История зарубежной литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 21:57, курс лекций

Описание работы

Общая характеристика античной литературы.
Предмет и значение античной литературы. Специфика античного искусства.
Античное рабовладельческое общество. Периоды литературной истории Греции.

Античная литература хронологически не является первой. Причина того, что мы изучаем ее первой кроется в том, что древние литературные памятники открывали наоборот, то есть от более поздних к ранним.

Античная литература является древнейшей европейской литературой, поэтому она оказывает влияние на всю остальную литературу.

Работа содержит 1 файл

ИЗЛ Шарыпиной.doc

— 316.50 Кб (Скачать)

   Елена – внучка Немезиды, богини возмездия. В 12 лет ее похитил Тесей. Потом  все хотели взять ее в жены, Одиссей  посоветовал отцу Елены дать ей выбрать  самой и взять с женихов  клятву помочь семье Елены в случае беды. 

   «Илиада»  охватывает в качестве событий незначительный период времени. Всего 50 дней последнего года войны. Это гнев Ахилла и его  последствия. Так поэма и начинается. «Илиада» - военно-героическая эпопея, где центральное место занимает рассказ о событиях. Главное – гнев Ахилла. Аристотель писал, что Гомер гениально выбрал сюжет. Ахилл – особый герой, он заменяет собой целое войско. Задача Гомера – описать всех героев и быт, но Ахилл затмевает их. Поэтому Ахилла надо изъять. Все определяется одним событием: в земном плане все определяется последствиями гнева Ахилла, в небесном – волей Зевса. Но его воля не всеобъемлюща. Зевс не может распорядиться судьбами греков и троянцев. Он использует золотые весы судьбы – доли ахецев и троянцев.

   Композиция: чередование земной и небесной линии  сюжета, которые к концу смешиваются. Гомер свою поэму на песни не разбивал. Впервые ее разбили александрийские ученые в третьем веке до нашей эры – для удобства. Каждую главу назвали по букве греческого алфавита.

   В чем причина гнева Ахилла? За 10 лет они разорили много окрестных  полисов. В одном городе они захватили  двух пленниц – Хрисеиду (досталась  Агамемнону) и Брисеиду (досталась  Ахиллу). У греков начинает формироваться  сознание ценности своей личности. Гомер показывает, что родовая коллективность уходит в прошлое, начинает формироваться новая нравственность, где на первый план выходит представление о ценности собственной жизни.

   Поэма заканчивается похоронами Гектора, хотя по сути судьба Трои уже решена. В плане фабулы (мифологической последовательности событий) «Одиссея» соответствует «Илиаде». Но она повествует не о военных событиях, а о странствиях. Ученый называют ее: «эпическая поэма странствий». В ней повествование о человеке вытесняет рассказ о событиях. На первый план выходит судьба Одиссея – прославление ума и силы воли. «Одиссея» соответствует мифологии позднего героизма. Посвящена последним сорока дням возвращения Одиссея на родину. О том, что центром является возвращение, свидетельствует самое начало.

   Композиция: сложнее «Илиады». События в «Илиаде» развиваются поступательно и  последовательно. В «Одиссее» три  сюжетных линии: 1) боги-олимпийцы. Но у  Одиссея есть цель и никто не может  ему помешать. Одиссей выпутывается из всего сам. 2) собственно возвращение – тяжкие приключения. 3) Итака: два мотива: собственно события сватовства и тема поисков Телемахом отца. Некоторые считают, что Телемахия это поздняя вставка.

   В основном  все же это описание странствий Одиссея, причем в ретроспективном  плане. События определяются ретроспекцией: влияние событий давнего прошлого. Впервые появляется женский образ, равный мужскому – Пенелопа, многомудрая – достойная супруга Одиссея. Пример: она прядет погребальный покров.

   Поэма сложнее не только по композиции, но и сточки зрения психологической мотивации поступков.

   «Илиада» - любимое произведение Льва Толстого. Значение гомеровских поэм заложено в нравственных ценностях, они их нам представляют. В это время  как раз формировались представления  о нравственности. Соотношение с материалами. Героизм и патриотизм – не главные ценности, которые интересуют Гомера. Главное – проблема смысла человеческой жизни, проблема ценностей человеческой жизни. Тема человеческого долга: перед родиной, перед племенем, перед предками, перед умершими. Жизнь во вселенском масштабе представлена как вечнозеленая роща. Но смерть не повод для горя – ее нельзя избежать, но надо достойно встретить. Формируются представления о человеческой дружбе. Одиссей и Диомед, Ахилл и Патрокл. Все они уравновешены. Проблемы – что есть трусость? Храбрость? Верность дому, народу, супругу? Верные жены: Пенелопа, Андромаха.

   Как уже говорилось ранее, в гомеровских  героях собирались обобщенные черты  всего народа, который они представляли. Образы воинов отличались многообразием. У Гомера еще не было представления о характере, но, тем не менее, у него нет двух одинаковых воинов. Считалось, что человек уже рождается с определенными качествами, и в течение жизни ничего измениться не может. Этот взгляд претерпевает изменение только в трудах Теофраста – ученика Аристотеля. Удивительная нравственная цельность гомеровского человека. У них нет рефлексии или раздвоенности – это в духе гомеровского времени. Судьба – это доля. Поэтому обреченности нет. Поступки героев не связаны с божественным влиянием. Но существует закон двойной мотивации событий. Как рождаются чувства? Легче всего объяснить это божественным вмешательством Талант Гомера: сцена с Ахиллом и Приамом.

   Набор качеств у каждого воина одинаков, но образы уникальны. Каждое из действующих лиц выражает какую-нибудь одну сторону национального греческого духа. В поэме есть типы: старцы, жены и т.д. Центральное место занимает образ Ахилла. Он велик, но смертен. Гомер хотел изобразить поэтический апофеоз героической Греции. Героизм – осознанный выбор Ахилла. Эпическая доблесть Ахилла: храбрый, сильный, бесстрашный, воинственный клич, быстрый бег. Чтобы герои были разные, количество различных качеств разное – индивидуальная характеристика. Ахилл обладает импульсивностью и безмерностью. Характеристика Гомера: он умеет слагать песни и поет их. Второй по силе воин – Аякс Большой. У него чрезмерно много честолюбия. Ахилл быстроног, Аякс неповоротлив, медлителен. Третий – Диомед. Главное – полное бескорыстие, поэтому Диомеду даруется победа над богами. Эпитеты: у Ахилла и Одиссея более 40. В битве Диомед не забывает о хозяйстве. Предводители похода изображены в противоречии с эпическими законами. Авторы эпоса пишут объективно. Но у Гомера много эпитетов у любимых героев. У Атридов эпитетов мало. Диомед упрекает Агамемнона «Доблести ж не дал тебе (Зевс)». Другое отношение к Нестору, Гектору и Одиссею. Гектор – один из любимых героев Гомера, он разумен и миролюбив. Гектор и Одиссей не надеются на богов, поэтому Гектору присущ страх, но этот страх не влияет на его поступки, так как Гектор обладает эпической доблестью, включающей в себя эпический стыд. Он чувствует ответственность перед защищаемым народом.

   Прославление  мудрости. Старцы: Приам и Нестор. Нестор пережил три поколения  людей по тридцать лет. Новая мудрость: интеллект Одиссея. Это не опыт, а гибкость ума. Еще Одиссея отличает: все герои стремятся к бессмертию – ему оно дважды предлагается, но он меняет его на родину.

   Гомер впервые дает нам опыт сравнительной  характеристики. 3 песнь «Илиады»: Елена рассказывает о героях. Сравниваются Менелай и Одиссей.

   Образ Елены в «Илиаде» - демонический. В «Одиссее» же она домохозяйка. Описывается не ее внешность. А реакция  старцев на нее. О ее чувствах мы знаем очень мало. В «Одиссее»  она другая – ничего таинственного нет. 

   - Особенности эпического мировоззрения  и стиля.

   Первое  – объем эпических поэм всегда значителен. Объем зависит не от желания автора, а от поставленных автором задач, которые в данном случае требуют большого объема. Вторая особенность – многофункциональность. Эпос в древнем обществе выполнял много функций. Развлекательная – в последнюю очередь. Эпос – хранилище мудрости, воспитательная функция, примеры как себя нужно вести. Эпос – хранилище сведений по истории, сохраняет представление народа об истории. Научные функции, так как именно в эпических поэмах передавались научные сведения: астрономия, география, ремесло, медицина, быт. В последнюю очередь – развлекательная функция. Все это называется эпический синкретизм.

   Гомеровские поэмы всегда повествуют о далеком прошлом. Грек пессимистически смотрел в будущее. Эти поэмы призваны запечатлеть золотое время. 

   - Монументальность образов эпических  поэм.

   Образы  приподняты над обычными людьми, они  почти памятники. Все они возвышеннее, красивее, умнее обычных людей – это идеализация. Это и есть эпическая монументальность.

   Эпический вещизм связан с задачей описать  в полном объеме все. Гомер фиксирует  внимание на самых обычных вещах: табуретка, гвоздики. Все вещи обязательно  имеют цвет. Некоторые считают, что тогда мир описывали двумя красками – белой и золотой. Но это опроверг Вилькельман, он занимался архитектурой. На самом деле красок много, а статуи выбелены временем. Статуи одевались, раскрашивались, украшались – все было очень ярким. Даже титаномахия на Парфеноне была раскрашена. В Гомеровских поэмах все цветное: одежды богинь, ягоды. Море имеет более 40 оттенков по цвету.

   Объективность тона гомеровских поэм. Создатели  поэм должны были быть предельно справедливыми. Гомер необъективен только в эпитетах. Нпример, описание Терсита. Терсит абсолютно лишен эпической доблести.

   Эпический стиль: три закона.

   1) Закон ретардации – нарочитая остановка действия. Ретардация, во-первых, помогает расширить рамки своего изображения. Ретардация – это отступление, вставная поэма. Повествует о бывшем или излагает взгляды греков. Поэмы исполнялись устно и во время ретардации автор и исполнитель пытается возбудить дополнительное внимание к ситуации: например, описание жезла Агамемнона, описание щита Ахилла (это описание показывает, как греки представляли себе мироздание). Женитьба деда Одиссея. В роду у Одиссея всегда был один наследник. Одиссей – сердитый, испытывающий гнев богов.

   2) Закон двойной мотивации событий.

   3) Закон хронологической несовместимости  одновременных событий во времени. Автор эпических поэм наивен, ему кажется, что если он будет изображать одновременно два одновременных события, то это будет неестественно. Яркий пример: Приам и Елена разговаривают.

   Эпические поэмы изобилуют повторами. До трети  текста приходится на повторы. Несколько причин: из-за устности поэм, повторы – это свойства устного народного творчества, фольклорное описание включает постоянные формулы, чаще всего это явления природы, снаряжение колесниц, вооружение греков, троянцев – трафаретные формулы. Украшающие эпитеты, твердо закрепленные за героями, предметами, богами (волоокая Гера, Зевс-тучегонитель). Боги как совершенные создания заслуживают эпитета «золотой». Больше всех с золотом связана Афродита – эстетическая сфера, у Геры это державность, властительность. Самым темным оказывается Зевс. Все боги должны быть умными, всеведущими. Промыслитель – только Зевс, хотя и другие тоже. Афина: заступница, защитница, неодолимая, несокрушимая. Арес: ненасытный войной, губитель людей, запятнанный кровью, сокрушитель стен. Часто эпитеты настолько срастаются, что противоречат положению: благородные женихи в доме Одиссея. Эгист, убивающий Агамемнона, - беспорочный. Это все фольклорные формулы.

   Эпические сравнения. Стремясь к наглядности  изображения,  поэт стремится каждое описание перевести на язык сравнения, которое перерастает в самостоятельную картину. Все сравнения Гомера из бытовой сферы: бои за корабли, греки теснят троянцев, греки сражались как соседи за межи на соседних участках. Ярость Ахилла – сравнение с молотьбой, когда волы топчут зерна.

   Гомер часто использует описание и повествование  через перечисление. Не описывает  картину во всей целостности, а нанизывает эпизоды – убийства Диомеда.

   Сочетание вымысла с деталями реалистической действительности. Грань между реальностью и фантастикой стирается: описание пещеры циклопа. Сначала все очень реалистично, но потом появляется страшное чудовище. Создается иллюзия объективности.

   Поэмы написаны гекзаметром – шестистопным дактилем. Причем последняя стопа усеченная. Посередине делается цезура – пауза, которая делит стих на два полустишья и дает ему размеренность. Все античное стихосложение основано на строго упорядоченном чередовании долгих и кратких слогов, причем количественное соотношение ударных и безударных слогов 2:1, но ударение не силовое, а музыкальное, основано на повышении и понижении тона. 

   -Гесиод  и проблемы дидактического  эпоса.

   Гомеровский эпос – продукт патриархальных отношений. Это мировосприятие члена общины. «Илиада» начинается ссорой Агамемнона и Ахилла – идеология общины уходит в прошлое, появляется новое представление о мире. Этика взаимоотношений скоро уйдет в прошлое. Конец 8 – начало 7 века до н.э. – бурное развитие полиса. Частная жизнь горожанина – земледелие. В городе складываются другие экономические отношения, появляются классы и деньги, мировоззрение горожанина становится иным. Труд, который ценился в общине, в городе становится уделом рабов – чем-то унизительным. В городе классическое рабство, человек – вещь, способ добывания денег. В городе престижны ремесла. Часть людей принимает новую идеологию, а часть людей, включая Гесиода, старается удержать прошлое. Прежде всего, это Северная Греция – Беотия, земледельческий край, там люди старались удержать золотой век. Дидактический эпос наставляет.

   С точки зрения формы он похож на гомеровский эпос. Но автор давлеет  над всем, он поучает, поэтому это  скучно для современного человека. Гомер и Гесиод – два полюса в художественном взгляде на жизнь  греков. Гомер аристократичен с точки зрения героической архаики – воспевает царей и героев, Гесиод патриархален, выражает патриархальную крестьянскую точку зрения.

   8 – 7 век до нашей эры –  начинается поворот от мифологического  восприятия мира к научному  истолкованию. Поэмы Гесиода –  как раз момент перехода. Главный представитель – Гесиод. Происходил из отсталой древней Беотии, сын зажиточного крестьянина. Он сохранил патриархальные представления о жизни. Получил хорошее образование – мы знаем биографию Гесиода в отличие от Гомера. Гесиод рассказывает о себе в качестве примера. Гомер не стал бы на своем примере давать назидания. Гесиод – рапсод. Деревня его у подножия горы Геликон. Гесиод подчеркивает, что свой талант он получил от муз. Произведения «Теогония» и «Труды и дни». Ему приписывают еще несколько произведений.

Информация о работе История зарубежной литературы