Драматургия А.Н. Островского XIX век

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:41, курсовая работа

Описание работы

Пьесы Островского насущно необходимы и актерам, так как продолжают служить для них ничем незаменимой школой сценического мастерства. И вот почему А.А. Яблочкина призывала: «Изычайте, ставьте, играйте пьесы Островского!». Цель данной курсовой работы: рассмотреть драматургию А.И. Островского.

Содержание

Введение 3
1. Русский театр до А.Н. Островского 6
2. Особенности драматического действия пьес А. Н. Островского 10
3. Персонажи пьес А. Н. Островского 15
4. Специфика конфликта в пьесах А. Н. Островского 18
5. Жанровое своеобразие драматургии А. Н. Островского.
Значение в мировой литературе 22
Заключение 24
Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

островский МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

Вспомним, например, песни Кудряша в третьем  действии драмы «Гроза». Пословицы  Островский использует даже в заглавиях  пьес: «Не так живи, как хочется», «Не в свои сани не садись», «Свои люди - сочтёмся», «Бедность не порок», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Старый друг лучше новых двух» и т. п.

     Верность  и меткость народного языка Островского  отмечены были уже Добролюбовым.

     Оценивая  замечательное языковое мастерство Островского, Горький назвал его  «чародеем слова». Задаче реалистического  изображения действительности служит и композиция пьес Островского. Действие его пьес развёртывается обычно медленно, спокойно, в соответствии с тем устойчивым, малоподвижным бытом, который в них изображается. Драматических эффектов в виде выстрелов, самоубийств, переодеваний и т. п. Островский избегает. Самоубийство Катерины в драме «Гроза» нужно рассматривать не как сценический приём, усиливающий впечатление от пьесы, а как драматический финал, подготовленный всем ходом событий.

Очень важным свойством пьес Островского  является элемент комического, искусно  используемый драматургом. Проявляется он у Островского з разных формах: то как юмор, согретый теплотой и сочувствием,   при   изображении   маленьких,   забитых жизнью, честных людей, невольных жертв общественного неравенства, то как обличительный, сатирический смех, направленный против деспотизма самодуров, беззастенчивости и безжалостности хищников, развращенности дворянства и т. п. Сатирическую направленность пьес Островского глубоко вскрыл Добролюбов.

     В своих статьях, посвященных Островскому, великий критик разъяснил, насколько это было возможно в рамках царской цензуры, какое важное идейное значение имел смех Островского, направленный на обличение различных сторон «тёмного царства».

     Драматургия Островского - сложное явление, впитавшее  в себя опыт целого ряда русских и западноевропейских драматургов, творчество которых внимательно изучал Островский.

     Важнейшее достоинство творчества Островского - глубокий реализм, выразившийся в широком, правдивом освещении русского быта, в создании множества типичных образов из различных общественных классов, в замечательной характеристике изображаемой   среды  и  естественности  построения  пьес.

     Особенности пьес А. Н. Островского:

  1. Все пьесы Островского глубоко реалистичны. В них правдиво отражается жизнь русского народа середины 19 века, а также история смутного времени.
  2. Все пьесы Островского вырастали на базе ранее созданного и сочетались по принципу диптиха.
  3. Персонажи различных произведений Островского психологически сопоставимы между собой. Островский не ограничивается изображением характеров в единственно возможной ситуации; он обращается к этим характерам многократно.
  4. Островский является создателем жанра психологической драмы. В его пьесах можно наблюдать не только внешний конфликт, но и внутренний.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованных источников

  1. Максимов, С.В. А. Н. Островский в воспоминаниях современников./ С. В. Максимов. – М. – 1966. – 278 с.
  2. Мысовская, А.Д. Письмо к А. Н Островскому от 10 апреля 1885 г. Фонд А.Н. Островского (№200), инв. № 2/100. ЦГТМ им. А.А. Бахрушина
  3. Гончаров, И. А. Материалы, заготовляемые для критической статьи об Островском. / И. А Гончаров. – М. – 1955. – 179 с.
  4. Одоевский, В. Ф. Письмо к приятелю помещику от 20/VIII 1850 / В. Ф. Одоевский. – М. – 1879. – 530 с.
  5. Яблочкина, А.А. Изучайте, ставьте, играйте пьесы Островского / А.А. Яблочкина. // Сборник «А. Н. Островский». – М. – 1962. – 243 с.
  6. Пушкин, А.С. О народной драме и драме «Марфа Посадница». / А.С. Пушкин. – АН СССР. – 1949. – 179 с.
  7. Белинский, В.Г. Русский театр в Петербурге. / В. Г. Белинский. – М.: АН СССР. – 1954. – 563 с.
  8. Островский, А. Н. Полное собрание сочинений. // А. Н. Островский. Соч.: В 13 т. – М. – 1952. – Т. 12. – 73 с.
  9. Гоголь, Н. В. В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность. / Н.В. Гоголь. – М. – 1952. – 400 с.
  10. Добролюбов, Н. А. Темное царство. / Н.А. Добролюбов. Соч.: В 9 т. – М. – Л. – 1962. – Т. 5. – 130 с.
  11. Добролюбов о драматургии Островского. [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: http://5ballov.qip.ru/referats/preview/23958//– 39,019 байт. – Дата доступа: 14.08.2011 г.
  12. Некрасов, Н.А. Заметки о журналах. / Некрасов Н.А. // Художественная литература. – М. – 1950. – с. 375 – 377
  13. Шамбинаго, С.К. Творчество А.Н. Островского. / С.К. Шамбинаго. – М. – 1923. – 337 с.
  14. Тургенев, И.С. Полное собрание сочинений и писем, в 28-ми т. / И.С. Тургенев. – М. – Л. – АН СССР.– 1967. – Т. 14. – с. 243
  15. Марков, П. Морализм Островского. / П. Марков. – П. – М.– 1923.– 148 с.
  16. Лотман, Л. Островский и русская драматургия его времени. / Л. Лотман. – М. – 1961. – 352 с.

    18. Чехов,  А. П. Полное собрание сочинений  и писем. / А. П. Чехов // Художественная  литература. – 1949. – с. 332-333

    19. Ромашов,  Б. Драматург и театр. /  Б.  Ромашов. – М.: Искусство. – 1953. – 323 с.

    20. Ромашов,  Б. Островский и русский театр. / Б. Ромашов. // Литература и жизнь.  – М.  – 10 апреля 1948 г. 

Информация о работе Драматургия А.Н. Островского XIX век