Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:29, доклад
Роман Владимова, опубликованный в сокращенном варианте в журнале "Знамя" в 1995 году, получил Букеровскую премию и вызвал большой литературный скандал. "Генерал и его армия" подвергся жестокой критике со всех сторон. Консервативные литераторы обвинили Владимова, во-первых, в искажении исторических фактов, а во-вторых — в проявлении симпатий к "железному" Гудериану (тут же припомнили, что сам Владимов с 1983 года живет в Германии).
В связи с этим,
размышляя далее о жанровой природе
произведения, примем во внимание версию
критика О.Давыдова («Между Предславлем
и Мырятином»). Автор статьи утверждает,
что “историческим романом
Г.Владимов не даёт готовых
ответов, он лишь заставляет задуматься
над нашим общим прошлым, чтобы
избежать ошибок в будущем. Можно
ли с учениками на уроке говорить
о таких спорных вопросах, как
историческая роль генерала Власова
и власовцев, цена победы советского
народа над фашизмом; о “симпатичном”
немецком командующем Гудериане? Можно
и нужно. Следует помочь ученикам
разобраться в сложном
осознание композиции.
На первый взгляд она кажется сложной,
даже несколько хаотичной, но постепенно
от страницы к странице мы начинаем
понимать логику авторского замысла. Не
случайно зачин романа посвящён “королю
дорог” — «виллису». Именно эта
машина, проезжая с запада (от Днепра
и города Предславля) на восток (до Поклонной
горы под Москвой) и обратно с
востока на запад, “связывает” многие
отдельные сцены, эпизоды, авторские
размышления в единое целое —
роман о генерале Кобрисове. Художественное
пространство в начале произведения
ограничено четырьмя сиденьями этой
генеральской машины. Почти не видим
мы, кого встречает на своём пути
вызванный в Ставку генерал, что
видят из окна автомобиля его водитель
Сиротин, адъютант Донской и ординарец
Шестериков. Не слышим и их разговоров
между собой: каждый занят своими
мыслями. Мысли эти — о самом
наболевшем, о самом важном —
текут, теснятся, сплетаются; рождённые
многими воспоминаниями, дополненные
документальными фактами и
Мечтает ординарец Шестериков о даче в Апрелевке, где в послевоенное время хотел бы продолжить службу у своего генерала, и посещают его мысли о том, честно ли он служит сегодня. Ведь не сказал же Кобрисову о том, что майор Светлооков пытался его завербовать. Собирался — но не сказал. Именно здесь изображение самой сцены вербовки становится уместным. Несмотря на то, что подобная беседа Светлоокова с Сиротиным и Донским дана давно — в самом начале романа.
Но романное действие не распадается на отдельные воспоминания. Есть нечто скрепляющее, объединяющее их в единое целое — замысел автора, именно он обеспечивает “выверенность сюжетных построений” и то, что “выстроено всё прочно и изящно”17. Последовательность, в какой автор позволяет нам заглянуть во внутренний мир каждого из генеральской свиты, тоже не случайна. Она не связана с военной чиновной иерархией, не опирается и на открытую оценку автора. Дело здесь в степени “самоотстранённости” каждого из этой свиты от своего непосредственного начальника. Сначала мы читаем мысли тех, кого можно отнести к людям совершенно чуждым Кобрисову по духу, — его водителя Сиротина и адъютанта Донского. Словно для того, чтобы быстрее понять их и сразу же убрать за пределы читательского интереса.
Если откровенно тяготится службой у Кобрисова Сиротин, думает постоянно о том, что он был у того не первым водителем (все предыдущие погибли), что “с этим генералом он войну не вытянет”, то и читатель знакомится с ним коротко, лишь по касательной. Во время вербовки Сиротин предаёт Кобрисова сразу и без угрызений совести.
“Засидевшемуся”, по
собственному же мнению, в майорах
адъютанту Донскому тоже далеко до
какой бы то ни было близости с Кобрисовым.
Будучи человеком крайне честолюбивым,
с карьеристскими устремлениями, он
смотрит на своего генерала свысока,
не допуская и мысли о глубоком
уме и богатом внутреннем мире
последнего. Намеренно-сниженное описание
внешности Кобрисова (“глаза-буркалы”,
“очаровательная кабанья грация
с известной долей
Напротив, близок генералу Кобрисову и интересен автору ординарец Шестериков, фамилия которого происходит от русского слова “шестерик”. Сам Владимов об этом пишет: “Загляните в словарь — это куль с весом в 6 пудов, это запряжка лошадей в три пары цугом… в прошлые войны так возили тяжёлые орудия. Если поискать символику, так она скорее в шестижильности персонажа, в способности к разного вида трудам, к перенесению тягот. Унижения солдатского достоинства в этой фамилии нет”18. В романе мыслям и воспоминаниям солдата отведено немало страниц. В этом герое объединены многие лучшие качества русского человека: смелость и жертвенность, умение достойно жить в самых трудных обстоятельствах, трудолюбие и преданность делу, житейская мудрость. Шестериков спас уже однажды Кобрисова от смерти, выходил его в госпитале. Такого ординарца мечтал бы иметь любой генерал.
Наконец, самым интересным
героем можно с уверенностью назвать
самого генерала Кобрисова. Ему не только
посвящена большая часть
Следуя традициям
русского реализма, а более всего
опираясь на роман Л.Н. Толстого «Война
и мир», Г.Владимов стремится сказать
своё слово о Великой Отечественной
войне. Он ведёт читателя к размышлению,
заполняет в нашей
Оценка романа в современной критике
(Учащиеся читают фрагменты из критических статей.)
1. Вяч. Курицын: “Нет сюжета, есть вполне вялая штабная-полевая история с социально-бюрократической завязкой и торжественно-психологической развязкой. Нет ни одного (именно ни одного) интересного фабульного хода. Нет никакой увлекательной фактуры, детали, подробности, нет событийного мяса…” (Литературная газета. 1995. № 41. С. 4).
2. Л.Аннинский: “Кобрисов — гравитационный центр воюющей державы… Выверенность сюжетных построений доставляет — чисто читательски — едва ли не наслаждение, фактурные пласты схвачены сюжетным ритмом... выстроено всё просто и изящно” (Новый мир. 1994. № 10. С. 214, 221).
3. Н.Иванова: “Хронотоп обширен, пространство широкоформатно. Роман многонаселён — подлинная воюющая Россия” (Знамя. 1994. № 7. С. 183–193).
4. В.Богомолов: “Это всего лишь новая — для России — мифология, а точнее фальсификация, цель которой — умаление нашего участия во Второй мировой войне, реабилитация и, более того, восславление — в лице «набожно-гуманного» Гудериана — кровавого гитлеровского вермахта и его пособника генерала Власова, новая мифология с нелепо-уничижительным изображением советских военнослужащих в том числе и главного персонажа, морально опущенного автором генерала Кобрисова” (Книжное обозрение. 1995. № 19).
5. А.Немзер: “Выверенность слога, продуманность мотивных перекличек, символика, достоверность, сюжетная энергетика, точность психологического рисунка, мука, милосердие, внелогичная надежда в романе. Великом романе” (Сегодня. 1994. 17 июня).
Беседа
Художественные приёмы Л.Н. Толстого, использованные для раскрытия образа генерала Кобрисова.
Как вы понимаете
слова критика Владимира
1. Приём сопоставления показывается через восприятие одного явления, события разными людьми. Характер генерала складывается из оценок людей его ближайшего окружения, в частности адъютанта Донского, водителя Сиротина, ординарца Шестерикова. Чтение и анализ эпизодов вербовки майором Светлооковым людей из генеральской свиты (гл. 1, ч. 1, 2; гл. 2, ч. 5).
— Каким предстаёт Кобрисов через восприятие Донского? Сиротина? Шестерикова?
— В чём проявляется высокомерие Донского? Каково его отношение к Кобрисову?
— Почему тяготится службой у Кобрисова Сиротин? Почему он так быстро соглашается со Светлооковым в необходимости “опеки”?
— Какие чувства испытывают читатели в сцене вербовки Шестерикова? Какими глазами смотрит ординарец на генерала? В чём причина преданности солдата командарму? Есть ли сходство между Шестериковым и Платоном Каратаевым Толстого, отмеченное, в частности, критиком В.Кардиным20? Если есть, в чём это проявляется?
Напомним учащимся
основные черты характера П.Каратаева:
дух простоты и правды, смирение,
кротость, пассивность, покорность, патриотизм,
оптимизм. В Каратаеве нет ненависти
даже к врагам, нет внутренней раздвоенности,
рефлексии, эгоцентризма. Какие из этих
качеств свойственны
2. Приём противопоставления. Чтение и анализ эпизодов для противопоставления: Кобрисов отправляет Нефёдова на смерть (гл. 3, ч. 2), Дробнис отправляет в атаку лейтенанта Галишникова (гл. 4, ч. 1).
— Как проявляются лучшие качества Кобрисова в сцене прощания с Нефёдовым? Почему он не может поступить так, как поступает Дробнис? Как, в свою очередь, ведут себя Нефёдов и Галишников по отношению к своим командирам? Почему?
— Что Г.Владимов говорит о молодых командирах — лейтенантах, поднимающих солдат в атаку? Почему он считает, что война выиграна благодаря им?
3. Приём “срывания всех и всяческих масок”.
а) “Генеральская правда”. Здесь можно рассмотреть несколько эпизодов и сцен, например:
· Судьба конструктора Кошкина — создателя танка Т-34 (гл. 2, ч. 3).
· Допрос пленного десантника из Мырятина (гл. 4, ч. 1).
· Совещание в Спасо-Песковцах (гл. 4, ч. 2).
· Заграждение из отрядов НКВД (гл. 5, ч. 2).
· Самоубийство Кирноса (гл. 5, ч. 2).
· Четырёхслойная русская тактика (гл. 2, ч. 5).
— С какой целью Г.Владимов затрагивает эти болезненные вопросы?
— Можно ли утверждать, что рядом с существующей традиционной “лейтенантской” и “солдатской” правдой в современном литературном процессе появилась правда “генеральская”?
б) Развенчание “лжепатриотизма”. Показательным для анализа можно, на наш взгляд, считать эпизод с рубахами Н.Хрущёва (гл. 4, ч. 2). Здесь учителю следует разъяснить смысл самого слова “лжепатриотизм”, так как это достаточно сложное понятие. Это патриотизм “внешний”, поверхностный, сопровождающийся на деле равнодушием к реальным нуждам и чаяниям народа.
Цели многих людей в верхах лжепатриотичны по своей сути: взятие городов к праздничным датам, упомянутая ранее “четырёхслойная тактика”, честолюбивые амбиции командиров — тому пример. Напомним ребятам, что и Льва Толстого в своё время упрекали в отсутствии патриотизма за то описание войны, которое он дал в романе «Война и мир»: многие его современники были обижены принижением роли двора и штаба армии, разоблачением честолюбивых стремлений штабистов. Следовательно, Г.Владимов и здесь следует традициям классика.