Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:57, курс лекций
Общая характеристика античной литературы.
Предмет и значение античной литературы. Специфика античного искусства.
Античное рабовладельческое общество. Периоды литературной истории Греции.
Античная литература хронологически не является первой. Причина того, что мы изучаем ее первой кроется в том, что древние литературные памятники открывали наоборот, то есть от более поздних к ранним.
Античная литература является древнейшей европейской литературой, поэтому она оказывает влияние на всю остальную литературу.
«Антигона»
- одна из первых трагедий Софокла. Открывается
прологом: умер Эдип, братья боролись за
власть и погибли в братоубийственной
войне, у власти – царь Креонт. Креонт
запретил погребение, Антигона посыпает
тело землей из кувшина. Диалог Креонта
Антигоны – важный момент в произведении.
Общечеловеческая мораль. Боги положили
закон о погребении человека. Человеческие
законы, указы правителей – Антигона считает,
что пусть она будет виновата перед Креонтом,
но чиста перед богами. Трагическая война
Антигоны: соблюдая общечеловеческий
закон, она нарушает закон государства
в трагическое военное время. Этот закон
поможет удержать государство, но идет
против моральных законов. Вина Креонта,
Софокл на стороне Антигоны.
- Творчество Еврипида.
Противоречия в полисном устройстве. Пелопонесская война – катализатор для противоречий, она подрывает единство полиса. Век Софокла и Перикла отошел в прошлое, человек вынужден решать противоречия индивидуально. Шло развитие самосознания личности, осознания ценности каждой личности. Это приводило к конфликту с полисной идеологией.
Еврипид – последний крупный трагик. У него все черты противоречивости того времени, мы видим, прежде всего, проявление индивидуалистической настроенности общества, кризис традиционного мифологического миросозерцания. Это приводит к смене идеологии – полис идет к своему концу, это ощущается в произведениях Еврипида.
Развивается наука, хотя разница с Софоклом всего десять лет. Толчок этому дал Перикл. Перикл приглашал всех мудрецов в Афины (Протагор, Анаксагор, Демокрит, Геродот, Гераклид: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Все течет, все изменяется»). Наиболее сильные впечатления произвели открытия в медицине – Гиппократ: каждая болезнь имеет свою причину. Потрясение Афин: лечатся не только физические, но и душевные болезни.
Кроме Гиппократа на изменение идеологии и взаимоотношения граждан полиса друг с другом повлияли учения софистов. Они учили логике мысли. Логика была нужна везде. Софисты были востребованы, но их не любили. Даже название «софисты» значит «мудренькие». Пренебрежение, потому что они брали много денег за свои занятия, но самое главное – для софистов не существовало объективной истины, что подрывало основы полиса. Афоризм: «О каждом деле может быть высказано два противоположных мнения». Греки не понимали этого, для них не существовало компромиссов. Это губительно для полисов. Софисты ратовали за индивидуальное воспитание. Софисты учили, что все люди равны. Почти всегда они были атеистами. Софист Протагор объявляет человека мерой всех вещей. Ясно, что полис доживает последние дни – кризис полиса показывает Еврипид: критическое отношение к мифу, полная заброшенность человека в мире.
Еврипида не любили в Афинах, так как он указывал на их недостатки. Над ним издевались, например, Аристофан в своих комедиях. Аристофан называл его сыном торговки зеленью и лавочника, но Еврипид получил блестящее образование, его учителями были софисты, которые требовали высокой платы за занятия, у него была лучшая библиотека в Афинах – всего этого не могло быть у простого сына лавочника. Смеялись над внешним видом, который дает Аристофан, но он не соответствует действительности, так как сохранился портрет Еврипида.
Он написал около 90 пьес. Только четыре раза одерживает победу в театральных агонах при жизни и один раз после смерти. После смерти сразу становится популярным. До нас дошло 17 пьес целиком.
Конец
жизни провел в Македонии –
его приглашает дед Александра Македонского,
в Македонии его любили все. Есть
версия, что Александр начал
Театр Еврипида – энциклопедия умственного движения Греции пятого века. Более ни один драматург не обращался к этому. Философские взгляды даются в развитии. Его называют «философом на сцене», «самым трагичнейшим» - это приводит к изменению характера конфликта в трагедиях Еврипида. Тот всегда был обусловлен взаимодействием субъективных стремлений и объективных закономерностей, то есть богов. Герой вмешивается в объективные закономерности и нарушает гармонию, он будет наказан. Смерть такого героя в результате несла грекам катарсис. Пример его поучителен. Герои Еврипида тоже страдают и гибнут. Но объективной закономерности не существует. Значит, страдания и гибель героев бессмысленны, беспросветны. Конфликт: или столкновение субъективных равных волей людей, или столкновение человека с самим собой – рефлексия. Противоречия души – самое трагичное. Греки рефлексии не знали. Катарсиса не было, герой гибнул бессмысленно. Даже если и появляются боги, то они условные персонажи. Еврипид в своих трагедиях заменяет первичную перипетию интригой. Перипетия – переход от настоящего к противоположному, вызвана волей богов. Интрига – ведется самим человеком в своих интересах, обусловливается его желаниями. Интриг может быть много. Иногда в финале трагедии Еврипида невозможно было прийти к какому-либо итогу, поэтому в конце часто появляется какой-либо бог, который просто объявляет свою волю. Пример: Кастор и Полидевк. Но новаторство не только в этом. Изменение трагического конфликта сказывается на изменении жанровой природы произведений Еврипида. Прежде всего, он писал трагедии, но необычные, поэтому они называются либо «психологические трагедии» или «патетические драмы». Второе – социально-бытовые или семейные драмы: «Алкеста», «Елена», «Ион».
Социально-бытовая драма изображает людей обыкновенных, не героев, ничем не выдающихся. Даже если используется миф, то от этого мифического героя остается только имя. Всегда присутствует элемент комического, всегда благополучная развязка. Первая сохранившаяся пьеса – 438 год – «Алкеста». Сюжет открывал поистине большие возможности для создания классической трагедии. В прологе мы узнаем историю Адмета, у которого служил Аполлон, тот разрешил ему уговорить кого-нибудь умереть вместо него. Никто не хочет умирать за Адмета: ни рабы, ни родители – только молодая жена Алкеста. Она берет с Адмета слово, что тот не приведет в дом мачеху. Еврипиду удалось показать человека с раздвоенным сознанием. Трагикомическая сцена над трупом. Появляется пьяный Геракл, Адмет принимает его. Один старый раб стыдит Геракла за шумное веселье. Тот понимает жертву Адмета, хочет ему помочь, в полночь пролезает в склеп, ловит Танатоса, тот отдает обратно душу. Геракл приводит ее к Адемту, все заканчивается хорошо. Адмет – двойственная фигура, нельзя определить его как хорошего или плохого.
«Электра» - есть и у Софокла, и у Еврипида.. У Софокла вопрос о нравственности убийства матери не стоит, так как олимпийцы уже вынесли приговор. У Еврипида тоже не стоит вопрос – это а приори безнравственно. Перед нами неврастеничка и припадочный.
Еврипид разрушает жанр классической трагедии. Еще один момент: у Еврипида в трагедиях появляется развивающийся характер. Особенно очевидно это в трагедии «Ифигения в Авлиде». Зрители верят в эволюцию образа героини.
Любимый образ Еврипида – Медея. Пьесы о ней успех не имели. Еврипида занимала динамика страсти и чувства. Женский образ, считал Еврипид, дает больше материала. Женщины живут естественно и искренне. Впервые такой образ появляется в поэме «Пелиады». Действие происходит сразу после того, как Медея помогает Ясону добыть золотое руно. Медея – особый образ, непонятно ее происхождение – восточное, иногда даже предполагается арийская ветвь, с точки зрения греков она – варварка. Она в родстве с Гелиосом, родственница Гекаты. Мстит – вручает Пелиадам 12 кинжалов, чтобы они убили своего отца. Ее изгоняют. Живет вместе с мужем в Коринфе. Ясон не добивается в Коринфе власти, об этом вторая трагедия «Медея» - 431 год. Эта трагедия вызвала бурю протеста. Во-первых, в ней Медея сама убивает своих детей, в то время как считалось, что их убили коринфские жители – теперь коринфян обвинили во взятке для того, чтобы Еврипид обелил их перед потомками. Это трагедия не о ревности – а такого греки понять не могли. В прологе – кормилица и педагог пытаются сказать, что предчувствуют беду в доме Медеи. Затем появляется сама Медея, но она не охвачена ревностью. Она уязвлена тем, что обманута Ясоном, это и причина трагедии. Идея мести рождается не сразу. Греки считают домом семью. Разговор Ясона и Медеи ведется в саркастических тонах. Появляется царь Эгей, тогда Медея понимает, что главная ценность для мужчины – это дети. Поэтому она убивает Главку (невесту Ясона) и детей. Финал: Медея на колеснице с драконами спасается, а Ясон повержен.
Еврипид не только меняет внешний вид трагедии, но и привносит новую тематику. Впервые им поднимается любовная тематика. «Ипполит» - 434 год до н.э. Боги здесь преступники, совершают бессмысленные поступки. Эта трагедия имела успех, но ее пришлось дважды переписать. Сюжет известен и в Библии – вариант сюжета о коварной жене. У Еврипида Федра (вторая жена Тесея) любит своего пасынка, но публику шокирует то, что она сама ему в этом признается. Потом Еврипид это изменил. «Ипполит» выиграл в агоне. Любимый афоризм Еврипида «Ничего сверх меры». Нарушение его героями ведет к их гибели. Ипполит – сын Тесея от первого брака с амазонкой. Трагедия открывается прологом, где Афродита говорит, что обижена на Ипполита, потому что тот все время проводит с Артемидой. Афродита насылает на Федру страсть к Ипполиту. Страсть и холодность – Афродита и Артемида. Федра и Ипполит, Афродита и Артемида никогда не появляются на сцене одновременно. Федра при смерти, причина – любовь, кормилица решает рассказать все Ипполиту. Его предупреждают, что чувства не должны быть сверх меры. Федра боится, что Тесей убьет ее детей. Она решает убить себя, а в руке оставляет записку, где обвиняет Ипполита в домогательствах. Тесей изгоняет и проклинает Ипполита. Тот гибнет. Затем появляется Артемида, которая говорит, что Ипполит не виноват в этой трагедии. Много вариаций. Взаимоисключающие начала не встречаются на сцене.
Древние
критики характеризовали
- Творчество Аристофана.
Комедия – это вторая отрасль греческой драмы. После трагедии, комедийные соревнования получили разрешение на Великих Дионисиях в 486-484 гг. до н.э. Комическое – самая трудноопределимая эстетическая категория. Умберто Эко 2Имя розы». Поэтика Аристотеля. Средневековые философы делали вывод, что Аристотель о комедии не писал. Существуют легенды, что есть вторая спрятанная часть поэтики Аристотеля. Белинский замечает, что смех всегда стремится скрыть несоответствие между внутренним и внешним. Нет ничего более сиюминутного, чем смех. Белинский определил сущность комедии, как противоречие явлений жизни сущностью и назначением самой жизни.
Античная комедия на злобу дня, это дело нелегкое и серьезное. Античная комедия – остро политическая, философская, отчасти идеологическая. Истоки комедии в праздниках Дионисиях – «комос». Песни комоса малопристойные. Иногда они носили личный характер, что было запрещено. Хор в комедии носит уродливые маски и одежды. С фольклорной традицией комедию связывает борьба старого и молодого – нет среднего возраста. Побеждали молодые. Элемент карнавального действа – «последние да будут первыми». Во время игр рабы менялись местами с господами. У жанра древнеаттической комедии были и свои литературные предшественники – фольклорная дорийская драма (возникла в Мегарах) и литературная сицилийская комедия. Фольклорная дорийская драма – карикатурные примитивные сценки, без хора, часто пародии, сюжета нет. Литературная сицилийская комедия – пьеса с цельным законченным действием, нет хора, часто пародируются мифы. Влияние мима. Мим – это сценка с натуры, из обыденной жизни, с упором не на сюжет и действие, а на воспроизведение характерных черт представителей профессий. Мим «Сиракузинки» включал речь – обличал туристов. Объектом изображения в древней аттической комедии миф не был. Авторов занимала злободневная политика. Политика, изобличение, включала полную свободу личной издевки. Аристофан издевался над Еврипидом, Сократом. Прием – карикатура, шарж, пародия и гротеск на грани фантастики. Древнеаттическая комедия не индивидуализировала персонажей. Маски: ученый-шарлатан, хвастливый воин, шут, парасит-нахлебник.
Сюжет
древнеаттической комедии носит
фантастический характер. Предлагают
утопические выходы из сложившейся
ситуации. Комический хор превосходил
трагический – 24 человека, разделенные
на два враждующие полухория. Пролог, потом
парад, в центре – комический алон, словесный
спор главных действующих лиц и двух полухорий.
Агон делился на две части: в первой части
побеждало неправое дело, после нее был
антракт – парабаса. Актеры уходили, хор
снимал маски, обращался к зрителям и пытался
объяснить, что происходило. Вторая часть
– побеждали справедливые речи. Парабасой
первые комедии как бы разделялись на
два действия. Затем вторая парабаса. Расцвет
комедии совпадает с высоким подъемом
общественной жизни во второй половине
пятого века. Древнеаттическая комедия
сменяется средней комедией из-за поражения
в пелопонесской войне. Никаких политических
комедий до нас не дошло. Возрождение комедии
в конце четвертого века – новоаттическая
комедия. Совершенно не похожа на древнюю,
заимствует много из Еврипида. Разделение
на три ветви: комедия нравов, характеров
и интриги.