Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 22:21, дипломная работа
В единой концепции развивающего обучения изменения коснулись прежде всего
содержания методов, использования различных средств обучения, но осталась
неизменной организационная форма обучения.
Встала проблема пересмотра разработанных в дидактике организационных форм
обучения, которая более отвечала бы требованиям развивающего обучения. Г.А.
Цукерман считает, что требованиям развивающего обучения отвечает коллективная
(парная, групповая) форма организации учебно-воспитательного процесса относит
и динамические пары (пары сменного состава)
Введение.......................................................................3
Глава 1 Теория организации учебно-воспитательного
процесса в обучении............................................................7
1.1 Развивающее обучение в начальной школе
и формы сотрудничества в ней...................................................7
1.2 Коллективная форма организации
учебно-воспитательного процесса в начальной школе................ 14
Выводы по главе 1.............................................................19
Глава 2 Экспериментальная работа по выявлению
эффективности развития учащихся при
коллективной форме организации учебно-
воспитательного процесса на уроках русского языка................. 21
2.1 Организация коллективной формы обучения
на уроках русского языка в начальный классах........................... 21
2.2 Описание и анализ проведенной экспериментальной работы..... 32
Выводы по главе 2.............................................................43
Заключение....................................................................44
Литература.........................................
2. Обцчаемый
перерисовывает опорный
уточняет, если есть необходимость, значение каждого опорного сигнала.
Перерисовывание можно заменить, как у Шаталова, раскрашиванием.
3. Обучаемый читает тексты по учебнику, ищет ответы на вопросы,
которые даны в программе-вопроснике. В программе-вопроснике к каждой теме
поставлены вопросы которые в целом охватывают всю теорию изучаемого учебного
предмета, а также указаны все необходимые упражнения по каждой теме.
4. Обучающий
ставит вопрос по всем
опорном конспекте. В программе-вопроснике указаны страницы учебника, где
можно найти ответ на поставленный вопрос. Поэтому такой вопросник мы называем
путеводителем.
5. Выполнение упражнений, указанных в вопроснике.
6. Обучающий
проверяет выполненные
учителя готовят «решебники», по которым ученики сверяют свои решения.
7. Контрольные работы или зачеты (иногда то и другое).
8. Ученики,
значительно опережающие
могут выполнять внепрограммные задания, олимпиадные, выходить за пределы
существующих стандартов и программ.
9. Повторение и проверка за год.
10. Выполнившие годовые контрольные работы на «4» и «5» приступают к
непосредственной подготовке к экзамену.
11. Экзамен принимает комиссия, а не учитель, который работает в этом классе.
12. Послеэкзаменационная работа: каждый сдавший экзамен на «4» и «5»
готовят одного-двух очередников к экзаменам. Те, кто получил «4», восполняют
пробелы. Учитель имеет право, если они заслужили, повысить им переводную
оценку на один балл. Те, кто получил «5», могут сразу же приступить к
изучению данного учебного предмета по программе следующего класса и
одновременно выполнять свое главное дело: готовить одного-двух очередников к
экзаменам.
Красноярский вариант был
г.Красноярска. его опыт был подхвачен многими учителями этой же школы. Затем
педтехнология стала распространяться в школах Новокузнецка, Якутска,
Новосибирска, Ростова, Екатеринбурга, в школах Казахстана и Украины.
В экспериментальной школе №6 г.Лангепаса Тюменской области В.К. Дьяченко были
внесены существенные изменения и таким образом уже в 1994-95 учебном году
появился новый вариант.
Лангепасский вариант
новейшей педтехнологии.
Весь вариант разделили на три части::
1)первоначальное знакомство с новым материалом; 2)повторение, закрепление,
контроль (основной этап); 3)экзаменационный.
1-й этап. Первоначальное ознакомление с новым материалом.
1. обучаемый под контролем обучающего читает новый текст по учебнику.
Обучающий по ходу чтения ставит вопросы.
2. Обучаемый перечитывает текст (про себя) и отвечает на вопросы к
тексту, которые даны в учебнике.
3. Обучаемый выписывает
себе в тетрадь образцы
определения, формулировки правил, отдельные схемы, чертежи (по указанию
обучающего)
4. Обучающий (впереди идущий) ставит вопросы обучаемому, проверяет его
записи и знание теории.
5. Обучаемый выполняет
простейшие задания,
теории. Обучаемые выписывают в тетрадь образцы выполнения упражнений.
6. Обучающий проверяет выполнение упражнения и по ходу проверки ставит
вопросы.
7. Обучаемый по проработанной
теме становится обучающим
вслед за ним, и может приступить к изучению новой темы под контролем
обучающего.
Первый этап проводится быстро и без контрольных работ. Упражнений дается мало
и только простейшие.
2-й этап. Повторение, контроль, допуск к непосредственной подготовке к экзамену.
1. Повторение всех
тем годичного курса (или
вопросы по программе-вопроснику сначала себе, затем впередиидущему. Ученики
добиваются целостного изложения каждой темы.
2. Выполнение более сложных упражнений.
3. Система контрольных
работ и для допускающих
задания и повторные контрольные работы.
4. Годовая контрольная работа или зачет (или то и другое). Допуск к
непосредственной подготовке к экзамену.
5. Ученики, значительно
опережающие программу,
факультативного содержания, изучают дополнительную литературу и т.д.
3-й этап. Работа учащихся до и после экзамена.
1. Непосредственная подготовка к экзамену (использование опорных
конспектов), проверка и помощь тех, кто сдал экзамен.
2. Экзамен.
3. Сдавшие экзамен
готовят одного-двух
подход к сдавшим экзамен, выполнение функций ассистента учителя.
Красноярский и Лангепасский варианты представляют собой новейшую
педтехнологию, при которой каждый ученик продвигается вперед в соответствии
со своими способностями. При этом часть учеников могут качественно овладеть
программным материалом в полтора-два раза быстрее, чем это принято в условиях
традиционного обучения. Цель всех нововведений: обеспечить каждому ученику
обучение по способностям и здоровый образ жизни. Всячески стимулируется
коллективное методическое творчество учителей, ориентируемое на переход от
традиционного группового способа обучения к коллективному.
Опыт многих учителей показал целесообразность применения вопросников со 2-го
класса. Если ученики в 1-2 классах изучали русский язык в парах постоянного и
переменного состава, используя карточки, а в отдельных случаях и вопросники,
то в 3 классе работу с вопросниками
можно проводить
первых дней занятий в сентябре,
используя для этого
дети работали во 2-ом классе. Далее представлен вопросник, соответствующий
расположению материала в
Вопросник «Повторение за 1 и 2 класс»
1. Как называются
главные члены предложения?
подлежащее? На какие вопросы оно отвечает? (с.6). что обозначает сказуемое?
На какой вопрос оно отвечает? Как называются члены предложения? (с.6)
2. Какие слова называются родственными? Что называется корнем? Какие
слова называются однокоренными? (с.10)
3. Какая
часть слова называется
4. Что такое
приставка? Для чего она
5. Что такое суффикс? Для чего он служит? (с.12)
6. Как проверять безударные гласные? (с.13)
7. Как проверять парные звонкие и глухие? (с.18)
8. Чем отличается приставка от предлога? Как пишутся гласные и
согласные в предлогах и приставках? (с.21)
9. Когда
пишется разделительный
В скобках указаны страницы, где где ученик может найти полный ответ на каждый
поставленный вопрос. Но учитель может поставить также и номера упражнений,
которые должны быть выполнены, чтобы повторение было более основательным.
Методика работы с вопросниками может вестись по разному. Можно опросный лист
вывесить на доске и предложить по каждому вопросу всем ученикам
подготовиться, а затем дать ответы, обратив особое внимание на лучшие. Каждый
ответ ученики иллюстрируют своими примерами. Так как уроки сдвоенные, то
ученики успевают выполнить значительную часть упражнений. Когда все вопросы
рассмотрены и выполнены необходимые упражнения, учитель перед классом
показывает, как нужно отвечать, чтобы получить за знание теории высший балл.
Дома ученики самостоятельно повторяют какую-то часть материала согласно
указаниям учителя, выполняют упражнения. В классе, работая в парах, ученики
проверяют друг друга, добиваясь правильных и полных ответов на каждый вопрос,
и приводят свои примеры. Те, кто подготовилсяпо всем вопросам, давая
правильные формулировки и объяснения, умело их конкретизируя, отвечают
учителю. Получившие «5» становятся проверяющими. Они ставят оценки в
ведомости, которая вывешивается на видном месте. При такой работе почти все
ученики получат «5» и «4», «2» и «3» в ведомости и в журнале не ставятся, так
как изучение данной темы продолжается. Окончательную оценку за всю тему (по
всему вопроснику) ставит учитель.
В классе может идти изучение учебного предмета по одному и тому же вопроснику
(например, все ученики работают по теме «Имя существительное» или «Глагол»).
Если же класс более подготовлен, то все ученики могут одновременно работать
по нескольким вопросникам. Сколько времени следует отводить на работу по
каждому вопроснику – дело индивидуальное и определяется учителем или его
помощниками.
Процедура совместной работы в паре по вопроснику довольно простая. Один
ученик ставит вопросы, другой отвечает. Обычно спрашивающий является учеником
более подготовленным и уже проверенным, хотя это и не обязательно. Если
возникли затруднения с
вместе сверяют ответы по учебнику, ищут, если возникла необходимость,
примеры, подтверждающие правило.
Такое доучивание происходит на первом этапе работы по данному вопроснику.
Если же отвечающий сравнительно легко и правильно отвечает и не нуждается в
специальном доучивании, то проверяющий отмечает только те пункты (вопросы),
по которым нужно еще
Как правило, проверяющие (помощники учителя) предъявляют очень жесткие
требования и оценивают довольно часто и строже педагога. Работа по
вопросникам может идти одновременно с работой по карточкам.
Описанные выше методики коллективных учебных занятий достаточно убедительно
показывают существенное различие между групповой и коллективной формой
организации процесса обучения. При коллективных учебных занятиях учащиеся
работают в парах сменного состава, и притом у всех или почти у всех темы
разные, а сотрудничество и взаимопомощь являются всеобщими и постоянными.
2.2 Описание и анализ проведенной экспериментальной работы
Экспериментальная работа проводилась в обычных естественных условиях обучения
и воспитания.
Эксперимент проходил в течение второго полугодия 1996-1997 учебного года и
первого полугодия 1997-1998 учебного года, охватив 1 и 2 классы
В качестве экспериментальной базы выступила средняя школа №32
Экспериментальным объектом был выбран 2 «Б» класс.
Этот класс в качестве экспериментального был выбран по следующим причинам:
а) в выбранном для эксперимента классе мною проходились две педагогические
практики;
б) в классе работает опытный и образованный учитель – Белокурова Любовь
Владимировна, которая поддерживает новые начинания и поиски;
в) учитель Белокурова Л.В. работает по программе развивающего обучения
(математика – Н.Б. Истомина, русский язык и чтение – В.В. Давыдов, Д.Б.
Эльконин, В.В. Репкин) и практикует коллективную форму организации учебно-
воспитательного процесса.
В классе обучаются 28 учеников, класс разделен на 7 групп по 4 человека.
В качестве контрольного класса был выбран 2 «Д» класс, учитель Козлицкая
Мария Ивановна. Она опытный учитель, работает по программе развивающего
обучения, но коллективную форму деятельности учащихся практикует редко.
Учитель школы №32 Белокурова Л.В. на уроках русского языка использует парную,
групповую формы организации учебного процесса. Сначала работа над
развивающими упражнениями строилась традиционно (работа ученика направлялась
и корректировалась учителем), но затем учитель стал использовать коллективную
форму деятельности учащихся, роль которой усложнялась.
В обоих классах было предложено следующее задание:
Найди в каждой группе слов лишнее.
1) желток, железо, желтый;
2) носильщик, нос, носатый;
3) часовщик, часть, час;
4) печурка, печать, печь;
5) циркуль, циркач, цирк.
В экспериментальном классе была организована групповая работа. Дополнение к
заданию: «Подумай сам. Посоветуйся с группой.»
В работе участвовало 7 групп. Пять групп справились с заданием полностью, а
остальные две допустили ошибки, но тоже пытались отстоять свое мнение. Таким
образом в классе сложилась проблемная ситуация. Учитель организовал
фронтальную работу, где сообща учащиеся пришли к мнению, что две группы все-
таки ошибались. В процессе наблюдения за выполнением задания выявлено, что в
группах каждый ученик предлагал свой вариант, а затем все вместе в группе
выбирали наиболее удачный.
В контрольном классе была организована общеклассная работа. Больше половины
класса не участвовали в обсуждении задания. В центре внимания всегда был
учитель, он сам подсказал более удобный способ.
При коллективной форме организации учебного процесса более осознанно
формируются умения и навыки выполнения различных заданий.
Непосредственно перед экспериментом в обоих классах был проведен
констатирующий срез. Были предложены следующие задания.: