Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:57, курс лекций
Общая характеристика античной литературы.
Предмет и значение античной литературы. Специфика античного искусства.
Античное рабовладельческое общество. Периоды литературной истории Греции.
Античная литература хронологически не является первой. Причина того, что мы изучаем ее первой кроется в том, что древние литературные памятники открывали наоборот, то есть от более поздних к ранним.
Античная литература является древнейшей европейской литературой, поэтому она оказывает влияние на всю остальную литературу.
Аристофан 450-384 гг. до н.э. Жизнь. Литературная деятельность – 427-388 гг. Его жизнь приходится на пелопонесскую войну. Был человеком среднего достатка, идеалом для себя избирает образ среднего крестьянина – имеет рабов, но и сам работает. Аристофан требует подписания мира. Полис уже себя изжил, но Аристофан все еще прославляет его. Наука шагнула вперед, а Аристофан настаивает на богах. Была необходимость реорганизации собрания. Нужно было изменить образование. Дюди разные, нельзя всех воспитывать одинаково. Аристофан не может задержать развитие, хотя и старается.
Написал 40 или 44 комедии, до нас дошло 11. Был запаслив, две комедии завещал сыну.
1)
427-421 гг. ярко-политические комедии,
носитель обличительного
2) 414-405 гг. Исчезает личная направленность. «Птицы», «Лисистрата», «Лягушки».
3) 398-388 гг. Аристофан приближается к комедии нравов, уходит гротеск, карикатура. Пытается предложить утопический вариант решения насущных проблем.
«Всадники». Первый период творчества, самый злободневный. Против войны, против Клеона. Клеон – политик, демагог, очень популярен, бездарный военачальник. Ставить пьесу опасались, костюмеры и делатели масок отказались их делать. Премьера могла кончиться плохо. Здесь Аристофан еще и критикует сам афинский народ. Демос – тупой, слепой, глупой старик. В прологе – слуги демоса – Демосфен и Никей. Жизнь текла хорошо, пока не появился новый раб Кожевник-Пофлагонец. Кожевенное производство считалось низменным. Отец Клеона владел кожевенной мануфактурой. Из Пофлагонии поступали самые тупые и наглые рабы. Когда этот герой спит, Никей и Демосфен крадут оракулы-предсказания. В нем написано, что власть этого раба кончится, когда появится еще более наглый правитель. Им становится Колбасник – самое низменное дело, еще хуже кожевенного. Кожевник прогоняет Колбасника. На помощь Колбаснику спешат всадники – это прослойка общества, которая во время войны имела возможность воевать на конях. Они больше были за мир. Тут старик Демос должен решить, кто будет главенствовать в доме. Кожевник и Колбасник соревнуются, кто лучше накормит Демоса. Финал многозначен, Колбасник обещает омолодить Демоса, варит его в котле – тот становится молодым – и в конце концов появляется в костюме времен Греко-персидской войны, что символизирует силу греков в единстве. Комедия была принята.
«Ахарняне». Главный персонаж – «справедливый гражданин», среднее сословие крестьянства. Страдает от войны, приходит к согражданам и агитирует против нее. Его хотят убить. Он живет со всеми в мире, торгует, богатеет. А Афины голодают. Тут впервые встречаем насмешку над Еврипидом. Когда Д. хотят убить, тот направляется к Еврипиду за лохмотьями. Жители просят у него мира, но Дикиаполит не хочет никому его давать. Соид продает Дикиаполиту дочерей за чеснок и соль. Дикиаполит справляет праздник, а рядом голодные и больные.
«Облака». Отличается от обычных комедий. Посвящена культурной проблеме: выступает против софистов и Сократа. Проблема воспитания молодежи. Афинянам вечные проблемы казались скучными. «Облака» оказались роковыми в жизни Сократа. Обличение в безбожности, безнравственности и развращении молодежи. На суде в качестве обвинения зачитывалась пьеса. Старик Стрипсиад обеспокоен сыном – тот играет на скачках, спустил все состояние. Стрипсиад узнает, что в Афинах есть мыслильня, хочет пойти туда учиться. Встречает там Сократа. Реальный Сократ не был таким смешным дураком. Афиняне прощали Сократу его внешний вид за его мысли. Всегда был готов к беседе – сократической беседе – приведение человека к выводу. У Аристофана Сократ – это чудак, сидящий в привязанной к стропилам корзине. Этот Сократ изучает всякую дрянь. Проблемы: какой частью тела жужжит комар, измеряет шаг блохи. Сократ убеждает не верить в Зевса. Появляется хор облаков, который говорит всякую ерунду. Аристофан все перевирает. Стрипсиада выгоняют из мыслильни, но идей хватает, чтобы избавиться от кредиторов. Отправляет туда сына. Происходит спор между ложью и правдой – прежде всего о проблеме воспитания. Сократ и софисты считали, что образование должно быть по склонностям. Аристофан называет это развращенным. Заканчивается все еще одним агоном. И сын, и отец идут на пир, но старику захотелось послушать Эсхила, а сыну – Еврипида. Сын побил отца и аргументировал это. Стрипсиад берет лестницу и факел – поджигает мыслильню.
Напрямую спор с Еврипидом идет в комедии «Лягушки». Это первая литературно-критическая полемика. Две части: 1) посвящена путешествию Диониса в царство мертвых за театралами. Дионис хочет забрать Еврипида. Он пустозвон, пижон, постоянно тормозит. Идет к Гераклу, узнать дорогу в царство мертвых. Дионис отправляется туда пешком, берет своего раба Ксанфия. Берет у Геракла львиную шкуру и палицу. Диониса постоянно бьют из-за одежды Геракла. 2) Царь рассказывает Дионису историю о том, что умер Еврипид и за ним пошла толпа маргиналов. До Еврипида на троне поэтов сидел Эсхил. Начинается агон. На сцену выносятся весы, на которых взвешиваются достоинства и недостатки Эсхила и Еврипида. Эсхил: тяжеловесный стиль, влияние на психику человека. Он утверждает, что лучше, так как несет гомеровское наследие в художественное творчество. Еврипид смеется над стилем Эсхила. Но в результате Еврипид соглашается, что язык его трагедий легче эсхиловской, но первенство отходит Эсхилу, потому что он патриотичен. Конец: Дионис выводит Эсхила.
Аристофана
любили в Афинах. Его часто ставили.
Люди его слушали, уважали. Но через
полтора века его забыли. Новая комедия
вообще не использует опыт Аристофана.
Аристофана признают великим комедиографом,
но никто не следует его традициям.
- Греческая проза V-VI вв. до н.э.
Прозаические жанры появляются позже поэтических. Дело не в легкости запоминания этих текстов. Проза возникла тогда, когда общество перестало удовлетворяться мифологическим объяснением мира. Когда возник интерес к знаниям. Эмоциональное познание мира возможно коллективно, но научное познание так невозможно.
Проза появляется вместе с идеей государственности. Четвертый век – идея единства. Первые прозаические произведения лежат посередине между искусством и наукой. Исторические, философские произведения пишутся по закону художественного творчества, хотя древний грек понимал, что наука представляет факты, закономерности. Но стиль изобиловал метафорами, эпитетами, сравнениями и т.д.
Греческая проза зарождается как историческое повествование. Из исторического повествования получаются философские повествования, география и риторика. Первые создатели прозы – логографы. Они описывали тот мир, с которым столкнулись греки-мореходы. Римляне завоевывали местность, а греки колонизировали. Они использовали новеллы городского фольклора. Первые использованные документы – погодные списки должностных лиц городов. Логографы разделили сферы своего влияния: одни описывали путешествия по суше (периоды), другие – морские (периплы (?)). Логографы включали фольклор и легенды.
Гекатей
– «Объезд земли» описывает то,
что считает верным сам. Включает
и мифы, но не доверяет им. Вопрос: откуда
появился термин «история»? Это от греческого
глагола «ведать» - но ведать на основе
виденного. Историческая наука возникает
как изучение человека и общества в развитии.
Второй вопрос: почему история возникла
именно у греков? Македонский пришел в
земли нести культуру, но там уже была.
Но нигде не было исторического знания.
Историческое знание может появиться
только у свободного народа – это всегда
концепция. А все восточные государства
основаны на тирании. А греки относительно
свободны. Деспотия приводит к тому, что
жизнь общества зависит от жизни правящей
семьи. Греки отмечали поворотные события
в своей истории – троянская война – иной
подход к летоисчислению. Архивы, протоколы
подспудно являлись материалами для истории.
- Геродот.
«Отец истории». 484 г – Малая Азия. Прожил недолго, умер в 425 г. Единственный человек, который объездил все известное населенное пространство. Знал много языков. Известное пространство – ойкумена. Геродот делает упор на факт, а не на рассказ. У Геродота появляется главная задача истории – самопознание для прогнозов на будущее. Название труда «История». Разделили на девять частей, названия по имени муз – разделили ученые. Геродот разделил на две части. Первая часть: становление персидской монархии. Вторая часть: события Греко-персидской войны. До конца он ее не довел. Закончил на освобождении Эллады и вопросе куда перенести дальнейшие военные действия. Простое начало: «Вот изложение трудов Геродота…» Причины войны – четкая концепция. Главная причина – противостояние менталитета западного и восточного. Геродот – европоцентрист. Считает, что греки победили, потому что они свободны. Смешение историка и мифолога: причины войны – похищение женщин. Идея: ничего сверх меры. Персы хотели сверх меры, вот и поплатились. 1 часть посвящена персидским государствам и этническим группам. Каждой группе логос, часто по типу новелл. Признаки новеллы: краткая, драматическое повествование, парадоксальность ситуации, включает диалог, каждое слово важно, метафора, деталь, неожиданная развязка. Геродот – первый. Что он включает в повествование как историк? Природные условия, обычаи, диковинки – встречается рассказ о скифах, описывается столкновение Дария и скифов. Описание народа у гор, бреют головы – башкиры. Геродот пользовался услугами переводчиков, но мало им верил.
Только историки – Фукидид. 460-404. Потомок Метиада. Легенда связывает Геродота и Фукидида. Фукидид тоже держался фактов, но начинает включать в свои сочинения документы. Фукидид описывает пелопонесскую войну, из-за нее он стал изгоем в собственной стране. Бессмысленность войны. Фукидид или был убит или сбежал к персам. У Фукидида нет установки на развлекательность, не художественная направленность. Зато ужасная наивность – включает дословные речи, которых не слышал.
Еще
один – Ксенофонт. Ученик Сократа. 430-354.
Изгнан из Афин и как ученик Сократа,
и как описывающий
- Ораторское искусство.
Исторические
сочинения были очень громоздкими
и дорогими. Это была элитарная
литература. Постепенно на первый план
выдвигается ораторское искусство
и риторика. Лучшие образцы распространялись
среди греков. Ценилось не только содержание,
но и форма. Роль риторики огромна из-за
народных собраний. Пособий было много,
но одним из самых важных была «Риторика»
Аристотеля. Согласно ему, риторика исследует
систему доказательств в речи, ее слог,
композицию. Риторика связана с диалектикой,
наукой о законах человеческого мышления.
В риторике Аристотель выделяет три вида
речей: совещательные (политические), судебные
и эпидиктические (торжественные). Наиболее
важными были политические речи. Политические
речи редко писались заранее часто были
импровизацией. Мастер – Перикл. Речи
его были полны ораторского пафоса, скорее
всего он был хорошим психологом. Современник:
«Слова, сказанные Периклом, застревают
в душах слушателей, как жало пчелы, потому
что сама богиня убеждения Пейто сидит
у него на устах». Начало ораторскому искусству
положили софисты. Крупный теоретик и
учитель красноречия – Горгий из сицилийского
города Лионтины. О нем известно мало.
Был против Афин. 427 г. Горгия прислали
для торжественной речи. Он первый придумал
разделить речь на определенные части,
противоположные по смыслу. Окончания
этих частей рифмовались. Этот прием назвали
«горгиевы риторические фигуры», а Горгию
поставили золотой памятник. Представителем
судебного красноречия был оратор Лисий.
445-380, был очень скромен. Написал 400 речей.
Дошло 34. Лисий стилем своих произведений
открывает полемику как следует писать.
Стиль Лисия получает название аттический
стиль красноречия. Его станут противопоставлять
азиатскому стилю. Аттический – лаконичный,
скупой, лапидарный стиль, нельзя выкинуть
ни одного слова. Азиатский – пышный. «У
Лисия нельзя выкинуть ни одного слова,
а к речам Цицерона уже нечего прибавить».
Исократ. Родился в 436. Тяготеет к торжественному
красноречию. Создает первую в Греции
школу красноречия, там учит профессиональному
ораторскому искусству. Противник демократии.
Искал варианты полисного строя. Идея:
обратил взгляд на Македонию – Филипп
Македонский. Исократ хотел при помощи
войска Филиппа приобщиться к славе. Торжественные
речи – панигири в честь Филиппа. Потом
пишет речь Филипп. Он усовершенствовал
горгиевы риторические фигуры, разделил
речь на периоды и отработал композицию.
Первая часть – предисловие, изложение
содержания и цели речи. Чтобы привлечь
внимание слушателей. 2 часть – изложение
самого предмета речи, которое должно
было быть осуществлено с предельной убедительностью.
3 часть – опровержение мнения противника.
4 часть заключение, которое должно было
подводить краткий итог сказанному, напомнить
слушателю основные положения речи возбудить
гнев против противника и завоевать симпатии
аудитории. Но Исократ сам не произнес
ни одной речи, это привело к тому, что
в его речах было необыкновенно затянуто
предисловие. Его речи были скорее для
чтения. Эту ошибку хорошо усваивает противник
– лучший оратор Греции Демосфен. В отличие
от Исократа он открыто борется против
Македонии. Трагическая слава, погибнет
непонятый. Это конец свободы Греции. Это
единственный оратор, говоря о котором
опускалось даже имя. Его жизнь начиналась
плохо. 384. Его отец владел оружейной и
мебельной мастерскими. Его дразнили за
внешний вид. Отец был женат на скифянке.
Отец умер. Опекуны расхитили все имущество.
16 лет судебный процесс, доказал свою правоту,
но остался совсем без денег. Сначала не
мог говорить из-за дефектов речи. Получал
уроки дикции у актера. В отличие от многих
политических ораторов тщательно готовил
речи. Выступал против Филиппа – «гневные
филиппики». В конце концов, Филипп захватывает
Грецию. Филипп убит, Александр использовал
это, чтобы выступить против Греции. Потребовал
Демосфена. Демосфен бежал на остров Колабрию.
Но греки послали за ним войско. До нас
дошла 61 речь. Демосфеновский корпус/кодекс.
Их делят на частные и политические. Тщательно
готовился. Принимает Исократовские элементы
речи, но предисловие делает кратким. Сейчас
живы риторические вопросы. Они придают
речи искренность, привлекают внимание
слушателей. Очень любил метафоры, антитезы,
но применял и олицетворения – диалоги
от имени умерших, предметов. Любил фигуру
умолчания. Оратор намеренно умалчивает
о том, о чем ему нужно говорить. У Демосфена
не было чувства юмора – смеялись только
над его потугами.