход взаимодействия.

3. При оценке работы группы  следует подчеркивать не столько  ученические,

сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность,

дружелюбие, вежливость. Оценивать  можно  лишь общую работу группы, ни в коем

случае не ставить детям, работавшим вместе, разных оценок.

4. групповая работа требует перестановки  парт. Для работы парами удобны

обычные ряды. Для работы четверками, шестерками парты надо ставить так, чтобы

детям, работающим вместе, удобно было смотреть друг на друга:

Дети смогут сами подготовить класс  к работе по составленному плану

расстановки парт, если их с первых дней в школе приучать ориентироваться  в

плане класса, находить свое место, место  любого другого ученика.

5. При организации групповой  работы необходимо учитывать  противопоказания:

1)     недопустима пара  из двух «слабых» учеников;

2)     детей, которые по  каким бы то ни было причинам  отказываются сегодня

работать вместе, сегодня нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им

предложить вновь работать вместе);

3)     если кто-то пожелал  работать в одиночку, учитель  разрешает ему отсесть

и не позволяет себе ни малейших проявлений неудовлетворения ни в

индивидуальных, ни, тем более, в  публичных оценках;

4)     нельзя требовать  абсолютной тишины во время  совместной работы: дети

должны обмениваться мнениями, высказывать  свое отношение к работе товарища.

Бороться надо лишь с возбужденными  выкриками, разговорами в полный голос. В

классе полезен «шумометр» –звуковой  сигнал, говорящий о превышении

допустимого уровня шума.

5)     Овладение умением  учащихся необходимо фиксировать  в индивидуальных

листах контроля за их совместной деятельностью.

                       Как я сотрудничаю сегодня  в группе?                      

Имя______________________________________________________

Я помогал своей группе:_____________________________________

дополняя идеи, ответы других________________________________

поддерживая, подбадривая своих  товарищей_____________________

обобщая различные высказывания, мнения______________________

разъясняя, объясняя своим товарищам_________________________

Чем я буду заниматься в следующий  раз?________________________

Данная проблема требует дальнейшей разработки, поскольку, научившись работать

в постоянных парах и группах, учащиеся могут переходить к обучению общения  в

парах сменного состава.

                               ЛИТЕРАТУРА.                              

Информация о работе Коллективная форма организации начального развивающего обучения на уроках русского языка