Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 22:21, дипломная работа
В единой концепции развивающего обучения изменения коснулись прежде всего
содержания методов, использования различных средств обучения, но осталась
неизменной организационная форма обучения.
Встала проблема пересмотра разработанных в дидактике организационных форм
обучения, которая более отвечала бы требованиям развивающего обучения. Г.А.
Цукерман считает, что требованиям развивающего обучения отвечает коллективная
(парная, групповая) форма организации учебно-воспитательного процесса относит
и динамические пары (пары сменного состава)
Введение.......................................................................3
Глава 1 Теория организации учебно-воспитательного
процесса в обучении............................................................7
1.1 Развивающее обучение в начальной школе
и формы сотрудничества в ней...................................................7
1.2 Коллективная форма организации
учебно-воспитательного процесса в начальной школе................ 14
Выводы по главе 1.............................................................19
Глава 2 Экспериментальная работа по выявлению
эффективности развития учащихся при
коллективной форме организации учебно-
воспитательного процесса на уроках русского языка................. 21
2.1 Организация коллективной формы обучения
на уроках русского языка в начальный классах........................... 21
2.2 Описание и анализ проведенной экспериментальной работы..... 32
Выводы по главе 2.............................................................43
Заключение....................................................................44
Литература.........................................
1. Спиши текст. Поставь знаки в конце предложений и замени, где нужно,
маленькие буквы заглавными.
зачем верблюду горбы
на спине у верблюда большие
горбы зачем они ему
когда верблюду не хватает воды, жир превращается в воду из ста граммов жира
семь граммов воды получается вот так горбы настоящая водяная фабрика
2. Подумай, какие из записанных
пар слов являются
рука – ручонка; ручонка – ручей;
ножонка – нож; ножонка – нога;
смех – смешить; смешить – смешать.
3. Подумай, от какого слова
образованы слова каждой
лесной, лесник, перелесок;
дружный, дружишь, дружба;
моряк, морской, заморский;
городской, горожанин, пригородный.
Затем в течение недели в контрольном классе велась групповая работа, а в
экспериментальном групповая работа продолжалась.
После недели работы по применению коллективной формы обучения в классах был
проведен контрольный срез.
Задания контрольного среза:
1. Спиши текст. Поставь знаки в конце предложений и замени, где нужно,
маленькие буквы заглавными:
в этой школе нет тетрадей и карандашей ученики сидят не за партами в классе,
а на веточках зато у них есть учителя и уроки взрослые птицы учат малышей
летать, говорить на птичьем языке, искать червяков, ловить мошек.
2. Подумай, какие из записанных
пар слов являются
коса – кошу, кошу – кошка;
выше – вышивка, высота – выше;
висит – вишу; вишу – вишневый.
3. Подумай, от какого слова
образованы слова каждой
кормушка, кормовой, кормить;
домовой, домашний, домик;
садовник, посадить, садовый;
сильный, силач, осилить.
Результаты констатирующего
качественный уровень
Количество детей, работавших без ошибок (%)
Класс, число детей |
Констатирующий срез |
Контрольный срез |
Экспериментальный (28) |
56% |
60% |
Контрольный (29) |
40% |
59% |
Контрольный срез показал, что качественный уровень выполнения заданий
повысился в экспериментальном классе на 4%, а в контрольном классе на 19%.
Цифры, приведенные в таблице 2,
говорят о высокой
групповой работы детей.
Работа по применению коллективной формы обучения проводилась на каждом уроке
русского языка в течение всего года. Ниже мы приводим фрагменты и конспекты
уроков, где используются задания по организации коллективной формы обучения.
Тема: Разгадывание кроссвордов (фрагмент)
Цель: познакомить детей с
Оборудование: словари, учебник «Русский язык 2 класс» Репкина В.В
Ход урока:
1. Комментированное письмо
а) название месяцев;
б) дни недели.
2. устно упр.25
Отгадай загадку:
Летят друг за другом двенадцать птиц. Каждая со своим особым именем. У каждой
птицы по четыре крыла. В крыльях по семи перьев. Одна половина пера белая,
другая черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой –
станет темным-темно.
- Кто догадался, какие это птицы? (Это месяцы.)
- Что за крылья у них? (Крылья – это недели.)
- Почему в каждом крыле семь перьев? (В каждой неделе по семь дней.)
- А почему перья двухцветные? (Это день и ночь.)
3. Кроссворд упр.26.
Работа ведется в парах. Один ученик отгадывает (или подбирает несколько слов-
синонимов, которые могут являться ответом) слова, а другой проверяет
написание этих слов по словарю.
|
Слева направо: 3.Полоса земли, приспособленная для движения транспорта.
4.Вязаная рубашка без
Сверху вниз: 1.Часть тела человека или животного. 2.Огородное растение с
продолговатыми зелеными плодами.
4. Кроссворд упр.27
(Так как кроссворд в данном упражнении более объемный, то целесообразнее
работу вести уже в группах-
|
Двое учеников отгадывают слова, а двое других проверяют написание этих слов
по словарям.
Слева направо: 4.Игра, в которой ходят с песнями по кругу. 5.Друг, приятель.
6.Ударный музыкальный
Сверху вниз: 1.Домашнее животное. 2.Инструмент для копания. 3.Страна или
местность, в которой человек родился.
Тема: Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова (фрагмент)
Цель: 1. Познакомить детей с частью слова – с корнем.
2. Отрабатывать слабую и сильную позицию в слове.
Оборудование: словарь, учебник «Русский язык. 2 класс» Репкина В.В.
Ход урока.
- Какую тему изучаем?
- Какие слова называют родственными?
1. Однажды сказочник пригласил к себе на работу слова: соль, гору и пятно.
Слова должны были придти не одни, а с родственниками. И вот кого привели с
собой слова:
Соль |
Гора |
Пятно |
солист |
Горло |
пятнистый |
солонка |
Горняк |
пять |
засолка |
Горе |
пятнышко |
Сказочник увидел некоторых родственников и отправил их домой
- Кого отправил Сказочник и почему? (работа в парах)
Тема: Образование слов при помощи приставок.
Цель: Формировать умения в разборе слов по составу. Довести до сознания,
когда пишется Ь
Оборудование: таблицы приставок.
Ход урока.
1. Чистописание
Объяснить значение пословицы.
2. На доске слова:
- На какие вопросы отвечают эти слова?
- Какая
первоначальная форма этих
3. Работа в парах
От слов снять (I в.) и отнять (II в.) образовать при помощи приставок: в-,
об-, от-, под-, раз-, с- новые слова.
По окончании работы ученики меняются тетрадями со своим соседом по парте и
проверяют выполнение задания своего соседа.
- Что интересного заметили? (слова у I и II в. получились одинаковые)
- Найдите и выделите корень во всех этих словах.
- Не показался ли вам странным этот корень? Что значит ня(ть)? Ничего
не значит. Может быть, это и не корень вовсе?
- Оказывается все-таки корень. Если вы сравните слова отнять, снять,
принять, то убедитесь, что в них есть общее значение – «взять»: отнять –
значит «взять силой у кого-то»; снять – «взять откуда-то сверху»; принять –
«взять, получить у кого-то для себя». Вот это общее их значение и заключено в
корне -ня-. Но, в отличие от большинства других корней, он без приставки не
употребляется и без них непонятен.
- С помощью
приставок и корня -езд-
Въезд, изъездил, объезд, отъезд, подъезд, разъезд, съезд.
- Какую орфограмму заметили вы во всех словах?(ъ)
- Если разделительный знак стоит перед корнем, то пишется буква Ъ. Во
всех остальных случаях
4. Работа по опоре.
5. Запишите слова в два столбика (работа в четверках). Слова записаны на доске:
дерев_я, обез_яна, об_еду, осен_ю, об_явился, с_ежился, л_ет, с_ехал, в_юга,
с_ел.
6. Диктант (работа в парах)
Ночью разыгралась вьюга. Под старой елью была лисья нора. Кто на ветке шишки
грыз и бросал объедки вниз? Подъехал к стройке кран подъемный. Знают люди с
давних пор несъедобен мухомор.
По окончании работы учащиеся меняются диктантами между собой, проверяют их и
ставят оценки.
7. Итог урока.
8. Оценки.
Тема: Мягкий знак после шипящих.
Цель: 1. Формировать умение распознавать существительные мужского и женского
рода.
2. Отрабатывать умение в
Оборудование: орфографические словари, плакаты с набором падежных окончаний.
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Чистописание.
3. На доске слова в два столбика:
кирпич |
весть |
шалаш |
ветвь |
руль |
мышь |
конь |
власть |
ключ |
горечь |
дуги |
тишь |
еж |
помощь |
конь |
полночь |
уж |
Учитель. Прочитайте эти слова. Что это за слова?
Дети. Слова-предметы.
Учитель. Почему я разделила их в 2 столбика?
Дети. 1-й столбик – слова м.р., 2-ой – ж.р.
Учитель. Что вы можете сказать о словах с шипящей на конце?
Дети. В ж.р. Ь пишется, а в м.р. – нет.
4. Работа в группах.
1) Упр.147
Учитель. Измените сочетание слов так, чтобы названия были в им.п. ед.ч.
Учитель. Какие слова входят в эти сочетания?
Дети. Слова-предметы и слова-признаки.
Учитель. Вы должны изменить слова-признаки так, чтобы они сочетались со
словами предметами.
Два ученика на обороте доски выполняют это задание: один слова-предметы м.р.,
другой – ж.р.
Затем всем классом проверяют. Если согласны, то покажите «+».
2) Работа со словарями.
Учитель. Откройте словари и найдите слова на буквы «л» (I в.) и «м» (II в.) с
3-м набором o, по 3 слова к каждому. Затем дети меняются тетрадями с соседом
по парте и проверяют
3) упр. 151. Работа в четверках.
Учитель. Прочитайте текст. Найдите в тексте слова с орфограммой с шипящей на
конце. Выпиши в 3 столбика: 1)слова, в которых ь знак в конце не пишется и ты
не можешь объяснить почему; 2) слова, в которых ты можешь объяснить, почему
эта буква пишется; 3) слова, в которых эту орфограмму ты пока объяснить не
можешь.
мяч |
выучишь |
передач |
ключ |
подумаешь |
неудач |
товарищ |
прилечь |
|
дочь |
Проверка. Если вы согласны, то покажите «+».
5. Итоги урока. Выводы. Оценки.
Учитель. Насколько дружно, аккуратно и насколько трудно вам было на уроке?
(на полях 3 линии)
Проанализировав упражнения, предлагаемые в учебнике «Русский язык. 2 класс»
В.В. Репкина, мы пришли к выводу, что большинство из них рассчитаны на
организацию коллективной формы обучения русскому языку. Ниже приводится
краткий анализ упражнений данного учебника.
Упражнение 5 [28, с10]. Работу можно провести в парах. После того, как
учащиеся найдут и расставят потерянные точки, они меняются тетрадями,
проверяют работу своего соседа, а затем рассуждают между собой о правильности
выполненного задания.
Упражнение 28 [28, с26]. Работа в группах.
Сначала ученики разбирают
выделенными орфограммами (каждому ученику группы дается по два-три слова,
которое они должны проверить по словарю), затем сообща решают задачу о
границах предложений. Какая группа быстрее выполнит задание.
Контрольное задание 1[28, с30]. Работа по карточкам в парах. Ученики получают
карточку с заданием. После его выполнения они обмениваются с соседом по парте
тетрадями и оценивают работу своего напарника.
Упражнения 56-60 [28, с50-51]. Прием «Ручеек» между группами. Каждый группе
дается карточка с заданием, после его выполнения группы обмениваются
заданиями. Так происходит до тех пор, пока все группы не выполнят все
упражнения.
Упражнения 157-159 [28, с154]. Работа в четверках. Сначала учащиеся вставляю
пропущенные орфограммы, а затем между четверками происходит обмен
выполненными заданиями и их оценивание. Целесообразнее учителю выписать эти
упражнения на отдельные листы для каждой четверки.
Упражнения 188-189 [28, с1182-183]. Работа в парах. Взаимные диктанты.
Учащиеся выполняют каждый свое упражнение, а затем диктуют друг другу свои
тексты по очереди. Затем они обмениваются своими работами и оценивают работу
своего соседа.
Итак, мы вкратце рассмотрели те формы коллективной работы, которые можно