История зарубежной литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:57, курс лекций

Описание работы

Общая характеристика античной литературы.
Предмет и значение античной литературы. Специфика античного искусства.
Античное рабовладельческое общество. Периоды литературной истории Греции.

Античная литература хронологически не является первой. Причина того, что мы изучаем ее первой кроется в том, что древние литературные памятники открывали наоборот, то есть от более поздних к ранним.

Античная литература является древнейшей европейской литературой, поэтому она оказывает влияние на всю остальную литературу.

Работа содержит 1 файл

ИЗЛ Шарыпиной.doc

— 316.50 Кб (Скачать)

Преподаватель: Татьяна Александровна.

   Предлагается  для чтения не хрестоматия, а антология. Лучшие антологии это «Рим» и  «Античная литература». Пособие  по истории зарубежной литературы для  первого курса лучше всего  Лосева или Тахо-Годи (это фамилия его жены, так как под фамилией самого Лосева пособие стали издавать только в 1991 году на его юбилей), но брать Тахо-Годи можно только после 76 года издания, так как в более ранних изданиях нет информации по мифологии. Также неплохие пособия Тронского и Радцига. Нельзя брать Гиленеона из-за фактических ошибок в тексте.

   Для чтения:

   1. Пособие  по мифологии. Лучшее – Николай Кун «Легенды и мифы Древней Греции». Есть «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима» под редакцией Нейхардт. Есть А. Немировский «Мифы Древней Эллады». Дополнительно Ф. Ф. Зелинский «Сказочная древность Эллады» и «Древнегреческая религия».

   2. Гомер. Поэмы «Илиада» и «Одиссея». Обязательно без сокращений.

   3. Гесиод. Отрывки из поэм «Труды и дни», «Теогония».

   4. Отрывки  античной лирики по хрестоматии.

   5. Эсхил «Прометей прикованный», «Орестея».

   6. Софокл «Царь Эдип», «Антигона», «Эдип в Колоне».

   7. Еврипид «Медея», «Ипполит», «Алкеста» или «Ифигения в Авлиде».

   8. Аристофан, две комедии из приложенных в методичке.

   9. Менандр, два произведения из методички.

   10. Аристотель по хрестоматии.

   11. Греческий  роман «Дафнис и Хлоя».

   Римская:

   12. Комедиограф  Плавт. Две комедии из методички.

   13. Теренций «Свекровь», «Братья».

   14. Лукреций по хрестоматии или учебнику.

   15. Гораций и Цицерон также.

   16. Вергилий «Энеида».

   17. Овидий «Метаморфозы». Из 15 частей – четыре или пять. 

   Общая характеристика античной литературы.

    • Предмет и значение античной литературы. Специфика античного искусства.
    • Античное рабовладельческое общество. Периоды литературной истории Греции.

   Античная  литература хронологически не является первой. Причина того, что мы изучаем  ее первой кроется в том, что древние  литературные памятники открывали  наоборот, то есть от более поздних  к ранним.

   Античная  литература является древнейшей европейской литературой, поэтому она оказывает влияние на всю остальную литературу.

   Античная  литература – первая ступень в культурном развитии мира, поэтому она и влияет на всю мировую культуру. Это заметно даже в быту. Античные слова становятся для нас обыденными, например слова «аудитория», «лектор». Сам тип лекции является классическим – так читались лекции еще в Древней Греции. Многие предметы также называются античными словами, например, бачок с краном для нагревания воды называется «Титан». Большая часть архитектуры так или иначе несет в себе элементы античности.

   Названия  античных героев часто используются для названий кораблей. Иногда это  выглядит очень символически. Так, например, Наполеона везли в ссылку на крейсере «Беллерофонт». Беллерофонту было получено убить химеру. (Химера – чудовище, состоящее из дракона, козы и льва). Кстати, здесь отражены отличия между восприятием древних греков и нас – нам она бы показалась страшным  чудовищем, а Беллерофонт сначала ей залюбовался. Все же он ее убил, а после так возгордился своей победой, что захотел вознестись на Олимп к богам. Его низвергнули на землю, он потерял рассудок и скитался по земле, пока над ним не сжалился Танатос.

   Образы  античной литературы входят в современную  литературу, в ним скрывается глубокий смысл. Иногда они входят в крылатые выражения. Античные мифологические сюжеты часто перерабатываются и опять используются.

   Почему  все же «античная культура»? Ведь мы изучаем Древний Рим и Древнюю  Грецию. Впервые термин «античность» употребляют гуманисты Эпохи Возрождения. Они начинают создавать подобие системы мифов и истории, начинают вести первые непрофессиональные пока раскопки. Слово «античный» произошло от латинского слова «antikqus» - древний, и используется до сиз пор.

   У Древнегреческой культуры свои корни. Предтечи является Крито-Минойская (или Крито-Микенская) культура. Ученые спорят об исконных жителях Крита – поэтому возникают различные названия. Английский археолог Артур Эванс открыл критскую культуру. До этого раскопки на Крите пытался вести известные Генрих Шлиман, но ему не хватило денег, чтобы купить территорию для раскопок. Артур Эванс открыл Кносский дворец, а, следовательно, Крито-Минойскую цивилизацию, так как в этом дворце было найдено множество доказательств ее существования. Существуют различные версии гибели этой цивилизации, но многие ученые сходятся во мнении, что виной был стихийный катаклизм.

   Во  дворце нашли глиняные таблички с письменами двух различных типов, то есть уже существовала письменность. Кроме того, там нашли древнюю отопительную и канализационную систему, а также базу для многих мифов, например, лабиринт минотавра – подземные помещения дворца. Слово «лабиринт», произошло от слова «labris» - обоюдоострая секира, жертвенное оружие жрецов. Во время жертвоприношения жрец одевал маску быка – минотавр. То есть миф о Тезее, победившем минотавра, говорит о свержении Афинами ига Крита.

   Почему  «Микенская»? В Микенах Генрих Шлиман нашел аналогичные глиняные таблички с письменами, что свидетельствовало о письменном сообщении между Грецией и Критом.

   Античность  часто называют детством человечества. Часто это утверждение неверно  приписывают Карлу Марксу. Причина  такого названия в том, что античная литература зачастую наивна и описательна. Она обращается к истокам человеческого  сознания, изображает человека вне классов. А нельзя забывать, что Древней Греции рабовладельческий строй, что бы там не говорили о хваленой демократии. Из пятисот тысяч жителей Афин, свободными были только сто тысяч, и только половина из них имела право голоса, так как остальные были выходцами из других полисов. Перикл – основатель афинской демократии. Он правил Афинами фактически 30 лет, но его сын от второго брака так и не стал полноправным гражданином, так как вторая жена Перикла (известная писательница Аспазия) была уроженкой другого города. Но в античных произведениях ни одна личность не связана классовой регламентацией, поэтому искусство Древней Греции дает чувство свободы.

   В античной культуре впервые появляется одухотворенный человеческий образ, поставленный в центре, так как до этого центром всего искусства был не человек. Например, в рисунках первобытных людей животные изображались огромными и красочными, а люди схематично маленькими. У древних египтян изображения фараонов были в неживых масках, а царское войско также было странно полусхематичным.

   Существовало  четыре древнегреческих наречия. Различные  литературные жанры развались в  различных диалектах. Древнейшее наречие  – ахейское (во времена Гомера у этого наречия уже не оставалось носителей). Эолийское наречие существовало на островной Греции, там впервые появилась лирика. Ионийское наречие было распространено на континентальной Греции и в колониях на побережье Малой Азии, оно дало начало эпической поэзии. Из ионического диалекта появляется аттическое наречие – используется в Афинском полисе и в деловой речи. Дорическое наречие в Южной Греции, оно составляет основу хоровых песнопений и основу театра.

   Периодизация:

   1. Архаический период (7 век до нашей эры – 5 век до нашей эры). Характерно: острота в социальном отношении, так как идет разрушение родовой общины и установление полиса. В общине во главе стоял царь, затем родовая знать, в полисе происхождение не имело значения. Ницше называет этот период трагическим.

   Развивается устное народное творчество, но в греческой мифологии отсутствуют сказки. Из греческих сказок до нас дошла только одна, да и о ней ведутся споры, не была ли она более поздней вставкой. Она дошла до нас в составе «Метаморфоз» Апулея – «Сказка об Амуре и Психее». В греческом искусстве сказку вытесняет миф, у него самая значимая роль. Также развивается басня, которая охватывает огромный конгломерат. Эзоп – родоначальник басен, он выходец из Малой Азии. Появляются эпические, архаические, героические поэмы, из которых до нас дошли только гомеровские. Об остальных мы можем судить только по отрывкам. На смену Гомеру приходит дидактический эпос Гесиода, который желает удержать старые моральные нормы. В этот же период появляется и архаическая лирика.

   2. Классический (аттический) период. В это время центр культурной жизни находится в Афинах – аттике. После Греко-персидской войны началось развитие Афин, которые скоро стало примером для всей Греции. Развивается театр драматургии, считается, что театр всегда развивается в трагическую эпоху. Сначала появляется трагедия, затем комедия. Развивается лирика и ораторское искусство, риторика. В четвертом веке начинает развиваться проза. Сначала появляется историческая проза, затем философская.

   3. Эллинистический период (с 4 века до нашей эры по 1 век до нашей эры). В этот период Греция завоевывается сначала Филиппом, потом Александром Македонским. Полисная система изжила себя. У Александра есть великая идея – нести греческую культуру варварам. Появляется понятие «космополит». Потом Александр понимает, что греческая культура не единственная конкурентоспособная культура в мире. Эллинизм – симбиоз греческой и других культур. Культурный центр переносится в Египет, в Александрию. Там возникает гуманитарная наука.

   Характерно  пристальное внимание к человеку. Развиваются малые жанры лирики, например, эпиграмма. Теряет значение высокая комедия, появляется новоаттическая комедия о семье, о доме. В самом конце периода появляется греческий повесть или греческий роман.

   4. Период греческой литературы эпохи римского владычества (1 век до нашей эры – 476 год нашей эры). Пример: Апулей «Золотой осел (Метаморфозы)». Развивается историческое знание, например, «Жизнеописание» Плутарха. 

   Греческая мифология.

    • Определение мифа и мифологи. Периодизация мифологии.
    • Специфика архаической мифологии.
    • Сюжеты, образы и циклы олимпийской мифологии.
    • Мифология позднего героизма.
    • Послеклассическая мифология (самоотрицание мифологии).

   В греческом языке существует три  слова для обозначения понятия  «слово» - «эпос», «логос» и «мютос\миф». Эпос – слово произнесенное, речь, повествование. Логос – слово в научной, деловой речи, риторике. Мютос – слово-обобщение. То есть миф – это обобщение в слове чувственного восприятия жизни.

   Не  существует единого определения  мифа, так как это очень емкое  образование. Лосев и Тахо-Годи дают философское определение. Но есть и неверные определения. Миф – это не жанр, а форма мысли. На эту сторону мифа впервые обратил внимание Фридрих Вильгельм Шеллинг. Он говорит о том, что мифология является предпосылкой как греческого, так и мирового искусства.

   У всех свой язык и своя мифология, значит, мифология связана со словом –  такую мысль развивает Потебня. Мифологию нельзя придумать специально – ее создает народ на определенной стадии своего развития. Поэтому мифологические сюжеты и похожи, ведь они связаны с определенными этапами мировоззрения. Мифологию нельзя отменить декретом. Именно Шеллинг заговорил о новой мифологии – она постоянно меняется. Новое время мифологизирует на почве истории, политики, социальных событий.

   В родовом обществе мифология является универсальной, единой и единственной нерасчлененной формой общественного сознания, которая отражает действительность чувственно-конкретных и персонифицированных образов.

   Очень долго мифология остается единственной формой общественного сознания. Потом появляется  религия, искусство, политика, наука. Сущность греческой мифологии понятна только при учете особенностей первобытно-общинного строя греков. Греки воспринимали мир как одну большую родовую общину, сначала матриархальную, потом патриархальную. Поэтому у них и не возникает никаких моральных сомнений, когда они слышат миф о Гефесте – когда слабого ребенка скидывают со скалы.

   Аллегория отличается от мифа тем, что в аллегории означаемое не равно означающему, а в мифе равно.

   Миф не религия, потому что он появился до разделения веры и знания. Каждая религия устанавливает культ (дистанция между богом и человеком). Это не сказка, потому что сказка – это всегда сознательный вымысел, ее сочиняют, но не верят. Миф гораздо древнее. Сказка часто использует мифологическое мировосприятие. В сказке много волшебного, условное место действия, а в мифе все конкретно. Это не философия, так как философия всегда стремится объяснить, вывести определенную закономерность, а в мифе все воспринимается как непосредственная данность – запечатлеть, а не объяснить.

Информация о работе История зарубежной литературы