Коллективная форма организации начального развивающего обучения на уроках русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 22:21, дипломная работа

Описание работы

В единой концепции развивающего обучения изменения коснулись прежде всего
содержания методов, использования различных средств обучения, но осталась
неизменной организационная форма обучения.
Встала проблема пересмотра разработанных в дидактике организационных форм
обучения, которая более отвечала бы требованиям развивающего обучения. Г.А.
Цукерман считает, что требованиям развивающего обучения отвечает коллективная
(парная, групповая) форма организации учебно-воспитательного процесса относит
и динамические пары (пары сменного состава)

Содержание

Введение.......................................................................3
Глава 1 Теория организации учебно-воспитательного
процесса в обучении............................................................7
1.1 Развивающее обучение в начальной школе
и формы сотрудничества в ней...................................................7
1.2 Коллективная форма организации
учебно-воспитательного процесса в начальной школе................ 14
Выводы по главе 1.............................................................19
Глава 2 Экспериментальная работа по выявлению
эффективности развития учащихся при
коллективной форме организации учебно-
воспитательного процесса на уроках русского языка................. 21
2.1 Организация коллективной формы обучения
на уроках русского языка в начальный классах........................... 21
2.2 Описание и анализ проведенной экспериментальной работы..... 32
Выводы по главе 2.............................................................43
Заключение....................................................................44
Литература.........................................

Работа содержит 1 файл

Диплом.docx

— 124.73 Кб (Скачать)

1. Спиши текст. Поставь знаки  в конце предложений и замени, где нужно,

маленькие буквы заглавными.

                              зачем верблюду горбы                             

на спине у верблюда большие  горбы зачем они ему оказывается, это склад жира

когда верблюду не хватает воды, жир  превращается в воду из ста граммов  жира

семь граммов воды получается вот  так горбы настоящая водяная  фабрика

2. Подумай, какие из записанных  пар слов являются однокоренными,  а какие – нет:

рука – ручонка; ручонка –  ручей;

ножонка – нож; ножонка – нога;

смех – смешить; смешить –  смешать.

3. Подумай, от какого слова  образованы слова каждой группы.

лесной, лесник, перелесок;

дружный, дружишь, дружба;

моряк, морской, заморский;

городской, горожанин, пригородный.

Затем в течение недели в контрольном  классе велась групповая работа, а  в

экспериментальном групповая работа продолжалась.

После недели работы по применению коллективной формы обучения в классах был

проведен контрольный срез.

Задания контрольного среза:

1. Спиши текст. Поставь знаки  в конце предложений и замени, где нужно,

маленькие буквы заглавными:

                                  птичья школа                                 

в этой школе нет тетрадей и карандашей ученики сидят не за партами в  классе,

а на веточках зато у них есть учителя  и уроки взрослые птицы учат малышей

летать, говорить на птичьем языке, искать червяков, ловить мошек.

2. Подумай, какие из записанных  пар слов являются однократными, а какие – нет:

коса – кошу, кошу – кошка;

выше – вышивка, высота – выше;

висит – вишу; вишу – вишневый.

3. Подумай, от какого слова  образованы слова каждой группы.

кормушка, кормовой, кормить;

домовой, домашний, домик;

садовник, посадить, садовый;

сильный, силач, осилить.

Результаты констатирующего среза  показали, что в экспериментальном  классе

качественный уровень выполнения различных заданий выше на 16% (таблица 2).

Количество детей, работавших без  ошибок (%)

                                                                      Таблица 2.

    

Класс, число детей

Констатирующий срез

Контрольный срез

Экспериментальный (28)

56%

60%

Контрольный (29)

40%

59%


 

Контрольный срез показал, что качественный уровень выполнения заданий

повысился в экспериментальном  классе на 4%, а в контрольном классе на 19%.

Цифры, приведенные в таблице 2, говорят о высокой результативности недельной

групповой работы детей.

Работа по применению коллективной формы обучения проводилась на каждом уроке

русского языка в течение  всего года. Ниже мы приводим фрагменты  и конспекты

уроков, где используются задания  по организации коллективной формы  обучения.

Тема: Разгадывание кроссвордов (фрагмент)

Цель: познакомить детей с кроссвордом  и с порядком его разгадывания.

Оборудование: словари, учебник «Русский язык 2 класс» Репкина В.В

Ход урока:

1. Комментированное письмо

а) название месяцев;

б) дни недели.

2. устно упр.25

Отгадай загадку:

Летят друг за другом двенадцать птиц. Каждая со своим особым именем. У  каждой

птицы по четыре крыла. В крыльях  по семи перьев. Одна половина пера белая,

другая черная. Махнет птица раз  – станет светлым-светло, махнет другой –

станет темным-темно.

-         Кто догадался,  какие это птицы? (Это месяцы.)

-         Что за  крылья у них? (Крылья – это  недели.)

-         Почему  в каждом крыле семь перьев? (В каждой неделе по семь  дней.)

-         А почему  перья двухцветные? (Это день и  ночь.)

3. Кроссворд упр.26.

Работа ведется в парах. Один ученик отгадывает (или подбирает  несколько слов-

синонимов, которые могут являться ответом) слова, а другой проверяет

написание этих слов по словарю.

    

 

1

   

2

 

3

         
           
           

4

         
           



 

     Слева направо: 3.Полоса земли, приспособленная для движения транспорта.

4.Вязаная рубашка без застежки  с высоким воротником.

     Сверху вниз:  1.Часть тела человека или животного. 2.Огородное растение с

продолговатыми зелеными плодами.

4. Кроссворд упр.27

(Так как кроссворд в данном  упражнении более объемный, то  целесообразнее

работу вести уже в группах-четверках).

    

 

1

 

2

 

3

 

4

           
             

5

           
             

6

           



 

Двое учеников отгадывают слова, а  двое других проверяют написание  этих слов

по словарям.

Слева направо: 4.Игра, в которой  ходят с песнями по кругу. 5.Друг, приятель.

6.Ударный музыкальный инструмент.

Сверху вниз: 1.Домашнее животное. 2.Инструмент для копания. 3.Страна или

местность, в которой человек  родился.

Тема: Родственные слова. Однокоренные слова. Корень слова (фрагмент)

Цель: 1. Познакомить детей с частью слова – с корнем.

2. Отрабатывать слабую и сильную  позицию в слове.

Оборудование: словарь, учебник «Русский язык. 2 класс» Репкина В.В.

Ход урока.

-         Какую  тему изучаем?

-         Какие  слова называют родственными?

1. Однажды сказочник пригласил  к себе на работу слова: соль, гору и пятно.

Слова должны были придти не одни, а  с родственниками. И вот кого привели  с

собой слова:

    

Соль

Гора

Пятно

солист

Горло

пятнистый

солонка

Горняк

пять

засолка

Горе

пятнышко


 

Сказочник увидел некоторых родственников  и отправил их домой

- Кого отправил Сказочник и  почему? (работа в парах)

Тема: Образование слов при помощи приставок.

Цель: Формировать умения в разборе  слов по составу. Довести до сознания,

когда пишется Ь

Оборудование: таблицы приставок.

Ход урока.

1. Чистописание

Объяснить значение пословицы.

2. На доске слова:

-         На какие  вопросы отвечают эти слова?

-         Какая  первоначальная форма этих слов?

3. Работа в парах

От слов снять (I в.) и отнять (II в.) образовать при помощи приставок: в-,

об-, от-, под-, раз-, с- новые слова.

По окончании работы ученики  меняются тетрадями со своим соседом  по парте и

проверяют выполнение задания своего соседа.

-         Что интересного  заметили? (слова у I и II в. получились  одинаковые)

-         Найдите  и выделите корень во всех  этих словах.

-         Не показался  ли вам странным этот корень? Что значит ня(ть)? Ничего

не значит. Может быть, это и  не корень вовсе?

-         Оказывается  все-таки корень. Если вы сравните  слова отнять, снять,

принять, то убедитесь, что в них  есть общее значение – «взять»: отнять –

значит «взять силой у кого-то»; снять – «взять откуда-то сверху»; принять –

«взять, получить у кого-то для себя». Вот это общее их значение и  заключено в

корне -ня-. Но, в отличие от большинства  других корней, он без приставки  не

употребляется и без них непонятен.

-         С помощью  приставок и корня -езд- образуйте  слова:

Въезд, изъездил, объезд, отъезд, подъезд, разъезд, съезд.

-         Какую  орфограмму заметили вы во  всех словах?(ъ)

-         Если разделительный  знак стоит перед корнем, то  пишется буква Ъ. Во

всех остальных случаях пишется  разделительный Ь.

4. Работа по опоре. Разделительный  Ъ и Ь знаки.

5. Запишите слова в два столбика (работа в четверках). Слова записаны  на доске:

дерев_я, обез_яна, об_еду, осен_ю, об_явился, с_ежился, л_ет, с_ехал, в_юга,

с_ел.

6. Диктант (работа в парах)

Ночью разыгралась вьюга. Под старой елью была лисья нора. Кто на ветке  шишки

грыз и бросал объедки вниз? Подъехал к стройке кран подъемный. Знают  люди с

давних пор несъедобен мухомор.

По окончании работы учащиеся меняются диктантами между собой, проверяют  их и

ставят оценки.

7. Итог урока.

8. Оценки.

Тема: Мягкий знак после шипящих.

Цель:  1. Формировать умение распознавать существительные мужского и женского

рода.

2. Отрабатывать умение в определении  склонений.

Оборудование: орфографические словари, плакаты с набором падежных окончаний.

Ход урока:

1.     Орг. момент.

2.     Чистописание.

3.     На доске слова  в два столбика:

    

кирпич

весть

шалаш

ветвь

руль

мышь

конь

власть

ключ

горечь

дуги

тишь

еж

помощь

конь

полночь

уж

 

 

Учитель. Прочитайте эти слова. Что  это за слова?

Дети. Слова-предметы.

Учитель. Почему я разделила их в 2 столбика?

Дети. 1-й столбик – слова м.р., 2-ой – ж.р.

Учитель. Что вы можете сказать  о словах с шипящей на конце?

Дети. В ж.р. Ь пишется, а в м.р. – нет.

4. Работа в группах.

1) Упр.147

Учитель. Измените сочетание слов так, чтобы названия были в им.п. ед.ч.

Учитель. Какие слова входят в  эти сочетания?

Дети. Слова-предметы и слова-признаки.

Учитель. Вы должны изменить слова-признаки так, чтобы они сочетались со

словами предметами.

Два ученика на обороте доски  выполняют это задание: один слова-предметы м.р.,

другой – ж.р.

Затем всем классом проверяют. Если согласны, то покажите «+».

2) Работа со словарями.

Учитель. Откройте словари и найдите  слова на буквы «л» (I в.) и «м» (II в.) с

3-м набором o, по 3 слова к каждому.  Затем дети меняются тетрадями  с соседом

по парте и проверяют выполненное  задание.

3) упр. 151. Работа в четверках.

Учитель. Прочитайте текст. Найдите  в тексте слова с орфограммой  с шипящей на

конце. Выпиши в 3 столбика: 1)слова, в  которых ь знак в конце не пишется  и ты

не можешь объяснить почему; 2) слова, в которых ты можешь объяснить, почему

эта буква пишется; 3) слова, в которых  эту орфограмму ты пока объяснить  не

можешь.

    

мяч

выучишь

передач

ключ

подумаешь

неудач

товарищ

прилечь

 
 

дочь

 

 

Проверка. Если вы согласны, то покажите «+».

5. Итоги урока. Выводы. Оценки.

Учитель. Насколько дружно, аккуратно  и насколько трудно вам было на уроке?

(на полях 3 линии)

Проанализировав упражнения, предлагаемые в учебнике «Русский язык. 2 класс»

В.В. Репкина, мы пришли к выводу, что  большинство из них рассчитаны на

организацию коллективной формы обучения русскому языку. Ниже приводится

краткий анализ упражнений данного  учебника.

Упражнение 5 [28, с10]. Работу можно провести в парах. После того, как

учащиеся найдут и расставят  потерянные точки, они меняются тетрадями,

проверяют работу своего соседа, а  затем рассуждают между собой  о правильности

выполненного задания.

Упражнение 28 [28, с26]. Работа в группах. Сначала ученики разбирают слова  с

выделенными орфограммами (каждому  ученику группы дается по два-три  слова,

которое они должны проверить по словарю), затем сообща решают задачу о

границах предложений. Какая группа быстрее выполнит задание.

Контрольное задание 1[28, с30]. Работа по карточкам в парах. Ученики получают

карточку с заданием. После его  выполнения они обмениваются с соседом  по парте

тетрадями и оценивают работу своего напарника.

Упражнения 56-60 [28, с50-51]. Прием «Ручеек» между группами. Каждый группе

дается карточка с заданием, после  его выполнения группы обмениваются

заданиями. Так происходит до тех  пор, пока все группы не выполнят все

упражнения.

Упражнения 157-159 [28, с154]. Работа в четверках. Сначала учащиеся вставляю

пропущенные орфограммы, а затем  между четверками происходит обмен

выполненными заданиями и их оценивание. Целесообразнее учителю  выписать эти

упражнения на отдельные листы  для каждой четверки.

Упражнения 188-189 [28, с1182-183]. Работа в  парах. Взаимные диктанты.

Учащиеся выполняют каждый свое упражнение, а затем диктуют друг другу свои

тексты по очереди. Затем они  обмениваются своими работами и оценивают  работу

своего соседа.

Итак, мы вкратце рассмотрели те формы коллективной работы, которые  можно

Информация о работе Коллективная форма организации начального развивающего обучения на уроках русского языка