Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:57, курс лекций
Общая характеристика античной литературы.
Предмет и значение античной литературы. Специфика античного искусства.
Античное рабовладельческое общество. Периоды литературной истории Греции.
Античная литература хронологически не является первой. Причина того, что мы изучаем ее первой кроется в том, что древние литературные памятники открывали наоборот, то есть от более поздних к ранним.
Античная литература является древнейшей европейской литературой, поэтому она оказывает влияние на всю остальную литературу.
- Философская проза.
Философия сначала объединяла все науки. Зародилась в Ионии. Формы были очень образными. Философский диалог, в ходе которого должна была родиться истина. Философия часто делилась на материализм и идеализм – основной вопрос, что первично, материя или сознание? Для Древней Греции такое деление некорректно. Наследие материалистов почти не дошло до нас, идеалистов – наоборот.
У истоков философской мысли и объективного идеализма (который утверждает, что мир познаваем) – Сократ (468-399). До нас не дошло на одной строчки, написанной его рукой. Все записано учениками Платоном и Ксенофонтом. Сократ был очень демократичен – пользовался особой любовью аристократической молодежи. Смеялись над его происхождением – отец рядовой скульптор, мать повивальная бабка. Сократ гордился своим происхождением, по профессии тоже был скульптором.
В творчестве Сократа происходит переход от натурфилософии к этике. Главным предметом его бесед были нравственно-этические вопросы: как следует жить, что такое справедливость благочестие, добродетель. Создает учение об абсолютных истинах – истинах неколебимых. Сократ абсолютизирует человеческий разум. Две аксиомы: есть абсолютные ценности (ум, красота, храбрость) – без них нет человека. А есть зверь. Постижение их возможно, если правильно определить их, что невозможно. Это учение об абсолютных истинах дает толчок учению Платона об абсолютных идеях. Пытался учить путем диалога – сократической беседы. Приведение собеседника при помощи вопросов к единственно правильному выводу. Высказывания Сократа, конечно же, были неприятны главе полиса. Выборы он считал глупыми. Считал, что назначать на должности надо по склонностям, а не по жребию. Склонялся к монархии. Религиозное распутье – тяготел к единобожию. Искал бога внутри к себя, был убежден, что частички человеческого разума содержали части мирового разума. На суде защищался легковесно. Отказался от побегов. Настоящее имя Платона – Аристокл. Гибель учителя привело его к болезни. После смерти Сократа бежит из Афин. Изучает философию, мистику. В Сиракузах его принимает как придворного философа тиран Дионисий. Тот за идеи продает его в рабство. Афинянин купил его и отпустил. Вернулся. В роще Академ в память Сократа основал Академию – школу, которая просуществовала 900 лет. Именно Платон передает нам речь Сократа в суде. Это «Апология» Сократа. Защита Сократа была построена не для реального оправдания, а для высказывания афинским жителям. Диалог «Федон» вводит нас в обстановку последних часов жизни Сократа. Последняя беседа – доказательство бессмертия души. «Мы должны Асклепию петуха». От Платона осталось много. Его считают основателем философского идеализма. Материю считает тленной и переходящей. Материалистом считают Гераклита. Платон создает свою теорию о вечности духа на основе Гераклита. Платон приходит к выводу, что где-то есть прообраз всего – идеи. Платон не мог решить, как взаимодействует мир идей и вещей. Он сказал, что идеи и вещи общаются. Пример: связанные люди в пещере, смотрящие на тени. Много рассуждал о том, как сделать человека счастливым. Придумывает идеальное государство. Оно разделено на три класса: философы, воины и крестьяне. Философы и воины не должны иметь семей детей и имущества. Распределение на классы: к 30 годам становится понятно. Изгнал бы художников, писателей и поэтов.
Аристотель. По сравнению с Сократом и Платоном был ученым-энциклопедистом. Аристотель – первый энциклопедист. Родился в 384. Жизнь семьи связана с македонской династией. Отец – врач при македонском царе. Создает в роще Аполлона ликейскую школу Лицей – в Афинах. Преподавал иначе – читал лекции два раза в день: утром (днем) читал лекции по сложнейшим проблемам, вечером – то же самое, но объяснял просто. Читал лекции, гуляя по дорожкам, поэтому его учеников называли перипатетики, школа прогуливающихся.
Рукописи завещал Феофрасту, тот – Нелею, у которого в погребе они испортились. Четыре группы: 1) сочинения по теории научного доказательства или органон; 2) естественно-научная группа произведений; 3) сочинения по этике, включают в себя политику; 4) курс по теории литературы и ораторскому искусству. «Ритоика» в трех книгах и «Поэтика» в двух. Плохо относился к демократии, сказал, что существует только три формы правления: монархия, аристократия и полития. Но ни одна не бывает в чистом виде: монархия – тирания, аристократия – олигархия, полития – демократия, охлократия. Поправлял Платона. Считает. Что идеи являются формой материи, поэтому их нельзя отделить. Идея несет в себе движение. Материя инертна, а идея несет в себе прогресс. Материя вечна. Вопрос: кем создана, не исчезнет ли, есть ли бог? Насчет бога не знал.
Особое
значение имеет «Поэтика». Сам Аристотель
назвал ее техне – руководство. Написано
скупо, как свод правил. Главный вопрос:
соотнесенность искусства и действительности.
Искусство подражает действительности
– мимесис. Не стоит понимать это буквально.
Не просто подражание, а подражание с целью
понять, что могло бы случиться. Аристотель
добавляет, что поэзия философичней истории.
Объектом искусства является человек.
Аристотель первым заговорил о гуманистических
функциях искусства. Высшей формой искусства
считал трагедию, которая ведет к катарсису.
У Аристотеля много толкований катарсиса,
но все можно свести к двум: медицинское
– очищение от эффекта жалости и страха,
как естественная функция. Этическое толкование
– трагедия способствует нравственному
очищению души. Первый выделил 6 элементов
трагедии: фабула, характеры, мысли, сценическая
обстановка, текст, музыкальная обстановка.
Для Аристотеля фабула и сюжет – одно
и то же. Фабула должна быть законченной
и органически целостной. Характеры должны
быть правдоподобными, благородными и
последовательными. Не должны быть идеальными
или порочными – просто хорошие люди,
совершившие ошибку.
- Литература эпохи эллинизма.
С
Еврипидом умирает трагедия. С
Аристофаном умирает
Период правления Александра Македонского был кратким 338-323. На короткий срок образовалась огромная империя. Хотел принести захваченным народам культуру – греческую, как высшее ее проявление. Александр не уничтожал культуру завоеванных народов. Он хотел добиться объединения культур. Для этого он пытается обединить религии и мифологии – синкретизм. На завоеванных территориях было много богинь плодородия и любви – объединение в культ Великой Единой Матери. Это было плодотворно. Изображение богини Изиды с младенцем на руках. Второй пример: бог Серапис. Многие завоеванные страны зависели от воды. Серапис – Аид, Посейдон, Дионис, Озирис, Апис. Сераписа почитали везде.
Эллинский равно греческий. Эллинистический – взаимодействие греческой и восточной культуры. На востоке греки позаимствовали государственный аппарат – военно-бюрократическую монархию. Поняли необходимость единого эллинского языка – появляется общегреческая койне/кольне. В эпоху Эллинизма изменяется даже смысл слова эллин. Раньше это национальная единица. В эпоху Александра это не этническое, а этическое понятие. Эллином мог стать любой, кто исповедует эллинскую культуру и образ жизни.
Расширяется представление греков о родине. Раньше – гражданин полиса, теперь гражданин мира, космополит.
Изменилось отношение эллинов к религии. Религия была делом общественным, государственным. Теперь она становится частным делом, ее можно выбирать.
После смерти Александра его сподвижники делят империю на эллинистические государства: Египет отходит к Птолемею. Сирия, Македония с Грецией. Самым значительным с культурной точки зрения становится Египет. Центром греческой культуры становится Александрия Египетская. Птолемей продолжает дело Александра, основывает крупнейшую в мире Александрийскую библиотеку. Когда Египет сражался с римлянами, библиотека сгорела. Еще Птолемей создает Музейон. Это и Академия Наук и Университет. Эта идея актуальна до сих пор. Единый комплекс научно-образовательного учреждения – собрали лучших тогда ученых разных национальностей. Там был математик Евклид, историк Гекатей, художник Апиллес. Здесь впервые зарождается наука филология. Она имеет начало в гомеровском вопросе.
Первыми филологами были грамматик Зенадот и Аристарх Самофракийский. Но не только Гомер занимал их внимание. Они создали программу античной литературы, котрая изучается сейчас.
В
эпоху эллинизма изменился
Киники.
Главные представители –
Стоики. «Стоя» - это портик, тип крыши, где собирались эти мудрецы. У стоиков есть определенный идеал – это мудрец, не зависящий в своем духовном развитии от среды, государства. Его родина – весь мир. Основатель учения Зенон. Стоики верили в бога Зевса-Логоса, разлитый во всем мире мировой разум. Душа человека частичка мирового разума. Главным стоики считали инстинкт самосохранения. Человек должен вести себя с другими так, как он хотел бы, чтобы себя вели с ним. Стоики считали, что законы общества уважать нужно, шли на государственную службу. Но если они считали, что их заставляют заниматься не добродетелью, то самоубивались. Для киников цель оправдывает средства. Стоикам была важна не цель, в своем стремлении к счастью им был важен этический характер.
Эпикурейцы. Основатель – Эпикур (341-270). Жил в Афинах, преподавал в виде бесед в прекрасных садах. Состоятельный Эпикуру был очень болезненным, не мог принимать участия в общественной жизни, поэтому он создает учение для богатых и болезненных. Этика Эпикура основана на материалистическом учении Демокрита. Эпикур задумывается над сутью счастья. Ответ: он должен находить его не во внешнем мире, а внутри самого себя – в душевном спокойствии или безмятежности души (атараксия). Не должен вмешиваться в чужие дела и политику. Как этого достичь: все зависит от страха смерти и страха перед богами. Боги отметаются сразу. Смерть: он считает, что пока человек есть – смерти нет, а когда человека нет – то и бояться поздно. Главный лозунг: прожить жизнь незаметно в кругу своих друзей, освободившись от всех страстей. Чрезмерных чувств. Слово «эпикуреец» со временем начинает знать иное – разнузданного человека.
Совершенно меняется и система литературных жанров. Значение теряют трагедия и театр, они неактуальны. Литература и искусство поворачиваются к частному человеку. К личности. Предметом изображения так же становится обычная личность. Происходит поляризация литературы: литература для элиты и беллетристика (массовая литература). Так появляется греческий роман как повесть о частной жизни.
Среди высокой литературы выделяются жанры «ученой» поэзии. Поэты того времени соревнуются с выбором сюжетов – необычные, малоизвестные, разные варианты. Литература теряет интерес к крупным формам. Вместо эпических поэм получает распространение эпиллий – «эпосик». Распространяется эпиграмма, элегия и идиллия.
Эпиллий. Мастером эпиллия был поэт Коллимах – представитель ученой поэзии. Эпиллий «Гекала» посвящен Тезею, который идет на подвиг, его застает ночь, дождь, стучится в хижину старушки Гекалы. Тезей уходит, потом возвращается, а старушка умерла. Хочет в ее честь устроить спортивные игры – в честь Зевса Гекалийского.
Идиллия. Название: «картинка». Создателем идиллии был поэт Феокрит. Писал буколические идиллии – пастушеские песни. Феокрит против городской цивилизации. Приобщает к естественному. Его идиллии – сценки с волопасами, которые состязаются в песнях, чаще любовных, но могут быть и другие. Феокрит относится к ним с иронией – он житель города, небедный, ведет игру с читателем. В его идиллиях все натурально: навоз, пот – ирония, песни о любви. Снисхождение. Идиллии Феокрита популярны в римской литературе, поэт Вергилий.