Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:29, доклад
Роман Владимова, опубликованный в сокращенном варианте в журнале "Знамя" в 1995 году, получил Букеровскую премию и вызвал большой литературный скандал. "Генерал и его армия" подвергся жестокой критике со всех сторон. Консервативные литераторы обвинили Владимова, во-первых, в искажении исторических фактов, а во-вторых — в проявлении симпатий к "железному" Гудериану (тут же припомнили, что сам Владимов с 1983 года живет в Германии).
4. Приём перебрасывания действия от командующего российской армией к командующему армией врага.
Для примера можно взять эпизоды: «Власов у храма Андрея Стратилата» (гл. 2, ч. 2) и «Гудериан в Ясной Поляне» (гл. 2, ч. 3).
Вывод. В отличие от Л.Толстого, считающего, что волевые решения командующего армией на ход сражения не влияют, Владимов утверждает, что ведение войны — искусство. Полководцу нужны интуиция, умение прогнозировать свои действия, талант, решительность и осознание своей роли. Причём качества эти могут быть свойственны не только защитникам Отечества, но и захватчикам.
5. Психологизм повествования. Использование внутреннего монолога.
— Роман «Генерал и его армия» — цепочка размышлений многих героев, а более всего — генерала Кобрисова. Каким предстаёт он перед нами в своих раздумьях?
Заключительное слово учителя.
Как и Л.Толстой, Г.Владимов
использует те же аспекты изображения
жизни: исторический (
У авторов много общего в изображении: пятьдесят лет отдалённости от военных событий, использование наряду с историческими вымышленных лиц, употребление множества фактов, широта исторического мышления. Их объединяет также умение выразить открыто авторскую позицию, показать как массовые сцены войны, так и личный героизм. Общее и в социальной направленности критики, в противопоставлении “верхов” и “низов”.
Однако, изображая Отечественную войну против Наполеона, Л.Н. Толстой утверждал, что исключительная роль здесь принадлежит народу, который влияет на ход истории. В период военных действий лучшие люди из всех слоёв общества вставали на защиту Отечества, однако историческим процессом управляет Высшая воля, которой подчинены все его участники. Для великого писателя война — это “бедлам и хаос, где никто ничего предвидеть не может” и никакой полководец ничем не руководит.
Владимов, напротив,
утверждает, что успеху на войне
способствуют талант и интуиция полководца.
Наука побеждать — это
Каким же образом Владимов делает ссылки на Толстого?
Во-первых, он упоминает
реалии, принадлежащие Толстому-
Важную роль играют реминисценции и аллюзии. Можно привести множество примеров из текста романа «Генерал и его армия», где эти реминисценции и аллюзии напоминают о произведении Толстого. Кобрисов во время переправы чем-то немного напоминает Пьера на Бородинском поле, а когда вывозит из окружения орудия — Тушина. Много общего в лихом геройстве Денисова и Галагана, в подчинении своих интересов интересам мужа у Наташи Ростовой и Марии, жены Кобрисова.
Но всё-таки главным
остаётся следование не столько художественным
приёмам, сколько внутренним задачам
творчества великого писателя: Владимов
стремится показать то, что для
лучших русских людей личные судьбы
неотделимы от судьбы Родины; нельзя быть
свободным и счастливым, если в
беде твой народ. Автор не уходит от
вопросов о смысле жизни, о добре
и зле. Он дорожит исконными чертами
толстовского реализма: преобладанием
идеи над выразительностью, стремлением
к открытой публицистичности, гуманистическим
пафосом, стремлением донести до
читателя богатство внутренней жизни
человека.
Именно
Владимов своим «Генералом»
И с этой точки зрения концептуально роман Владимова безупречен. Куда до него записному концептуалисту Владимиру Сорокину, которого даже на букеровский порог не пустили с его «Романом» о смерти романа. Диссиденты-шестидесятники в жюри и литературе пошли до конца. И пришли к нему. И тут кончаются интриги, и дышат почва и судьба.
В романе Владимова «Генерал и его армия» есть та свежесть чувства, та отчетливость зрения, которые даются только перед смертью явления. Первая любовь, последняя любовь – больше такого не будет! Это – Россия ностальжи. Больше не будет такого белого снега, такой баснословной грязи, по которой идут советские танки, таких маршалов, танцующих вприсядку, таких верных жен и сладких медсестричек, таких подлых стукачей и коварных смершевцев, таких мудрых врагов и такой верной собачьей службы и умопомрачительного предательства, за которое тем же собакам собачья смерть! Ведь целый мир кончился. И не тогда, в болотах и окружении, в окопах под Москвой и в святой борьбе за великую Россию против тирана – все кончилось сейчас. Кто он, генерал, - Власов? Кобрисов? Гудериан? И где его армия – по какую сторону фронта? Все кончилось вселенской шмазью и смешением своих и чужих, когда ничего уже не разобрать, кроме последней, итоговой, чистой фразы, описывающей «все как есть».
То кончились фильмы и книги про войну, Симоновы и Гроссманы, Баклановы и Беки, Богомоловы и Бондаревы. Дальше – тишина и неприличные звуки.
И с точки зрения будущего оказалось, что это была экологически чистая война. Вкусная, хрустящая, на правильном литературном языке, в последней полноте исчерпывающего стиля. Почти живые типажи нашей памяти. «Ерунда! - восклицает фронтовик. – Все было иначе!» Иначе? Неужели это мы, краснощекие, на брежневских плакатах? Неужели это наши отцы в фильмах и романах о войне?
Ну да. Других же не осталось.